Конспект занятия на тему: «Весна» в средней группе.

Тема занятия : Весенние трели

Программное содержание : Формировать у дошкольников представления о птицах и птенцах. Познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни птиц. Побуждать детей узнавать и называть птиц и их птенцов по описанию, загадкам. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

Материал: модель для записи погоды. Карточки с приметами весны для дидактической игры «Нарисуй весну»; картина «Птицы весной» Карточки с изображением животных: лиса, волк, медведь и заяц. Карточки с изображением птиц: сорока, ворона, воробей; аудиозапись пения птиц: вороны, воробья, голубя, скворца. Муляжи или карточки птиц и птенцов к дидактической игре «Как зовут птенца»: ворона - вороненок, воробей- воробышек, скворец - скворчонок, синица - синичка.

Ход занятия

Воспитатель предлагает подойти к окну и рассмотреть погоду за окном.

Дети с помощью фломастера и карточки модели рисуют погоду текущего дня: отмечают состояние солнца, облаков, ветра и осадков.

Кто первый выполнит задание, выступает в роли диктора телевидения по сводке погоды.

Сегодня пасмурная погода. Идет дождь. На улице сильный ветер. Солнце не светит. На небе много туч. И т.д.

Затем воспитатель предлагает послушать стихотворение:

Ударил гром двенадцать раз

Изомер в стороне.

Природа отдала приказ

Салютовать весне.

Приказ - черемухе цвести,

Крапиве быть не злой,

Дождю дорожки подмести

Серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч,

Всем птицам звонче петь,

А солнцу - выйти из-за туч

И веселее греть!

З. Александрова «Салют весне!»

О каком времени года мы узнали из этого стихотворения? (о весне)

Давайте мы нарисуем такую весну, которую описал нам поэт.

Проводится дидактическая игра «Нарисуй весну».

Дети поочередно выбирают на столе приметы весны, соответствующие стихотворному тексту.

Весна - это когда светит ярко солнце.

Весна - это когда цветут цветы и зеленеет травка.

Весна - это когда щебечут птицы.

Весна - это когда льет теплый дождик и бегут ручейки.

Давайте посмотрим в окно. Почему мы не видим птиц во дворе? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что птицы опять вернулись в свои гнезда в лес.)

Посмотрите на эту картину, что на ней нарисовано? (птичка сидит на веточке. Рядом гнездо. В гнезде лежат яички, и вылупился один птенец)

Что такое гнездо? (это домик для птиц)

Кто его смастерил? (птички)

Из чего птички смастерили себе гнездо? (из веточек)

Зачем птичкам нужно гнездо? (они там живут, высиживают птенцов)

Как вы думаете, чтобы птенцам было в гнезде уютно и мягко, что должно быть на дне гнезда? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что на дне гнезда должны быть пушинки и перышки)

Где птицы мастерят свои гнезда? (на веточках деревьев)

Где больше всего деревьев: в лесу или в городе? (в лесу больше деревьев)

Когда наступила зима, птицы перебрались ближе к жилищу человека. Но они ведь не успели сделать себе гнезд. Как вы думаете, кто может помочь птицам смастерить гнезда? (взрослые и дети)

Как мы называем эти гнезда? (кормушки)

Почему мы так их называем? (потому что в эти кормушки мы сыплем корм для птиц)

Давайте рассмотрим птиц и других животных.

Проводится дидактическая игра «Сравни и расскажи, чем отличаются?»

На столе у воспитателя стоят животные: лиса, волк, медведь и заяц. И птицы: ворона, воробей, сорока. Дети должны найти отличия и назвать их.

Чем птицы и животные похожи? (у птиц и животных есть туловище, глаза и хвост)

Что есть у птиц и нет у животных? (у птиц есть крылья, а

у животных нет. У птиц клюв, а у животных пасть. У птиц две лапы, а у животных четыре. У птиц тело покрыто перышками, а у животных — шерстью)

Отличительные признаки птиц зарисуйте на наших карточках: птицы - это...

К нам в гости сегодня прилетели птицы.

Дети должны угадать пение птицы: воробья, вороны, голубя, скворца и назвать их.

