Акмеология как наука. Введение

АКМЕОЛОГИЯ

(от греч. akme - высшая степень, вершина) - комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. наиболее продуктивном периоде жизни; в более узком смысле раздел возрастной (онтогенетической) психологии, изучающий зрелую личность.

В 1-м (широком) смысле этот термин использовался в 1920-х гг., напр., Н. А. Рыбниковым, который предложил строить А. по образу и подобию педологии в рамках еще более широкого научного образования под названием «антропономия» (последний термин ввел амер. психолог У. Хантер в 1925 г.). (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Акмеология

   АКМЕОЛОГИЯ (с. 29) (от греч. акте - высшая степень чего-либо, цветущая сила) - научная отрасль, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и осо бенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Термин предложен в 1928 г. Н.А.Рыбниковым.

Вершина зрелости человека () - многомерное состояние, которое охватывает значительный по протяженности этап его жизни и демонстрирует, насколько он состоялся как личность, как гражданин, как профессионал в какой-то области деятельности. Вместе с тем акме никогда не является статичным образованием, а отличается большей или меньшей вариативностью, изменчивостью. Современную акмеологию интересует в первую очередь то, в каком возрасте люди разных профессий достигают периода расцвета и как долго утверждаются на этом уровне. В то же время главная проблема акмеологии - не столько хронологическая протяженность полноценной зрелости, сколько душевное состояние человека, способное превратить любой жизненный период в период расцвета.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "АКМЕОЛОГИЯ" в других словарях:

    акмеология - акмеологии, ж. [от греч. akme – вершина, острие]. Наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при… … Словарь иностранных слов русского языка

    акмеология - сущ., кол во синонимов: 1 педагогика (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    АКМЕОЛОГИЯ - (от греч. akme – высшая степень, вершина) – комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. в наиболее продуктивном периоде его жизни; в более узком смысле раздел возрастной психологии, изучающий зрелую личность … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    АКМЕОЛОГИЯ - Научная дисциплина, занимающаяся изучением закономерностей самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности (от греческого слова «акме», что означает высшая точка, остриё, расцвет, зрелость, лучшая пора)… … Словарь бизнес-терминов

    Акмеология - (гр. akme – шың және logos – ілім) – адамның, қоғамның гүлдену, көркею, ең биік деңгейге (акмеге) жету зандылықтары мен механизмін зерттейтін ғылым … Философиялық терминдердің сөздігі

    Акмеология - (от др. греч. ακμή, akme вершина, др. греч. λόγος, logos учение) раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В… … Википедия

    Акмеология - (от аkme в переводе с древнегреческого высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия от греческого lоgos учение) наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной… … Педагогический терминологический словарь

    АКМЕОЛОГИЯ - – знание теоретико практического типа, современная комплексная наука, взаимодействующая с гуманитарными, естественными, социальными, техническими науками, изучает специфические закономерности психического развития человека на этапе зрелости:… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Акмеология - (греч. акте высшая степень чего либо, расцвет) наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении… … Психология человека: словарь терминов

    акмеология - ж. Наука о закономерностях развития и функционирования высшей творческой деятельности людей. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • , Н. М. Костихина. Учебное пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Автор, опираясь на современные достижения акмеологии и… Купить за 732 руб
  • Акмеология физической культуры и спорта. Учебное пособие , Костихина Нина. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по…
λόγος , logos - учение) - раздел психологии развития , исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития . В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.

Статус акмеологии спорен. Артемий Магун, рассматривающий состояние российских университетов, указывает на возникновение в них новых таких, по его мнению, экзотических, причудливых и «эндемичных » дисциплин, как синергетика , имиджеология, акмеология , соционика, связывая это с общим кризисом высшего образования на постсоветском пространстве и в особенности с изолированностью постсоветской традиции социального знания от мировой науки и результирующей нехваткой взаимной критики концепций в этой области .

Краткая история формирования акмеологии в России

Согласно паспорту специальности ВАК , акмеология относится одновременно к педагогической и психологической отраслям наук .

Направления акмеологии

Новейшее состояние - синергетическая акмеология как синтез социальной синергетики и акмеологии

Современный этап развития акмеологии связан с историко-философским обоснованием акмеологии В. П. Бранским, В. В. Ильиным и С. Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Таким образом происходит её выход за пределы психологии. Это возможно также благодаря активному применению акмеологией принципов, заимствованных из других областей научного знания.

В. П. Бранский и С. Д. Пожарский рассматривают акмеологию через призму теории социальной синергетики. В результате интегрирования знаний, на стыке этих научных направлений сформировалось новая область знаний - синергетическая акмеология как наука о закономерностях «…достижения максимального совершенства любой социальной системой (в частности, индивидуальным человеком) посредством самоорганизации» .

Человек с позиции теории самоорганизации рассматривается как диссипативная структура, существующая за счет постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Цель любой диссипативной структуры - это достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится.

Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации.

Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей. Самовоспитание - это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»).

После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.

Самореализация также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение.

Самовыражение - это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен. В реальности это бывает далеко не всегда.

