Как называется зависимость от компьютера. На что надо обратить внимание? Личностные особенности зависимых

Что такое компьютерная зависимость и как она возникает. Признаки такой одержимости и ее основные виды. Как справиться с ней и к кому обратиться за помощью.

Содержание статьи:

Компьютерная зависимость - это патологическая связь между человеком и компьютером, масштабы которой растут с каждым днем. Это побочное действие технического прогресса не менее опасно, чем другие виды зависимости - наркомания, игромания, алкоголизм. Она также способна «выбить» из социума и отразиться на физическом здоровье.

Описание и механизм развития компьютерной зависимости


Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 80-х годах прошлого столетия в Америке. Ученые-психиатры заметили, что компьютер, созданный для того, чтобы помочь человеку в самых разных сферах его жизни, способен стать действительно незаменимым. То есть заполнить собой все жизненное пространство своего хозяина, вытеснив из него близких и родных, работу и другие увлечения, сведя до минимума элементарные гигиенические и социальные навыки.

Сегодня действительно очень сложно представить жизнь без компьютеров и интернета - они помогают на работе, дома и в учебе. Благодаря им мы находим нужную информацию и делимся ею, развиваемся и общаемся, учимся и обучаем. А с помощью всевозможных компьютерных игр в безопасных пределах можно хорошо развить логику, мышление и внимание. Вот только четких безопасных пределов «общения» с компьютером пока не установлено. Поэтому грань между нормальным отношением к своему гаджету и зависимостью к нему очень тонкая, и у каждого своя.

Ядром формирования такой мании является сбой в психических механизмах восприятия мира и обработки поступающей информации. Этому способствует уровень развития современной компьютерной техники, который может с успехом заменить объективную реальность виртуальной.

Больше всего от такой зависимости страдают социальные качества «раба» компьютера: сопереживание, открытость, коммуникабельность, дружелюбность, желание общаться. Глубоко пустившая корни зависимость от компьютерных игр вытесняет перечисленные качества, вызывая социальную дезадаптацию. Наиболее подвержены ей дети и подростки.

Результатом такой жизни в иллюзии могут быть повышенная агрессивность, асоциальное поведение, игнорирование обязанностей (бытовых, профессиональных, семейных и т.д.), внешняя и внутренняя деградация. Со временем на уход в виртуальную реальность реагирует и тело зависимого. Появляются хроническая усталость, проблемы с желудком и позвоночником, геморрой, нарушения зрения.

Важно! Зависимость от компьютера формируется быстрее всех остальных зависимостей - от 6 месяцев до 1 года «общения» со своим гаджетом.

Основные причины компьютерной зависимости

Причин ухода в виртуальный мир достаточно много. Они могут быть внутри человека и без сопротивления втянуть его в зависимость. А могут находиться вокруг него и затягивать его в пучину виртуальности постепенно. Главной «наживкой» любого гаджета, подключенного к интернету, является удовлетворение трех важных потребностей человека:

  • Информационный голод . Из всех живых существ на нашей планете именно нам, людям, информация очень важна и постоянно необходима. Компьютер способен ее обработать, систематизировать и сохранять, а интернет - дать ее в любом количестве и по любому вопросу.
  • Зарядка для мозга . Природа нашего мозга такова, что он не может находиться в спокойствии. Он просто «обожает» простые логические задачки и действия, результат которых виден сразу. Работа с компьютером полностью удовлетворяет эти требования, поскольку она является как раз последовательностью логических операций и действий.
  • Потребность в общении . Еще одна особенность человека - необходимость общения. Всемирная паутина дает возможность общаться абсолютно всем: от тех, кто и в реальности не представляет жизнь без общения, до тех, кому в этой же реальности очень трудно знакомиться и находить друзей.
Однако сами по себе такие «наживки» не сработают, если у человека не будет никаких проблем психологического характера.

Основные психологические причины компьютерной зависимости:

  • Личностные качества . Такие как ранимость, тревожность, низкая самооценка, обидчивость. Сюда же можно включить склонность к депрессивным состояниям, замкнутость, неспособность решать проблемы, разрешать конфликты, переживать стрессовые ситуации, строить отношения, в том числе с противоположным полом. Виртуальный мир же дает таким людям возможность стать идеальными, затягивая в эту иллюзию все больше и больше.
  • Уход от реальности . То есть от проблем с близкими, сверстниками, сотрудниками. Компьютер здесь становится убежищем от дискомфорта, боли, унижений, конфликтов и необходимости что-то менять. Он улучшает настроение, создает иллюзию, что все хорошо - но только здесь, в виртуальности. Таким образом уводя от решения ситуации в реальности.
  • Одиночество . Из-за неумения общаться, комплексов, непонимания окружающих. Такую необходимую поддержку одинокий человек находит в играх или сетях - там он снимает свою эмоциональную напряженность и тревожность, так и не научившись решать свои жизненные ситуации самостоятельно и просить помощи у реальных людей, находящихся рядом.
  • Побочные эффекты воспитания . А именно гиперопека, завышенные требования к ребенку. Также склонить к общению с компьютером могут проблемы в общении и отсутствие взаимопонимания в семье.
  • Вынужденное снижение социальной активности . В результате проблем со здоровьем (тяжелого или длительного заболевания, инвалидности), отсутствия работы, в том числе по причине декрета.

