Дивеево монастырь канавка. Святая Канавка — ограда до небес


«Бог, как свидетельствует Библия, Сам наносит раны человеку и Сам же обвязывает их. Если по Промыслу Божьему человека постигла болезнь, то для верующего это всегда является поводом для усиленной молитвы, исправления своего жития и обращения к Богу за помощью и исцелением, ибо всё – жизнь и здоровье в Его власти.
Он – первый целитель. Он – Врач страждущих.
Его Имя – святое лекарство…»

/Кузенков О.А. Кузенкова Г.В./

В настоящее время повсеместно получило распространение мнение о том, что исцеление , происходящее при помощи православных святынь, хотя и возможное, но вместе с тем – очень и очень редкое, а потому и уникальное явление. Поэтому если подобные исцеления и случались, то это происходило давным-давно, и вершились они с теми избранными последователями веры, которых впоследствии Церковь приравняла к лику святых. Например, широкой известностью пользуется такой случай…

Однако если обратиться к более глубокому рассмотрению феномена чудесного исцеления , то окажется, что это, хотя и редкое, но далеко не единичное явление, и произойти оно может с любым простым смертным, на которого прольётся Милость Божия.


Дивеево: Чудеса Святой Канавки

Рассказ автора сайта

Два летних месяца 2008 года мне посчастливилось трудиться во Славу Господню в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре . За это время Всевышний милостиво дозволил мне познакомиться с несколькими замечательными людьми.

Одним из них был дворник Алексей Д… Многие братья и сестры могли видеть, как с утра до вечера добросовестно убирал закреплённый за ним участок ничем не приметный мужчина средних лет. И никто не догадывался, что этот скромный трудник имел за плечами целый набор самых различных недугов: хронический алкоголизм, неоднократные попытки суицида, физическую и духовную немощь, удалённую селезёнку…

- Не может быть! – не смог удержался я от восклицания, когда впервые брат Алексей поведал об этом. – Без селезёнки люди не живут.
- Но я же живу, – возразил Алексей, после чего спокойно поднял рубашку и явил мне несколько очень внушительных рубцов, которые остались на его теле после как видно очень непростых операций.
- Какая-нибудь опухоль?
- Какая опухоль? Просто я вышел с пятого этажа… Через окно…
- Зачем же ты через окно-то?
- А спьяну.
- Так вот почему ты не пьёшь. Наверное, сразу после случившегося и завязал?
- Нет. Не сразу. Я тогда ещё не понимал, что враг силён. Некоторое время воздерживался, а потом нечистый устами моих друзей начал упрашивать: «Ну, выпей. Ну, стопочку. От маленькой стопочки ничего не случиться. Ну, хотя бы глоточек…» И опять пошло-поехало.
- А лечиться не пробовал?
- Как не пробовал! Пробовал. Несколько раз кодировался.
- Ну и?
- Какое-то время не пил, но враг силён. Он постоянно нашёптывал: «Ну, что ты не мужик что ли? Выпей глоточек…» Потом после этого глоточка несколько раз вены себе вскрывал, буйствовал, мебель крушил…
- Но сейчас-то ты не пьёшь. Как же ты всё-таки избавился от этого тяжкого греха?
- Долгое время я не понимал, что Господь наш Всевышний милостив и терпелив. Не понимал, что моё падение через окно было Его предупреждением: «Остановись! Опомнись! Одумайся! » Словно пелена заслоняла моё сознание. Да, враг силён! После очередной пьянки меня парализовало: отказала рука. Я уже думал, что она так и останется неподвижной, но Бог милостив. Он послал мне несколько камешков из Дивеевского монастыря со Святой Канавки . Когда я вложил эти бесценные дары в немощную руку, то почувствовал, что от них нисходит Благодать Божия . Я стал руку смачивать крещенской водой и массировать этими камешками. Вскоре рука моя ожила…

Произошло истинное чудо: этот человек родился заново! Он исцелился не только физически, но и, самое главное, – духовно!!!

У представителей науки найдутся свои объяснения случившегося с Алексеем, которые сводятся к тому, что у некоторых больных парализация проходит и без видимых причин, то есть как бы сама собою… Однако, во-первых, в «нашем» случае исцеление от недуга началось сразу же после того, как исцелённый непосредственно прибег к помощи православных святынь. При этом вполне очевидны и причины, и следствия всего случившегося.