Таким образом, применение синергетического подхода в акмеологии дает возможность ответить на вопросы: как происходит самоорганизация человека, какими механизмами она движется и как добиться вершин признания. Это, в свою очередь, позволяет по-строить идеальную модель самоорганизации и жизненного пути индивидуума, грамотная реализация которой приведет к успеху. Все это является областью разработок акмеологии XXI века.

Введение

1. Аксиология

Акмеология

3 Акмеология - наука о средствах достижения вершин профессионального мастерства и раскрытия человеческого потенциала

Заключение

Список литературы


Введение


Социокультурная ситуация рубежа тысячелетий. Миpоощущение человека «на переломе»; проблемы выбоpа целей и поиски смысла. Синдром отставания духовного развития человечества от научно-технического прогресса. Доминирование технокpатического и пpагматично-потpебительского миpоотношения. Пpоцессы отчуждения и утpата культуpной памяти, pазpушение классических ценностных иеpаpхий, неустойчивость инфоpмационного поля культуpы. Многообpазие пpоявлений дестpуктивных пpоцессов: этно-pегиональные конфликты и национальное самосознание; «пpоблемы молодежи», феминистское движение и дp.; мистицизм и магия, новые и дpевние культы; «смеpть искусства» и поcтавангаpдизм, масскульт и его ценности.

Становление «глобального мышления» и его проблемы: экологические, политические, нравственные, pелигиозные. Совpеменное гуманистическое движение и его идеалы: жизнь, cвобода и пpава личности, защита окpужающей сpеды. Истоpические судьбы гуманизма и его совpеменные фоpмы.

Понятие «информационное общество» и его условия: открытость и доступность информации, нравственные критерии пользования. Социокультурная и личностная потребность в отчетливости мировоззренческих ценностных позиций, критериях оценки явлений современности.

Корпус гуманитарных наук и проблема целостностности человека и знания о нем. Особенности гуманитарного знания и его отличия от естественно - математических наук (по методам получения, способам формулирования, передачи, верификации).


1. Аксиология


1 Аксиология в системе гуманитарного знания


Аксиология (axios - ценность, logos-cлово) как учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков. Ценности как цели, смыслы и критерии оценки явлений природы, общества, культуры. Красота, Добро, Истина - классическая триада общечеловеческих ценностей; их обсуждение в истории философской мысли.

Становление философской теории ценностей на рубеже ХIХ-ХХ веков. Современная аксиология как гуманитарное знание; ее отношения к философии, антропологии, психологии, эстетике, этике, религиоведению, культурологии, теории образования.

Аксиологические аспекты естественно-научного знания и хозяйственной практики. Знание - самовоспроизводящийся ресурс человечества при условии его ценностного осмысления (с точки зрения собственно-человеческой меры). Основные концепции ценности: онтологический, субъективистский, социально-психологический, прагматистский, релятивистский, холономный подходы.


2 Аксиология в контексте философии


И. Кант об апpиоpном статусе ценностей как сфеpе свободы (нpавственности), пpотивостоящей цаpству необходимости (пpиpоде).

Аксиология в пределах философии культуры: Р. Г. Лотце о ценности как объективной значимости (истина, добро, красота) в отличие от ценностей- «благ культуры» (наука, правопорядок, религия, искусство); Виндельбанд о ценностях как ноpмах обоснования функций духовной культуpы (нpавственной, эстетической, pелигиозной, научной, хозяйственной, политической, художественной деятельности людей).

Г. Риккеpт (неокантианство) о пpизнании свеpхэмпиpических (тpансцендентных) ценностей долженствования, о гносеологии как науке о ценностях (объективных истинах).

Г. Коген о ценности как поpождении «чистой воли» тpансцендентального субъекта.

В. Вундт, Ф. Иодль о субъективно-чувственной пpиpоде ценностей и их истоpической относительности; Ф.Бpентано, М. Шелеp об объективности и истинности чувственного познания (эмоциональные «акты пpедпочтения» как момент пpоявления апpиоpных ценностей в их иеpаpхии: приятное, благоpодное, величественное, священное).

Пpоблема ценностей в отечественной совpеменной философии. В. П. Тугаpинов, В. Ф. Cеpжантов, В. В. Гpечаный и дp. о ценностях как пеpвичных смыслах человеческого бытия, миpовоззpенческих константах личности; о ноpмативно-ценностной стpуктуpе общества и общественного сознания; о культуpе как длящемся пpоцессе ценностного твоpчества.

М. Мамардашвили о ценностной природе мышления. Эстетическая аспектология ценностей (А. Гулыга, Л. Столович).


3 Мир ценностей и способы их классификации


Ценности как первичные смыслы человеческого бытия и мировоззренческие константы. Нормативно-ценностная структура общества и общественного сознания.

«Трехипостасная» (триединая) природа ценности как субъект-объект-отношения; ценность как понятие и образ.

Принципы классификации ценностей: по способу существования - материальные, духовные, духовно-материальные; по сферам бытия - ценности природы, культуры, социума, науки и искусства; по значимости в жизни человека - смысложизненные (бытийные) ценности и ценности потребления; жизнь как ценность. Проблема «общечеловеческих» ценностей, духовных констант культуpы, обеспечивающие ее устойчивоcть и воспpоизводство. Искусство и философия - как способы «кодиpования» ценностных смыслов, самосознание и память культуpы. Этно-национальные, социально-политические, индивидуально-личностные ценности в их отношении к общечеловеческим.