Способствовать развитию зависимости от компьютера и интернета могут и серьезные диагнозы - шизофрения, депрессия.

Признаки зависимого человека

Несмотря на то, что компьютерная зависимость еще не имеет общепринятого признания, основные диагностические критерии этой мании все же выработаны. Они делятся на две большие группы: психические и физические.

Психические признаки


Психические признаки зависимости от компьютера:
  1. Зависимость настроения от нахождения за компьютером . За ним - отличное настроение, эйфория, смешанные с чувством вины; без него - раздражительность, депрессия, агрессивность, ощущение опустошенности и незнания, чем себя занять.
  2. Потеря контроля над временем . Интернет зависимость стирает для своего пленника границы времени, понятия дня и ночи. При этом общение со своим гаджетом неуклонно увеличивается незаметно для зависимого.
  3. Невозможность остановиться . Зачастую пленника компьютера практически невозможно оторвать от «оккупанта». Необходимость прервать игру (общение, просмотр сайтов и т.д.) вызывает у зависимого человека сопротивление, негодование, агрессивность. Игроманы зачастую одержимы целью: достичь определенного уровня, получить все бонусы, пройти всю игру, а затем и все подобные игры. При этом окончательной цели у него нет (благодаря разработчикам игр), поскольку игровой мир все время пополняется новыми версиями виртуальной реальности. Даже если по какой-то причине игра ему не нравится, он не встанет из-за компьютера. Он найдет другую игру.
  4. Игнорирование окружающего мира . Интернет-зависимость, как ревнивая вторая половинка, со временем вытесняет из окружения своего «раба» всех, кто может помешать их «отношениям». То есть семью, работу, учебу, личные отношения, увлечения и хобби. Зависимый человек предпочтет компьютер любому другому занятию, даже некогда самому любимому.
  5. Отрицание проблемы . Как и любая другая мания, компьютерная игровая зависимость не признается человеком, который попал в ее «объятия». В лучшем случае он осознает, что слишком много времени уделяет виртуальной реальности, и обещает исправиться (и себе, и окружающим). Но не сдерживает эти обещания, даже прибегая к вранью. В худшем случае просто отрицает какую-либо зависимость и вред от нее.
  6. Раздражительность . Наблюдается из-за невозможности выйти в интернет (поломка гаджета, отсутствие Wi-Fi, не проплаченный траффик), а также его низкой скорости.
  7. Сведение к минимуму потребностей . Человек, попавший в сети компьютера, перестает следить за собой, полноценно питаться, высыпаться. Отставляет на задний план элементарные гигиенические процедуры.

Физические признаки


Физические признаки компьютерной зависимости:
  • Проблемы со зрением . А именно близорукость, синдром «сухого глаза», дисплейный синдром, которые возникают из-за перегрузки зрительного аппарата, которая, в свою очередь, происходит вследствие длительной работы у монитора.
  • Патологические изменения опорно-двигательного аппарата . Так, вынужденная поза за компьютером с согнутой спиной со временем может привести не только к болевым ощущениям в спине и шее, но и к искривлению позвоночника, развитию остеохондроза и даже межпозвоночных грыж. Напряжения мышц руки и пальцев на мышке могут закончиться в лучшем случае мышечной болью, в худшем - ущемлением нервов, сухожилий (карпальный синдром).
  • Нарушения в пищеварительной системе . Нерегулярное и неполноценное питание может закончиться для геймера или любителя соцсетей гастритом, язвенной болезнью, хроническими запорами. А в сочетании с длительным пребыванием в сидячей позе - и геморроем.
  • Заболевания сердечно-сосудистой системы . Малоподвижный образ жизни и длительная сидячая поза способствует застою крови и как следствие развитию варикоза. Тот же малоподвижный образ жизни, подкрепленный калорийными перекусами, может поспособствовать и появлению холестериновых бляшек в сосудах, то есть атеросклероза.
  • Истощение нервной системы . Из-за необходимости постоянного внимания и обработки больших объемов информации, а в случаях с играми - и быстрого принятия решений, нервная система истощается. Наступает утомление. В результате недосыпания, отсутствия свежего воздуха, плохого питания мозг просто не успевает отдыхать, а нервная система - восстанавливаться. Поэтому утомление постепенно растет и переходит в хроническую усталость. Кроме этого, нервы постоянно «подрываются» негативными эмоциями - от скандалов с родными, проблем на работе или в учебе, своих неудачных решений или неправильных ходов других игроков, низко оцененных фото или удаления из друзей в соцсетях.

Разновидности компьютерной зависимости


Специалисты, которые занимаются данной проблемой, выделяют несколько ее разновидностей. В основу такого разделения были положены определенные психологические предпосылки зависимого.