Во-вторых, можно, конечно, настаивать на том, что исцеление парализованной конечности – довольно обычное явление, но разве избавление от алкогольной зависимости и последующее за этим всестороннее преображение человека – не чудо? Для тех, кто долгое время жил рядом с хроническими алкоголиками более чем очевидно, что это не меньшее, а даже большее чудо, чем избавление от парализации!!! Среди многочисленных своих знакомых, очень и очень многие из которых безвременно ушли в мир иной, я знаю только четверых, кто сумел побороть этот коварный и очень тяжкий недуг. Двое из них возродились при помощи искреннего обращения ко Всевышнему .

После того, как я узнал о тех испытаниях, которые выпали на долю брата Алексея, передо мной постоянно возникают одни и те же вопросы: если он настолько подвержен так называемому внушению, что исцелился от целого букета недугов при помощи всего нескольких камешков и крещенской воды, то почему же представители нашей традиционной медицины не смогли с ним проделать нечто подобное в процессе неоднократных кодирований от алкогольной зависимости? Почему он не «внушился», когда выпал с пятого этажа и в результате этого лишился жизненно важного внутреннего органа? Почему ему ничего не смогли «внушить» и многочисленные родственники, которые долгое время пытались уговорить его бросить пить? Почему ему ничего не «внушили» его же неоднократные попытки суицида? Почему его не «внушили» многочисленные искалеченные судьбы близких ему людей, некоторые из которых ушли в мир иной в результате действия всё того же недуга (или всё тех же злых сил)?

Ответ для нас совершенно очевиден: причиной исцеления в изложенном нами случае явилась вовсе не так называемая повышенная внушаемость, а Нечто Иное


Эпилог

Вот уже несколько лет Алексей не пьёт. Большую часть своей получившей совершенно иной смысл жизни, он с утра до вечера убирает территорию Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря , которой в прямом смысле этого слова способствовал второму рождению этого человека. По внешнему виду брата, который с утра до вечера метёт, а после рабочего дня собирает Крестный ход, чтобы с молитвой сходить в соседнее село и приложиться там к местным святыням, и не подумаешь, какие нелёгкие испытания выпали на его долю.

Сейчас Алексей ведёт подвижнический образ жизни. Всеми доступными ему средствами стремиться нести людям Слово Божие. Заработав немного денег, отправляется в паломнические поездки по святым местам. С собою он берёт не менее двадцати литров воды из , масло и сухарики, освящённые в монастыре , а также сотни дисков с видеофильмами о святых местах, с записями проповедей, религиозных песнопений, фотоальбомов и т.п. Этими предметами он безвозмездно делится со всеми нуждающимися, призывая их последовать его примеру: восстать против коварного врага, обратившись за помощью ко Всемилостивому и Всемогущему !!!

Храни тебя, Господи, брат Алексей.

Святая Канавка была создана по воле Божией Матери, которая явилась преподобному Серафиму, и указала ему, каким образом необходимо обносить рвом и валом место ранее основанной православной общины. По воле Царицы Небесной это должно быть обустроено трудами сестёр общины. Копать Канавку начал сам Батюшка Серафим. Её сооружение продолжалось на протяжении 3,5 лет. Работы велись каждодневно и летом, и зимой.
В годы торжества безбожия, власть попыталась уничтожить православную святыню, но в период духовного возрождения Канавка была полностью восстановлена.
Чудотворец Серафим говорил, что «Канавка – это стопочки Божьей Матери. Тут её обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. О Благодати, дарованной этому месту, Батюшка сказал: «Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».
А в путеводителе «Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь» сообщается: «Благословил Батюшка брать глину с Канавки – на исцеление . Многие получили избавление от недугов от травки с этого места…»

Два фрагмента, взятые из фотоальбома «Обитель преподобного Серафима : Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь ». – Н. Новгород: Полиграфическая компания «Экспресс, 2000 – 144 с.


Рассказ Андрея (г. Минск)

«В мае 2006 года я был в Дивееве и взял там земли с Канавки. Когда приехал домой, поделился землёй с соседкой, у которой сестра болела раком. Она была уже неоперабельная, так как пошли метастазы. Я посоветовал, чтобы сестра соседки приложила землю с Канавки к больному месту с верой в помощь Царицы Небесной и с молитвой к преподобному Серафиму Саровскому . Больная так и сделала и почувствовала, что от земли как будто бы исходит тепло и даже жар. Спустя некоторое время она прошла повторное обследование, и врачи не обнаружили никакой опухоли » /с. 140 – 141/.


