Как в старину назывался еловый подрост. Лесные тайны (Петров В.В.)

Текст Бориса Колесова:

(1) Ясное морозное зимнее утро. (2)По узкой деревенской тропке шагаю с ведром на родник. (З)Лет мне пока не так много, чтобы за один раз принести два ведра воды. (4)Это потом уже будут и две объёмистые оцинкованные посудины, и даже коромысло. (5)По примеру бабушки отправлюсь к источнику хорошо вооружённым деревенским вспомогательным устройством, но не смогу балансировать вёдрами — стану ходить по-прежнему.
(6) Вот, значит, невеликим мужичком иду к оврагу, глубокому и заснеженному, где струится чистый, никогда не замерзающий ручей. (7)Вижу наверху, за белым провалом, за небесно синеющими сугробами, зелёные ёлочки. (8)И почему-то радостно на душе становится и хочется вприпрыжку бежать в овраг, чтобы потом, уже на выходе из него, обернуться и снова приметить зелёные живые деревца. (9)Вместе с ними и я доволен прозрачностью небесной, белизной снегов и бодрым, не очень сильным морозцем.
(10)Потом, уже летом, не раз ходил мимо тех ёлочек за три километра в соседнее село.
(11) И всегда встречал их на дороге — пообочь тропки — с такой восторженной радостью, словно ничего не видел на земле более прекрасного! (12)А может, и вправду не видел такого, чтоб вровень с их густой изумрудной прелестью: в нашей деревушке, затерянной по февралю в снегах, а по июлю в черёмуховых овражистых дебрях, не было ни картинных галерей, ни даже клуба.
(13)Сейчас мне уже под семьдесят, но всегда с замиранием сердца вспоминаю те ёлочки.
(14) Не могу объяснить, что со мной, — иногда аж слеза прошибает: дорогие вы мои, ненаглядные!
(15) Дни меж тем продолжались чередой годов; многие события, встречи становились привычными, потихоньку стирались воспоминания. (16)Но никуда не ушли те дни, когда водили ноги досужего зрителя по заповедной целине Приокско-террасных ельников, по дивному тамошнему заповеднику. (17)Ели тут были особенными. (18)Сам заповедник, со всеми его растениями и животными, необычайно интересен. (19)Одни зубры чего стоят! (20)Где ещё увидишь могучих великанов, существовавших в пору древнеславянских народов? (21)Но что касается заповедного елового подроста… (22)Тут держишь ухо востро!
(23) По ту сторону Оки, на лесостепном или степном юге, трудновато уже встретить ёлочку, произрастающую вполне естественно. (24)В Средней полосе России для подобных деревьев природой положен предел, проведена невидимая черта, объясняемая особенностями российского климата. (25)Взять хоть влагу, до которой ели весьма охочи, — маловато её в степях* разве не так? (26)В климате более сухом и жарком выстоять маленькой ёлочке, быстро подрасти, чтобы поглубже в землю пустить корни и набрать силу, не так-то легко. (27)Даже искусственные лесонасаждения, где подросту обеспечен заботливый уход, получаются, говоря языком лесоводов, нерентабельными, и сосны имеют предпочтение среди хвойных пород. (28)Аккуратные зелёные строчки молодых сосен я встречал даже на степном Дону. (29)А вот еловых посадок не видел.
(30)Высоко ценится ель в деревообработке, в бумажном производстве, в изготовлении певучих музыкальных инструментов… (31)Но как оценить красоту её чудесного зелёного убранства посреди русских снегов?
(32) Природа наша столь удивительна, что возникает желание быть с ней заодно в стрем-лении жить, побеждать трудности и быть полезным людям. (ЗЗ)Бывали у меня радостные, счастливые дни. (34)Бывали и такие, когда деловой настрой заставлял понимать, что важно в повседневном, полном всяческих хлопот, быту людей. (35)Кому книжку подавай, кому скрипку, кому дрова для печки, кому плахи какие-нибудь для строительства дома.. (Зб)Кто-кто, а лесоводы знают, для чего пестуют искусственные посадки.
(37) Но болит и болит сердце за еловый лес… (38)3а те ельни, как называли в старину влажные лесные места с преобладанием этой породы хвойных, за те посадки в заказниках, где молодые ёлочки подвергаются беспощадному наступу. (39)Кто на них, бедных, наступает в наши времена? (40)3ачастую дикие заготовители стремятся срубить дерево крупное и сильное, чтобы взять от него пышную верхушку. (41)Кроме того, в больших посадках, где способ ную охрану не поставишь, полным ходом идёт заготовка дров. (42)Может, найдутся такие, что станут мне возражать, но откуда тогда в молодых лесах столько безобразных пней, а?
(43) Берегите чудо природы, берегите красавиц, особенно в предновогодние дни.
(44) Молодые ёлочки — они ведь для всего и для всех. (45)Молодёжь для страны — золотой фонд. (46)3елёные красавицы заказников — благо для русского леса. (47)Нежные эти ёлочки — молодёжь вполне достойная.
(По Б. Колесову)
Борис Колесов — российский писатель, журналист, сценарист.

