Конспект занятия по обучению грамоте «Гласная буква Ё.

Екатерина Владимировна Евсеева


Задачи :

Познакомить детей с новой буквой Ё ;

Привить интерес к книгам;

- Оборудование :

Изображение ёжика;

Образ буквы Ё ;

Книга И. И. Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедия о животном мире «Все о животных. От А до Я» . Перевод И. Горелик. Изд. «Махаон» 2003г.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

А теперь давайте поздороваемся с источником жизни на земле с солнышком.

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй матушка земля!

Здравствуй Родина моя!

А сейчас проговорим скороговорку!

Та-та-та- у нас дома чистота

Тё-тё-тё- отложи свое шитьё

То-то-то-стали мы играть в лото

Ать-ать-ать-мы идем гулять

Ат-ат-ат- берем с собою самокат

Итак, ребята начнем наше занятие ! Отгадайте загадку!

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной;

Иголок много – много

А ниток - ни одной.

Кто же это? (Ёжик) .

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные ) . - Какие звуки мы называем гласными ? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем?

Проведём слого-звуковой анализ слова ёжик.

Сколько в слове слогов? (ё-жик)

Из каких звуков состоит первый слог? (йо)

Второй слог? (жык)

На какой слог падает ударение? (на 1)

Какие звуки слышатся вначале слова ёжик? Произнесите (йо)

Ребята, эти звуки обозначаются одной буквой Ё

Давайте произнесём эту букву . Как она произносится? (тянется, значит, эта буква , какая? (гласная )

Если буква ё впереди то она обозначает 2 звука,

Вывешиваются картинки Ёжик, Ёлка, и буква Ё .

Что вы видите на картинке? На что похожа буква Ё

Чем похожи буквы Е и Ё ?

Буква Е передохнула ,

Как тотчас же на нее

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква Ё .

Напишите букву Ё в воздухе .

Давайте напишем четыре больших буквы Ё . Посмотрите, как я пишу букву Ё на доске . Сначала я пишу сверху вниз длинную палочку, потом, начиная с верхней, три коротких палочки слева направо. И наконец, ставлю над буквой две точки . Ребята запомните существует такое правило : Если в слове стоит буква ё то она всегда ударная а почему послушайте сказку!

Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху– две точки .

Однажды буква Е убежала в лес . Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно , и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки , от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё . После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.

Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим : сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная ) .

А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё

(слова напечатаны на доске)

А теперь работаем в тетрадях. Выполняем задание. У вас на столах лежат карандаши красный, синий и зеленый. Каким цветом раскрасим квадратик? Красным почему? Потому что гласный .

Физминутка : Буратино

Знакомство с новой буквой Ё .

Молодцы, ребята!

Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный ?

(гласный )

(Из двух [Й’] и [О])

Вот, посмотрите на него! (Показываю Ё) и он ещё обладает свойством : сделать предшествующую согласную мягкой !

А теперь посмотрим в зеркала как произносится звук Ё.

Пальчиковая гимнастика.

- А теперь будет игра : я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё .

Приготовились! Начали :

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

Молодцы! А теперь посмотрите на картинку и назовите находится звук Ё в начале в середине и в конце Вывешивается картинка.

Вывод : Буква Ё не всегда имеет два звука, а только когда стоит вначале слов, после гласной буквы или после мягкого знака.

Вот и подходит к концу наше занятие . Давайте повторим, с какой буквой мы сегодня познакомились? («ё» )

Из скольких звуков он состоит? ([й’],[о])

Какая это буква , гласная или согласная ? (гласная )

Что еще интересного запомнили о букве ? (делает предшествующий согласный мягким , всегда ударная).

А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!

Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку :

Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? (буквой Ё )

Здравствуйте, Друзья!

Знакомство с буквами можно начинать с 3-4 лет, но все индивидуально и особо настаивать, тем более говорить ребенку, что сейчас мы сядем и будем учить буквы или что-то в таком духе категорически НЕ НАДО. Я уже говорила, чтобы ребенок заинтересовался буквами и стал САМ спрашивать взрослых, — Что это за буква? Буквы должны быть у Вас в доме: на кубиках, в книжке-азбуке , настенном алфавите и т.д.

Я выкладываю информацию о буквах на своем сайте почти ежедневно, но это не значит, что также быстро нужно учить с ребенком буквы. Сделайте закладку на мой сайт и учитесь не торопясь, хоть сколько времени. Что не понятно или возникают какие-либо трудности — задавайте вопросы через

Успехов Вам в обучении.