Рассказ Доможировой (Екатеринбург)

На верхнем фото – Дивеево . Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь : во время празднования Успения Пресвятой Богородицы. 29 августа 2005 года.
На следующем фото – Дивеево . Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь : Святая Канавка зимой . 17 января 2005 года.
На нижнем фото – Дивеево . Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь : паломники возносят молитвы Царице Небесной во время прохождения по Святой Канавке 1 августа 2011 года.

Цель этой статьи-путеводителя по Дивеево ответить на вопросы тех, кто только собирается поехать в Дивеевский монастырь: Что такое Дивеево? Что здесь делать? Как себя вести? Что такое Святая Канавка? И самый главный вопрос - зачем вообще приезжают в Дивеево?
Также вы узнаете, какие важные места, достопримечательности есть в Дивеево и его окрестностях, где можно остановиться на ночь тем, кто приедет сюда с ночёвкой.
Моя первая поездка в Дивеево состоялась 11 мая 2013 года. Поездка была короткой и достаточно сумбурной. Даже учитывая немалый опыт поездок по монастырям очень высокого уровня (Оптина пустынь, Валаамский монастырь, Троице-Сергиева и Псково-Печорская лавры), Дивеевский монастырь показался мне совсем другим. И я оказалась к нему совсем не готова.

Реклама — поддержка клуба

В статье:


Дивеево - место массового паломничества. В первую очередь сюда приезжают помолиться и попросить у Господа для себя самого насущного на данный момент. Приезжают, думаю, люди разные - и глубоко верующие с целью паломничества, и туристы, путешественники с познавательной целью - приобщение к отечественной истории.
Паломникам проще - они сознательно едут и знают зачем приехали, куда идти, что здесь делать. Знают они и все особенные места Дивеевского монастыря, такие как Святая Канавка.


Туристам сложнее. Теперь я убеждена, что к приезду в Дивеево надо готовиться, чтобы лучше осознать, в каком месте ты находишься и что ты видишь перед тобой. А иначе все не имеет смысла.


Я долго думала, как написать о . Фоторепортаж, хронологический рассказ о том, что мы увидели здесь? Почему бы и нет. Но сначала будет не это.
Первый пост о Дивеево я делаю для таких же товарищей, как и я - тех, кто хочет сюда поехать, но ничего про обитель не знает. Исправляю свою запоздалую ошибку.

Особенное место - история Дивеевского монастыря и Святой Канавки

Итак, расскажу коротко об истории Дивеевской обители и главной его святыне - Канавке.
В поисках особенности Серафимо-Дивеевского монастыря перед другими я набрела на информацию, что эта обитель является четвертым уделом Святой Богородицы (первые три - Иверия, Афон и Киев), т.е. одним из четырех мест на Земле (и единственным в России!), находящихся под особым ее покровительством. Думаю, здесь и кроется особая притягательность этого места. Одни приезжает сюда помолиться, духовно очиститься, исцелиться, другие, считая Дивеево местом силы, приезжает за исполнением желаний, которые, говорят, здесь сбываются. Главное, что каждый находит то, что ищет.


25 ноября 1823 года батюшке Серафиму было явление Божией матери. Богородица указала ему место в Дивеево, где надо устроить обитель, и велела обнести его канавой и валом. Вот благодаря этому событию и был создан Дивеевский монастырь.
Начало ему положило строительство Мельницы. К началу 1833 года, за несколько дней до кончины преподобного Серафима, была построена Канавка. Канавка "представляет собой семиугольник длиной 777 метров по периметру. При жизни батюшки Серафима было выкопано шесть сторон, а на седьмой стороне, по пророчеству преподобного, должен быть расположен большой собор в честь иконы Божией Матери "Умиление".*

"Много чУдного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта - стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!". " (Отец Василий Садовский).*

После смерти Серафима Саровского для Дивеевской обители настали не лучшие времена. Уход за канавкой был заброшен, мельницу перенесли, часть строений сломали, через канавку стали ходить, не почитая ее должным образом. Даже ездили по ней на экипажах. Строительство новых построек монастыря стало вестись за пределами Канавки.


Из воспоминаний паломника ХХ века: "По Канавке медленно двигались безмолвные фигуры инокинь, перебирая четки и тихо шепча молитвы. Дорожка пролегала по хорошо утрамбованной насыпи, обсаженной деревьями. Склоны насыпи поросли травой и полевыми цветами, которые оберегались ак святыня." При этом читали полтораста раз "Богородице Дево, радуйся", а на каждом десятке - "Отче наш" и поминали живых и усопших".*


Цветы, трава и земля с Канавки считались лечебными. К началу 20 века о Канавке Царицы Небесной знала вся Россия. Тысячи людей ехали сюда, прослыша об исцелениях и на Канавке, и у иконы "Умиление", и в Преображенской церкви. Интересно, но и сейчас, в 21 веке, на Канавке вы увидите то же самое, что было сотню-две лет назад - дорожка на холме, в форме ломаного незамкнутого кольца. По ней медленно бредут верующие, про себя или очень тихо читая молитву. Завораживающее зрелище для тех, кто не молится. Кажется, что люди погружены в легкий или не очень транс.
Что же читают молящиеся? "Богородице, Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенная Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших".