К нам сейчас прилетят птички, если вы отгадаете загадки. Проводится дидактическая игра «Отгадай загадку про птичку!» Дети отгадывают загадку и находят соответствующую птичку на столе.

Серенькая птичка,

Птичка-невеличка

Хочет сделать шажок -

Получается прыжок. (Воробей)

Белые щечки, а грудка желтая.

На грудке черный галстук... (Синица)

Сам черный, а клюв желтый.

По полям ходит, зерно смотрит... (Скворец)

На дереве сидит,

Во все стороны глядит.

Кто куда бежит -

Кар-р-р - кричит. (Ворона)

Как можно наших гостей назвать одним словом. Кто у нас в гостях? (птицы)

Что у них общего? Чем они похожи? (у них есть крылья, клюв, две лапки, перышки)

Воспитатель выставляет поочередно пару птиц: воробья и ворону, синицу и скворца.

Чем они отличаются? (ворона большая, а воробей маленький)

Чем похожи? (у них по две лапы, по два крыла, клюв; перышки, хвост)

Чем они отличаются? (у синицы грудка желтая, а у скворца - желтый клюв. Скворец весь черный, а у синицы черный галстук на грудке)

Чем похожи? (у них по две лапы, по два крыла, клюв, перышки, хвост)

Воспитатель предлагает послушать еще одну аудиозапись, где слышно громкое пение и слабое, тихое.

Как вы думаете, кто громко поет, а кто так пищит тихо, слабо? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что громко поет мама птица. А слабо поют ее птенцы.)

В конце занятия воспитатель проводит дидактическую игру «Как зовут птенца?»

Воспитатель показывает фигурку птицы и его птенца. Ребенок должен назвать взрослую птицу и его птенца.

Это воробей, а у воробья птенец - воробышек.

Это ворона, а у вороны птенец - вороненок.

Это скворец, а у скворца птенец - скворчонок.

Это синица, а у синицы птенец — синичка.

Освітні завдання. Формувати екологічну свідомість, підтримувати у дітей прагнення дотримуватись правил природокористування, розуміння того що природа потребує дбайливого ставлення з боку людини. Виховувати любов та бережне ставлення до рідної природи.

Викликати у вихованців захоплення від природи, жваво реагувати на весняні зміни в найближчому довкіллі.

Розширювати та збагачувати поняття дітей про хід і послідовність змін у природі, розуміти їх причини і наслідки. Знайомити вихованців з особливостями життя тварин та птахів у весняний період.

Вчити дітей складати творчі розповіді за схемою на основі власного досвіду, добирати рими до слів. Формувати вміння сприймати зображення через уявні відчуття і передавати їх у зв"язному висловлюванні.

Розвивати навички різних видів мовлення (розповідного, пояснювального, діалогічного), поповнювати активний словник епітетами, порівняннями, образними висловами. Удосконалювати у дітей артикуляцію, чіткість і виразність мовлення.

Учити малят розуміти зміст тематичних образних порівнянь, епітетів, підтримувати цікавість до літературних та музичних творів,розвивати здатність бачити прекрасне, чарівне, дивовижне в природному довкіллі

Удосконалювати вміння малят творчо мислити, передавати в руховій діяльності об"єкти живої природи.

Попередня робота:

Читання оповідання Г. Скребицького В. Чапліна «Хто як весну зустрічає».

Розглядання альбомів «Розповімо дітям «Про тварини України» «Про птахів України»

Обладнання: картки-схеми; малюнки із зображенням сонця, вогню, лампочки, дерев. кущів. квітів; скляний мольберт з розмальованим тлом; музика «Пори року»

Вихователь звертається до дітей:

Діти, сьогодні зранку я в групі знайшла ось таку книгу(показує книгу). Вона називається «4 сестриці- господині». Як ви гадаєте, хто ж ці сестриці господині»?
Про що говориться в цій книзі?(діти розглядають ілюстрації і висловлюють свої припущення)

Діти сідають на подушечки, вихователь читає оповідку:

Жили-були собі 4 пори року: Зима, Весна, Літо, Осінь. Жили завжди вони дружно у злагоді і мирі, та по-черзі панували на Землі: три місяці - Зима, три місяці - Весна, три місяці - Літо, три місяці - Осінь.