И сегодня мы продолжаем. Теперь вы уже знаете буквы А, Б, В, Г, Д.

На рисунке ниже раскрась слева большую букву и маленькую - красным цветом. Заштрихуй среднюю букву, как показано. Найди и раскрась букву Е справа.

Е- это гласная буква.

Соедини с буквой Е только те предметы, названия которых начинаются с Е.

Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Е с правой стороны рисунка.

Сложи фигуру из семи палочек. Чем отличаются? Убери две палочки так, чтобы получилась буква Е.


Допиши букву Е. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

Напиши по образцу.

Скопировать все картинки на свой компьютер можно так:

Правой кнопкой мышки щелкните на картинку в появившемся диалоговом окне выберите «Сохранить картинку как» и сохраните в любом удобном месте (папке) у себя на компьютере. Затем можете распечатать все картинки на принтаре. Вы также можете сами по данным образцам написать на листе бумаги все задания и заниматься со своим ребенком.

Расскажите своим друзьям, у которых детки тоже готовятся к школе.

С уважением — Лидия Витальевна.

ЗАНЯТИЕ

Тема: буквы Е, е в начале слова

и после гласных

Цели:

- познакомить с буквами Е, е;

- учить соотносить букву и звуки.

Обучать чтению слов с буквами Е, е в начале слова и после гласных;

Учить детей делить слова на слоги;

Коррекционно-развивающие:

- развивать общую, мелкую и артикуляцион­ную моторику детей;

Совершенствовать звуко-буквенный анализ;;

Упражнять в употреблении существительных-названий детенышей животных в единственном и множественном числе;

Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа;

Развивать фонематические процессы;

Формировать навык письма букв Е, е.

Развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.

- воспитывать у детей умение внимательно выслушивать то­варищей, не перебивая их.

Оборудование: пред­метные картинки; карточк для обозначения звуков и состав­ления схем, буква Е , индивидуальные зеркала, тетради, «ягоды», надувные шарики, раскраски..

Ход занятия

Посмотри на картинку и скажи, у кого кто?

У зайчихи-… (зайчонок) А это? (Зайчата.)

У лосихи-… (лосенок) А это? (Лосята.)

У медведицы-… (медвежонок) А это? (Медвежата.)

У ежихи-… (ежонок) А это? (Ежата.)

У волчицы-… (волчонок) А это? (Волчата.)

У лисицы-… (лисенок) А это? (Лисята.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ

Тема: буквы Е, е в начале слова

и после гласных

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить с буквами Е, е;

- учить соотносить букву и звуки.

Обучать чтению слов с буквами Е, е в начале слова и после гласных;

Учить детей делить слова на слоги;

Коррекционно-развивающие:

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

Совершенствовать звуко-буквенный анализ;;

Упражнять в употреблении существительных-названий детенышей животных в единственном и множественном числе;

Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа;

Развивать фонематические процессы;

Формировать навык письма букв Е, е.

Развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.

- воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарищей, не перебивая их.

Оборудование: предметные картинки; карточк для обозначения звуков и составления схем, буква Е , индивидуальные зеркала, тетради, «ягоды», надувные шарики, раскраски..

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «У кого-кто?

Выставляются картинки животных и их детенышей.

Посмотри на картинку и скажи, у кого кто?

У зайчихи-… (зайчонок) А это? (Зайчата.)

У лосихи-… (лосенок) А это? (Лосята.)

У медведицы-… (медвежонок) А это? (Медвежата.)

У ежихи-… (ежонок) А это? (Ежата.)

У волчицы-… (волчонок) А это? (Волчата.)

У лисицы-… (лисенок) А это? (Лисята.)

2. Развитие общей моторики. "На водопой". Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных с суффиксами –онок, -ёнок.

3. Массаж лица. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с зигзагообразными движениями:

Массаж заканчивается поглаживанием.

4. Развитие артикуляционной моторики.

«Покусать верхнюю губу»

«Покусать нижнюю губу»

«Окошко» (рот) открыть - закрыть.

5. Объявление темы занятия. Знакомство с буквой Е

К нам в гости пришел зверек, а какой, вы сами угадаете.

Немытое в рот ни за что не возьмёт,
И ты будь таким, как чистюля… (ЕНОТ)

Правильно, Енот. Посмотрите, как пишется слово « ЕНОТ».

