Что относится к платежам в бюджетную систему. Другие обязательные платежи в бюджет

Основание для налога
До вступления в действие второй части Налогового кодекса РФ образовательные учреждения руководствовались нормами статьи 40 Закона РФ «Об образовании», которая была исключена из закона 1 января 2005 года. Пункт 3 данной статьи освобождал их от уплаты всех видов налогов по непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом.
Сегодня образовательные учреждения, так же как и остальные налогоплательщики, при исчислении налогов руководствуются только нормами Налогового кодекса и федеральными законами о налогах и сборах.
Налоговый кодекс РФ устанавливает систему сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
- виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- основания возникновения (изменения и прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее выведенных налогов субъектов РФ и местных налогов;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц.
В Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами живого мира и за пользование водными биологическими ресурсами, государственная пошлина.
Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес; транспортный налог.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц - местные налоги.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Предусматриваются также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Оправдан ли кругооборот?
В налоговом законодательстве происходят изменения. Так, с 2010 года отменен единый социальный налог, его заменили страховые взносы. В 2005-2006 годах были отменены льготы для образовательных учреждений по налогу на имущество организаций и земельному налогу. Чтобы поддержать образовательные учреждения в связи с этим, при утверждении федерального бюджета предусматривается выделение средств из федерального бюджета для уплаты образовательными учреждениями налога на имущество организаций и земельного налога.
В федеральном бюджете на 2011 год Министерству образования и науки РФ на уплату образовательными учреждениями налога на имущество организаций и земельного налога выделено: 5,3 млрд рублей - для учреждений ВПО; 1,2 млрд рублей - для учреждений СПО. Бюджетная поддержка осуществляется и в 2012 году.
Таким образом, организован кругооборот государственных бюджетных средств. В одном и том же законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются бюджетные ассигнования образовательному министерству на содержание подведомственных ему непосредственно бюджетных учреждений и ниже по другой строке - возврат в бюджет налога на имущество организаций и земельного налога, уплачиваемых образовательными учреждениями этого министерства.
Данные налоги относятся к так называемым региональным и местным налогам, устанавливаемым и собираемым в субъектах РФ в доходы их бюджетов. Чтобы не устраивать этот кругооборот финансовых средств, целесообразно было бы в Налоговом кодексе РФ в статьях 381 и 395 предусмотреть в перечнях организаций, освобождаемых от налогообложения, бюджетные учреждения, оказывающие образовательные услуги местному населению. А в целях поддержки региональных и местных бюджетов в порядке компенсации выпадающих соответствующих доходов следовало бы увеличить на данную сумму объем трансфертов из федерального бюджета субъектам РФ.

Результаты проверок
Осуществление образовательными учреждениями деятельности за счет средств бюджета и по приносящей доход деятельности не может быть бесконтрольным.
Налоговые органы и Минобрнауки РФ (в рамках ведомственного контроля в форме проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений) проводят контроль за своевременностью и полнотой уплаты обязательных платежей в бюджет. Такие проверки проводятся как в учреждениях образования, так и в их филиалах и других обособленных структурных подразделениях.
Проводимыми проверками устанавливается общая сумма задолженности по обязательным платежам в бюджет и по каждому виду платежей. При этом устанавливается по каждому виду платежей, является ли данная задолженность на отчетную дату текущей или просроченной, выясняются причины ее возникновения и принимаемые по ним меры.
Так, проверкой Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г.В.Плеханова (технический университет) установлено, что по состоянию на 01.01.2011 г. задолженность по налогу на добавленную стоимость составляла 8,5 млн рублей, по расчетам по страховым взносам на обязательное социальное страхование - 48,1 тыс. рублей, по прочим платежам в бюджет - 268,3 тыс. рублей. По налогу на прибыль организаций имелась переплата на сумму 1,4 млн рублей.
При проверке выяснилось, что задолженность носила текущий характер. Фактически университетом в начале 2011 года суммы задолженности были перечислены в бюджет по наступившим срокам уплаты платежей в бюджет. Имеющаяся переплата по налогу на прибыль организаций была зачтена в расчетах в январе 2011 года.
В Московском физико-техническом институте (государственный университет) проверкой установлена общая сумма задолженности на 01.01.2011 г. по платежам в бюджет 31,9 млн рублей. От оказания услуг, выполнения работ и реализации продукции собственного производства в 2010 году была получена прибыль в размере 181,6 млн рублей. Налог на прибыль организаций был начислен в сумме 36,3 млн рублей. Университет получил за выполненные работы и оказанные услуги 105,5 млн рублей в самом конце отчетного периода. Платежи в бюджет по налогу на прибыль были перечислены университетом в бюджет в начале 2011 года по срокам платежей, установленным Налоговым кодексом РФ.
В Московском государственном институте электронной техники (технический университет) по состоянию на 01.01.2011 г. общая сумма задолженности по платежам в бюджет составила 20,7 млн рублей, в том числе налога на имущество организаций 12,9 млн рублей, земельного налога 5,4 млн рублей.
Вся имевшаяся задолженность носила текущий характер. По начисленным налогам расчеты по платежам в бюджет были произведены в начале 2011 года по срокам платежей, предусмотренным налоговым законодательством.