Але одного разу Зима вирішила. що вона головна на Землі: нахмурила брови, махнула засніженим рукавом і не захотіла поступатися Весні. Стурбувалися люди, засумували під сніговим простирадлом рослини, перестали співати птахи. Разом з ними захвилювалися Літо і Осінь.

Лише одна Весна була спокійна і впевнена:

Не турбуйтеся любі мої!- сказала вона. -У мене є диво, яке допоможе перемогти холод.
Діти, а далі я більше нічого не можу прочитати, тому що,мабуть, сніжинка залетіла на сторінку і розтанула там, всі букви розмились.
Але ось в книзі є ще конверт, а там якісь малюнки, можливо, вони нам допоможуть дізнатися про диво. яке говориться в казці.

Вихователь виставляє малюнки, на яких зображені лампочка. вогонь, сонце.

Діти, та як ви вважаєте, що ж може бути тим дивом, яке допоможе Весні побороти зимовий холод?
Так, це сонце.(Діти розповідають, чому саме сонце, а не лампочка і вогонь може перемогти зимовий холод)

Д/вправа «Сонечко яке?»

У вихователя в руках іграшкове сонечко, до кого торкнеться воно, той і відповідає. Вихователь починає фразу, діти продовжують:

Сонечко жовте, як…(кульбабка)

Сонечко кругле, як…(м"ячик)

Сонечко рум"яне, як…(колобок)

Сонечко ласкаве, як…(мама, бабуся)

Діти, а як ви думаєте, що робить сонечко?Як же воно допомагає Весні? (Діти передаючи сонечко по колу називають слова-дії: сонечко світить, зігріває землю, розтоплює сніг, зазирає у віконечко…)
То ж давайте будемо продовжувати нашу весняну казку. Діти, які ж зміни відбуваються в природі з приходом весни? (діти називають)
Так, діти, але в природі все відбувається в певній послідовності і про це допоможуть дізнатися ось такі схеми-позначки.
Ой, вони всі перемішалися. Можливо ви мені допоможете поставити їх у правильній послідовності.

Діти виставляють схеми- позначки.

Тепер уявіть, що ми з вами письменники - «творці книги». Складемо красиву розповідь за цими схемами-позначками:

«Прилинула на крилах Весна- чарівниця.ю Пригріло тепле весняне сонечко. Всюди розсипало свої золоті промінчики. Потекли жваві веселі струмочки з-під снігу і розбудили землю від зимового сну. З"явилися перші весняні квіти: проліски, підсніжники, ряст, первоцвіти. На деревах і кущах з"явилися бруньки, повертаються з теплих країв птахи.»

Молодці, а тепер уявіть, що ми поети. Зараз пограємо в гру «Слово називай - риму добирай»

Д/гра «Слово називай - риму добирай»

Діти підбирають рими: весна-красна, ясна, запашна; сонечко - віконечко; бурульки - цокотульки, веселуни; квіточки - діточки, зіроньки; деревце - стебельце; пташка - комашка, ромашка; комашки - пташки, пастушки.

А зараз я вас запрошую на зелену галявину.

Вправа на релаксацію «Намалюй те, про що ми говорили».

Діти сідають по колу один за одним і на спині дитини, що сидить попереду, малюють весняні слова, називаючи, що малює:

Я малюю веселе сонечко.

Я малюю зелену травичку.

Я малюю дзвінкий струмочок.

Я малюю блакитну квіточку.

Я малюю рясний дощ.

Я малюю тендітний підсніжник.

Я малюю блакитне небо.

Діти, як ви думаєте. де живе Весна?
Так, у лісі. А ви б хотіли побувати у весняному лісі.
Але до лісу дуже далеко, потрібен транспорт. У нас його немає. Як же нам бути?(Пропозиції дітей)
Ось нам художник подарував картину, яка називається «Весна у лісі».

Давайте розглянемо її, подивимось, що робить Весна у лісі.

Вихователь відкриває картину, накриту тканиною:

Але що це? Де поділось зображення на ній? Здається, я здогадалась. Це, мабуть, останні витівки Зими. Це вона стерла все те, що намалював художник. Тож давайте ми з вами створимо самі картину «Весна в лісі».

Вихователь пропонує з малюнків, що лежать на столі викласти на скляному мольберті веселий пейзаж (основа за тонована у відповідні веселі кольори).

