Исследовательской работы школьника по литературе. Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы

ХМАО-Югра

МКОУ «Андринская СОШ»

Опыт работы учителя русского языка и литературы

Полегешко Светланы Александровны

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Всем известно, как трудно сейчас привлечь детей к чтению, поэтому перед учителем литературы стоит важная задача: добиться того, чтобы, придя на урок, учащиеся знали и понимали, для чего они сюда пришли, чтобы хотели читать и научились читать, чтобы каждый урок помогал ученику состояться человеком, личностью.

В течение последних лет в рамках изучения литературы в 5-9 классах я работаю по учебно-методическому комплексу В.Я. Коровиной, который, на мой взгляд, предусматривает интересный подход к изучению и преподаванию литературы, а именно: формирует представления о специфике литературы как искусства слова, развивает умение осознанного чтения, аналитическое и образное мышление, воспитывает гражданскую ответственность, духовность и культуру. В 10 классе обучение ведется по учебнику С.А. Зинина, В.И. Сахарова, в 11 классе – по учебнику В.А. Чалмаева, С.А. Зинина. Здесь представлен золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы, являющиеся животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное развитие личности.

Работая по этим учебно-методическим комплексам, я основываюсь на индивидуально-личностном подходе к учащимся. Ведущим методом обучения и воспитания при изучении художественных произведений является исследовательская деятельность. Многолетняя практика использования данного метода показывает, что благодаря разным видам исследованиий у учащихся происходит обширная познавательная деятельность, формируются умения и навыки самостоятельной работы, развиваются творческие способности. Кроме того, исследовательская деятельность играет важную роль в нравственном и эстетическом воспитании, способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию школьников. В своей работе использую идеи известного литературоведа и педагога М.Г. Качурина.

Материал, представленный в учебных пособиях – это обширное поле для исследовательской деятельности не только учащихся, но и учителя. Процесс исследовательской деятельности строю по следующему принципу: объекты исследования рассматриваются через различные виды исследования в аспекте целей и задач, которые ставлю перед собой и учащимися при изучении того или иного произведения, отсюда – к результатам исследования.

Основные цели исследовательской деятельности: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических способностей, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого, написания сочинений различных жанров; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Исходя из этих целей, формирую определенные задачи. В первую очередь, это освоение художественного текста через личность писателя, литературную эпоху. Еще одна важная задача - развитие речи и формирование культуры речи учащихся. Здесь же развитие творческих способностей, что ведет к раскрепощению ребенка, помогает учиться владеть собой и ситуацией. Не менее важна задача по усвоению литературоведческих понятий, так как знание теории позволяет глубже проникать в художественный текст, наиболее точнее и правильнее понимать авторскую позицию, видеть мастерство писателя. На уроках часто использую музыкальное и художественное оформление, уделяю время, чтобы немного рассказать о композиторе или художнике, творчество которого помогает в освоении художественного произведения. Следовательно, организовать связь литературы с другими видами искусства – это еще одна задача моей работы.

Все эти цели и задачи, тесно взаимодействуя друг с другом, помогают в осуществлении самого важного – помочь каждому ученику сформироваться как личность. Исходя из этого, я рассматриваю предмет литературы как предмет, формирующий человека.

Остановлюсь подробно на каждом этапе работы. Главным объектом исследования является, конечно, художественное произведение, его тема, идея, поднимаемая автором проблема. Не менее важно увидеть и личность творца, ту сторону жизни, которая взрастила писателя, стала почвой его художественного мира. Поэтому в уроки включаю сообщения, доклады, презентации учащихся о личности писателя, его творческой мастерской, готовлю с ребятами литературно-музыкальные композиции о жизни и творчестве выдающихся мастеров слова. Использую такой прием исследования, когда личность писателя, его художественный мир стараемся увидеть через языковые особенности произведения. Такая работа не только формирует исследовательские умения и навыки, но и способствует совершенствованию устной и письменной речи, расширению лексикона учащихся, делает ребят свидетелями того, как из обычных слов рождается произведение художественной литературы. К примеру, это уроки по творчеству Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. В этом направлении разработала систему уроков-исследований (6-11 классы) «Поэтический мир Николая Рубцова», которая в старших классах завершается большой литературно-музыкальной композицией. Как результат этой исследовательской деятельности учащейся 9 класса был подготовлен проект на тему: «Образ звезды в поэзии Николая Рубцова», который она успешно защитила на научно-практической конференции. В рамках языковых особенностей произведения одной из моих учениц также была подготовлена исследовательская работа «Роль цветописи в феерии А. Грина «Алые паруса», представленная на научно-практической конференции.