Нарушения и санкции
В Налоговом кодексе РФ в разделе VI определены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
К налоговым правонарушениям, например, относятся:
- нарушение постановки на учет в налоговом органе;
- уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
- нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии банковского счета;
- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
- неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);
- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статьи 116-122, 126 НК РФ).
Финансовые санкции за нарушение налогового законодательства предусмотрены в Налоговом кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ.
Например, в Налоговом кодексе РФ установлено:
в ст. 16 - взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей за нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе; при нарушении срока более чем на 90 календарных дней - штраф в размере 10 тыс. рублей;
в ст. 117 - взыскание штрафа не менее 40 тыс. рублей за ведение деятельности организации без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней;
в ст. 118 - взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей за нарушение налогоплательщиком срока предоставления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им банковского счета;
в ст. 120 - взыскание штрафа от 5 до 15 тыс. рублей за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
в ст. 122 - взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога или 40% от неуплаченной суммы налога за деяния, совершенные умышленно.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в ст. 120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
В статье 109 НК РФ определены обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено:
в ст. 15.3 - предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 рублей до 1 тыс. рублей за нарушения срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе;
в ст. 15.4 - предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей за нарушение установленного срока предоставления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации;
в ст. 15.6 - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
в ст. 15.11 - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до
3 тыс. рублей за грубое нарушение ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Под грубым нарушением ведения бухгалтерского учета понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, а также искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
В Уголовном кодексе РФ предусмотрено:
в ст. 199 - наказание штрафом в размере от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет за уклонение от уплаты налогов и сборов;
в ст. 199.1 - наказание штрафом от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей либо лишением свободы до 5 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет за сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которого должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и сборам, совершенное руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, в крупном размере.

​Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ

При утверждении законодательным образом конкретных налоговых форм, под которыми, в первую очередь, понимаются состав и структура налоговой системы, особое значение имеет однозначная трактовка понятий «налог», «пошлина», «сбор», «цена за предоставляемые государством услуги». Это имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку различия между ними оказывают существенное влияние на эффективность действия налогового режима, распределение налоговой нагрузки. Различия также важны и для осуществления юридических доктрин в рамках единой налоговой системы.

В российской практике эти понятия часто смешиваются либо подменяются, что недопустимо при решении проблем создания объективной системы взаимоотношений плательщиков с государством, базирующейся на равенстве экономических интересов и паритете разных форм собственности. Различать эти понятия необходимо еще и потому, что к ним применяются различные правовые режимы. Так, в ст. 17 НК РФ определены общие правила установления налога, существенно отличающие его от сборов и других платежей. Если же сбор имеет все формальные признаки налога, он считается незаконным.

В зависимости от сущности, предназначения, порядка фор-мирования и взимания все обязательные платежи можно разделить на три основные группы: налоги, сборы и пошлины. Помимо того, в налоговедении применяются такие термины, как «парафискалитет», «цена за предоставляемые государством услуги» и др.

Определение понятия налога, выявление его признаков является важной задачей, поскольку имеет целью вскрыть сущность и характерные особенности правоотношений, складывающихся в процессе функционирования системы налогообложения. Кроме того, в отличие от остальных видов платежей налог имеет установленные и предусмотренные законом особенности, чем и определяется особый механизм его взимания. Поэтому в понятие «налог» должны быть заложены отличительные элементы, позволяющие определить его место среди других платежей в бюджет.

В Законе РФ «Об основах налоговой системы» 1991 г. не проводилось четкой грани между налогом и другими платежами. Согласно ст. 2 данного Закона под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Действующий в настоящее время НК РФ содержит в ст. 8 более сбалансированное определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Ряд авторов вполне основательно указывает на то обстоятельство, что с юридической точки зрения формулировка «в форме отчуждения собственности» противоречит нормам Конституции РФ, в ч. 3 ст. 35 которой говорится: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Отмечается также, что с точки зрения судебной процедуры взимание налогов в форме отчуждения собственности влечет за собой предварительное представление налогоплательщику равноценного возмещения, что, в свою очередь, противоречит такому признаку налога, как индивидуальная безвозмездность.

О. В. Староверова предположила, что законодатель, по-видимому, имел в виду передачу части собственности в пользу государства.