Самые распространенные виды компьютерной зависимости:

  1. . Постоянное «зависание» в социальных сетях со временем заменяет реальное общение, дружбу, личные отношения. Группа риска: неуверенные в себе люди, а также не реализовавшие себя в жизни (на работе, в семье, в личной жизни, в общении).
  2. Компьютерные игры . Наиболее опасны в этом плане многопользовательские игры в режиме онлайн. Они дают наиболее оптимальную иллюзию могущества, значимости, участия, ощущения победы, успеха, удачи. Они дают титулы, звания, рекорды и даже любовь. При этом любая ошибка или неверное решение - не проблема. В виртуальном мире можно все исправить, начать заново. То есть в нем есть то, чего нет в реальном мире. Группа риска: люди, не желающие решать реальные проблемы, преодолевать реальные жизненные препятствия.
  3. Увлечение порносайтами . Человек, страдающий такой зависимостью, отдает предпочтение сексуальной разрядке у экрана монитора, а не с живым партнером. Для этого он использует порносайты и порнофильмы, заменяя реальный секс виртуальным. Группа риска: люди, у которых отсутствует реальный партнер, с неудовлетворенностью от имеющихся отношений.
  4. Навязчивый серфинг . Интернет-серферы могут часами «плавать» в сети в поисках информации. При этом не обязательно они ищут что-то конкретное. Часто такие люди просто переходят по интересным ссылкам с одного сайта на другой. В итоге перекормленный огромным объемом разноплановой информации мозг со временем теряет свойство мыслить глубоко и критично. Группа риска: любопытные люди, имеющие в своем распоряжении много свободного времени, шопоголики, а также те, которые хотят компенсировать свои внешние недостатки или неуверенность в себе знаниями.
  5. Страсть к азартным играм и ставкам на деньги онлайн . Сегодня практически каждый интернет-сайт полон реклам, сулящих огромные выигрыши и заработки. Такие виртуальные казино, биржи и букмекерские конторы удачно играют на страсти азартных людей. Особенно тех, кто не имеет возможности посетить реальное казино. Группа риска: азартные люди, а также те, которые стремятся к легким деньгам.
Если подытожить, то в любом случае в виртуальную реальность человека толкает неудовлетворенность его реальной жизнью и нежелание (боязнь) эту жизнь менять.

Способы борьбы с компьютерной зависимостью

Опять-таки, проводя параллель с другими зависимостями, лечение компьютерной зависимости будет успешным только в одном случае. Если зависимый признает свою проблему и по-настоящему искренне захочет от нее избавиться. Иначе патологическое пристрастие только усугубится. Основную роль в лечении такой зависимости играют психологи и психотерапевты при обязательном содействии родственников зависимого, а при наличии физических последствий - врачи соответствующего профиля.

Подготовка к лечению компьютерной зависимости


Практически всегда чрезмерную увлеченность компьютером в первую очередь замечает окружение зависимого человека - его родственники, друзья, коллеги. Но не он сам. Поэтому и решение этой проблемы начинают искать именно они.

Чаще всего заинтересованные вернуть виртуального «бродягу» в реальность пытаются сделать это сами. Сначала в ход идет убеждение (иногда даже в форме ультиматума) на интуитивной основе, затем - на основе соответствующей литературы, статей и форумов в интернете. И только поняв безуспешность такой кампании, те, у которых еще не опустились руки, ищут помощи у специалистов.

Таким образом, первая консультация с психологом или психотерапевтом происходит не с самим страдающим зависимостью, а с теми людьми, которые хотят ему помочь. В ходе нее специалист помогает родственникам (друзьям) советами о том, как вести себя с зависимым, чтобы он признал свое пристрастие и захотел его вылечить.

Психологическая коррекция компьютерной зависимости


Главная цель специалиста при лечении зависимости от компьютера - найти причину ухода пациента в виртуальный мир, а затем определить способ вернуть его в реальность и помочь в ней освоиться. Таким образом, на первом этапе проводится диагностика причин возникновения зависимости и исключение депрессии и психиатрических проблем.

Только после этого можно выбрать основной вектор психологической коррекции: улучшение взаимоотношений с родными, сверстниками, противоположным полом, формирование навыков саморегуляции и умения справляться с трудностями, воспитание волевых качеств и повышение самооценки.

Одно из важных направлений такого лечения - вовлечь зависимого от компьютера человека в реальный мир. Показать, что он тоже может быть интересным и увлекательным даже без интернета и гаджета. Для этого можно использовать разные виды развлечений, спорта, искусства. К примеру, боулинг, пейнтбол, футбол, туристические походы, пикники, танцы, музыка, семейные ритуалы (вечера пиццы, прогулки с детьми и т.д.) или вечеринки с друзьями.

Поскольку и на этом этапе специалисту не обойтись без помощи родных зависимого, он продолжает работать и с ними. Он помогает не только создать необходимую атмосферу дома, но и советует, как им самим не потерять веру в успешность лечения. Поскольку это тоже зависимость. А значит, избавиться от нее будет нелегко.

Если методы психотерапии оказались неэффективными, специалист может использовать более сложный способ преодолеть зависимость - гипноз.

Важно! На сегодня нет универсального гарантированного способа, как избавиться от компьютерной зависимости. Лечение подбирается индивидуально и во многом зависит от самого пациента и его окружения. При этом именно эта зависимость считается одной из самых сложных в отношении излечения.

Медикаментозное лечение компьютерной зависимости


Лекарственные препараты не являются основным способом лечения этого вида зависимости. Они помогают решить проблемы физиологического характера, которые возникли в результате пристрастия к компьютеру.