В тесной связи с личностью писателя идет разговор о литературной эпохе и литературно-критических статьях, опять-таки путем исследования либо через дискуссию, либо через проблемную ситуацию. Например, всегда интересно проходят уроки на темы: «Над чем смеялся бы Чехов, если бы жил в наше время?», «Кто прав?» (урок по критическим статьям Белинского и Писарева о драме А.Н. Островского «Гроза»).

У каждого читательского поколения своя интерпретация художественного произведения, поэтому очень важно донести до ребят время и эпоху, в которую было написано произведение или в которую происходят его основные события, помочь им понять то поколение, увидеть мир глазами прошлого, чтобы художественное произведение открылось. Всем известно, что без прошлого не может быть настоящего. На каждом уроке должно осуществляться воспитание мыслящего, вдумчивого читателя, должно происходить формирование культуры восприятия художественного текста. Сейчас на вопрос о том, прочитал ли то или иное произведение, от ребят можно часто слышать такие фразы: «Прочитал, но ничего не понял». Это говорит о том, что если даже дети читают, то зачастую читают чисто механически, лишь бы прочитать, не понимая смысла прочитанного. Это говорит и том, что учащиеся часто очень далеки от представленной в произведении временной эпохи, поэтому им трудно воспринимать читаемое. В связи с этим основная моя задача как учителя литературы – научить своих учеников не механической работе чтения, а сосредоточенному вниманию в процессе чтения, желанию услышать голос автора, видеть за каждым словом глубокий смысл, иначе говоря, привить интерес к чтению. Следовательно, чтение должно стать настоящим творчеством, искусством, только тогда откроется духовная ценность художественного произведения.

Важным объектом исследования, несомненно, является литературный образ – удивительное преображение героя произведения в Жилина или Тараса Бульбу, Сильвио или Чичикова. В произведении, как правило, ни один образ, а несколько, все они взаимосвязаны друг с другом и образуют систему образов. Немаловажное значение в раскрытии замысла писателя имеет и образ рассказчика. Например, рассматривая «Повести Белкина» и исследуя образ рассказчика, говорим о нем как объединяющем все повести в один цикл.

Виды исследований использую весьма разнообразные. Во главе, конечно, анализ художественного произведения, хотя существует мнение, что это форма работы себя изжила. Я думаю иначе: произведения, которые включены в школьную программу, - великие творения литературы, содержание их бесконечно, а каждое читательское поколение, как говорилось выше, воспринимает их по-своему. Следовательно, каждому поколению читателей предстоит исследовательская работа, основанная именно на анализе произведения. Анализ произведения тесно взаимодействует с такой формой работы, как дискуссия. Дискуссия нужна, когда нужно разобраться в том, что по-разному трактуется наукой, что не выяснено до конца или вообще не может иметь конечного решения. Для учащихся любого возраста как вид исследования часто использую проблемную ситуацию, так как проблема способствует глубокому проникновению в художественный текст, развитию у учащихся способностей самостоятельно мыслить, оценивать ситуацию, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Стараюсь, чтобы поставленная проблема была не только темой урока, а жгучей, злободневной, личностно-значимой. К примеру, использую такие проблемные ситуации: «Возможен ли Хлестаков в наше время?» (8 кл.), «Мог ли поступить Тарас Бульба иначе?» (7 кл.), «Что произойдет с Диной после побега Жилина?» (5 кл.), «Как сложилась бы жизнь Олеси, если бы она осталась с Иваном Тимофеевичем?» (11 кл.) и другие. Для учащихся 5 и 6 классов как форму исследования часто использую игру. Такие уроки никогда не проходят даром, они всегда становятся интересным общением, где каждый может высказать свое мнение, способствуют развитию эмоциональных чувств у учащихся.

Важным видом исследования является творческая работа, которая реализуется в урочной и внеурочной деятельности. В первую очередь, это устные или письменные развернутые ответы, отзывы, рецензии, эссе, сочинения-рассуждения – их темы также основываются на проблемных ситуациях. Это позволяет учащимся путем соприкосновения с авторским словом через глубокое проникновение в художественный текст высказать свое мнение по поставленной проблеме.