Сочинение по тексту:

Что является истинной красотой природы? Над этим вопросом рассуждает в тексте российский писатель, журналист Борис Колесов.

Автор вспоминает свое детство, как он, направляясь к источнику за водой, встретил на своем пути зеленые ёлочки. Казалось бы, обычные ели, каких много повсюду, но Б.Колесов запомнил их на всю свою жизнь. Спустя много лет автор не может забыть эмоций, которые ему доставляли "зеленые красавицы".

Позиция автора ясна: природа красива. Мы должны уметь видеть эту красоту и беречь ее.
Я разделяю мнение Бориса Колесова. Действительно, нужно уметь видеть и ценить красоту, которая окружает нас. Ведь природа не прячет ее от нас.

Обратимся к стихотворению Александра Сергеевича Пушкина "Зимнее утро". Лирический герой восхищен красотой зимнего утра. Автор всячески оживляет картину, заставляя читателя проникнуть в пейзаж прекрасного зимнего утра и прочувствовать все самому. Чтобы показать всю красоту, автор обращается к такому средству художественной выразительности, как олицетворение: "вьюга злилась", "мгла носилась".

В рассказе Василия Шукшина "Старик, солнце и девушка" восьмидесятилетний старик, будучи слепым, каждый день в одном и том же месте любовался природой. Рассказ заставляет задуматься над тем, что человек не только видит красоту природы, но и чувствует её.

Борис Колесов уверен, намного лучше жить в единстве с природой, чем врозь. Такие эмоции, которые доставляет человеку природа и ее красота, нигде не найти.

Оценка состояния и перспективы выращивания елового подроста в разных типах леса Работу выполнили: Шилова Алина, ученица 10 класса гимназии 363 и Ерёмина Анастасия ученица 8 класса школы 310 Руководитель: Александрова Наталия Николаевна, педагог дополнительного образования Санкт-Петербург 2015 г. Дворец Детского (Юношеского) Творчества Фрунзенского района отдел естествознания


Цель и задачи Цель: Найти наиболее благоприятные места для произрастания елового подроста. Задачи: 1. Определить темпы роста елового подроста в разных биотопах. 2. Выделить наиболее благоприятный биотоп для развития подроста ели. 3. Найти места, где можно массово выращивать саженцы ели для восстановления еловых насаждений.






Оконная динамика связана с гибелью отдельных старых деревьев и образованием на их месте просветов в древесном ярусе ("окон"), обеспечивающих доступ света под полог древостоя и дающих возможность молодым деревьям развиться и занять место в верхнем ярусе древостоя.