Діти підбирають зображення дерев, кущів, квітів відповідно до сезону і кліматичних умов зростання, викладають картину і коментують свій вибір(під музичний супровід П. У. Чайковського «Пори року» Весна)

Діти, що ж ми з вами створили?
Картину «Веселий пейзаж».
Що вам найбільше подобається?
А тепер заплющуйте очі, уявно доторкніться на картині до кори дерев, хвої, снігу, вербових котиків. Що ви відчуваєте?
Які вони?(кора дерев - шорстка, хвоя - колюча, сніг - холодний. мокрий, вербові котики - м"які та ніжні)
А тепер уявіть, що ви відчуваєте запах весни. Чим пахне весна?(прохолодним повітрям, запахом торішньої трави, листям)
А тепер уявіть. що ви одягли навушники. Послухайте, які звуки лунають весною?(Діти називають)
Як дзюрчить струмочок? (дз-з-з)
Як розкриваються бруньки? (пам)
Як шумить вітер? (ш-ш-ш)
Як скрекоче сорока? (скре- ке-ке)
А зараз уявіть. що у вас в руках біноклі. Подивіться в них. Можливо, за допомогою бінокля ви зможете розглядіти те, що не побачили «неозброєним оком»(Діти називають те. що побачили: комашку, жук-сонечко).
Діти, але мені здається. що на картині когось не вистачає. Хто живе в лісі?
Так, дикі тварини.
Але чомусь їх не видно.

Лунає телефонний дзвінок:

Малята, звірі повідомляють нам, що у них з приходом весни з"явилось дуже багато клопотів, тому їх не можна побачити, але звірята прислали загадки про себе. Якщо ви відгадаєте, про кого йде мова, вони неодмінно з"являться на екрані.

Загадка про зайця:

Взимку білий він, як сніг,

Влітку сірий з вух до ніг.

Не помітять хижаки:

Ні лисиці, ні вовки.

На екрані з"являється зайчик.

Хто це?
Так, це заєць, значить ви вірно відгадали загадку.

Д/гра «Довідкове бюро»

Дитина розповідає про зміни, які сталися в житті зайця з приходом весни: «Взимку заєць був білий пухнастий. Але навесні почав линяти, по-літньому одягатись. Зимова шерсть линяє, а замість білої виростає інша - сіра,гладенька, щоб легше було від ворогів ховатися. У зайчихи народилися маленькі зайчата, вона годує їх молоком, а як підростуть - будуть гризти траву, молоді пагінці дерев, кущів.»

Загадка про білочку:

По деревах спритно скаче,

Шишки лускає добряче.

За умови правильної відповіді на екрані з"являється білка.

Розповідь дитини: «Білочка живе на деревах. Харчується насінням шишок,жолудями, горіхами,бруньками дерев. Шубка була у білки червоняста, але на зиму стала сіра. Навесні у білки з"являються білченята, вони голі і сліпі. Незабаром вони підростуть і будуть собі здобувати їжу.»

Загадка про їжака:

Взимку спав у купі хмизу,

Навесні він звідти виліз,

Колючки свої почистив

І побіг шукати їсти.

За умови правильної відповіді на екрані з"являється їжак.

Розповідь дитини: «Взимку їжак під купою хмизу цілу зиму нічого не їв, дуже схуд і зголоднів. Харчується мишами, комахами. Навесні у їжака з"являються малята.»

Ну що ж, діти, ви, мабуть, зрозуміли, що ліс - це царство Природи, але ми його гості, і ми повинні, завжди перебуваючи в лісі, пам"ятати про це і іншим нагадати. Тож давайте розтавимо в лісі екологічні знаки, щоб ніхто не зміг нашкодити цьому царству.(Діти розвішують екологічні знаки пояснюючи, що кожен з них означає.)

У грамзапису лунає курликання журавлів.

Голоси яких птахів ви чуєте?
Так, це журавлики повертаються до нас із теплих країв?
Як іще називають журавлів?(віщунами, провісниками весни,через приємний голос, що вони подають після повернення з вирію)
Уявіть собі, що ви повертаєтеся на батьківщину із теплих країв.