Очень люблю такую форму творческой работы, которую использую в своей работе, как инсценировка. На протяжении многих лет я руководила школьной театральной студией, совместно со своими учащимися подготовила множество сценических постановок: от инсценирования отдельных эпизодов произведения до настоящих спектаклей. Здесь же и литературно-музыкальные композиции. В моей копилке спектакли по таким известным всем произведениям, как «Приключения Буратино, или Золотой ключик» (А.К. Толстой), «Двенадцать месяцев» (С.Я. Маршак), «Барышня-крестьянка» (А.С, Пушкин), «Недоросль» (Д.И. Фонвизин), «Дядюшкин сон» (Ф.М, Достоевский), с которыми мы выступали на районных конкурсах театральной деятельности. Работа эта очень трудоемкая, и идет она хорошо лишь тогда, когда к ней есть уважительное и ответственное отношение. Произведение, по которому идет постановка, нужно освоить, найти в нем что-то свое близкое. Следовательно, нужна творческая интерпретация, такое восприятие и истолкование произведения, которое становится личным. А значит, без исследования не обойтись. Дело это нелегкое, требующее времени, но это время не потерянное, так как у ребят обогащается восприятие, развивается читательская фантазия, культура речи, пробуждается творческий интерес к произведению, раскрываются актерские способности. Все это, несомненно, способствует освоению учебного материала и развивает читательский интерес. Репетиции спектакля – это тоже уроки, но уроки искусства, общения, раскрепощения, где каждый может проявить себя иногда даже с неожиданной стороны. Такие уроки – это совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, на духовном равенстве.

Инсценировки или чтение по ролям практикую на уроках, это также способствует раскрытию творческих способностей ребят, развитию речи и формированию культуры речи (Рассказы А.П. Чехова, Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Алые паруса» А. Грина, «Неизвестный цветок» А. Платонова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Горе от ума» А.С. Грибоедова и др.).

Вершиной исследовательской деятельности является научная работа. Виды ее весьма разнообразны: сообщения, доклады, рефераты, проекты, которые позволяют учащимся путем глубокого анализа благодаря умению самостоятельно работать рассматривать ту или иную проблему с научной точки зрения. Обучение этой форме исследовательской деятельности начинаю с 5 класса, от класса к классу постепенно усложняя процесс работы, чтобы в итоге к старшим классам у учащихся сформировался навык оформления научной работы. Наиболее приемлемая форма работы в этом направлении – проект. К примеру, в 5,6 классах предлагаю ребятам разработать проекты при изучении лирических произведений. Например, к изучаемым стихотворениям подобрать соответствующие иллюстрации и музыкальные произведения, оформить это в виде презентации, а затем на уроке представить и прокомментировать. В 7 классе такую форму работы использую при изучении былин («Былинные богатыри в изображении русских художников»), во время изучения рассказов А.П. Чехова («Рассказы А.П. Чехова в иллюстрациях»). В 8 классе темами исследовательских проектных работ могут быть «Сценическая история бессмертной комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» или «Роль пословиц и поговорок в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Со своими проектными работами мои ученики ежегодно выступают на научно-практических конференциях, показывая хорошие результаты своей исследовательской деятельности. Темы работ, получившие высокую оценку экспертов: «Роль цветописи в феерии А. Грина «Алые паруса», «Образ звезды в поэзии Николая Рубцова», «Загадка Пилата» (по романам М. Булгакова и «Плаха» Ч. Айтматова, «Особенности жанра «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, «Роль пословиц и поговорок в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и др.

Использование метода исследования при изучении художественного произведения позволяет мне добиваться неплохих результатов. Большинству ребят нравятся уроки литературы, они с увлечением занимаются проектной деятельностью, подготовкой инсценировок произведений. Благодаря этому у учащихся повышается уровень культуры речи, ребята умеют отстаивать свое мнение, хорошо виден рост их умственного мышления, творческих способностей, формируется инициативность, самостоятельность, способность к успешной социализации и активной адаптации в обществе.