В сентябре 1927 года Дивеевский монастырь был закрыт, сестры высланы кто в лагеря, кто на поселения. В монастырских постройках устроили квартиры, разместили учреждения.
Святая Канавка за годы советской власти сильно пострадала, а частично даже была уничтожена. Но и в годы гонений на церковь верующие приходили молиться на Канавку.
Возрождение обители началось в конце 80-х годов 20 века, когда церкви было разрешено торжественно отметить 1000-летие Крещения Руси. В 1989 году Свято-Троицкий храм был возвращен церкви. А летом 1991 года в монастырь перенесли мощи Серафима Саровского. Потом многие годы, практически до конца 2000-х, восстанавливали Канавку.



И в заключение хочу озвучить слова дивеевского священника иерея Павла Павликова: "Известно, что в детстве человек по-особому чувствует и воспринимает окружающий мир. С годами мировоззрение меняется и навсегда уходят от вас незабываемые картины детства. То, что так радовало и утешало тогда, сейчас уже не радует и не утешает. А вот когда идешь по Канавке Пресвятой Богородицы, то в сердце возвращаются детские впечатления - не воспоминания, а именно впечатления. Как будто ты вновь становишься ребенком. Запах цветов, земли, травы, росы - все воспринимается по-детски. И такая от этого на душе радость - тихая, тонкая. И хочется, чтобы это ощущение продлилось по-дольше, чтобы душа ожила, утешилась".*


Для себя я ответила, зачем люди едут и едут в Дивеево. Человек всегда ждет чуда - счастья, любви, защиты, исцеления, процветания, душевного мира и покоя. Если верить тем, кто приезжает сюда ежегодно много лет подряд (а таких людей очень много!), то люди здесь это находят.

Что посетить в Дивеево? Достопримечательности Дивеево и окрестностей:

  1. Серафимо-Дивеевский монастырь:
  • Святая Канавка Царицы Небесной
  • Троицкий собор
  • Казанская церковь
  • Преображенский собор
  • Благовещенский собор
  • Колокольня
  • Часовня в честь преп.Серафима Саровского
  • Механическая водокачка с часовней
  • Трапезный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского
  • Дом Галактионовых
  • Дом Долгинцевой
  1. Лиственница Царевича Алексея
  • Источник в честь иконы Божией Матери Умиление
  • Источник Святого Пантелеймона
  • Казанский источник
  • Источник преподобной Александры Дивеевской
  • Источнику в честь Иверской иконы Божией Матери
  1. Источник Серафима Саровского

    1. Для верующих: про молитву, которую читают на Канавке 150 раз, я уже написала выше (икону с этой молитвой можно купить в монастыре).
    2. Для автомобилистов - бесплатная парковка есть на территории монастыря. Не стесняйтесь подъезжать к шлагбауму. Вас пропустят.
    3. Для тех, кто снимает: фотосъемка возможна с благословения, но мы снимали и без него. Главное, фотографируя, быть незаметным, вести себя скромно и не вызывающе, и вас не заметят. Фотографируются с монастыре многие, сама видела.
    4. Девочкам и женщинам: берите с собой платки и юбки, независимо от возраста. Без оных вас могут просто грубо выпроводить из храма, будь вы хоть 2-х летней девочкой.
    5. В Дивеево несколько церквей, святынь и святых источников. Если хотите посетить и увидеть все, то планируйте путешествие более, чем на один день. Для беглого знакомства с монастырем хватит и 4-х часов.
    6. Приложитесь к мощам Серафима Саровского в Троицком соборе. Как правильно прикладываться к мощам? Два поклона, приложились, еще один поклон.
    7. Не забудьте заехать к источнику Серафима Саровского (14 км. от Дивеево), наберите святой воды, искупайтесь. Для купания женщинам нужна с собой ночная рубашка. Если нет с собой, можно недорого купить на месте.
    8. Для тех, кто ищет дешевое частное жилье: посмотрите в группе

Что представляла собой канавка вокруг киновии? Она была создана в последние годы жизни преп. Серафима. Батюшка очень торопился с устройством этой канавки, т. е. той дорожки, по которой прошла Царица Небесная. Вот что писал о. Василий Садовский в своих записках: "Много чудесного говорил батюшка Серафим об этой канавке, что это стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Царица Небесная. Эта канавка до небес высока. Землю эту взяла в Удел Сама Госпожа Пречистая Богородица.