Выводы Темпы роста елового подроста в разных биотопах определяются в первую очередь световым режимом, а так же климатическими условиями. Наиболее благоприятными условиями для ели оказались глинистые почвы, с элементами заболачивания и с покровом из мхов и черничника. А также более открытое пространство на месте выпавшего елового леса, где мало высоких деревьев и лучше попадает солнечный свет.




Список использованной литературы и Интернет-ресурсов 1. Коробкин В.И., Экология. Учебник для вузов/ В.И.Коробкин, Л.В.Предельский, 2006 г. 2. Потапов А.Д., Экология/ А.Д.Потапов, 2000 г. 3. Шамилева И.А., Экология: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ И.А. Шамилева, 2004 г. 4. Возобновляемые ресурсы [Электронный ресурс] – 5. Еловый лес и его подрост [Электронный ресурс] – aspx 6. Ель европейская или обыкновенная [Электронный ресурс] –


7. Ель обыкновенная [Электронный ресурс] – %EE%E2%E5%ED%ED%E0%FF 8. Леса России [Электронный ресурс] – html 9. Оконная динамика таежных лесов [Электронный ресурс] – Оценка жизненного состояния соснового подроста [Электронный ресурс] - ref.ru/04bot/podrost.htm 11. Рекомендации по лесовосстановлению и уходу за молодняками на Северо-западе России [Электронный ресурс] - _id= Хвойные леса [Электронный ресурс] –



Еще во второй половине XIX в. русские лесоводы обращали внимание на необходимость сохранения неповрежденного благонадежного подроста, так как он сравнительно быстро приспосабливается к новым условиям среды и в будущем формирует высокопродуктивное насаждение.

Различные опыты по сохранению подроста показали, что еловый и пихтовый подрост высотой более 0,5 м, сохранившийся на вырубке, перегоняет в росте появляющийся рядом с ним подрост лиственных пород.

Наличие среди многих тысяч экземпляров лиственного подроста всего лишь нескольких сотен экземпляров хвойных растений высотой до 1,5 м обеспечивает преобладание хвойных. В суборях и раменевых высокопроизводительных типах леса через 40-60 лет после рубки материнского древостоя вырастают крупные деревья, из которых можно получить пиловочные бревна. При последующем возобновлении такие сортименты получают в древостоях лишь через 80 лет и более. Через 50 лет, например, после вырубки леса в Удмуртской АССР в благоприятных условиях среды из сохранившегося елового и пихтового подроста образовался лесной массив с запасами 200-400 м 3 , а на отдельных участках до 500 м 3 /га.

Установлено, что естественное возобновление главных лесообразующих пород - сосны и ели в таежной зоне европейской части СССР при соблюдении определенных технологических приемов рубки леса обеспечено примерно на 60-70% площадей вырубок, в зоне смешанных лесов на 25-30% и в лесостепной зоне, где к влиянию климатических факторов добавляется еще интенсивное антропогенное воздействие, на 10-15% площадей вырубок.

При этом учитывается как предварительное, так и последующее возобновление ценных хвойных и лиственных пород. В таежной зоне, например, наиболее благоприятные условия для предварительного возобновления главной породы создаются в лишайниковых, вересковых, брусничных и черничных борах, а также в ельниках-брусничниках и черничниках. В сосняках зеленомошниковых и кисличниках в составе предварительного возобновления преобладает еловый подрост. Благонадежный подрост ели имеется в большом количестве под пологом лиственных (березовых и осиновых) и лиственно-хвойных насаждений.

Сохранность оставленного на лесосеке подроста во многом зависит от его возраста и состояния. Наибольший отпад имеет подрост, сформировавшийся под пологом высокополнотных насаждений. При снятии верхнего полога в этих условиях отпад елового подроста высотой до 0,5 м составляет 30-40%, высотой от 0,5 м и выше - 20-30%. Наибольшую сохранность имеет подрост группового расположения и освобожденный от полога в осенне-зимний период.