Исходя из того, к каким нарушениям в организме привела компьютерная зависимость, могут назначаться следующие группы препаратов:

  • Антидепрессанты (в случае депрессивных состояний).
  • Успокоительные (для снятия раздражительности, чрезмерной нервозности). В том числе растительного происхождения (препараты душицы, родиолы розовой, жень-шеня). Последние обладают не только успокаивающим действием, они способны улучшать работу мозга, нормализовать сон, стимулировать иммунитет.
  • Витамины, а точнее витаминно-минеральные комплексы (для компенсации дефицита, возникшего в результате нарушений в питании). Основной упор делается на витамины группы А и Е, селен, которые оказывают положительное влияние на органы-мишени компьютерной зависимости - головной мозг и глаза.
  • Симптоматические препараты для лечения проблем с глазами, позвоночником, желудочно-кишечным трактом, сердечно-сосудистой системой.
Любые медикаменты в лечении зависимости должны назначаться только врачом. Точно так же под контролем специалиста должна быть и эффективность их применения.

Как избавиться от компьютерной зависимости - смотрите на видео:


Полностью изолировать человека от компьютера сегодня невозможно, а вот попасть к нему в зависимость очень легко. И чтобы не тратить свои силы и силы своих родных на излечение, лучше научиться находить нужные эмоции и решать проблемы в реальности.

Компьютерные игры - это увлекательный процесс. Мы можем и не заметить, как провели за ним несколько часов. Довольно легко потеряться в выдуманных мирах и сюжетных поворотах, которые будут удерживать вас у экрана «ещё 10 минут».

Психолог Джон Грохол (John M. Grohol) уверенCoping with Video Game Addiction , что в таком случае может помочь отслеживание времени. Записывайте, во сколько вы начинаете играть и во сколько заканчиваете. В конце недели подсчитайте, сколько часов у вас ушло на игры. Скорее всего, эта цифра заставит вас одуматься.

2. Установите лимит

Поставьте таймер, который поможет вам в этом. Даже если вы продолжите играть после его сигнала, вы всё равно будете знать, сколько времени вы потратили. А знание - это ключ к вашему спасению. Возможно, это поможет выработать правило, например, играть только с друзьями или лишь в определённые дни.

Не нужно слишком себя ограничивать, это усугубит ситуацию.

Помимо временного лимита, установите . Определите, сколько игр в месяц вы можете себе позволить.

3. Основательно подходите к выбору игр

Прохождение некоторых игр требует очень много времени. Откажитесь от них в пользу тех, что можно закончить за более короткий срок.

4. Не бойтесь закончить игру, если она вам не нравится

Многие игроки стараются выбирать игры посложнее, чтобы доказать себе и всем, на что способны. Усмирите своё игровое эго. Это лишь виртуальная реальность. Если игра не доставляет вам удовольствия, просто не проходите её.

Не воспринимайте онлайн-игры как настоящее соревнование. Никто не осудит вас, если вы просто выйдете из игры. Это ведь ваша жизнь, и только вам решать на что тратить своё время.

5. Заслужите время на игры

Если из-за игр вы забрасываете домашние дела, работу и личную жизнь, то у вас серьёзные проблемы. Попробуйте заслужить игру. Не садитесь за компьютер, пока не выполните текущие задачи. Помните, что целью является не полный отказ от видеоигр. Вам важно осознать, что они лишь часть вашей .

Многие находят странными и бесполезными прямые трансляции видеоигр на YouTube или Twitch. И зря. Вместо того чтобы тратить своё время, можно посмотреть, как это делает кто-то другой. При этом не обязательно сидеть перед экраном. Можно заняться полезными делами, например уборкой.

7. Устройте игровую голодовку

Не у каждого получится резко отказаться от видеоигр на какое-то время. Но иногда это срабатывает. Если чувствуете, что вам пора возвращаться в реальность, попробуйте удалить с компьютера все игры или же собрать все диски и отвезти кому-нибудь из друзей на хранение. Например, на две недели или месяц.

У вас появится больше времени для важных дел и встреч с дорогими людьми.

Вы поймёте, что настоящая жизнь намного интереснее и игры вам её не заменят.

8. Найдите причину вашего бегства от реальности

Компьютерные игры - это неплохой способ расслабиться. Однако игровая зависимость является одной из форм эскапизма. Подумайте, не прячетесь ли вы от чего-то в виртуальном мире.

Если у вас проблемы в личной жизни, обсудите их с вашим партнёром. Если на вас давит работа, обратитесь за помощью и постарайтесь найти решение проблемы. Это эффективнее, чем прятаться за монитором.

В игре все мы сильные и выносливые, а в действительности - не всегда. Но ведь вы не приобретёте эти качества, если будете упорно испытания, которые приготовила для вас жизнь.

Зависимость от компьютерных игр – новый вид психологической зависимости, при которой компьютерная игра становится ведущей потребностью человека.

Вроде бы данный вид зависимости не столь страшен, как алкоголизм или наркотическая зависимость, при которых токсичные вещества становятся незаменимыми для нормального обмена веществ. Но это лишь на первый взгляд, ведь психологическая зависимость от компьютера является не менее сильной, чем любая другая. К тому же современные компьютерные игры становятся все более «продвинутыми» и все совершеннее имитируют реальность, поэтому все больше людей становятся их заложниками.