Тут у меня, говорил батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим. И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит. Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной, к концу его жизни, по приказанию его, и зимой и летом не переставая, огонь брызгал от земли, когда топором ее рубили, но переставать не велел". Старица Анна Алексеевна, одна из первых сестер, рассказывает: " Шесть лет жила я на мельнице, куда нас семерых избрал батюшка Серафим, где и поместил нас жить. Тут я была самовидицей следующего чуда. Раз одна из нас, очередная, вышла из келий и видит: батюшка Серафим в белом балахончике сам начал копать канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келию и всем нам сказывает. Все мы в неописуемой радости, кто в чем был, бросились на то место и, увидев батюшку Серафима, бросились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли его, лишь лопатка и мотыжка лежат перед нами на вскопанной земле". Евдокия Ефремовна (монахиня Евпраксия) подтверждает тоже этот рассказ. Елена Васильевна Мантурова, несмотря на то что считалась начальницей мельничной обители, трудилась наравне с прочими и рыла канавку. В посту 1829 года пришло распоряжение о жертве трех десятин земли по просьбе батюшки Серафима. Отец Василий свидетельствует, что батюшка был в таком восхищении и радости, что и сказать нельзя, и было великое торжество, все запасли камушки и стали класть между вбитыми колышками. Весной о. Серафим велел опахать эту землю сохою по одной борозде три раза, причем должны были присутствовать Михаил Васильевич [Мантуров], о. Василий и старшие сестры. Землю опахивали по камушкам, расположенным заранее. Батюшка Серафим приказывал вырытую землю бросать внутрь обители, чтобы образовался вал также в три аршина. Батюшка прислал семян цветов для того, чтобы посадить их на канавке. Позже внутри канавки на территории киновии были посажены красивые деревья, а в 1922 году они были уже могучими и красивыми и склонялись над канавкою. Когда канавка уже была хорошо заметна, скончалась великая госпожа дивеевская схимонахиня Марфа - 21 августа 1829 года. Память ее приходится на день равноап. Марии Магдалины 22 июля, на 4-й день памяти батюшки Серафима. Схимонахиня Марфа и Елена Васильевна жили в Дивееве одновременно. Какое это было благодатное чувство идти по канавке с четками в руках, читая 150 раз молитву "Богородице Дево, радуйся!". Особенно под вечер, когда стихает вся дневная озабоченность и наступает полная тишина. Небо становится как-то ближе к земле, медленно идут молящиеся по канавке, как будто это и не наш суматошный век, а древняя Святая Русь, Бог знает, каким путем пришедшая сюда из глубины веков.

Русь создала сказание о Китеж-граде, и это была ее вековечная мечта - уйти от грешного мира, но здесь была не мечта, а истинная реальность, здесь было истинное богообщение небожителей с людьми. Здесь имели место истинные видения батюшки Серафима и других святых и праведных людей, здесь все жили духовной жизнью и духовными радостями. Здесь небо сходилось с землей. Здесь "шла брань с духами злобы поднебесной", которые всячески пугали подвижниц и тех, которые хотели следовать их путем. Даже паломники были стращаемы в темноте бесовскими явлениями, но всех ограждала благодать Божия, по молитвам батюшки Серафима и матушки Александры. Наш дорогой братчик однажды встретил на канавке фигуру в два этажа ростом и ужаснулся, но тотчас ужас сменился полным миром душевным - батюшка Серафим никого в обиду не давал. По канавке шли паломники, повторяя путь Богоматери, шли монахини, священники и архиереи, шли умиротворенные, набравшиеся духовных сил для трудного жизненного пути в то страшное время. Шли с незабываемыми впечатлениями на всю жизнь. Многие брали горсточку земли с канавки, и иногда она их ограждала от вражьих нападений. Канавка была сделана четырехугольником и на углах нами были сделаны, по древнему обычаю, на столбах красивые резные башенки со вставленными в них иконами Богоматери, идущей по этой канавке, - башенки были съемные и на ночь снимались сестрами. Подходя к ним, паломники крестились - это было им видимым напоминанием, что по этой дорожке прошла Царица Небесная. Как все это было прекрасно!