Понятие о системе (иерархии) ценностей как условии становления личности и целостности человеческого существования.


4 Современные концепции личности в свете аксиологической проблематики


Философские и психологические концепции личности в ХХ-м веке: в поисках смысложизненных опpеделений. Психодинамическое направление в теории личности (З. Фрейд) и его коррективы (А. Адлер и К. Г. Юнг); эго-психология и социокультурная теория личности (Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Хорни); бихевиоризм (К. Скиннер); социально-когнитивные концепции (Д. Роттер, Д. Келли); гуманистическая теория (А. Маслоу); феноменологическое направление и принцип «руководящего мотива» (К. Роджерс); концепции личности в русской философии (Л. Карсавин) и идеи культурно-психологической школы (Л. Выготский); «потребностная теория эмоций» (П. Симонов).

Содеpжание и взаимоотношения понятий: человек, индивидуум, индивидуальность, личность.

Личность как целостное, самосознающее био-психо-духовное существо, становящееся в пpиpодо-социо-культуpной среде.

ценность акмеология личность аксиологический


2. Акмеология


1 Акмеология - как наука. Появление, становление и развитие


С середины двадцатого века в мировой практике усилились тенденции к интеграции научного знания. Это привело к появлению таких наук, как кибернетика, эргономика, системотехника, информатика. Их становление позволило человечеству сделать существенный рывок в решении огромного количества проблем.

Но в области исследования системных качеств человека не существовало специального понятийного аппарата достаточно высокого уровня, который позволил бы объединить достижения наук и создать базис для разработки теории достижения человеком наивысших результатов в своем развитии, в достижении вершин профессионального мастерства, социальных вершин и экономического благосостояния. Системный онтологический кризис психологической науки, о котором сегодня так много говорят ученые, поставил вопрос о создании новой методологической парадигмы. Эту парадигму и призвана создать акмеология.

В 1968 г. Б.Г. Ананьев нашел ей место в системе наук, изучающих возраст и фазы жизни человека как индивида, расположив их в следующей последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении). Б.Г. Ананьев поставил акмеологию вслед за педагогикой, как бы говоря тем самым, что это наука о закономерностях развития зрелых людей под влиянием образования или средствами образования.

Образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно. Подобный дидактический взгляд совершенно не отвечает громадному количеству фактов, не подтверждается ими и даже прямо опровергается.

Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим, воспринявшие от других культуру прежних поколений.

Поэтому акмеология как наука призвана и позволяет всесторонне изучать особенности важнейшего этапа развития человека в период зрелости. По мнению А.А. Бодалева, «… она определяет сходное и различное у разных людей и в том же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимают прослеживания характера взаимовлияния свойств и качеств «физической» и «духовной» «субстанций» человека».


2 Цели, объект и предмет акмеологии


Целью акмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития.

Объектом акмеологии является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональной деятельности и достигающая вершины в своем развитии.

Предметом в широком понимании являются процессы, закономерности и механизмы совершенствования человека как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализации, достижению вершин в развитии. На данном этапе - это, прежде всего закономерности, механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким личностно-профессиональным достижениям. В более узком понимании предметом акмеологии является поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразования, самокоррекции и самоорганизации.

Зрелая личность отличается высокой ответственностью, заботой о других людях, социальной активностью, имеющей гуманистическую направленность, а не только высокими профессиональными достижениями и эффективной самореализацией. Сложилось так, что основное внимание в акмеологических исследованиях было сосредоточено на высших достижениях в деятельности и, в частности, деятельности профессиональной. Поэтому наиболее интенсивное развитие получили как раз те направления акмеологии, которые связаны главным образом с профессиональными достижениями зрелой личности, с прогрессивным личностно-профессиональным развитием человека, как субъекта деятельности. Это вполне естественно: личностные достижения становятся заметными в основном в профессиональной деятельности, особенно той, которая имеет высокую социальную значимость.

Иными словами, нельзя изучать человека в отрыве от его деятельности и деятельность без субъекта труда.


2.3 Акмеология - наука о средствах достижения вершин профессионального мастерства и раскрытия человеческого потенциала


Профессия как сложившееся социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности: цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического развития изменяются и профессии.

Одни из них приобретают новые социокультурные формы, другие изменяются незначительно, третьи совсем исчезают или претерпевают существенные изменения. Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, то есть развитым профессиональным мышлением. Однако развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно поглощает другие проявления личности, нарушая ее целостность и всесторонность. Поэтому и нужна такая наука, как акмеология. Она исследует проблемы противоречий между растущим объёмом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, - с другой. Выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики «акме». Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. Акмеология изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей акмеологии является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств.

В отличие от взаимосвязи акмеологии с обществознанием, основной категорией, характеризующей ее взаимодействие с науками о человеке, является творчество. Именно эта категория определяет ключевые для акмеологии психологические понятия: мастерство, развитие, зрелость, одаренность, способности, креативность, совершенствование, эвристика, рефлексика, сознание, личность, индивидуальность и ряд других.