Немного статистики

Статистика по распространенности данной зависимости существенно отличается у разных исследователей. Доктор психологических наук Александр Георгиевич Шмелев считает, что около 10-14% людей, пользующихся компьютером, являются «заядлыми игроками». В то же время психолог Гарвардского университета Мареза Орзак приводит куда менее утешительную статистику: она считает, что среди лиц, играющих в компьютерные игры, 40-80% страдают зависимостью.

Существуют некоторые гендерные и возрастные аспекты подобной аддикции. Интенсивность увлечения компьютерными играми более выражена среди юношей, чем среди девушек. Юноши, в среднем, расходуют на компьютерные игры в 2 раза больше времени. Чем старше и образованнее человек, тем он меньше времени тратит на компьютерные игры (появляются совершенно другие цели, и становится жалко тратить время впустую).

Причины

Причины возникновения зависимости от компьютерных игр следующие:

  • отсутствие ярких и интересных моментов в реальной жизни. Все настолько буднично и заурядно, что человек ищет простой и часто дешевый способ разнообразить свою жизнь. Так он начинает приобщаться к виртуальному миру;
  • скрытый комплекс неполноценности, различные в детском и подростковом возрасте являются следствием того, что человек «недоиграл» своевременно, вот он и пытается наверстать упущенное;
  • довольно часто подобная зависимость развивается на почве сексуальной неудовлетворенности, когда отношения с противоположным полом не складываются, и человек старается на что-то «переключиться»;
  • иногда первым шагом на пути к развитию данной аддикции становится «лишнее» время. Например, люди, вынужденные пребывать на рабочем месте с 9 до 18, когда это время нужно просто «отсидеть», начинают приобщаться к компьютерным играм или бесцельному блужданию по сети.

Психология

В основе механизма формирования компьютерной зависимости лежит уход от реальности и потребность в принятии определенной роли. В большинстве случаев это является средством компенсации жизненных проблем. При этом человек начинает себя реализовать в игровом мире, а не в реальном.

Сейчас существует множество компьютерных игр, к счастью, не все они одинаково опасны. Условно их можно разделить на ролевые и не ролевые. Определив, к какой категории она относится, можно оценить, насколько она опасна.

Ролевые игры отличает их выраженное влияние на психику человека. При этом человек «вживается» в определенную роль, отождествляет себя с каким-то персонажем, одновременно уходя от реальности.

Среди ролевых игр можно выделить 3 типа:

  • с видом «из глаз» персонажа;
  • с видом «извне» на своего героя;
  • руководительские игры.

Сильнее всего «затягивают» игры с видом «из глаз». Геймер полностью идентифицирует себя с определенным компьютерным персонажем, максимально входит в роль, ведь он «смотрит» на виртуальный мир глазами своего героя. Буквально через несколько минут после начала сеанса человек начинает терять связь с реальным миром, полностью переносится в виртуальный мир. Он настолько отождествляет себя с компьютерным героем, что может считать действия компьютерного персонажа своими собственными, а сам виртуальный мир начинает им восприниматься как реальный. В критические моменты он может ерзать на стуле, пытаясь увернуться от выстрелов или ударов, бледнеть.

Если смотреть на своего героя «извне», то сила вхождения в роль меньше, по сравнению с предыдущим типом игр. Несмотря на то, что отождествление с компьютерным персонажем выражено менее, эмоциональные проявления, связанные с игрой, все равно присутствуют, что видно во время неудач или гибели компьютерного героя.

При руководительских играх человек руководит несколькими (или множеством) персонажей. Он не видит на экране своего героя, а придумывает себе роль. Выраженное «погружение» возможно только среди людей с развитым воображением. Психологическая зависимость, формирующаяся при руководительских играх, довольно выраженная.

Симптомы

Существует ряд признаков зависимости от компьютерных игр:

  • одним из основных симптомов компьютерной зависимости является выраженное раздражение, возникающее в ответ на вынужденную необходимость отстранения от любимого занятия. Когда же игра возобновляется, сразу можно заметить эмоциональный подъем;
  • частым симптомом компьютерной аддикции является неспособность спрогнозировать время завершения сеанса, играющий будет откладывать его снова и снова;
  • компьютер становится центром жизни зависимого человека, поэтому при общении с окружающими самой интересной для него темой будет обсуждение его любимой компьютерной игры;
  • по мере прогрессирования зависимости нарушается социальная, трудовая и семейная адаптация человека – он забывает о служебных, домашних делах, об учебе, утрачивает интерес к ним;
  • наличие психологической аддикции отражается и на привычках человека: чтобы больше времени проводить за компьютером, он все чаще принимает пищу, не отходя от монитора, пренебрегает личной гигиеной, сокращается время на сон, а сами компьютерные сеансы удлиняются.

К счастью, развивается данная зависимость не одномоментно, она проходит ряд стадий. Чем раньше заметить ее наличие, тем легче будет с ней справиться.