Під звуки мелодії «журавлі» летять до рідної землі. Як музика стихне «журавлики» завмирають і стоять нерухомо. Але щоб потрапити на батьківщину необхідно дати інтерв"ю журналісту(вихователю).

Запитання до «журавликів»:

Як називають птахів, які відлітають у теплі краї?
Де ви провели зиму?
Чому не залишилися зимувати у нас?
Де ви живете?
Чим ви харчуєтесь?
Які ще пташки зимували разом з вами?
Чому не відлітали сороки, синички, дятли?
Яку користь приносять пташки?
Як люди готуються до зустрічі птахів?
Діти, чому за Зимою приходить Весна? (сонце навесні піднімається все вище над землею, воно віддає більше тепла і допомагає перебороти зимовий холод)
А який настрій принесла вам весняна пора? (веселий, бадьорий, радісний, піднесений)
А коли такий настрій, що хочеться робити? (веселитися, сміятися радіти, співати)

Діти співають пісню «Веснянка».

Підготувала та провела.

Цели: Закрепить представления детей о весне, ее признаках. Развивать связную речь, наблюдательность, мелкую и общую моторику. Понимать смысл загадок и находить отгадку. Расширять и активизировать словарь по теме. Закрепить знания о частях цветка. Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, окружающему миру.

Оборудование: фланелеграф, части цветка для фланелеграфа, карточки с изображениями весенних цветов, сюжетные картинки на тему «Весна», разрезные картинки с цветами, конверт с загадками, живой цветок гиацинт.

Предварительная работа:

— наблюдения в природе;

— чтение стихотворений о весне;

— рассматривание картин и иллюстраций о весне, весенних цветах;

— отгадывание загадок.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вчера ходила гулять в парк, я его не узнала. Как же изменился парк? Почему я его не узнала? Кто догадался? Что стало со снегом? (растаял). А с деревьями что произошло? (почки набухли). Какие цветы появились? (Первоцветы).

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.

Вот и небо просветлело,

Землю солнышко согрело,

Ручейки в лесу поют и подснежники цветут.

Пробудилось все ото сна,

Это к нам пришла – Весна (дети хором).

Воспитатель: Правильно ребята наступила весна.

Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, прекрасное, …).

Можно сказать — весеннее настроение? А солнце весной какое? (Весеннее). А лужи весной какие? (Весенние). А небо весной какое? (Облако, ручьи, деревья, трава, проталинка, сосулька, дождь, день)

Подвижная игра «Весна, весна красная»

Весна, весна красная! (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью, (идут в другую сторону)

С великой милостью:

Со льном высоким, (останавливаются, поднимают руки вверх встают на носочки, вдох)

С корнем глубоким, (приседают, опускают руки, выдох)

С хлебами обильными. (взявшись за руки, бегут по кругу).

Воспитатель: Давайте расскажем, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова «весной»…

Весной… ярко светит солнце.

Весной тает снег.

Весной появляются проталинки.

Весной появляются лужи.

Весной набухают почки

Весной прилетают птицы.

Весной бегут ручьи.

Весной просыпаются насекомые.

Весной дикие животные меняют цвет шубки.

Весной у зверей появляются детеныши.

Весной появляется трава.

Весной появляются первые цветы: подснежники, мать–и-мачеха.

Воспитатель: Ребята, к нам в дверь кто-то стучит. (Вносится живой цветок в горшке- гиацинт и конверт). Посмотрите – это гиацинт. Гиацинт тоже весенний цветок. У гиацинта, как у всех растений есть стебель, листья, цветок, корень находится в земле. Давайте на фланелеграфе вместе выложим цветок (дети на фланелеграфе выкладывают цветок ).

Воспитатель: Ребята, я вижу, что рядом с горшочком лежит конверт. Давайте посмотрим, что в нем? (Воспитатель достает лист с загадками и карточки с изображениями весенних цветов). Ребята, это загадки — загадки о первых весенних цветах. Давайте отгадаем эти загадки:

Он растет красивый, нежный,

Голубой иль белоснежный.

Даже раньше расцветает,

Чем на речке лед растает.

Распустился точно в срок

Первый мартовский цветок. (Подснежник)

Золотым лучом согрет

Вырос солнышка портрет!