Сущность налога проявляется в единстве, взаимопереплетении его функций: фискальной и регулирующей.

Фискальная функция связана с взиманием части доходов физических лиц и организаций с целью формирования средств в государственном бюджете и во внебюджетных фондах. Эти средства расходуются на социальную сферу, хозяйственные нужды, обеспечение безопасности страны, содержание государственного аппарата и организаций непроизводственной сферы, вообще не имеющих собственных доходов, но необходимых обществу, а также на реализацию других государственных программ.

Другой важнейшей функцией в рыночной экономике является регулирующая. Английский экономист Дж. Кейнс (1883-1946), разработавший концепцию государственного вмешательства в экономику, считал, что налоги существуют исключительно для регулирования экономических отношений. Дело в том, что эффективно функционирующая рыночная экономика - это регу-лируемая экономика, и центральное место в системе регулирования принадлежит налогам, поскольку с их помощью государство воздействует на общественное производство, достигая определенных целей в экономической политике.

Налоговая политика должна быть направлена в первую очередь на регулирование производства, а также стимулирование развития отраслей, способствующих внедрению инноваций и повышению степени научно-технического развития страны. В то же время она позволяет ограничить развитие тех производственных процессов, которые на данном этапе являются нецелесооб-разными. Кроме того, с помощью налогов можно регулировать доходы и качество жизни населения, ограничивая высокий уровень доходов отдельных граждан и поддерживая необходимый жизненный уровень остальных. Налоги являются также элементом регулирования демографических процессов, молодежной политики и иных социальных сфер. Кроме того, во все времена налоги не только наполняли казну, но и защищали национальных промышленников и торговцев, поддерживали их конкурентоспособность на рынке. Так, еще в 1653 г. в России был издан Торговый устав, определивший внешнюю таможенную пошлину в размере 8 или 10 денег с рубля, т. е. 4 или 5 % процентов. Иностранцы, помимо этого, должны были платить еще таможенную пошлину - 12 денег с каждого рубля ввозимых и вывозимых товаров и дополнительно проездную пошлину - 4 деньги с рубля.

В определении налога как правовой категории надлежит выделить отличительные признаки налога, присущие исключительно ему, образующие его своеобразие, придающие ему категориальную самостоятельность. К таким признакам, в частности, относятся: обязательность (принудительность), безвозмездность, безвозвратность (безэквивалентность) налогов и др.

Обязательность означает, что каждый обязан уплачивать законно установленные налоги (ст. 57 Конституции РФ). Налоговые обязательства возникают у налогоплательщика автоматически, если он попадает под комплекс определенных признаков, указанных в законе. Эти отношения не зависят от воли участвующих сторон, но законодательство должно основываться на признании всеобщности и равенства плательщиков перед законом. Иначе налицо верховенство законодательной власти в установлении налогов (ст. 57, 71, 76, 105 и 106 Конституции РФ).

Уплата налогов является обязанностью и не дает никаких оснований для предъявления налогоплательщиком прав на какое-либо возмещение, т. е. на встречное исполнение обязательств со стороны государства. Не меняет сути налоговых отношений и то обстоятельство, что суммы, уплаченные в бюджет в виде налогов, в конечном счете, возвращаются налогоплательщикам в той или иной форме, хотя это и создает видимость воз-, мездности налогов. Даже в тех случаях, когда налогоплательщики получают денежные средства из бюджета, между обязанностью платить налоги и правом на получение бюджетных средств не существует взаимозависимости. Таким образом, безвозмездность означает, что существование у налогоплательщика обяза-тельства по передаче части своей собственности государству не влечет за собой обязательства у государства дать, сделать, предоставить что-либо взамен именно ему. Поскольку государство обеспечивает жизнедеятельность всего общества, постольку перед конкретным налогоплательщиком оно не имеет никаких обязательств.

Безвозвратность предполагает, что при уплате налогов право собственности на часть денежных средств переходит от налогоплательщиков к государству. Причем переход права собственности на сумму налога является абсолютным и не порождает у государства обязательств по возврату этой суммы или ее эквивалента. Возврат налогов осуществляется лишь в случаях излишней уплаты либо излишнего, а также неправомерного взыскания.

В числе юридических признаков налога также выделяются публичность; законность установления; процедурный характер взимания; принудительность изъятия.

Таким образом, анализ существенных признаков налога дает основания предложить следующее его определение.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный де-нежный платеж, установленный в соответствии с НК РФ и взимаемый в соответствии с актами законодательства о налогах в государственна^ или местный бюджет с обязанных лиц в целях обеспечения социально-экономического развития национально-государственных, административно--территориальных образований и общества в целом.