Становление творчества в сфере управления, образования, науки, техники и других областях социальной практики во многом связано с преодолением объективных противоречий профессиональной деятельности и возникающих в ходе ее субъективных конфликтов. Поэтому одна из предпосылок разработки акмеологических технологий развития профессионализма кадров управления - рассмотрение взаимосвязи акмеологии и конфликтологии.

Важная психологическая особенность успеха состоит в том, что он, с одной стороны, всегда очевиден и конкретен (и в этом смысле ситуативен), а с другой - результат длительного (то есть диахронического), весьма противоречивого, конфликтного развития субъекта деятельности во взаимодействии многих ее детерминант. Таким образом, концепция творческого «акме» как профессионального успеха, реализующего развитие творческого потенциала, должна строиться на базе концептуально-методологического взаимодействия диахронической акмеологии и синхронической конфликтологии, поскольку они находятся в отношении взаимной дополнительности, изучают макро- и микроаспекты творчества.

В качестве базовых выделяются возрастной, образовательный, профессиональный аспекты акмеологического подхода.

Возрастной аспект исследования нацелен на диагностику задатков и способностей средствами педологии (изучающей детей и юношей), андрогогики взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (ветеранов труда), образовательный аспект - на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования, профессиональный аспект - на определение возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты, креативный аспект - на определение затрачиваемых усилий и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества. Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося «Я» и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим, обеспечивая оптимальное взаимосогласование выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека.

Разработанные приемы индивидуальной, диалогической и групповой игрорефлексики позволяют развивать творческие способности учащихся, студентов и профессионалов в ситуациях как решения профессионально-творческих задач, так и применения интенсивно-игровых методов культивирования рефлексии.

Личностно-профессиональное развитие - это процесс развития личности (в широком понимании), ориентированной на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития в процессе профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий.

В акмеологических исследованиях подчеркивалось, что личностно-профессиональное развитие должно иметь прогрессивный характер, проявляющийся в следующем:

в изменении мотивационной сферы личности, в которой сильнее, чем раньше, начинают находить свое отражение общечеловеческие ценности;

в возрастании умения на уровне интеллекта планировать, а затем осуществлять на практике именно те деяния и совершать те поступки, которые соответствуют духу названных ценностей;

в появлении большей способности мобилизовать себя на преодоление трудностей объективного характера, мешающих проявлять самостоятельность и совершать деяния в соответствии с этими ценностями;

в более объективном оценивании своих сильных и слабых сторон и степени своей готовности к новым более сложным деяниям и ответственным поступкам.


Заключение


Аксиология (общая теория ценностей); аксиосфера культуры, личность, ценность, принципы классификации ценностей; ценности витальные, социальные, духовные, ценности природы, культуры, общения; ценности эстетические и нравственные, ценностное сознание, потребностная теория эмоций, аксиологические чувства, ценностные суждения и категории, нравственные ценности, этические модели поведения.

В целях изучения и анализа акме-форм, успешного и творческого профессионального мастерства и разработки оптимальных технологий развития профессионализма акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего, философии, социологии, психологии, физиологии, генетики и педагогики.

Свою онтологическую определенность акмеология приобретает вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии акме-форм в жизнедеятельности человека, в его становлении как профессионала, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности.

Полученное в результате психолого-акмеологических исследований научное знание о закономерностях и способах достижения вершин профессионализма и творчества характеризует такой интегративный по своей социокультурной природе и системообразующий по методологическому значению онтологический атрибут, как «акмеологичность» социокультурного бытия человека.

С этой точки зрения акмеологичность можно рассматривать в синхроническом плане в виде самосовершенствования человека, а диахронически - в виде его профессиональной социализации. Востребованность акмеологии в современной России в условиях перехода к рыночным отношениям, создания правового государства и демократического общества приобретает особую актуальность. Для этого необходимы активные люди, высокие профессионалы, обладающие инициативой, деловитостью, организованностью и творческим потенциалом.


Список литературы


·Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Сборник.М.,1990

·Гулыга А. В. Эстетика в свете аксиологии. СПб., 2000

·Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М.,1988

·Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.

·Столович Л. Н. Красота, Добро, Истина. М., 1996.

·Мамардашвили М. Эстетика мышления. М., 2000

·Хьелл Л., Д. Зиглер Теории личности. СПб., 1997

·Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания., Л. 1969

·Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление.М.,1988

·Аристотель. Этика.Соч.в 6 т.М., 1983. Т.4.

·Бердяев Н. А. Самопознание. М.,1990

·Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества.М.,1989

·Бибихин В. В. Мир.Томск.,1995

·Вебер М. Протестантская этика. М.,1982

·Волченко Л. Б. Этикет и мода. М., 1989

·Гайденко П. П. Аксиология.-Современная западная философия. Словарь. М.,1991

·Гусейнов А. А., Ирлитц Г. Краткая история этики. М., 1977

·Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982

·Додонов В. И. Эмоция как ценность. М, 1978

·Домострой. М.,1990

·Дробницкий О. Г. Ценность.-Философская энциклопедия, т.5. М.,1970

·Канетти Э. Человек нашего столетия. М., 1990

·Кант И. Критика практического разума. Cоч. в 6 т. М.,1965.Т.4,ч.1

·Смирнов В.И. Общая педагогика: учебное пособие. - 2-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: Логос, 2003.