Стадии развития зависимости

Выделяют 4 стадии аддикции от компьютерных игр:

  1. Начальная стадия – легкая увлеченность. Она наступает тогда, когда человек уже несколько раз поиграл, как говорится, «вошел во вкус». Такое времяпрепровождение дает человеку положительные эмоции. На этой стадии игра имеет ситуационный характер, человек играет эпизодически, только при определенных условиях, когда есть свободное время, но играть в ущерб чему-то важному он не будет.
  2. Следующая стадия – увлеченность. Переход к этой стадии можно определить по появлению новой потребности – игры. На этой стадии человек уже играет систематически, а если нет такой возможности, то он может чем-то пожертвовать, чтобы выделить время для любимого занятия.
  3. И наконец, стадия зависимости. В пирамиде ценностей игра возводится на верхний уровень.
  4. Со временем (это может наступить через несколько месяцев или даже лет) наступает стадия привязанности. Игровая активность человека угасает, он начинает интересоваться чем-то новым, могут налаживаться социальные и трудовые контакты. Однако совсем «распрощаться» с игрой человек самостоятельно не может. Эта стадия может длиться долгие годы. Появление новых игр может провоцировать всплеск игровой активности.

Зависимость может проявляться в виде одной из двух форм – социализированной и индивидуализированной.

Индивидуализированная форма – худший вариант, для нее характерна утрата контактов с окружающими. Человек очень много времени проводит за компьютером, потребности общаться с семьей, друзьями, окружающими у него не возникает. Компьютер и все, что с ним связано для таких людей – своеобразный «наркотик», необходимо регулярно принимать очередную «дозу». В противном случае возникает «ломка» в виде депрессии, повышенной раздражительности.

Для социализированной формы характерно сохранение социальных контактов. Люди, страдающие подобной зависимостью, предпочитают сетевые игры. Подобное занятие для них является не столько «наркотиком», сколько соревнованием. Данная форма менее пагубна для психики по сравнению с индивидуализированной.

Последствия данной зависимости:

  • снижается самооценка, нарушается самосознание человека, со временем он может больше рассматривать себя как компьютерного персонажа, чем реальную личность;
  • люди, страдающие подобной аддикцией, привыкают к тому, что удовольствие можно достичь без каких-либо серьезных действий, волевых усилий, со временем в реальном мире они перестают проявлять инициативу, становятся пассивными, происходит деградация личности;
  • последствием зависимости может быть нарушение семейной и социальной адаптации. Играющий все больше времени уделяет компьютеру, на этой почве возникают конфликты в семье. Со временем могут отворачиваться друзья, если они не разделяют увлечения компьютерной игрой;
  • все большая тяга к игре отражается и на профессиональной деятельности человека: он может играть в рабочее время, когда нужно выполнить какое-то срочное дело. Безынициативность, стремление как можно скорее уйти с работы, халатное отношение к своим трудовым обязанностям неминуемо приводят к проблемам на работе и даже к увольнению;
  • для того чтобы играть в некоторые компьютерные игры, необходимо платить за разные услуги. Последствием зависимости от подобных игр могут стать долги. В надежде выиграть человек может одалживать существенные суммы денег, брать кредиты;
  • при длительном сидении за компьютером страдает не только психика человека, но и его физическое состояние. Ухудшение зрения, избыточный вес и нарушение работы желудочно-кишечного тракта вследствие недостаточной двигательной активности и нерегулярного питания, проблемы с позвоночником, геморрой – эти и другие заболевания могут развиться на почве чрезмерного увлечения компьютерными играми.

«Компьютерных наркоманов» условно подразделяют на две категории: интернет-зависимых (сетеголиков) и игрозависимых (кибераддиктивных). Сетеголики проводят в Интернете более 12-14 часов в сутки, непрерывно штудируя онлайн-пространство, постоянно переписываясь, скачивая музыку и видео, просматривая новости, статьи и почту.

Кибераддиктивные люди могут «подсесть» на ролевые (характеризующихся тотальным отрешением от реальности) и неролевые игры. Последние построены на завоевании чемпионства, наборе очков, прохождении максимального количества уровней и т.д.

Ученые, признающие зависимость от компьютерных игр, определяют ее как форму психологического влечения, проявляющуюся в навязчивых состояниях, вызываемых компьютерными и видеоиграми.

Игра «Battlefield 3»

Считается, что активные и опасные формы игровая зависимость приобрела за последние 10-15 лет, после появления качественных 3D-шутеров и сетевых игр, типа MMORPG. С этим утверждением можно не согласиться, если вспомнить, сколько часов проводили, например, за игрой «Тетрис» взрослые и дети. Правда, тогда не доходило до серьезных последствий.

Вычислить киберзависимого человека очень просто - неконтролируемые эмоции и внешние признаки выдают игромана с головой. Например, увлеченный играми человек очень болезненно реагирует на внешние попытки оторвать его от компьютера, вплоть до резких и грубых высказываний и агрессии. При этом, находясь за игрой он испытывает положительные эмоции, пренебрегая общением, личной гигиеной и распорядком дня. Запущенные формы зависимости ведут к возникновению проблем с учебой и работой. В редкие часы общения, кибераддиктивный говорит в основном об играх и компьютерах (приставках). С течением времени у игромана появляются физические отклонения: лишний вес в силу малоподвижности, проблемы со зрением, спиной, ухудшение мозговой активности.

Некоторые эксперты настаивают на уравнивании игровой, алкогольной и наркотической зависимости из-за схожести психологического механизма их формирования. Для подтверждения теории ученые регулярно проводят эксперименты над «игроманами», которые ставят целью доказать существование игровой зависимости.