В зоне смешанных лесов успешное естественное возобновление сосны отмечается только в лишайниковых типах леса. В вересковых борах и брусничниках возобновление проходит с частичной сменой пород. При естественном возобновлении в сосняках-черничниках, долгомошниковых и сфагновых участие хвойных пород составляет 15-30%. В лесах зеленомошного типа и кисличниках сосна полностью заменяется лиственными породами. Возобновление еловых лесов в этой зоне проходит еще менее удовлетворительно.

Ежегодно при сплошнолесосечных рубках в лесах СССР сохраняется жизнеспособный подрост на площади 800 тыс. га, т. е. на 1/3 вырубаемых площадей. Наибольшие площади лесовосстановления за счет сохраненного подроста относятся к северным и сибирским районам, где преобладают хвойные леса и пока еще слабо развито индустриальное лесовосстановление.

Обязательными для всех лесозаготовителей являются Правила по сохранению подроста и молодняка хозяйственно ценных древесных пород при разработке лесосек в лесах СССР. Сохранению подроста подчинены технологические процессы разработки лесосек. Например, используется способ валки деревьев на подкладочное дерево.

При этом лесосеку разбивают на пасеки шириной 30-40 м, в зависимости от средней высоты древостоя. Посередине пасеки прорубают волок шириной 5-6 м. Валку леса на волоке начинают с дальнего конца, деревья срезают заподлицо с землей. После подготовки трелевочных волоков лес вырубают полосами с дальних концов пасек.

Перед тем как приступить к разработке боковой полосы, вальщик выбирает крупное дерево и валит его под углом 45° к границе пасеки. Деревья, находящиеся ближе к волоку, валят под меньшим углом.

Деревья, начиная от волока, валят на подкладочное дерево вершиной к волоку (веером) так, чтобы кроны других деревьев укладывались одна на другую. Комли срезанных деревьев должны лежать на подкладочном дереве. Число деревьев, поваленных на одно подкладочное «склизовое» дерево, составляет рейсовую нагрузку на трактор.

После повала деревьев тракторист подъезжает к волоку, разворачивается, чокерует все деревья, включая подкладочное, и увозит их на верхний склад. Комли сваленных деревьев при этом скользят по подкладочному дереву, несколько пригибая, но не повреждая подрост ценных пород. За это время вальщик готовит следующий воз. После отправки двух-трех возов вальщик переходит на другую пасеку, откуда также отправляет два-три воза. После того как на верхний склад будет подтрелевано 25-30 м 3 древесины, при помощи трелевочного трактора производят крупнопакетную погрузку на подвижной транспорт.

Производительность труда при лесозаготовках по этому методу увеличивается благодаря облегченной чокеровке хлыстов. Сучья, обрубленные при валке, остаются в одном месте у волока, где их сжигают или оставляют для перегнивания. Производительность труда увеличивается на 10-15%, а самое главное, что при этом сохраняется до 60-80% подроста хвойных пород высотой 0,5-1 м.

При использовании валочно-пакетирующих машин ЛП-2 и бесчокерных трелевочных тракторов ТБ-1 технология несколько изменяется, а количество сохранившегося подроста резко уменьшается. Количество сохраненного подроста зависит также от сезона разработки лесосек. В зимнее время сохраняется больше мелкого подроста, чем летом.

Сохранение подроста при разработке лесосек узкими лентами было начато Татарской опытной станцией. Лесосеку шириной 250 м разбивают на узкие ленты шириной 25- 30 м, в зависимости от средней высоты древостоя. Ширина волока 4-5 м. Трелевочные волоки разрубают по границам узких лент. Деревья в лентах валят без подкладочного дерева, вершиной на волок, под острым, возможно наименьшим, углом к волоку. При этом вальщик отступает в глубь ленты, распределяя деревья на правый и левый трелевочные волоки.

Трелевку осуществляют трелевочным трактором кронами вперед без разворота ствола в том направлении, в котором повалены деревья. Технология разработки лесосеки несколько изменяется при использовании бесчокерного трелевочного трактора ТБ-1.