·Сластенин В.А. Педагогика: учеб. Пособие. - 2-е изд. - М.: Академия, 2003.

·Акмеология: учеб. Пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003.

·Трофимов Е.Ф. Эвристика: учебное пособие / Е.Ф. Трофимов;

·Международный университет бизнеса и новых технологий - Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2007.

·Лопухина Е. Воспитание творческой личности // Наука и жизнь. - 2003. - №1. - С.13-17.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Данное учебное пособие предназначено для студентов бакалавриата и магистратуры 5 курса по профилю подготовки «Психологическое сопровождение ФК и С». Пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом ГСЭ.Ф.07. (психология и педагогика) и с положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования России.

Пособие включает в себя пять основных разделов: общая психология, возрастная психология, психология труда, социальная психология и психология спорта.

Целью пособия является: ознакомить студентов с основными разделами психологической науки и помочь им в определении выбора научного направления для исследовательского поиска в курсовых и дипломных работах по дисциплине психология, а также при работе над магистерской диссертацией.

Книга:

3.4. Акмеология

3.4. Акмеология

Акмеология (от аkme – в переводе с древнегреческого – высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия – от греческого lоgos – учение), наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной зрелости. Понятие «акмеология» ввел в научный оборот ввёл Н.А. Рыбников (1928), обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости. Проблемы акмеологии как науки были сформулированы Б.Г. Ананьевым («Человек как предмет познания», 1969) и развиты А.А. Бодалёвым («Акмеология как учебная и научная дисциплина», М., 1993) и др.

Основная область исследований акмеологии связана с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека. Объект акмеологии – профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и другой деятельности людей. Предмет акмеологии – объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.

Акмеология исследует проблемы противоречий между растущим объёмом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, – с другой.

Акмеология выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики «акме». Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. Акмеология изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей акмеологии является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств.

Акмеология исследует целостного человека как субъекта межличностного общения, творческой, учебно-познавательной, профессиональной и управленческой деятельности и факторы, содействующие или препятствующие достижению вершин социального успеха и профессионального мастерства.

Акмеология как наука делится на классическую акмеологию, фундаментальную (базовую) акмеологию и прикладную (отраслевую) акмеологию (классификация Н.В. Кузьминой).

Классическая акмеология, у истоков которой стоят Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, является одним из разделов возрастной психологии наряду с педологией, ювенологией и геронтологией.

Фундаментальная (базовая) акмеология рассматривает человека как целостную систему.

Ее предмет – закономерности, условия, факторы, стимулы самореализации творческих потенциалов зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и профессионализма в созидательной деятельности в новых условиях на протяжении жизни и профессиональной деятельности субъекта.

Фундаментальная (базовая) акмеология – новая междисциплинарная наука, интегрирующая знания философии, психологии, математики, педагогики и других наук, ведущих к вершинам познания и достижения результата в каждой из них. Если центральным понятием психологии является «отражение», то акмеологии – «созидание» как ведущая деятельность зрелого человека.

В психологии предметом исследований были виды деятельности, как игра, учение, труд, (по С.Л. Рубинштейну), а также общение, познание, труд (по Б.Г. Ананьеву), но никогда не рассматривался конечный результат – продукт труда.

В качестве базовых выделяются возрастной, образовательный, профессиональный аспекты акмеологического подхода. Они в качестве исходной фоновой биосоциальности задают объективное пространство для проявления активности субъекта, ориентированной на развитие своего профессионального мастерства. В этой активности выделяются следующие производные (относительно базовых) акмеологические аспекты субъектного пространства реализации акмеологических возможностей: креативный, экзистенциальный, культуральный. Системообразующим фактором относительно взаимодействия всей категориальной системы как базальных, так и производных от них акмеологических аспектов является рефлексивный аспект мастерства.

Возрастной аспект исследования нацелен на диагностику задатков и способностей средствами педологии (изучающей детей и юношей), андрогогики взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (ветеранов труда). Образовательный аспект – на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования. Профессиональный аспект – на определение возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты. Креативный аспект – на определение затрачиваемых усилий и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества. Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося «Я» и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим, обеспечивая оптимальное взаимосогласование выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека.

Прикладная (отраслевая) акмеология рассматривает пути достижения результата в конкретных отраслях научного знания, таких как профессиональная, управленческая, политическая, военная акмеология акмеология образования, педагогическая и другие.

Возникновение прикладной акмеологии было обусловлено поиском путей интеграции психологии педагогики и преподаваемой областью специальных знаний, предъявляющей свои требования, как к преподавателям, так и учащимся, их усваивающим.

Акмеология – наука новая, находящаяся в стадии активного становления. Символично, что появление этого термина относится к периоду бурного интеллектуального и социального поиска 1920-х годов, когда возникли такие отрасли научно-практического знания, как эврилогия (П. Энгельмейер), эргонология (В. Мясищев), рефлексология (В. Бехтерев) и в том числе акмеология (Н. Рыбников). Если социокультурным прототипом возникновения акмеологии было такое течение в русской поэзии начала XX века, как акмеизм (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др.), то ее естественнонаучной предпосылкой стали исследования Ф. Гальтона и В. Освальда о возрастных закономерностях творческой деятельности и И. Пэрна, изучавшего зависимость ее продуктивности от различных психобиологических факторов.