Но у желтого цветочка

Временно листочков нет (Мать-и-мачеха)

Белые горошки

На зелёной ножке. (Ландыш)

Жёлтый, белый, голубой;

На земле растут пустой.

У весны есть фокусы:

Распустились…(крокусы).

Он спешит весне навстречу,

Я везде его замечу:

Жёлтенький кафтанчик

Носит…(одуванчик).

Есть у весеннего цветка

Приметы, чтоб не ошибиться:

Листик - как у чеснока,

А корона - как у принца! (Нарцисс)

Воспитатель: Ребята, мы разгадали все загадки!

Физкультминутка:

На лугу растут цветы

Небывалой красоты (руки в стороны )

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты (потягивание, руки вверх )

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (покачивание поднятыми вверх руками )

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (наклоны вперед)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут. (выпрямление )

Проводится дидактическая игра «Собери цветок»

Воспитатель раздает каждому ребенку конверт, в нем разрезная картинка. Дети выкладывают свой цветок. Затем воспитатель у каждого ребенка спрашивает, какой цветок у него получился.

Воспитатель: Ребята, вы рассказали весенние приметы, показали как цветок растет, вспомнили названия весенних цветов, картинки собрали. Вы молодцы!

Итог занятия:

Чем мы сегодня занимались?

Что вам больше всего понравилось?

Конспект НОД в средней группе «Весна»

Воспитатель: Новикова И.Г.
МАУДО «Детский сад №7» СП №1,
Г. Ялуторовск, 2017г.Закрепить представления детей о весне, ее признаках.

Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне;
Расширять и активизировать словарь по теме;
Формировать способность детей работать в коллективе;

Оборудование:

иллюстрации на тему весна, письмо с загадками, игра «Времена года».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие заглянуло солнышко. Какое оно?
Дети: Весёлое, лучистое, желтое, весеннее
Воспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу, как солнышко нам, подарим друг другу хорошее настроение. Ребята, очень долго длилась зима с морозами, сильными ветрами, снегом, серым, хмурым небом. Нам всем приходилось одевать теплую одежду (теплые куртки, шубы, шапки, зимние сапоги, валенки).
Но в природе все идет своим чередом, и на смену суровой зиме приходит новое время года. А как оно называется, вы сейчас сами попробуете догадаться. (Взять конверт.)
Воспитатель: Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может это воробьишко,
Пролетая, обронил?
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
Вам загадки отгадать!
Воспитатель: Давайте откроем конверт и отгадаем загадки:

В синем небе алый мяч,
Он светел и горяч. (Солнце.)

Белая морковка
Зимой растёт,
А как солнышко пригреет,
Горько слёзы льёт. (Сосулька.)

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник -
Смастерили мы... (Скворечник)

В голубой рубашечке,
Бежит по дну овражка. (Ручей)
Здесь на ветке чей - то дом,
Ни дверей в нем, не окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут... (Гнездо)

На реке и треск, и гром,
Это значит ледолом,
На реке идет лед
Это значит...(Ледоход)

Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело -
Всю морковку съело (Сосулька)

У него морковный нос,
Очень любит он мороз,
В стужу он не замерзает.
А весна приходит - тает. (Снеговик)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)

Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет (Весна)

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной.)

Воспитатель: Правильно ребята, это весна. Посмотрите на эти иллюстрации и расскажите, что на них нарисовано. Какое время года на этой картинке?
Дети: Зима.
Воспитатель: Что на ней видим?
Дети: Много снега, дети катаются на санках, деревья в снегу, дети тепло одеты и т.д.
Воспитатель: Назовите, что за время года нарисовано на второй картинке?
Дети: Весна.
Воспитатель: По каким предметам вы догадались, что это весна?
Дети: Солнце светит ярко, сосульки, ручейки, проталины, птицы прилетели и т.д.
Воспитатель: Давайте подарим весне красивые слова. Какая весна?
Дети: Теплая, красивая, солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая, цветущая, шумная.