1 января 1992 года впервые после долгого перерыва была возобновлена традиция ежедневного прохождения по святой Канавке, когда сестры вместе с игуменией, предводительствуемые иконой Божией Матери «Умиление» обходят весь монастырь.

Только спустя шесть лет начались работы на участке, ближе всех примыкавшем к территории, переданной монастырю, — от начала до первого поворота. После торжественного молебна 25 августа 1997 года были начаты первые работы.

Поскольку Канавка во многих местах была почти засыпана мусором и плохо различалась, то несколькими поперечными разрезами уточнили ее местонахождение. В разрезах ясно были видны профиль первоначальной Канавки, слои, заполнявшие ее в результате оплывов краев в первые сто лет существования Канавки, и слой засыпки в советское время. В одном из разрезов удалось найти начало святой Канавки. Замечательно, что на глубине трех аршин (2,15 м) начинается слой песка, в который уходила вода, благодаря чему Канавка оставалась сухой после дождей.

За три дня до празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Канавку вырыли почти полностью и благоустроили. Последний участок Канавки был передан монастырю в 2006 году, и 31 июля закончилось ее восстановление.

27 апреля 1995 года возобновили традицию после поздней литургии в течение Пасхальной недели ежедневно и по воскресеньям до отдания Пасхи проходить по святой Канавке крестным ходом. Крестные ходы по ней совершаются также впраздник памяти преподобного Серафима 2/15 января; в праздник иконы Божией Матери «Умиление» 28 июля/10 августа; на погребение Матери Божией 16/30 августа; в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря; 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие.

Вот уже почти два столетия идут и идут непрерывным потоком по святой Канавке люди, идут по завету Преподобного за Царицей Небесной, по Ее следам.

Издательская группа
Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского
женского монастыря.



Святая Канавка
Среди многих святынь Дивеева особое место занимает Святая Канавка. Прп. Серафим говорил, что Царица Небесная Сама Своим пояском измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя Свой Удел и благословляя всех. Именно поэтому в Дивееве обязательно нужно пробыть сутки, обязательно переночевать, чтобы сподобиться этого благословения Божией Матери, Которая ночью проходит по Канавке. Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), живший одно время в Дивеевской обители, сподобился 2 февраля 1927 года видения Божией Матери, идущей по Канавке. Его келейница Анна свидетельствует, что Владыка после вечерней службы был в келье и вдруг кинулся к окну с непрестанными молитвенными восклицаниями, потом к другому окну: «Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу зрети пречудной Ее красоты!». - сказал Владыка Серафим со слезами.

Канавка эта до Небес высока. Преподобный говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, до полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!», «Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет она нам вместо золота!» Ежедневно все сестры ходят по Канавке вечером, после вечерней трапезы, неся впереди икону Божией Матери Умиление. Преподобный Серафим говорил, что антихрист не перейдет Канавку. Многие понимают это духовно (в частности, так считал Владыка Серафим (Звездинский)) - кто будет читать с благоговением Богородичное правило, душу того антихрист не одолеет.

После закрытия Дивеевского монастыря Святая Канавка потерпела большие повреждения. Во многих местах ее засыпали, вал сровняли, в некоторых местах ее перерезали различные коммуникации. Восстанавливать ее начали в 1997 году.

Святая Канавка была устроена по повелению Самой Царицы Небесной, как и все в Дивееве. Канавка с валом должна была окружать Мельничную общину и должна была быть вырыта руками самих сестер. Канавка должна была быть вырыта три аршина глубины и три аршина ширины, землю надо было бросать внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для укрепления вала Преподобный велел насадить крыжовник. Прежде же, Преподобный приказал, чтобы все сестры обошли землю и после скушали мед с мягким хлебом. Сестры медлили начинать копать из-за непомерно тяжелой работы. И вот, однажды как-то раз очередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что Батюшка ерафим в белом балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, вбегает она в келью и всем сестрам это сказывает. Все выбежали на это место, и, увидав Батюшку, поклонились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали на земле. С аршин уже была выкопана Канавка. Другая сестра была накануне у Батюшки в Саров и ночевала в его пустыньке. А утром он ее посылает: «Гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают канавку рыть, я там был и сам начал ее». Шла она и недоумевала, как это Батюшка ходил в Дивеево? Приходит она в монастырь, а там сестры ей наперебой рассказывают, как видели Батюшку. А она им свое рассказала. Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, начали работу. Рыли три года и закончили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 2(15) января преподобный Серафим отошел ко Господу.