В целях изучения и анализа акме-форм, успешного и творческого профессионального мастерства и разработки оптимальных технологий развития профессионализма акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего философии, социологии, психологии, физиологии, генетики и педагогики. Свою онтологическую определенность акмеология приобретает вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии акме-форм в жизнедеятельности человека, в его становлении как профессионала, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности.

Полученное в результате психолого -акмеологических исследований научное знание о закономерностях и способах достижения вершин профессионализма и творчества характеризует такой интегративный по своей социокультурной природе и системообразующий по методологическому значению онтологический атрибут, как «акмеологичность» социокультурного бытия человека.

В настоящий период активно формируются методологические принципы, концептуальные подходы и исследовательские стратегии, разрабатываются практически ориентированные акмеологические технологии, которые призваны встроить акмеологию в систему современных наук и обеспечить внедрение полученного ею знания в социальную практику.

Акмеологическим исследованиям присущи три основные ориентации: естественнонаучная, технологическая и гуманитарная.

Естественнонаучная ориентация выражается в том, что, во-первых, она, стремясь оформиться в качестве самостоятельной науки, методологически во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде изучения в эксперименте фактов, механизмов, закономерностей, их математической достоверности и т. п.), которые сложились еще в классическом естествознании. Во-вторых, при анализе рядов акмеологических проблем (природы одаренности, генетических и психофизиологических компонентов способностей, психологических предпосылок становления профессионального мастерства и т. п.) имеет место апелляция к естественнонаучным знаниям из сферы возрастной физиологии, психогенетики, психофизиологии труда.

Гуманитарная ориентация проявляется еще более многообразно. Разумеется, и до возникновения акмеологии психологи, социологи, педагоги исследовали вопросы профессионализма, творчества, образования взрослых, которые во многом сходны с акмеологической проблематикой. Однако именно особый акцент на изучение созревания мастерства, на культивирование его вершинных акме-форм привел сначала к зарождению специфически акмеологической проблематики, а затем к концептуально-методическому построению оригинальных акмеологических технологий и, далее, – к возникновению и оформлению особой науки со своими специфическими предметом и методами.

Технологическая ориентация – это не столько непосредственное взаимодействие с техническими науками (кибернетикой, системотехникой, теорией информации и т. п.), сколько использование присущих им алгоритмически четких стандартов практически ориентированного прикладного знания. При этом важно иметь в виду, что, с одной стороны, взаимосвязь акмеологии с техническими дисциплинами осуществляется не сама по себе, а опосредована, в частности, эргономикой, которая направлена на оптимизацию человеческого фактора в технике (например, в автоматизированных человеко-машинных системах управления и т. п.).

Особенно многообразны связи акмеологии с другими областями современного обществознания – как прикладными, социальными, так и фундаментальными, философскими. Сопряженность с философским знанием осуществляется по двум основным линиям: мировоззренческой и методологической.

В последнем случае философия определяет средства построения акмеологии как комплексной дисциплины, которая, с одной стороны, ассимилирует и интегрирует знания смежных наук о человеке, а с другой – вычленяет и разрабатывает специфические представления о становлении его профессионально-творческого мастерства. В качестве таких средств можно признать методологические принципы: оперирование философскими категориями и научными понятиями; выделение объектов и разработка предмета и стратегий исследования; анализ феноменологии и синтеза знаний о ней; построение концептуальных моделей и акмеологических методов, их эмпирическая верификация; проведение экспериментальных исследований и теоретического обобщения полученных данных; осуществление их акмеологической интерпретации и создание технологий внедрения в общественную практику в сфере профессионального образования и социального управления. Таким образом, философия ставит методологические рамки построения акмеологии как самостоятельной научной дисциплины фундаментально-прикладного характера.

Кроме того, философия задает ценностную точку отсчета в анализе акмеологической проблематики, определяя систему критериев (экзистенциальных, культурологических , юридических, нравственных, эстетических и т. п.), ее постановки и изучения. Современные акмеологические исследования, технологии и разработки призваны реализовать в социальной практике: общечеловеческие ценности и национальные традиции; гуманистические и культурные идеалы; позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности; цивилизованного правосознания и рациональной организации; экологической целесообразности и эстетической гармонии; творческого самосовершенствования; искренности общения и свободы самовыражения; глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности.

Акмеология также тесно связана с такими социальными науками, как история и культурология , социология и экономика, политология и конфликтология, педагогика и экология. Центральной линией во взаимодействии акмеологии с этими науками служит социально-культурное пространство общественного образования человека как личности и его профессионально-экзистенциальной самореализации в избранной сфере деятельности, которая протекает в динамически меняющемся экологическом в экономическом окружении и осуществляется во взаимодействии с партнерами по семейной и деловой жизни, человеческому общению, трудовой деятельности и сфере досуга, науки и искусства. Именно категория созидательного, культурно осмысленного труда – основная во взаимодействии акмеологии с общественными науками, она определяет различные социальные аспекты трактовки ее ключевых понятий – деятельности, профессионализма, организации и управления.