Исследование – это и дело учителя. И пока я учу, учусь сама у своих учеников. Учусь исследовать не только художественный текст, но и восприятие этого текста моими учениками. Стремлюсь к тому, чтобы мои уроки были интересными и необыкновенными, чтобы урок был не просто работой, а интересным и полезным общением. Стараюсь сделать так, чтобы каждый ребенок поверил в себя, в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, воздействуя яркими примерами из литературных произведений.

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы.

Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
- методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;
- желательно пояснить Ваш выбор методов исследования , т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования .

Виды методов исследования:

Методы эмпирического уровня:

Наблюдение
- интервью
- анкетирование
- опрос
- собеседование
- тестирование
- фотографирование
- счет
- измерение
- сравнение

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

Эксперимент
- лабораторный опыт
- анализ
- моделирование
- исторический
- логический
- синтез
- индукция
- дедукция
- гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • идеализация
  • формализация
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Примеры записи методов исследования:

Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.

Пример 2.
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

Пример 3.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.

Пример 4.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.

Пример 5.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- опрос школьников;
- проведение замеров массы рюкзака;
- анализ полученных данных.

Пример 6.
Методы исследования:
1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.

Пример 7.
Методы исследования:
1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.
2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.
3. Метод фотографирования.
4. Анализ полученных данных.

Папий Татьяна Александровна,

учитель русского языка

и литературы высшей

квалификационной категории

МБОУ «СОШ №24»

г. Северодвинска

Архангельской обл.

ШАГИ К УСПЕХУ

Учебно-исследовательская деятельность школьников по литературе

Из опыта работы

Среди учителей-словесников бытует такое присловье: сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает …белена с чертополохом. Увы, бывает и так. Однако практически в каждом класс есть дети, которые много читают, пишут интересные сочинения, хотят знать больше, чем написано в учебнике, имеют способности к анализу и синтезу. Такие ребята – находка для учителя, стремящегося к развитию творческого потенциала школьников.

Программа по литературе под редакцией профессора В.Г.Маранцмана, реализуемая мною уже два десятилетия, направлена на то, чтобы помочь детям проявить себя, создать условия удовлетворения их интеллектуальных потребностей, формирования научных взглядов на мир. Данная образовательная программа имеет специальный раздел «Литературное творчество», задания которого нацеливают учащихся на плодотворный поиск за страницами учебника.

Указанные предпосылки и привели к решению организовать учебно-исследовательскую деятельность школьников по литературе – этой работой занимаюсь на протяжении последних 12 лет.

Актуальность работы

Сегодня учебно-исследовательская деятельность в школе – веление времени. Изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют развития новых способов образования, интерактивных педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, способностью самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Важнейшей задачей современной образовательной системы является формирование универсальных учебных действий, способствующих саморазвитию и самосовершенствованию школьников. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учениками социо-культурного опыта исследовательской деятельности.

Важнейшее значение придается формированию коммуникативных умений, без которых осуществление исследования и его последующая защита на конференции невозможны. Вне уроков ученики включаются в формы общения, способствующие развитию речевой активности, вербального интеллекта, необходимого им в дальнейшей жизни.

Исследовательская деятельность учащихся прописана и во ФГОС, на данный вид деятельности ориентированы программы всех школьных предметов, в том числе и программа по литературе.

Как же помочь ребёнку на пути научного познания? Как лучше формировать умения и навыки самообразования? Как научить способам активной познавательной деятельности? Эти вопросы встают перед педагогом, стремящимся к развитию интеллектуальной сферы личности и организующим учебно-исследовательскую деятельность ученика.

Цель учебно-исследовательской деятельности по литературе – обогащение читательского опыта школьников, воспитание культуры умственного труда, формирование оценочных позиций, помощь в профессиональном выборе учащихся.

Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особен­ности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает школьников к самостоятельной работе с текстом, помогает формировать исследовательских умения и навыки литературоведческого анализа. При определении содержания и направления творческого поиска учитываются личностные особенности ученика, его профессиональная направленность, приоритетные формы самостоятельной работы.

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды :

1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявить его художественное и жанровое своеобразие, особенности авторского стиля, мастерства пи­сателя, типологии образов и т.п. Например (примеры тем даны из опыта работы) : «Проблема русского национального характера в повести В.Личутина "Крылатая Серафима"», «Мотив пути в романе П.Коэльо "Алхимик"», «Образы-символы как отражение картины мира в "северном тексте" романа М.Попова "Свиток"».