Наряду с налогами в структуре налоговой системы опреде-ленное место занимают платежи неналогового характера: пошлины и сборы. Цель их взыскания состоит в покрытии издержек отдельных государственных учреждений (судов, паспортных столов и др.).

Неналоговые платежи отличаются тем, что:

во-первых, сборы и пошлины взимаются государственными и местными органами за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права. Эти платежи не являются элементами услуги, хотя уплачиваются в связи с ее оказанием. Они также не являются ценой услуги, поскольку их можно отменить, а органы (учреждения), собирающие эти платежи, будут продолжать заниматься своей основной деятельностью;

во-вторых, эти платежи взимаются, как правило, с тех лиц, которые свободно, по собственному желанию, вступают в

правовые отношения с соответствующим органом (учреждением) по вопросам получения нужных им услуг;

¦ в-третьих, сбор может иметь возвратный характер.

Согласно ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. Понятие «сбор» - не новое для налогового законодательства, но впервые в НК РФ дается не только его определение, но и характерные признаки.

В отличие от налога в понятии сбора отсутствует признак принудительного (индивидуально-безвозмездного) характера взимания. Напротив, поскольку уплата его влечет за собой совершение государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), появляется признак частичной возмездности, наличие права встречного удовлетворения.

Кроме того, при уплате сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взыскивается пошлина: без убытка, но и без чистого дохода. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто размеры платежей превышают связанные с услугой расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие (услуга) признается обяза-тельным ради взыскания платежа. В России это утверждение справедливо, например, в отношении установления различных регистраций, лицензирования и т. п.

Хотя пошлины и сборы взимаются в связи с оказанием индивидуальных услуг, их не следует путать с договорными платежами и платежами по гражданско-правовым обязательствам. Это денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера. Следует особо подчеркнуть, что пошлины или сборы выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции.

Следует иметь в виду, что из перечня налогов и сборов, установленных НК РФ, исключены таможенные платежи, таможенная пошлина.

В теории и практике налогообложения используются и иные термины. Так, в начале 30-х гг. XX в. появились и обрели широкое распространение в международном законодательстве платежи, получившие название парафискалитетов. Под ними, в частности, понимают сбор, устанавливаемый с учетом экономических или социальных интересов в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся центральными органами государственной власти и местной администрации (сборы на благоустройство территории, взносы в фонд жертв экологических катастроф и т. д.). Парафискалитет устанавливается для финансирования определенных мероприятий, тогда как налоговые поступления могут покрывать любой утвержденный в законе государственный расход. Отмечается, что налоги отличаются от парафискалитетов законодательным оформлением, а также иными особенностями. При этом именно юридические признаки налогов позволяют сформулировать принципы их ус-тановления и взимания, несвойственные обязательным парафискальным платежам. Примером парафискальных платежей могут служить третейские сборы, идущие на покрытие общих расходов, связанных с деятельностью третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Упрощенная система налогообложения предусмотрена гл. 26.2 НК РФ, и ее применение освобождает предприятия согласно ст. 346.11 настоящего Кодекса от обязанности по уплате:

Налога на прибыль;

Налога на имущество организаций;

Единого социального налога;

НДС, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и при совершении операций по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) или договору доверительного управления имуществом.

Поскольку право на применение упрощенной системы налогообложения не имеют предприятия, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных), а также игорным бизнесом, следовательно, из перечня обязательных платежей для рассматриваемого режима исключаются:

Налог на добычу полезных ископаемых;

Налог на игорный бизнес.

Однако предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов и уплачивают иные налоги в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Статьей 346.14 НК РФ предусмотрен единый налог, взимаемый при применении упрощенной системы налогообложения, который имеет два альтернативных варианта исчисления, выбор одного из которых осуществляется предприятием самостоятельно. Объектом обложения данным налогом признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.

Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в случае, если за налоговый период сумма исчисленного налога меньше суммы минимального налога в размере 1% доходов.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения, выбирает доходы в качестве объекта обложения единым налогом, взносы на обязательное пенсионное страхование уменьшают его обязательства по начисленному единому налогу к выплате в бюджет. Таким образом, начисленная сумма взносов на обязательное пенсионное страхование за тот же период является налоговым вычетом по единому налогу, взимаемому при применении упрощенной системы налогообложения. В качестве аналогичного налогового вычета принимается сумма выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. Однако общая величина налогового вычета ограничена 50% начисленного за период применения единого налога.

Кроме того, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, являются страхователями по обязательному страхованию работников от несчастных случаев на производстве. Приведем перечень обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации для предприятий, выбравших упрощенную систему налогообложения в качестве основного налогового режима (табл. 8).