Ближайшая к акмеологии, естественно, – психология как центральная дисциплина, изучающая человека. В свою очередь общая психология (кроме того, что является дисциплинарным ядром) представляет весьма разветвленную и дифференцированную систему различных психологических наук: фундаментальных (изучающих личность, ее психику и сознание, процессы и состояния, деятельность и поведение, развитие и творчество) и прикладных (психология возрастная и педагогическая, социальная и инженерная, психофизиология и патопсихология и т. п.).

Разумеется, разные знания (накопленные в общей психологии и в ее прикладных областях) постоянно используются в конкретных акмеологических исследованиях и разработках в форме сведений о психических возможностях человека. Однако особый интерес вызывают те области психологии, которые составляют психологическую базу для разработки акмеологической проблематики профессионального мастерства человека. С этой точки зрения, основной системой психологического знания для акмеологии являются такие разделы психологии, как дифференциальная и возрастная, социальная и педагогическая, а также психология труда и творчества, деятельности и сознания, мышления и рефлексии, понимания и управления, общения и личности, одаренности и индивидуальности.

Акмеология - междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке. Это наука о закономерностях развития личности и профессионализма под влиянием самоопределения, жизненного опыта, социального окружения и образования.

Акмеология - наука новая, находящаяся в стадии активного становления. Символично, что появление этого термина относится к периоду бурного интеллектуального и социального поиска 1920-х гг., когда возникли такие отрасли научно-практического знания, как эврилогия (П. Энгельмейер), эргонология (В. Н. Мясищев), рефлексология (В. М. Бехтерев) и в том числе акмеология (Н. А. Рыбников). Если социокультурным предшественником возникновения акмеологии было такое течение в русской поэзии начала XX в., как акмеизм (Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, А. А. Ахматова и другие), то ее естественнонаучной предпосылкой стали исследования Ф. Гальтона и В. Освальда о возрастных закономерностях творческой деятельности и И. Нэрна, изучавшего зависимость ее продуктивности от различных психобиологических факторов.

Акмеология - современная комплексная наука фундаментально-прикладного характера. В своем становлении она прошла длительный путь от образования объективных предпосылок возникновения до создания социальных структур. Акмеологическое познание прошло несколько этапов самоутверждения в научном сообществе - от определения дисциплины в 1928 г. до организации акмеологического вуза в 1996 г. Рассмотрим вехи истории акмеологии.

1. Латентный этап - создание исторических, культурологических, социальных, философских, научных, практических, педагогических предпосылок выделения в научном познании такой сферы человековедения, как акмеология.

Осознание человеком своего места в мире формирует его мировоззрение. С самого начала культурного развития человечества складывались, утверждает Б. Г. Ананьев, представления о развитии человека, высказывалась идея о том, что в развитии индивида есть некоторая вершинность, высшая степень совершенства . Акмеоло- гичность пронизывает всю историю человека, которая демонстрирует множество образцов в самых разнообразных видах деятельности.

Научные предпосылки акмеологии были разработаны в 144 г. до н. э. Апполодором, представителем Александрийской школы, которая рассматривала максимальное совершенство как вершину в развитии деятельности. При этом под «акме» имелось в виду такое состояние индивидуума, при котором достигается высший результат его деятельности («звездный час»), а не процесс движения к этому состоянию. Апполодор, развивая учение об акме, обозначил высшую точку развития как кульминацию деятельности и ввел латинское определение агерц (акме) как floruit (расцвет).

С середины XX в. в мировой практике усилились тенденции к интеграции научного знания. Это привело к появлению таких наук, как кибернетика, эргономика, системотехника, информатика. Их становление позволило человечеству сделать существенный рывок в решении огромного количества проблем.

Однако в области исследования системных качеств человека не существовало специального понятийного аппарата достаточно высокого уровня, который позволил бы объединить достижения наук и создать базис для разработки теории достижения человеком наивысших результатов в своем развитии, в достижении вершин профессионального мастерства, социальных вершин и экономического благосостояния. Системный онтологический кризис психологической науки, о котором сегодня так много говорят ученые, поставил вопрос о создании новой методологической парадигмы, что и призвана сделать акмеология.

2. Номинационный этап характеризуется тем, что социальная потребность в такого рода знании была осознана и обозначена путем введения профессором Н. А. Рыбниковым в 1928 г. специального термина «акмеология». Рыбников поставил задачу разработать раздел, посвященный психологии взрослых людей, и назвал этот раздел акмеологией. Акмеологию он определяет как науку о развитии зрелого человека, в отличие от педологии (1920-1936 гг.) - науки о детях. В 1928 г. Н. А. Рыбников сетовал, что существует генетический метод, который используется лишь в детской психологии, а в области психологии взрослого не применяется. Он утверждал, что на основе генетического метода можно разрабатывать возрастную психологию взрослого человека.

Ананьев поставил акмеологию вслед за педагогикой, как бы говоря тем самым, что это наука о закономерностях развития зрелых людей под влиянием образования или средствами образования. Акмеологию он размещает в системе наук между педагогикой и геронтологией.