2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например: «Притчевое начало в произведениях А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" и П.Коэльо "Алхимик"», «Маленький человек на страницах произведений Н.В.Гоголя и А.П.Чехова», «Пушкинские образы и мотивы в лирике А.А.Ахматовой».

3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, психологии, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методо­логические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Талант – дар или наказание? (по произведениям, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.Рюноскэ)».

4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области. Например: «Поэтическое творчество Иосифа Бродского периода северной ссылки». Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психо­логический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художест­венно-публицистического очерка.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

В процессе учебно-исследовательской работы по литературе используются следующие методы :

теоретические – анализ литературы; моделирование общей и частных гипотез исследования; проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы; синтез (обобщение) полученных результатов;

специальные – интерпретационный (интерпретация, т.е. истолкование художественного текста); компаративный (метод исследования, позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в тексте );

эмпирические – наблюдение над художественным текстом, опросно-диагностические методы (анкетирование, беседа);

статистические – статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Следует отметить, что учебно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность обучающихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Данный вид деятельности предполагает наличие основных этапов , характерных для исследования в научной сфере и принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру; такая цепочка является и неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности в области литературы, нормой ее проведения.

Этапы работы руководителя с учеником над учебным исследованием

в области литературы:

Этапы работы

Цели и задачи учебно-исследовательской работы

1.Предварительный

Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика.

Формирование общих представлений об исследовательской работе по литературе; знакомство с достижениями литературоведческой науки.

Систематизация и углубление знаний о литературоведческих терминах и понятиях.

Развитие рефлексии.

Письменные и устные задания, вопросы для выявления уровня владения знаниями и умениями по литературе, способностей и интересов учащихся.

Знакомство с современными проблемами изучения художественной литературы, литературоведческими методами исследования (компаративный интерпретационный).

Обсуждение литературоведческих работ, выполнение заданий, моделирующих исследование).

Задания на систематизацию теоретических знаний в области литературоведения.

Задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный отбор материала, ведение записной книжки или дневника исследователя

2.Выбор проблемы исследования

Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования

Обсуждение возможных тем исследования, предложенных с учетом личных качеств, интересов учащихся, их знаний, навыков, актуальных проблем литературоведения.

3.Изучение научной литературы

Обучение практическим навыкам работы со справочной и научной литературой

Составление библиографии по теме; выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ.

4. Формулирование темы, гипотезы, определение целей, задач, методов исследования

Формирование исследовательских умений (формулирование темы, гипотезы, постановки целей и задач исследования, определение методов в зависимости от объекта исследования).

Консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования.

5. Сбор материала

Обучение сбору материала по теме работы.

Консультирование по вопросам планирования работы и сбору материала.

6.Обработка полученного

ма­териала

Обучение навыкам литературоведческого ана­лиза и обработке полученных материалов, пред­ставлению результатов в виде таблиц и диаграмм

Литературоведческий анализ и статистическая обработка полученного материала

7. Формулирование выводов

Формирование умения обобщать собранный материал, формулировать выводы.

Систематизация и обобщение результатов работы.

8. Создание текста

Практическое овладение научным стилем речи

Обучение редактированию науч­ного текста, навыкам «свертывания» и «развертывания» текста.

Написание текста учебно-исследовательской работы

Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана.

9.Представление результатов работы

Обучение основам устного публичного выступления. Отбор материала для презентации.

Компьютерная презентация.

Представление работы на научно-практической конференции школьников.

10. Оценка работы

Получение навыков рефлексии на продукт и результат учебно-исследовательской работы

Анализ проделанной работы, ее результатов; обсуждение перспективы исследо­вания

Обсуждая с учеником полученные результаты исследования, мы обучаем мыслить, «как мыслят ученые». Мы не просто учим, а анализируем, ищем, находим, представляем результаты самостоятельно. Мы интегрируем дисциплины в разные образовательные области в процессе исследования. Мы не передаем знания, а анализируем, ищем их в сотрудничестве друг с другом.

После определения темы, проблемы, предмета и объекта исследова­ния необходимо организовать индивидуальные консультации учащихся непосредственно по работе с текстом, актуализировать знания о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений.

Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулирована примерная гипотеза исследования, можно предложить школьнику поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, моно­графии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать обзор (анализ) прочитанного, руководителю нужно научить юного исследователя это делать. Здесь поможет использование таких видов заданий (на уроках литературы и в процессе исследовательской работы): рецензирование критических статей, составление параллельных конспектов, тезисных планов, аннотаций, творческие работы, предполагающие сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения.

Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его ре­зультатов с учетом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, избежать зависимости от готовых выводов. Ребята не только учатся быть самостоятель­ными, но и усваивают нормы научной этики, получают возможность корректно оценить степень новизны и актуальность своего исследования, приобретают опыт уважительного отношения к работам ученых.

Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе научный руководитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, в подготовке презентации по теме работы. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежден­ность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы – все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу школьника.

Очевидно, что характер решения исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков по литературе, имеющихся у ученика, но и от уровня его общего развития. Чем глубже и шире жизненный и читательский опыт, тем больше сторон открывается юному исследователю в художественном тексте. Чем лучше развито эмоциональное восприятие, языковое чутье, творческое мышление, тем интереснее интерпретации прочитанного. Поэтому, сотрудничая с учеником в процессе выполнения работы по литературе, необходимо уделять самое пристальное внимание развитию этих качеств, помня о том, что в литературоведении равно важны как уверенное владение зна­ниями, так и богатство личности исследователя.

Каждое учебное исследование по литературе – «штучный товар», в основе его – кропотливая работа с художественным текстом и критической литературой, индивидуальные консультации по теме. Многолетняя практика руководства учебно-исследовательскими работами школьников в области литературы заставила искать различные формы совместной деятельности. Приобретенный за годы опыт позволил выработать алгоритм работы над учебным исследованием, который воплотился в рабочую тетрадь «Учебно-исследовательская работа по литературе» , призванную помочь ученику написать собственное литературоведческое исследование.

Рабочая тетрадь имеет следующие разделы:

I . Мотивация. Выбор объекта, предмета и темы исследования

II . Выбор методов исследования

III . Целеполагание. Задачи исследования темы

IV . Планирование работы над темой исследования.

V . Выдвижение гипотезы

VI . Формулирование выводов. Заключение

VII . Справочно-библиографический аппарат

VIII . График работы

IX . Консультации руководителя

Приложение 1. Структура учебно-исследовательской работы

Приложение 2. Требования к оформлению работы

Приложение 3. Словарик литературоведческих терминов

Работа с каждым разделом тетради предполагает поэтапное, шаг за шагом продвижение учащегося в исследовании избранной темы. Задача педагога – вдохновить школьника на новые открытия, поддержать, помочь советом, контролировать ход работы.

Таким образом, руководство самостоятельной учебно-исследовательской деятельностью школьников – сложная, педагогически продуманная система творческого общения, в процессе которого и рождается юный исследователь. Исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике и дает положительные результаты.

Достижения учеников Т.А.Папий

в учебно-исследовательской деятельности

Уч.

год

Мероприятие

конкурса

Фамилия, имя участника, класс

Результат

Конкурс учебно – исследовательских работ «Возрождение Севера в руках юных»

муниципальный

Бердинских Екатерина, 11Б

победитель

муниципальный

Погорелова Екатерина, 10 Б

II степени

региональный

Погорелова Екатерина, 10 Б

II степени

Учебно – исследовательская конференция «Юность Северодвинска»

муниципальный

Погорелова Екатерина, 1 1Б

II степени

Учебно – исследовательская конференция «Юность Северодвинска»

муниципальный

Волкова Софья, 10А

победитель

Учебно – исследовательская конференция «Юность Поморья»

региональный

Волкова Софья, 10А

победитель

VII молодежный научный форум Северо-Запада России «Шаг в будущее»

федеральный

Волкова Софья, 11А

Диплом лауреата

XX Всероссийская молодежная научная конференция «Шаг в будущее»

федеральный

Волкова Софья, 11А

III степени

Учебно – исследовательская конференция «Юность Северодвинска»

муниципальный

Трифан Анастасия, 10Б

победитель

Учебно – исследовательская конференция «Юность Поморья»

региональный

Трифан Анастасия, 10Б

победитель

VIII молодежный научный форум Северо-Запада России «Шаг в будущее»

федеральный

Трифан Анастасия, 11Б

Диплом лауреата

Конкурс «Ученые будущего». Секция «Литературоведение»