В прошлой статье мы рассказали , а сегодня более подробно поговорим о молитве.

Как правильно молиться на Канавке?

Вообще, слово правильно – не совсем уместно. С одной стороны есть некоторые рекомендации, с другой – молитва, это особое состояние. И у каждого человека оно проявляется по-разному.

Прежде всего, надо помнить, что Канавка Божией Матери – это . Соответственно, вести себя здесь следует благоговейно, или с уважением, вне зависимости от религиозных убеждений. Не мешать молящимся, не разговаривать. Для женщин есть еще один нюанс: также как и , Канавку во время месячных не стоит посещать.

Канавку следует проходить с молитвой. Обычно читают 150 раз молитву «Богородице, Дево, радуйся». И часто люди задают вопрос, сколько по времени занимает молитвенное правило на Канавке?

Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, и никаких временных рамок не существует. Дело в том, что наш индивидуальный ритм жизни, проявляется и в молитве. Есть медлительные люди, они и по Канавке идут как черепашки, и иногда не успевают до конца прочитать положенные молитвы. А люди динамичные совершенно искренне молятся, но при этом не замечают, как, оказывается, все уже прочли, и стоят в конце Канавки с ощущением молитвенной наполненности. Одного духовного человека как-то спросили, мол, не стоит ли сознательно медлить, когда молишься. На что тот ответил: «Бог каждого человека создал со своим темпераментом, и нельзя быстрых – замедлять, а медленных – торопить».

Это важный момент, потому что можно услышать мнения, что по Канавке обязательно надо ходить медленно. Это не совсем так. Бегать здесь конечно не стоит, но читать молитву и идти вы можете в привычном для вас темпе.

Сугубая молитва на Канавке

Всем известна старая пословица «Гром не грянет, мужик не перекрестится». Увы, в жизни так часто бывает, что к Богу мы обращаемся тогда, когда все материальные средства испытали. Или когда размеры беды или нужды кажутся человеку неподъемными.

Многие в такой момент обращаются к Богу, готовы браться за особые молитвенные правила, соблюдать посты, выполнять послушания. Одним из таких молитвенных правил является чтение акафистов. И не сведущие, приезжая в Дивеево, спрашивают, а читают ли акафисты на Святой Канавке?

Конечно, если вы решите прочитать акафист на Канавке, вам этого никто не запретит, но такой практики здесь нет. В монастыре стараются выполнять богородичное правило, заповеданное . Но если у вас серьезная нужда, вам могут посоветовать пройти Святую Канавку три раза подряд. Каждый круг, проходя с благоговением и читая 150 раз молитву «Богородице, Дево, радуйся», в конце попросите то, в чем нуждаетесь. Идти с молитвой столько раз может показаться уже трудным занятием, особенно, если вы к этому не привычны. Но, по словам людей, получивших Божию помощь именно после такого маленького «подвига», – особые обстоятельства, требуют и сильной молитвы.

Ночная молитва на Канавке пресвятой Богородицы

Есть еще один вид молитвы – ночной. Связан он с преданием, что и проходит по своей Канавке.

Не удивительно, что многие верующие, в том числе и паломники, узнав об этом, стремятся пройтись по Канавке с молитвой ночью. Кто–то видя километровые монастырские ограды, внутри которых также включена и Канавка, и вспомнив, что монастырь на ночь закрывается, удивится. Да, действительно, часы работы монастыря ограничены временем – с 5 утра – до 23 часов ночи, после чего все ворота закрываются. Но! Про это предание знают все в монастыре, и есть благословение пускать людей на Канавку даже ночью.

Стоит сказать заветное слово охраннику на воротах, что вы хотите помолиться на Канавке ночью, вас пропустят. Но только туда! Так что не стоит искушать судьбу и пытаться попасть в темное время куда-то еще. Монашествующие тоже нуждаются в отдыхе, как и все остальные люди.

Ночью на Канавке читают тоже богородичное правило. Или молятся просто своими словами.

Что будет, если пройтись по Канавке в Дивеево?

Попробуем подвести итог.