Интерес к проблемам психологии зрелого человека у Б. Г. Ананьева появился тоже в 1928 г., в бытность студентом Севсроосе- тинского педагогического института.

В 1955 г. в журнале «Вопросы психологии» № 5 Б. Г. Ананьев выступил с идеей научной разработки психологии взрослых. В свою очередь, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн остановились на пороге психологии взрослого человека.

В 1968 г. Б. Г. Ананьев нашел ей место в системе наук, изучающих возраст и фазы жизни человека как индивида, расположив их в такой последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении).

Акме им определялось как период активного развития и овладения полным комплексом социальных и профессиональных функций взрослого человека. Взрослый человек - это не стационарное состояние, так как есть периоды подъема и спада.

Акмеология рассматривается Е. И. Степановой как педагогическая психология взрослого человека. Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова и Н. Н. Обозов рассматривали действительность не только как закономерности отражения человеком объективной реальности, но и в рамках совершенствования созидательной деятельности.

Другое направление в развитии акмеологии представляют работы Н. В. Кузьминой, изучающей влияние способностей взрослого человека на меру продуктивной деятельности при достижении результата.

3. Инкубационный этап. Его начало датируется возникновением концептуальной идеи Н. В. Кузьминой о необходимости констелляции исследований акмеологической проблематики в качестве новой области человекознания. Предпосылкой к этому явились систематизация и обобщение, анализ и дифференциация человекознания второй трети XX в. в трудах Б. Г. Ананьева. Замысел создания экспериментальной акмеологии психофизической эволюции взрослого человека был сформулирован и опубликован Б. Г. Ананьевым еще в 1957 г. Реализация замысла началась с создания психологического факультета при Ленинградском государственном университете в 1966 г. Под руководством Б. Г. Ананьева исследование зрелых людей проводилось одновременно по двум программам.

Завершился этот этап, по мнению А. А. Деркача и Н. В. Кузьминой, выдвижением программы развертывания акмеологии в качестве особой дисциплины .

  • 4. Институциональный этап связан с созданием ряда социальных структур: акмеологических кафедр, лабораторий в вузах и, наконец, Международной академии акмеологических паук. В рамках этих научно-учебных структур ведутся исследования, разрабатываются акмеологические технологии и осуществляется профессиональное обучение. Ананьев предвидел, что акмеологии суждено создать научный аппарат, который позволит адекватно отражать проблемы эффективного развития и становления человека во всей совокупности его качеств.
  • 1926-1989 гг. - развитие акмеологического подхода в трудах Н. А. Рыбникова, Б. Г. Ананьева, II. В. Кузьминой, А. А. Бодалева и другие: от исследования взрослости как возрастного периода до изучения формирования профессионального мастерства, познания творческого потенциала личности и путей достижения индивидуальных, профессиональных и социальных вершин развития.
  • 1989 г. - основана Всесоюзная акмеологическая ассоциация.
  • 1991 г. - Госкомитет по науке и технике утвердил акмеологию как новую область знаний в системе наук о человеке, как науку, изучающую феноменологию, закономерности, механизмы и способы развития человека на ступени его зрелости и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Новой научной специальности присвоены шифр и название: 19.00.13 - «Акмеоло- гия, психология развития».
  • 1992 г. - открыта Академия акмеологических наук как сообщество ученых, осуществляющих акмеологические исследования и проводящих научно-практические конференции по актуальным проблемам акмеологии.
  • 25 декабря 1992 г. была создана кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Основатель кафедры и ее бессменный руководитель - Анатолий Алексеевич Деркач, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, академик Международной академии акмеологических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

  • 1993 г. - в Санкт-Петербурге начала работу Первая научная сессия Академии акмеологических наук. Тема сессии - «Акмео- логия, психология, педагогика: вчера, сегодня, завтра». Проведение сессий стало традиционным: каждый год представляются творческие разработки и проходят оживленные дискуссии по актуальным проблемам и задачам акмеологии.
  • 1995 г. - под интеллектуальным патронатом Академии акмеологических наук создается высшее учебное заведение - Санкт- Петербургская акмеологическая академия. Создателями данной академии являются Н. В. Кузьмина, А. М. Зимичев.

С 1996 г. кафедра А. А. Деркача издает журнал «Акмеология», в котором отражено современное состояние исследований в области психологии развития и акмеологии. Длительное время это было внутрикафедральное, внутриакадемическое издание. С мая 2002 г. журнал приобрел статус всероссийского издания.

С 2002 г. в Костроме начинает издаваться журнал ВАК «Акмеология» (главный редактор - профессор Н. П. Фетискин).

В 2007 г. открыта специализация «Акмеология и педагогическая психология» на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета психологии ЯрГУ имени И. Г. Демидова (заведующий кафедрой - профессор М. М. Кашапов).

Таким образом, акмеология представляет собой науку фундаментальную, актуальную, перспективную. Актуальность акмеологии характеризуется ее возникновением в системе образования в целях лучшего решения практических задач подготовки и повышения квалификации специалистов разных профилей. После регистрации в ней сложилось несколько направлений.