муниципальный

Шарыгина Анна, 6Б

победитель

Конкурс «Ученые будущего». Секция «Языкознание»

муниципальный

Лах Андрей, 8В

победитель

Конкурс юношеских исследовательских работ им.М.В.Ломоносова

региональный

Шарыгина Анна, 7Б

II степени

федеральный

Шарыгина Анна, 7Б

Лах Андрей, 9В

«Благодарственное письмо»

Конкурс научно-исследовательских работ «Классная работа»

федеральный

Лах Андрей, 9В

«Благодарственное письмо»

Конкурс проектов и исследовательских работ

«Я - исследователь»

международный

Шарыгина Анна, 7Б

VII место, сертификат

Учебно – исследовательская конференция «Юность Северодвинска»

муниципальный

Шеметева Алёна, 11Б

II степени

Научно-практическая конференция «С наукой в будущее»

федеральный

Шеметева Алёна, 11Б

IV место, сертификат

Учебно-исследовательские работы учащихся опубликованы в «Сборнике ученических исследовательских работ участников конкурса «Классная работа» IV Всероссийского интернет-педсовета» (Москва, Образ-Центр, 2014) и в сборнике «Учебно-исследовательская деятельность школьников по литературе» (Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2014).


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Переславль-Залесский

Богачёва Ольга Алексеевна

Русский язык и литература

Реферат по литературе как форма

учебно-исследовательской деятельности учащихся

2.4 Система работы над рефератом………………………………………- 11 2.4.1 Выбор темы реферата… ……………………………………………….- 11

2.4.2 Что должен предусмотреть учитель, формулируя тему реферата.- 12

2.4.3 Работа над введением

2.4.4.Технология исследования………………………………………………………- 12

2.4.4 Составление плана реферата……………………………………………….- 13

2.4.5 Работа над содержанием реферата………………………………………- 13

2.4.6. Работа над заключением…………………………………………………….- 13

2.4.7 Продолжительность работы над рефератом………………………….- 13

2.7 Применение опыта исследовательской работы на уроках литературы……………………………………………………………………- 18

2.8 Формирование ключевых компетентностей при работе над рефератом……………………………………………………………………..- 19

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА

Как только реферат становится формой итоговой аттестации, тотчас же в методических кругах разворачивается дискуссия о том, какую же работу следует считать рефератом и каким требованиям должен отвечать школьный реферат?

По этому вопросу сложились две точки зрения. Первая исходит строго из определения жанра реферата: (от латинского - докладывать, сообщать).

Реферат - это - краткое изложение в письменном виде в форме устного доклада содержания того или иного научного труда по определенной теме, включая обзор соответствующих источников. Одним из видов рефератов является учебный реферат. Учебный реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа , в которой раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Учебный реферат не должен носить компилятивный характер. В нем не должно быть механически переписанных из книг или статей сложных для понимания конструкций .

Вопрос об особенностях школьного реферата до сих пор вызывает споры в методических кругах. Приверженцы чистоты жанра утверждали, что приближать реферат к научной работе не следует: ученик всё равно не осилит подобную форму, достаточно, если он просто тщательно проанализирует какой-либо серьёзный научный источник, сумеет понять его структуру и содержание. (Такой точки зрения придерживалась, например, Калмыкова И. Р.) Что касается вопроса об обязательности или необязательности в школьном реферате исследовательской части, следует отметить, что требование учителей провести собственное исследование на материале художественных текстов по литературе, или архивных источников является, по мнению сторонников подобного подхода, избыточным.

Обосновывают они это тем, что организация и описание исследования представляет собой очень сложный вид интеллектуальной деятельности, требующий культуры научного мышления, знания методики проведения исследования, навыков оформления научного труда и т. д.. Такое задание, по их мнению, непосильно большинству детей в школе. Ещё одним аргументом, выдвигаемым ими в защиту подобной точки зрения, является убеждённость, в том, что даже студенты (а это в прошлом хорошие ученики!) испытывают большие затруднения в проведении и, организации того или иного исследования. Им, как правило, помогают в этом научные руководители высокой квалификации, кандидаты и доктора наук. В школе таких научных кадров нет. И учителям, зачастую не владеющим, в достаточной степени, технологией исследования, трудно подготовить детей к данному виду работы.