На лентах остается вполне жизнеспособный подрост, за исключением тех экземпляров, которые повреждаются при падении деревьев. Сохраняется мелкий, средний и крупный подрост.

Волоки шириной 4-5 м оставляют незакультивированными. Они покрываются самосевом. Обломанные сучья и оторвавшиеся при чокеровке вершины остаются на волоках. Во время работы трактора они измельчаются, перемешиваются с почвой, где и перегнивают. Подрост сохраняется благодаря хорошо организованной лесосеке. Трелевочный трактор проходит только по волокам, срубленное дерево при трелевке не разворачивают, а вытаскивают под тем углом к волоку, под которым оно было повалено.

При разработке лесосек в Скородумском леспромхозе весь участок разбивают на пасеки шириной 30-40 м. Разрубку пасек начинают с вырубки деревьев в центральной средней полосе шириной 12 м. Середина этой ленты служит местом для укладки порубочных остатков, а края ленты - для трелевочных волоков. Хлысты трелюют за вершину. На боковых полосах деревья валят под углом не более 40°. При такой технологии обеспечивается сохранность подроста благодаря правильной организации лесосеки.

Большое значение сохранение подроста имеет при вахтовом методе лесоразработок, когда мастерские участки работают на отдаленных от центральных поселков вахтах - временных поселках со сроком базирования на одном месте до 4 лет. Это те случаи, когда возникают трудности из-за отсутствия дорог, сильной заболоченности местности, островного расположения лесосек или когда крайне необходимо использовать естественные силы леса для самовозобновления.

Сохранение подроста при разработке лесосек в горных условиях . В еловых, елово-пихтовых и пихтовобуковых горных лесах, произрастающих на склонах, применяются постепенные двух — и трехприемные механизированные рубки, а также выборочные. На Урале в лесах I группы на склонах до 15° в южных районах и до 20° в северных в усыхающих и мягколиственных насаждениях без подроста допускают сплошнолесосечные рубки с непосредственным примыканием лесосек.

В буковых лесах хорошие результаты получены при постепенных рубках, когда трелевка осуществляется воздушными установками. С целью снижения повреждений подроста и молодняка рубки в горных лесах проводят по склону в направлении сверху вниз.

При воздушной трелевке леса сортиментами сохраняется до 70% подроста на летних лесозаготовках и более 80% на зимних.

Большого внимания заслуживает метод сохранения подроста в горных условиях при разработке лесосек на базе аэростатнотрелевочной установки (АТУП), впервые в СССР разработанной и примененной В. М. Пикалкиным в Хадыженском леспромхозе Краснодарского края.

Технология работ заключается в следующем. Над недоступным для наземных трелевочных средств участком горного леса устанавливают АТУП. Вальщик с бензиномоторной пилой находится на лесосеке, а моторист лебедки - у пульта управления. Назначенное в рубку дерево чокеруют у основания кроны специальным чокером, укрепленным на конце трелевочного каната, спускающегося от тросо-блочной системы аэростата. Зачокерованное дерево спиливает вальщик.

По радиосигналу вальщика включают подъемный механизм тросо-блочной системы и спиленное дерево поднимают в воздух над вершинами леса. Затем при помощи специальной лебедки дерево переносится от пня к трассе магистральной лесовозной дороги, где его укладывают на автотранспорт, доставляющий спиленные деревья на нижний склад.

Аэростатно-трелевочная установка состоит из аэростатов, лебедки и тросо-блочной системы. Деревья поднимают от пня аэростатом, а перемещают при помощи установленной лебедки.

Преимущества разработки лесосек в горных условиях на базе установки АТУП: полностью сохраняются подрост, подлесок и второй ярус из ценных пород; исключаются повреждения остающихся на корню деревьев; полностью сохраняется плодородный слой почвы; экономится рабочая сила и техника, значительно снижаются затраты на 1 м 3 заготовленной древесины; используется для народного хозяйства спелая и перестойная древесина, находящаяся в малодоступных и недоступных горных районах, где обычные наземные трелевочные средства использовать невозможно, а строительство воздушно-трелевочных установок обходится дорого. Аэростатно-трелевочная установка позволяет выполнять любые способы рубок главного и промежуточного пользования с хорошим лесоводственным эффектом.