Таблица 8

Перечень обязательных платежей в бюджетную систему

Российской Федерации при упрощенной системе налогообложения

Группа налогов Территория действия налога Перечень налогов Обязанности, возложенные на организацию Объект налогообложения Федеральные налоги Вся территория Российской Федерации НДС Налогоплательщик Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации Налоговый агент Приобретение на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах Аренда государственного имущества Реализация конфискованного имущества, перешедшего государству Налог на доходы физических лиц Налоговый агент Выплата доходов в пользу физических лиц Единый налог по упрощенной системе Налогоплательщик Доходы от реализации и внереализационные доходы Доходы, уменьшенные на величину расходов Налог на прибыль Налоговый агент Выплаченные иностранной организации доходы, не связанные с ее предпринимательской деятельностью на территории Российской Федерации Водный налог Налогоплательщик Пользование водными объектами Региональные налоги Территории соответствующих субъектов Российской Федерации Транспортный налог Налогоплательщик Объекты транспортных средств Местные налоги Территории соответствующих муниципальных образований Земельный налог Налогоплательщик Земельные участки Перечень страховых взносов, уплачиваемых при упрощенной системе налогообложения Тип страховых взносов База для расчета суммы взносов Получатель Нормативный акт, регулирующий взносы Взносы на обязательное пенсионное страхование Выплаты в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам Пенсионный фонд Российской Федерации Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Взносы на обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве Выплаты в пользу физических лиц по трудовым договорам Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

К числу особенностей применения упрощенной системы налогообложения следует отнести и освобождение налогоплательщиков от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Однако предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Кроме того, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Налогоплательщики обязаны согласно ст. 346.24 НК РФ вести учет доходов и расходов для исчисления налоговой базы по единому налогу в книге учета доходов и расходов, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2005 N 167н "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения".

Налоговым законодательством предусмотрены ограничения по совмещению предприятием упрощенной системы налогообложения с другими особыми налоговыми режимами. Не имеют права на применение упрощенной системы предприятия, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции, а также предприятия, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Однако предприятию допускается совмещать упрощенную систему налогообложения с применением единого налога на вмененный доход. При этом налоговое законодательство требует ведения раздельного учета доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении вышеуказанных специальных налоговых режимов.

Еще по теме 1.3.2. Перечень обязательных платежей в бюджетную систему при упрощенной системе налогообложения:

  1. 1.1. Основные положения методики расчета налоговой нагрузки
  2. 1.2. Совокупность налоговых режимов и условия их применения, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации
  3. 1.3. Состав обязательных платежей в бюджетную систему, принимаемых в расчет налоговой нагрузки при различных налоговых режимах 1.3.1. Особенности налогового поля при общем режиме налогообложения

В Республике Казахстан действуют налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым Кодексом.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Согласно Закону о налогах прямые налоги - это налоги, уплачиваемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Прямые налоги дают государству верный и определенный по величине налог. Если в стране экономическая стабильность, отсутствуют промышленные кризисы и нет войны, то доходы населения в таком обществе увеличиваются, а значит, размеры налогов в абсолютном отношении возрастают. В равномерно развивающемся обществе прямые налоги являются твердым и постоянным источником доходов. Прямые налоги могут точнее учитывать реальную платежеспособность налогоплательщика. Например, в индивидуальном подоходном налоге устанавливается шкала прогрессивности от необлагаемого минимума до максимальной ставки, тем самым существует возможность реализации социальной справедливости. При платеже прямых налогов государство непосредственно вступает в контакт с носителями налога и точно может определить его обязанности как гражданина. Прямые налоги в основном взимаются с личного дохода, при этом они не могут повлиять на экономику в целом.

Согласно Закону о налогах косвенные налоги - это налоги (налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы) на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, непосредственно не связанные с доходами или имуществом налогоплательщика. Покупатель, приобретая товар, тем самым оплачивает все косвенные налоги, которые в государственный бюджет попадают через продавца. Косвенные налоги, если рационально и эффективно их применять, могут приносить очень большие финансовые поступления государству. Показательный пример - НДС, который в настоящее время стал одним из основных источников бюджетных поступлений. Косвенные налоги взимаются малыми, незначительными долями, а потому менее чувствительные для плательщика. Уплата косвенных налогов, если только они падают не на предметы первой необходимости, производится лишь в те моменты, когда у плательщика есть деньги, так как на этот факт указывает приобретение предмета второстепенной важности, с которым и соединяется взимание налога. Косвенные налоги предпочтительнее для государства тем, что налогоплательщик практически не может от них уклониться. Но не следует злоупотреблять распространением косвенных налогов, а так же их величиной, так как повсеместное их применение и увеличение приводит к удорожанию товаров, тем самым, сокращая рост доходов населения, а значит, снижая и доходы от уплаты налогов .