Воспитатель: Поиграем в игру «Чудесный мешочек» . Посмотрите у меня мешочек, да в нём что – то лежит! Хотите узнать, что в нём? Я скажу вам по секрету, что в нём много маленьких карточек с рисунками. Вы будете подходить ко мне, доставать по одной картинке и называть, что на ней нарисовано и в какое время года это бывает. Надо зимние картинки положить на поле, где изображена зима, а весенние - на весну. (Дети по очереди подходят, берут маленькую картинку, называют, что на ней нарисовано и соотносят со временем года.)
Воспитатель: Ребята, назовите, ещё раз, приметы весны.
Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, дети и взрослые надели легкую одежду, дует теплый ветер.
Воспитатель: После какого времени года начинается весна?
Дети: Весна наступает после зимы.
Воспитатель: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга?
Дети: Нет.
Игра «Скажи наоборот».
Зимой снег белый, а весной – серый,
Зимой снег чистый, а весной – грязный,
Зимой дни холодные, а весной – теплые,
Зимой дни короткие, а весной – длинные,
Зимой солнце тусклое, а весной – яркое,
Зимой небо серое, а весной – голубое,
Зимой ветер холодный, а весной – теплый.
Воспитатель: С какого месяца начинается весна?
Дети: Весна начинается с марта месяца.
Воспитатель: А сколько месяцев у весны? Назовите их.
Дети: Март, апрель, май
Воспитатель: Март-капельник, протальник.
Апрель-водолей, березень.
Май-травень, цветень.
Воспитатель: Как, вы думаете, почему в народе так называли весенние месяцы?
Ответы детей.
Воспитатель: А какой ветер весной?
Дети: Теплый, свежий.
Воспитатель: А какое весеннее небо?
Дети: Ясное, яркое, высокое, чистое.
Воспитатель: А какие еще признаки весны вы знаете?
Дети: Из теплых краев возвращаются птицы (Демонстрация картин с птицами). На деревьях набухают почки. (Демонстрируется веточка вербы с почками.). Лопаются почки и растут зеленые листочки. Появляется зеленая травка, первые цветы – подснежники. Люди одеваются в легкую одежду.

Физкультминутка:
Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Воспитатель: Дети, как вы, думаете, кто к нам приносит весну?
Дети: Солнышко
Воспитатель: Конечно, солнышко. Солнышко помогло появиться ручьям, звонкой капели, почкам на деревьях, первой травке, первым листочкам.
Самый главный признак весны – ласковое весеннее солнце, которое ярко светит и согревает землю.
Воспитатель: А какое у вас настроение, когда нет солнышка?
Дети: Грустное, плохое, печальное.
Воспитатель: Покажите, какие вы, когда грустные. А какое настроение, когда светит солнышко?
Дети: Веселое, радостное
Воспитатель: Покажите, какие вы, когда веселые.
В русских народных потешках говорили:
Весна, весна красная!
Приди весна ясная!
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью
С солнцем горячим,
С дождем обильным,
Принеси урожай
В наш счастливый край!
У всех много забот весной. Птицы строят гнезда, высиживают птенцов. Звери заботятся о своем потомстве. И у человека весной горячая пора. Поле надо вспахать, пшеницу посеять. Огороды засадить овощами. И все надо сделать в свое время. Недаром говорится в народе «Весенний день-год кормит».
Грач на горе - весна на дворе.
Зима весну пугает, а сама тает.
Весна красна цветами, а осень пирогами
Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами покажем, как растут цветы.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне. Показать руками цветок.
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питанье Движение пальцами вместе-врозь.
Дружно дают под землей корешки. Ладони вниз, тыльной стороной
Друг к другу, пальцы развести.

Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: О весне.
Воспитатель: Какие приметы весны вы запомнили?
Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, люди надели легкую одежду, дует теплый ветер.
Воспитатель: Все сегодня старались. Молодцы.

Светлана Тужикова
Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Весна»

Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Здоровье", "Социализация", "Художественное творчество".

Цель: Обобщение представлений о весне.

Программные задачи:

Образовательные: Обобщение представлений детей о характерных признаках весны. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме "Весна". Совершенствование навыка рассматривания и сравнения картин, формирование целостного представления об изображенном на картинах.

Развивающие: Развивать и активизировать словарный запас детей по теме, развивать логическое мышление, коммуникативные качества.

Воспитательные: Воспитание любви и бережного отношения к природе. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Вид детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.

Предварительная работа: целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о весне, пальчиковая гимнастика, разучивание стихотворений.