  • Во-первых, не стоит . Молитва – это общение с Богом, и не всегда результатом бывает какая-то награда. Мы ведь с родителями общаемся не ради того, чтобы нам что-то подарили, хотя, увы, бывает и такое. Так же и к Богу, и Богородице следует обращаться с благодарностью и благоговением с сыновними чувствами.
  • Во–вторых, если молиться искренне, то награду вы все-таки получите. Это ощущение особой благодати, тихой и светлой, которая поселиться в душе на какое-то время.
  • В-третьих, молитва на Канавке Богородицы имеет силу, тем более, если вы молитесь сугубо ночью, или проходите этот путь с молитвой трижды. Существует много записанных и передаваемых устно чудес, когда после сугубой молитвы на Канавке случались исцеления и благополучные исходы серьезных дел.
  • И в четвертых. Вы можете читать дома Богородичное правило каждый день. Где бы вы ни жили, в Дивеево, или в другом городе, но молитва «Богородице, Дево, радуйся», прочитанная 150 раз, незримыми нитями свяжет вас с Дивеевом и Канавкой Пресвятой Богородицы.

Татьяна Страхова

Мы продолжаем цикл статей о и сегодня поговорим о том, из чего, собственно, состоит это уникальное сооружение – о самой земле.

Для чего берут землю с Канавки в Дивеево?

Святость этого места не раз была подтверждена святыми. Сам говорил:

«Эту Канавку Сама Матерь Божия Своим пояском измерила… Тут стопочки Богородицы прошли… Кто да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев».

Но не только молится здесь заповедал святой. Когда копали канавку, наказывал сестрам, чтобы землю изо рва кидали вовнутрь обители, где и образовался вал. И говорил:

«Будут приезжать посетители и глинку с Канавки будут брать на исцеление, и будет она вместо золота».

Прошли века, а святая земля с канавки Царицы Небесной по-прежнему помогает всем, кто осознает ее святость. Они , охраняет.

Как же правильно использовать землю с Канавки Богородицы?

Привезенную из Дивеева земельку лучше всего хранить в стеклянной баночке или бумажной коробочке, но сгодится и целлофановый пакетик. Главное – чтобы она была не в забытьи, а рядом со святынями на подобающем месте.

Применять ее можно по-разному. Кто-то прямо сырой землей натирает больные места, например, ноги. Другие заливают ее водой, а воду потом пьют или делают компрессы. Но нужно помнить, что это не просто рецепты, это действительно святыня, поэтому все, что вы делаете с землей с Канавки, необходимо сопровождать молитвой «Богородице, Дево, радуйся». Читайте эту молитву не один раз. Можно даже прочесть все 150 раз, как будто по Канавке идете. И искренне верьте.

Некоторые люди зашивают щепотку святой земли с Канавки в кусочек ткани и носят на шее вместе с нательным крестиком – как ладанку.

Еще святой землей с Канавки можно оградить свой земельный участок, посыпав ее с молитвой с четырех сторон света в границах забора.

Крыжовник

Когда сестры Дивеевской обители рыли святую канавку, Серафим Саровский велел им засадить склоны крыжовником для укрепления рва и естественной ограды. В наше время при восстановлении Канавки на склоны вновь посадили крыжовник.

Так вот, когда крыжовник разрастается, его обстригают. Обрезанные ветки не выкидывают, а укореняют или раздают паломникам.

Надо отметить старое правило – в монастыре ничего не просят. Но если вам там вдруг что-то дают или дарят – берите. Это особая благодать. Тем более, если это ветки крыжовника со святой Канавки. Берите и попытайтесь укоренить их у себя в саду, на даче или просто в цветочном горшке.

Травка со святой Канавки Богородицы в Дивеево

Склоны Канавки обсажены также газонной травой, и когда она подрастает, ее тоже подстригают, но не выкидывают. Так заповедал Серафим Саровский – ничего с этого святого места не выкидывать.

Скошенную траву высушивают и зашивают в ткань. Получаются небольшие подушечки, которые продают в монастыре. А если вам доведется побывать в Дивеево на праздник Успения Божией Матери и пройтись по украшенной Канавке Крестным ходом, не забудьте наклониться и взять цветочки и травку на память.

Их также можно высушить и зашить в ткань, и на полученной подушечке спать во время болезни.

Но опять же, помните, что такая подушечка – не для удовольствия. Зашитая в ней травка с Канавки – святая, а значит, отношения требует благоговейного.

В заключение хотелось бы сказать вот что

Во все времена паломники, посещая святые места, стремились принести домой частичку святости и благодати. Да и сам Бог дал нам святую воду, елей (растительное масло), землю со святых мест, как в помощь нашему страждущему телу.

В этом плане Дивеево не исключение. Здесь много святых источников, где можно набрать воду; , которая горит около мощей Серафима Саровского; есть земля и травка с Канавки. И святыни эти действительно помогают, но они не должны затмевать главного – веры в Бога и молитвы к Нему.

Татьяна Страхова