Суммы налогов и других обязательных платежей поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе» и законодательством о республиканском бюджете на соответствующий год.

Виды налогов: корпоративный подоходный налог, индивидуальный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги и специальные платежи недропользователей, социальный налог, земельный налог, налог на транспортные средства, налог на имущество.

Сборы: сбор за государственную регистрацию юридических лиц; сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей; сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств; сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов; сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов; сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов; сбор за государственную регистрацию лекарственных средств; сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан; сбор с аукционов; лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности; сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.

Платы: плата за пользование земельными участками; плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников; плата за загрязнение окружающей среды; плата за пользование животным миром; плата за лесные пользования; плата за использование особо охраняемых природных территорий; плата за использование радиочастотного спектра; плата за пользование судоходными водными путями; плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Государственная пошлина.

Таможенные платежи: таможенная пошлина, таможенные сборы, плата за предварительное решение, сборы .

Выделяют: «общегосударственные» налоги, в том числе «республиканские» и «местные» налоги.

«Республиканские», их состав, размер налоговых ставок, плательщики налогов и объекты налогообложения, а также порядок и сроки зачисления налогов в бюджет определяются законом Республики Казахстан. Они взимаются на всей территории Казахстана по одинаковым правилам.

По местным налогам в законе определены лишь основные принципы их формирования, а также предельный размер налоговых ставок (или общей величины налоговых обложений). В компетенции органов власти соответствующих уровней (республик, краев, областей, городов) вводить в действие на своей территории те или иные налоги из рекомендованного общего списка или дополнительные, устанавливать размер ставок, сроки уплаты налогов, дополнительные льготы и т. п. Это позволяет учесть особенности социально-экономического развития регионов страны, делает налоговую систему более гибкой, приспособленной к местным условиям. Подобный принцип реализован и в других странах .

Плательщики представлены тремя группами: «юридические лица», «физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей» и «физические лица».

В структуре налогов применительно к юридическим лицам ведущую роль (по величине изъятия, частоте уплаты, кругу плательщиков) играют «Корпоративный подоходный налог», «налог на добавленную стоимость», «индивидуальный подоходный налог», «социальный налог», «налог на имущество».

Способ взимания налога, срок и сумма платежа должны определяться государством таким образом, чтобы его удобно было платить, чтобы он был легок, а способ его начисления позволял каждому произвести расчеты самостоятельно, не прибегая к помощи тех, кто имеет специальное образование. Во всяком случае, эти требования относятся к прямым налогам, связанным с размерами доходов плательщика.

Состав доходов и расходов государственного бюджета

Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемой в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов. Как правило, источником доходов являются налоги или платежи, адекватные им . Состав и структура доходов государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств относительно нестабильного характера.

Структура государственного бюджета строится на основе бюджетной

классификации и включает семь частей:

  • 1. Доходы
  • 2. Полученные официальные трансферты (гранты)
  • 3. Погашение кредитов, выданных из бюджета
  • 4. Расходы
  • 5. Кредитование
  • 6. Дефицита (профицита) бюджета
  • 7. Финансирование (дефицита (использование профицита) бюджета)

В свою очередь доходы подразделяются на:

  • - налоговые поступления;
  • - неналоговые поступления;
  • - доходы от операции с капиталом.

Эти три основные категории бюджетных поступлений дополняются частью (и одновременно категорией) полученные официальные трансферты, то есть средств, полученных как от нижестоящих органов государственного управления (текущие и капитальные), субвенции и бюджетные изъятия, так и средств из-за границы на безвозвратной основе (гранты).

Категория погашение кредитов, выданных из бюджета представляет собой поступления денежных средств со стороны государственных хозяйствующих субъектов по бюджетным кредитам (предоставленным на возвратной основе - кредитования в предыдущие периоды (годы).

Во второй части - расходы отражаются расходы по основным функциональным группам: государственные услуги общего характера; оборона; общественный порядок и безопасность; образование; здравоохранение; социальное обеспечение и социальная помощь; жилищно-коммунальное хозяйство; культура; спорт и информационное пространство; отрасли экономики: прочие расходы; обслуживание долга; официальные трансферты нижестоящим бюджетам.

Расходы по обслуживанию государственного долга проводятся по функциональной группе - «обслуживание долга» с выделением государственных учреждений администраторов бюджетных программ - аппарата акимов и Министерства финансов по подпрограммам - выплата вознаграждений (интересов) по займам и выплаты комиссионных за размещение займов.

Средства, предназначенные для кредитования других экономических единиц, подлежащие в последующем возврату в бюджет в виде погашений, показываются в соответствующей части - кредитовании, являющейся функциональной группой.