Материал: конверт, картинки, музыка Чайковского из альбома "Времена года", мяч, ватман цветной, заготовки лепестков подснежника.

Ход занятия

В группе звучит музыка о весне из альбома Чайковского "Времена года".

Дети у нас сегодня гости, поздороваемся с ними. А теперь давайте поздороваемся друг с другом весело.

Игра "Улыбка "

Добрый день!

Добрый день!

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся

А давайте закроем на минуточку глаза и послушаем музыку.

Какое у вас сейчас настроение?

А как, вы думайте почему (музыка веселая, птички поют. весна пришла)

Сюрприз "Волшебное письмо"

Ой,ребята, посмотрите, что это? (письмо). Это письмо пришло от весны, она просит вас помочь ей и предлагает вам выполнить задания.

Отгадывание загадки

А вот первое задание вам нужно отгадать загадку:

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (подснежник)

Правильно. Молодцы. За каждый правильный ответ весна вам будет давать лепесток подснежника.

Ребята, а как вы, думаете, весна наступила?

А по каким признакам вы это определили? (Дети называют признаки весны: капают сосульки, растаял снег, бегут ручейки, набухают почки, прилетают птицы и т. д.). Молодцы. Вы справились и с этим заданием.

Дидактическая игра "Четвертый лишний"

А вот и следующее задание от весны.

Посмотрите на ковре лежат картинки. Вы должны убрать те картинки, которые не подходят к весне, объяснить почему.

Молодцы, ребятишки, вы успешно выполнили и это задание.

А теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка

Кап-кап-кап, звучит капель

Кап-кап-кап, звучит капель

Снова к нам пришел апрель.

(хлопают в ладоши)

Побежал в саду ручей (бег)

Прилетели сто грачей (машут руками)

И сугробы тают, тают (медленно приседают)

А цветочки расцветают (встают, руки "цветок")

Хорошо, мы немного с вами отдохнули, но нас ждет еще одно задание.

"Лексическое упражнение"

Вам необходимо достать из волшебного конверта картинку, сказать, что нарисовано, каким бывает предмет и что он умеет делать. (Дети выходят, показывают картинку и называют: например, это сосулька, она бывает мокрая, скользкая, капает, висит, падает, разбивается, блестит; картинка "Ручеек", "Капель", "Снег" и последняя картинка "Ветерок")

Ребята, а давайте подуем на ладошку, как это делает ветерок. (Дети дуют на ладошку, произносится звук ш-ш-ш)

Вы почувствовали. Какой он теплый и легкий. Ведь весенний ветерок еще такой слабенький. Ребятишки, как вы много знаете о весне. А вы зиму с весной не путаете? (ответ детей нет). Весна предлагает вам поиграть.

Дидактическая игра "Скажи наоборот"

Вставайте в кружок. Я вам буду бросать мячик, говорить, что бывает зимой, а вы отвечаете, что бывает весной и бросаете мне мяч обратно.

Зимой снег белый, а весной. (черный)

Зимой снег чистый, а весной. (грязный)

Зимой дни холодные, а весной. (теплые)

Зимой дни короткие, а весной. (длинные)

Зимой солнце тусклое, а весной. (яркое)

Зимой небо серое, а весной. (голубое, светлое)

Зимой ветер холодный, а ветер весной. (теплый)

Зимой солнце низкое, а весной. (высокое)

Молодцы, ребятишки, все правильно. (обращаю внимание на солнце)

Пальчиковая гимнастика "Цветок"

Вырос высокий цветок на полянке (показать руками цветок)

Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук)

Всем лепестком красоту и питье (движение пальцами вместе врозь)

Дружно дают под землей корешки .(ладошки вниз тыльной стороной друг к другу, пальцы развести)

"Лесная полянка"

Ребята, какие вы молодцы! Вы справились с заданиями весны. А сейчас я вас приглашаю пройти и сесть за столы, где вас ожидают чудеса. Давайте на мгновение превратимся в юных волшебников, и на нашей полянке расцветет подснежник. Вы собрали лепестки подснежника. Я вам сейчас расскажу, что мы будем делать, чтобы расцвел на волшебной полянке подснежник.

Аппликация. Коллективная работа.

Итог. Выставка работ.