ПОДРОСТ

Подростом называют молодые деревца, появившиеся естественным путем в лесу. Они выросли из семян, которые попали на поверхность почвы. Однако к подросту относят не всякое деревце, а только сравнительно крупное - от одного до нескольких метров в высоту. Более мелкие деревца называют всходами или самосевом.

Подрост, как мы знаем, не образует отдельного яруса в лесу. Однако он расположен большей частью на уровне подлеска, хотя иногда и выше. Отдельные экземпляры подроста могут сильно различаться по высоте - от низкорослых до сравнительно крупных.

В лесу почти всегда есть какое-то количество подроста. Иногда его много, иногда мало. И расположен он нередко небольшими скоплениями, куртинами. Особенно часто это бывает в старом ельнике. Когда встречаешь в лесу такую куртину, замечаешь, что она развивается в небольшой прогалине, там, где нет деревьев. Обилие подроста объясняется тем, что в прогалине много света. А это благоприятствует появлению и развитию древесного молодняка. Вне прогалины (там, где мало света) молодые деревца встречаются значительно реже.

Небольшие скопления образует также подрост дуба. Но это заметно в том случае, когда взрослые дубы встречаются в лесу поодиночке среди общей массы других деревьев, например берез, елей. Расположение молодых дубков группами связано с тем, что желуди не распространяются в стороны, а опадают непосредственно под материнским деревом. Иногда молодые дубки можно встретить в лесу очень далеко от материнских деревьев. Но они растут не группами, а по одному, так как выросли из желудей, принесенных сойкой. Птица делает запасы желудей, пряча их в мох или подстилку, но потом многие из них не находит. Эти желуди и дают начало молодым деревцам, находящимся очень далеко от взрослых плодоносящих дубов.

Для того чтобы в лесу появился подрост той или иной древесной породы, необходим ряд условий. Важно прежде всего, чтобы на почву попали семена и притом доброкачественные, способные прорасти. Должны быть, конечно, благоприятные условия для их прорастания. А дальше требуются определенные условия для выживания всходов и их последующего нормального роста. Если в этой цепочке условий не хватает какого-то звена, то не появляется и подрост. Так бывает, например, когда неблагоприятны условия прорастания семян. Представьте себе, что какие-то мелкие семена попали на толстый слой подстилки. Они сначала начнут прорастать, но затем погибнут. Слабые корешки всходов не смогут пробиться сквозь опад и проникнуть в минеральные слои почвы, откуда растения берут воду и питательные вещества. Или другой пример. На каком-то участке леса слишком мало света для нормального развития подроста. Всходы появляются, но затем погибают от затенения. До стадии подроста они не доживают.

В лесу лишь очень малая доля опавших на землю семян дает начало всходам. Подавляющее большинство семян погибает. Причины этого разные (уничтожение животными, загнивание и т. п.). Но даже если всходы и появились, то далеко не все они превращаются впоследствии в подрост. Очень многое может помешать этому. Неудивительно, что наши деревья производят огромное количество семян (например, береза многие миллионы на одном гектаре). Ведь только при такой странной, на первый взгляд, расточительности есть возможность оставить потомство.

В лесу нередко бывает так, что в древесном ярусе господствует одна порода, а в подросте совершенно другая. Обратите внимание на многие наши сосняки достаточно старого возраста. Подроста сосны здесь совершенно нет, зато очень обилен подрост ели. Нередко молодые елочки образуют в сосновом лесу густые заросли на большой площади. Сосновый молодняк отсутствует здесь по той причине, что он очень светолюбив и не выдерживает затенения, которое создается в лесу. В природе подрост сосны в массе появляется обычно только на открытых местах, например на пожарищах, заброшенных пашнях и т. д.