Шестая часть - дефицит бюджета - представляет собой отрицательную разницу между поступлениями и расходами, включая кредитование: положительная разница между этими величинами означает профицит бюджета.

Седьмая часть (и одновременно функциональная группа) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета отражает расходы на погашение внутреннего и внешнего государственного долга. Она имеет двойное назначение:

  • 1) в случае дефицита - привлечение средств из внутренних источников (от Национального банка, коммерческих банков, реализации ценных бумаг, по зачету, остатки бюджетных средств назначало года, обращаемые на покрытие расходов) и от внешних займов;
  • 2) при профиците - использование сверхплановых поступлений, в первую очередь на погашение государственных обязательств или дополнительное финансирование первоочередных бюджетных программ.

Подробный перечень и группировка доходов и расходов определяются бюджетной классификацией. Бюджетная классификация - это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.

Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь бюджета с планами, прогнозами и программами экономического и социального развития государства, с финансовыми планами министерств и ведомств, организаций и учреждений; позволяет объединить индивидуальные сметы и финансовые планы в сводные сметы и планы, обеспечивает увязку между сводными планами и бюджетной росписью.

Бюджетная классификация позволяет всесторонне четко и адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой оперативности управления с применением средств автоматизации.

В ряде государств применяется практика разделения расходной части государственного бюджета на бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. В текущем бюджете сконцентрированы все расходы, которые вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной обеспеченности. Он полностью сбалансирован за счет прироста денежных накоплений и поступлений от населения, аккумулируемых в бюджете. В бюджете развития объединяются затраты, связанные с потребностями расширенного воспроизводства, централизованным финансированием новых социально- экономических мероприятий; анализ составных частей бюджета развития предоставляет возможность более взвешенно и осмотрительно подойти к новым дополнительным расходам государства. Здесь должен последовательно осуществляться принцип: финансировать потребности строго в пределах фактически получаемых источников, собственных и заемных. Предусмотренные расходы бюджета развития не должны носить обязательного характера и их следует рассматривать, как верхний предел, то есть если в ходе исполнения бюджета не удастся получить больше доходов, то придется сократить расходы бюджета развития .

В каждом бюджете желательно уравновесить, то есть сбалансировать, доходную и расходную части. Баланс - это равновесие, и при составлении бюджета основным вопросом является достижение такого состояния денежных поступлении и расходов государства. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек - профицит. Он направляется на погашение государственного долга или может составить свободные остатки бюджетных средств (в республиканском и местных бюджетах). Свободные остатки бюджетных средств, образовавшиеся на конец бюджетного периода по завершенному бюджетному году, зачисляются на специальные счета правительства и местных исполнительных органов и используются на прирост оборотной кассовой наличности и на покрытие государственного долга соответствующего органа власти. При отсутствии такой необходимости решения об использовании данных средств принимаются соответствующими администрациями. Превышение расходов над доходами вызывает дефицит государственного бюджета. Наличие значительного и постоянного дефицита характеризует кризисное состояние финансов. Допустимым уровнем дефицита считается 2-3% от величины валового внутреннего продукта страны. В таких случаях дефицит может быть сравнительно легко покрыт с помощью выпуска государственных займов или эмиссии бумажных денег.

Одна из форм фин. отношений с.-х. предприятий с гос-вом. П. в б. осуществляются из балансовой прибыли предприятий по нормам, установленным в расчёте на 1000 руб. производств. потенциала (зем. и трудовых ресурсов, осн. производств. фондов с.-х. назначения и материальных оборотных средств). Нормативы платежей и их плановые размеры не зависят от уровня рентабельности произ-ва. При недостатке прибыли П. в б. вносятся из др. собств. средств предприятий. Решением РАПО от П. в б. временно могут быть освобождены низкорентабельные предприятия с уровнем производств. потенциала ниже среднего по р-ну, а также вновь созданные парниково-тепличные комбинаты, животноводч. комплексы - на срок освоения мощностей по плану, но не более чем на 5 лет.

  • - См. Платежи...

    Словарь бизнес терминов

  • - оплата нанимателями жилья в домах государственного и муниципального жилищного фонда и собственниками жилья коммунальных услуг, предоставляемых специализированными государственными и муниципальными...

    Словарь юридических терминов

  • Словарь юридических терминов

  • - См. Платежи...

    Словарь бизнес терминов

  • - платежи, совершаемые сверх запланированных основных выплат по закладной.По-английски: PrepaymentsСм. также: Закладные  ...

    Финансовый словарь

  • - платежи населения и арендаторов помещений за пользование коммунальными услугами.См. также: Платежи Коммунальные услуги  ...

    Финансовый словарь

  • - платежи организаций, предприятий, граждан, осуществляемые на основе платежных требований в бесспорном порядке, не требующие согласия плательщика на их оплату...