Доктор Дуглас А. Джентайл (Douglas A. Gentile), автор книги «Жестокие видеоигры, их влияние на детей и подростков: теория, исследования и государственная политика», провел масштабное исследование. При содействии Американской ассоциации педиатров были обследованы 3 тыс. детей. У каждого десятого ребенка была выявлена игровая зависимость в той или иной степени. Они легко определяются среди сверстников из-за частых депрессий, усиливающейся социофобии и беспокойного состояния, а также снижения успеваемости. После курса реабилитации эти параметры снижались до средних значений. Американская ассоциация производителей ПО и компьютерных игр выразила сомнения в объективности исследования и не признала его результатов.

Врачи-неврологи отмечают возникновение слабоумия и расстройства памяти у фанатов компьютерных игр. Современные «стрелялки» вызывают повышенную возбудимость нервной системы, что ведет к нарушению сна и постоянному напряжению. Человеку становится труднее переключать внимание и «выныривать» из водоворота непрерывного игрового процесса.

Психиатр Джеральд Блок (Jerald Block) считает, что увлеченность компьютерными играми превосходит интернет-зависимость, а его коллега Стив Пол (Steve Paul) сравнивает два часа игры с принятием дозы кокаина. Они указывают на то, что «игроман» постепенно десоциализируется, перестает общаться, разрывает связи с друзьями, начинает питаться фаст-фудом и запускает учебу. У него развивается немотивированная агрессия, склонность к насилию, пренебрежение нормами морали и этики, взаимопомощи. Подобные голословные заявления вызывают негодование в геймерских кругах, ввиду недоказанности и поспешности.

Российский психолог М. С. Иванов выделил четыре этапа формирования зависимости от компьютерных игр. На начальном этапе происходит адаптация к условиям игры, принятие «роли» персонажа и отведение на игру определенного времени. После легкой заинтересованности происходит быстрый и резкий переход в стадию сильного увлечения игрой, увеличение количества затрачиваемого на игру времени, отказ либо непринятие установок, ограничивающих процесс. За увлечением наступает зависимость, для которой характерно продолжительное воздействие на психику геймера. Постепенно агрессивная зависимость идет на спад, сменяясь привязанностью к игровому процессу в целом и автоматическому выполнению определенных действий (прокачке персонажа, прохождении уровней и т.д.).

Уровни игровой зависимости

Определяющим признаком игромана выступает невозможность безболезненного отказа от игры, даже при осознании вредности данного фактора для личной жизни, умственного уровня и иных хобби. Наибольшую опасность представляют ролевые игры, построенные на отождествлении игрока с компьютерным персонажем, его «оживлении» и придании ему индивидуальных черт. В этом отношении безликие гонки, например, считаются гораздо более безопасными.

Аргументы противников существования патологической игровой зависимости просты - ее нет и быть не может, как не может стать зависимостью хобби или увлечение. Каждый волен уделять своему хобби столько времени, сколько хочет. Доведение до убийства или самоубийства - результат глубоких психологических травм, истоки которых далеки от шутеров и MMORPG. Игры - отличный способ расслабиться, пообщаться и найти новых единомышленников в Сети. Погружаясь в игровой процесс, можно ненадолго отрешиться от забот и отвлечься от проблем. Геймеру предоставляется возможность раскрыть свой потенциал и поднять уровень самооценки, например, побеждая виртуальных противников или выигрывая в компьютерных соревнованиях.

Игрокам вторят производители игр. Они считают, что родители, родственники потерпевших и общественность пытаются переложить вину за конкретное преступление или причинение ущерба на разработчиков игр. При этом миллионы пользователей продолжают проходить уровни и «прокачивать» виртуальных персонажей, не нанося вреда себе и окружающим. И, наконец, главный аргумент защитников игр - Международный классификатор болезней (издаваемый Всемирной организацией здравоохранения) не содержит такого заболевания как «компьютерная игровая зависимость».

Несмотря на непринятие некоторыми учеными зависимости от компьютерных игр и отрицание ее существования самими игроками, уже накопился внушительный список реальных жертв «виртуального пространства».

В 2004 году игра GTA: Vice City находилась на пике популярности. Двое братьев из Денвера (США), 16-ти и 13-ти лет, были ее большими поклонниками, поочередно играя дни и ночи напролет. Однажды ребята вооружились двумя винтовками и начали обстреливать проезжающие машины, а затем и людей. В ходе стрельбы один мужчина был убит, а одна женщина ранена.

Сентябрь 2007 года. Во время московской встречи членов клана InquisitorS и Dragon Hunters сетевой игры Lineage II, 25-летний гражданин Украины до смерти избил одного из «инквизиторов». Сам он принадлежал к враждебному клану RedSquad и нередко вступал в перепалки на форумах и во время игры с одним из игроков. У игромана-убийцы была семья, на тот момент его дочери было два года.

В ноябре 2007 года 13-летний вьетнамец задушил 81-летнюю старушку и похитил у нее 6 долларов. Этой суммы было достаточно, чтобы продлить пребывание в онлайн-игре. За год до этого 15-летний юноша вымогал для тех же целей 300 долларов у местного бизнесмена. В случае отказа он обещал плеснуть младшей дочке предпринимателя кислотой в лицо.