Такое же несоответствие между взрослыми деревьями и подростом можно наблюдать и во многих березняках, расположенных в таежной полосе. В верхнем ярусе леса растет береза, а под ней густой, обильный подрост ели.

При благоприятных условиях подрост со временем превращается во взрослые деревья. И эти деревья естественного происхождения с биологической точки зрения более ценны, чем выращенные искусственно (посевом семян или посадкой саженцев). Деревья, выросшие из подроста, лучше всего приспособлены к местным природным условиям, наиболее стойки к разнообразным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Кроме того, это самые сильные экземпляры, выжившие в суровой конкурентной борьбе, которая всегда наблюдается между деревьями в лесу, особенно в более молодом возрасте.

Итак, подрост - одна из важных составных частей лесного растительного сообщества. Молодые деревца при благоприятных условиях могут прийти на смену старым, погибшим деревьям. Именно так происходило в природе на протяжении многих веков и тысячелетий, когда лес мало подвергался воздействию человека. Но и сейчас в некоторых случаях бывает возможно использовать подрост для естественного восстановления вырубленного леса или отдельных крупных деревьев. Конечно, только тогда, когда молодые деревца достаточно многочисленны и при этом хорошо развиты.

Наш рассказ о лесных растительных сообществах подошел к концу. Вы могли убедиться в том, что, все ярусы леса, все группы растений и, наконец, отдельные растения в лесу тесно связаны между собой, в той или иной мере влияют друг на друга. Каждое растение занимает определенное место в лесу и играет ту или иную роль в жизни леса.

В строении и жизни лесных растений есть много примечательных особенностей. Именно о них будет рассказано дальше. Но, чтобы рассказ был более последовательным и четким, мы разделили материал на отдельные главы. В каждой главе растения рассматриваются с какой-то одной точки зрения. В одной главе говорится об интересных особенностях строения, в другой - размножения, в третьей - развития и т. д. Итак, познакомимся с некоторыми маленькими тайнами растений, обитающих в лесу.

Но прежде еще несколько слов. Книга состоит из отдельных небольших рассказов, своеобразных биологических зарисовок. В этих рассказах речь пойдет о самых разных обитателях леса - деревьях и кустарниках, травах и кустарничках, мхах и лишайниках. Будет сказано и о некоторых грибах. По новейшим представлениям, грибы не относят к растительному миру, а выделяют в особое царство природы. Но самое большое внимание будет, естественно, уделено деревьям - главнейшим, господствующим растениям в лесу.

Следует также отметить, что наше повествование коснется не только растений в целом, но и их отдельных органов - как надземных, так и подземных. Мы познакомимся с интересными биологическими секретами цветков и плодов, листьев и семян, стеблей и корневищ, коры и древесины. При этом будет обращено внимание главным образом на крупные внешние признаки, которые хорошо видны простым глазом. Лишь кое-где придется немного коснуться внутреннего, анатомического строения растений. Но и здесь мы постараемся показать, как разные микроскопические особенности отражаются на внешних признаках - на том, что заметно простому глазу.

И последнее. Принятое в книге подразделение на отдельные главы, посвященные тем или иным особенностям лесных растений (строение, развитие, размножение), конечно, условно. Так сделано лишь для удобства изложения, для некоторого упорядочения излагаемого материала. Между этими главами нет резкого разграничения. Трудно провести, например, четкую границу между особенностями строения и размножения. Один и тот же материал можно поместить почти с одинаковым правом либо в ту либо в другую главу. Например, рассказ об особом строении семян сосны и ели, позволяющем им очень быстро вращаться в воздухе при опадении с дерева, касается как строения, так и размножения. В книге этот материал помещен в главу, посвященную строению растений. Но это просто произвольное решение автора, которое, надеюсь, читатель ему простит, так же, как и некоторые другие подобные решения.