    Экономический словарь

  • - расходование валюты отдельными лицами, фирмами и правительством страны на покупку товаров и услуг в других странах...

    Экономический словарь

  • - "...1. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований. 2...

    Официальная терминология

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - расходование валюты отдельными лицами, фирмами и правительством страны на покупку товаров и услуг в друг их странах...
  • - платежи населения и арендаторов помещений за пользование коммунальными услугами...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - платежи юридических и физических лиц, вносимые в государственный бюджет...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - осуществляемые на основании платежных требований выплаты, не требующие согласия плательщика, о чем делается специальная пометка в документе: "Без акцепта"...

    Большой юридический словарь

  • - плата за владение и пользование предоставленным по договору лизинга имуществом. Размер, способ, форма и периодичность выплат устанавливаются в договоре по соглашению сторон...

    Большой юридический словарь

"ПЛАТЕЖИ В БЮДЖЕТ" в книгах

18. Бюджетная система страны: федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Межбюджетные отношения. Консолидированный бюджет

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

18. Бюджетная система страны: федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Межбюджетные отношения. Консолидированный бюджет Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений между государством и

4.2.7. Арендные платежи за арендуемое имущество, в том числе лизинговые платежи

автора Терехин Р. С.

4.2.7. Арендные платежи за арендуемое имущество, в том числе лизинговые платежи Здесь следует обратить внимание на то, что применительно к отношениям по аренде помещений для принятия в составе этих расходов коммунальных платежей необходимо иметь счета на оплату арендных

4.2.14. Таможенные платежи

Из книги Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) автора Терехин Р. С.

4.2.14. Таможенные платежи В расходах учитываются суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской

9.3. ЛИЗИНГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

Из книги Как правильно применять «упрощенку» автора Курбангалеева Оксана Алексеевна

9.3. ЛИЗИНГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга. В нее включаются:– возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю;–

Прочие налоги и платежи в бюджет

Из книги «Упрощенка» с нуля. Налоговый самоучитель автора Гартвич Андрей Витальевич

Прочие налоги и платежи в бюджет Предприятия и индивидуальные предприниматели уплачивают ряд налогов и сборов независимо от применяемого налогового режима.Кроме того, индивидуальные предприниматели уплачивают обязательные страховые взносы за себя в фиксированном

2.3.2. Бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей)

Из книги Бюджетирование и контроль затрат в организации автора Виткалова Алла Петровна

2.3.2. Бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей) Имея данные об объемах производства можно приступить к разработке бюджета прямых материальных затрат.Бюджет прямых материальных затрат и

3.2.Авансовые платежи

Из книги Уплата налогов и сборов: как получить отсрочку автора Клокова Анна Валентиновна

3.2.Авансовые платежи Несвоевременное перечисление авансовых платежей также являлось причиной многочисленных судебных споров. Так, позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенная в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5, гласила, что пени могут быть взысканы с

ЛЕКЦИЯ № 10. Платежи в бюджет за пользование природными ресурсами

Из книги Бюджетная система РФ: конспект лекций автора Бурханова Наталья

ЛЕКЦИЯ № 10. Платежи в бюджет за пользование природными ресурсами 1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсовПлательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного

7. 2. Налоговые платежи

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

7. 2. Налоговые платежи СТАВКИ НАЛОГОВ НАЛОГОВЫЕ ВЫПЛАТЫ, РУБ. Начиная со второго года в проекте учитываются инфляционные ожидания. Темпы инфляции различаются для разных категорий выплат и составляют следующие величины: Инфляция сбыта: 8 % годовых. Ставка установлена

БЮДЖЕТ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ И ХРИСТИАНСКО-ГЕРМАНСКИЙ БЮДЖЕТ

Из книги Том 6 автора Энгельс Фридрих

Выкупные платежи

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Выкупные платежи Ссуда, выданная правительством помещику за землю, ложилась на крестьян как казенный их долг. За этот долг они обязывались выкупным платежом, который определялся как процент со взятой из казны ссуды. Выкупной платеж - 6% ссуды; в эти 6% входит и рост с

Таможенные платежи

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Таможенные платежи ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ - все виды платежей, взимаемых таможенными органами при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, а также в других случаях, установленных ТК:а) таможенная пошлина;б) налог на добавленную

Плановые платежи

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 14. Бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.Бюджет субъекта Российской

Платежи

Из книги Психология как бизнес. Как психологу раскрутить себя автора Черников Юрий Николаевич

Платежи Поговорим о системе приема платежей. Когда начнутся продажи (а они обязательно начнутся, если вы будете к этому стремиться), вам необходимо будет справляться с потоком честно заработанных денег. Платежная система – одно из главнейших звеньев товарно-денежного