Май 2008 года. Трагедия в Новосибирске. 14-летний поклонник игры Counter-Strike убил своего оппонента по игре, 17-летнего школьника, прямо за компьютерным клубом, в котором игроки вступали друг с другом в виртуальные перестрелки. Проявившаяся ярость и жесткость в выборе метода убийства никак не вязались в сознании следователей с хилым телосложением убийцы.

В апреле 2010 года 14-летний подросток из г. Туапсе (Краснодарский край) убил кувалдой спящего отца, а затем разбудил мать и, угрожая расправой, потребовал вернуть спрятанную клавиатуру. После получения заветного девайса, мальчик спокойно вернулся к неоконченному квесту в игре «Готика» (Gothic). Первым его вопросом при задержании был: «А есть ли в тюрьме компьютер?».

Игра «Готика»

В июле 2012 года 18-летний юноша из Тайваня заперся в отдельной комнате местного интернет-кафе и намеревался провести за игрой Diablo III все выходные. Он играл почти 40 часов, не прерываясь на сон и еду. Администрация вспомнила про парня лишь воскресным утром. Он спал на столе, а проснувшись сделал несколько шагов и упал без сознания. Смерть наступила от тромба, вызванного застоем крови.

Эти и десятки им подобных случаев позволяют сторонникам теории игровой зависимости однозначно удостовериться в ее реальности и опасности не только для геймера, но и окружающих.

Одним из самых громких процессов стал коллективный иск родственников погибших во время «бойни в Колумбайн». 20 апреля 1999 года двое друзей, Эрик Дэвид Харрис (Eric David Harris) и Дилан Беннет Клиболд (Dylan Bennet Klebold), устроили теракт в школе «Колумбайн», убив 13 и ранив 24 человека. После этого они покончили с собой.

Эрик Дэвид Харрис и Дилан Беннет Клиболд

Родители погибших учеников, решив, что с родни убийц и администрации школы не удастся получить солидной компенсации, обратились в суд с иском против 9 компаний-разработчиков игр. При этом они не потребовали компенсации, к примеру, от группы «Rammstein» или Мэрилина Мэнсона (Marilyn Manson), чьи диски старшеклассники обожали слушать. Иск был отклонен.

У зависимости от компьютерных игр (кибераддикции) и приверженности, например, к рулетке, покеру и другим азартным играм (лудомании) имеются схожие корни. Подчинение человека игровому процессу происходит за счет активной стимуляции центра удовольствий. Нежелание оторваться от компьютера/игрового автомата блокирует нервные центры, отвечающие за удовлетворение естественных потребностей. Принудительное ограничение игрового времени вызывает у зависимых ломку, схожую с испытываемой наркоманами.

Несмотря на «неверие» игровых корпораций и нежелание игрозависимых признавать свой недуг, в некоторых странах уже действуют реабилитационные центры и методики по его преодолению. Так, в Южной Корее игрозависимыми считаются 2 млн. чел. Местные провайдеры применяют действенный способ - они постепенно снижают скорость доступа в Интернет тем пользователям, которые играют в MMORPG дольше определенного времени. В Китае с 2007 года действует реабилитационный лагерь для подростков, которые слишком много времени уделяют онлайн-играм.

Китайские геймеры на реабилитации

Прежде всего, следует определить причины, толкающие геймера на погружение в виртуальный мир. Среди основных - неудовлетворенность личной жизнью, работой, учебой, семьей, бытовые и финансовые трудности, психологические травмы и др. Дети и подростки острее переживают проблемные ситуации, им кажется, что проще «заменить» действительность придуманной картинкой и уделять ей максимум времени. Их психика более подвержена необратимым изменениям, вызывающим проявления агрессии и жестокости. Резкая критика, ругань и лишение компьютера или игровой приставки вызовут лишь негативное отрицательное отношение со стороны зависимого. Для начала следует посмотреть, в каких компьютерных баталиях предпочитает участвовать человек.

Гонки, логические игры, короткие стратегии на прохождение считаются менее опасными для психики и реже вызывают кибераддикцию. Если же геймер любит жестокие, кровавые 3D-шутеры, с персонажами похожими на героев фильмов ужасов или достиг 80 или более уровня в прокачке эльфа либо танка, возможно, у него сформировалась зависимость. Желательно попытаться предложить человеку другое хобби, которое позволит ему уделять играм меньше времени. Впрочем, случается и так, что очень увлекающиеся люди с головой скачут из одного «омута» в другой. Например, игравший дни напролет геймер начинает круглыми сутками заниматься спортом или оригами. При возникновении трудностей целесообразно сводить киберзависимого на консультацию к психологу или психотерапевту.

Несмотря на то, что существование зависимости от компьютерных игр отрицается производителями игр и геймерами, некоторые признаки позволяют судить о ее наличии. Компьютерная симуляция стала киберпротезом, который поддерживает людей определенного психологического склада. Разумеется, каждый случай игровой зависимости следует рассматривать индивидуально и все они упираются в понятие меры. Для одних несложно уделять играм 4 и более часов в течение суток без ущерба учебе, работе и другим интересам. Кто-то считает мерой не более 2 часов в день. Чтобы игровая зависимость не стала патологией, геймеру важно четко осознавать, насколько он увлечен играми, не отражается ли это на его поведении и не страдают ли от этого окружающие и, в первую очередь, он сам.