Логопед демонстрирует «ЕНОТ».

Разделите слово ЕНОТ на слоги. Назовите первый слог. Назовите второй слог. Рассмотрите схему. Прочитайте второй слог. А первый слог е обозначается буквой Е .

Рассмотрите буквы Е, е . Чем они похожи? Чем отличаются?

Сколько элементов у большой буквы Е ? Какие это элементы?

Рассмотрите маленькую букву е . Сколько у нее элементов? Какие это элементы?

Прорисуйте в воздухе букву Е (Самостоятельно. Если ребенок не справился с заданием, прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву.)

Сложите букву из палочек. (Помогите ребенку при необходимости.)

Прочитайте буквы в рамочке.

Сколько букв Е (больших и маленьких) на рисунке?

Мама Крошки Енота послала его за ежевикой. Дорога будет дальняя. Крошка Енот приглашает нас в это путешествие. Согласны?

Да!

Ну, тогда, в путь!

6. Упражнение в произношении с повышением и понижением голоса.

Сначала нам нужно пройти по мосту, через глубокую реку. Идем и поем песенку «Е».

Буква Е поднимается и опускается по ступенькам.

Когда вы пели песенку «Е», какие звуки вы произносили?

- [й] и [э] .

Правильно, Е состоит из двух звуков [й] и [э]. Если буква Е стоит в начале слова или после гласной, мы будем обозначать ее прямоугольником зелено-красного цвета.

Зеленый цвет обозначает всегда мягкий согласный звук [й], а красный цвет-гласный звук [э].

К

А сейчас мы подошли к болоту. Посмотрите, кочки на болоте разных цветов. Нам нужно перебраться на другую сторону болота, но наступать нужно только на кочки, обозначающие букву «Е». (Красно-зеленые.)

Дети перепрыгивая с кочки на кочку перебираются на другую сторону болота.

7. Формирование грамматического строя речи. Употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Все перебрались? Молодцы! Каких животных вы видели?

Лягушек, змей, цапель, лосей, журавлей, насекомых.

8. Звуко-буквенный анализ.

ем ели поехали енот воет

К

К

к

К

К

К

К

К

К

К

К

9. Развитие фонематического слуха. «Эхо».

Проводится игра «Эхо».

Я называю слово или букву, а вы повторяете только последний звук.

При произношении логопед утрированно выделяет последний звук.

Е…(Э-э-э)

Я…(А-а-а)

Ю…(У-у-у)

Ё…(О-о-о)

Новые (Э-э-э)

Моя (А-а-а)

Качаю…(У-у-у)

Твоё (О-о-о)

10. Упражнение для глаз.

Молодцы! Справились с заданием. Далее наш путь пролегает через дремучий лес.

Наших деток пугает.

Зажмурить, а потом широко открыть глаза.

Что сова нам принесла? Тетради.

11. Письмо (Рабочая тетрадь)

а) Написать печатную букву Е до конца строки.

б) Обвести в кружок только правильно написанную букву Е.

в) Развитие зрительного внимания. Буква Е «заболела», мы ее вылечим (допишем)

12. Упражнение в произнесении.

Произнесите чистоговорку о енотах

Ежевику мирно ели

Два енотика под елью.

13. Развитие мелкой моторики :

Поможем Крошке Еноту собрать ежевику?

Да!

Перед детьми рассыпаны «ягоды». Нужно собрать «ягоды» в лукошко беря их большим и указательным пальцами, затем большим и средним пальцами и т.д. сначала правой, затем левой рукой.

14. Работа над развитием дыхания и голоса.

Пора возвращаться обратно. А возвращаться мы будем на воздушных шариках, которые нам подарил крошка Енот. Но сначала их нужно надуть.

Дети надувают воздушные шары. Логопед помогает их завязать.

15. Итог занятия.

С какой буквой мы сегодня познакомились?

16. Рефлексия

Детям раздается раскраска енота.

Если вам понравилось путешествие, раскрасьте рисунок разноцветными карандашами, если путешествие не понравилось, раскрасьте рисунок серым карандашом.



    Игры для девочек Игры для Девочек — на нашем сайте предоставлены ОНЛАЙН и БЕСПЛАТНО для девочек, мальчиков и детей. Все игры обновлены к новому 2019 году, здесь доступны подборки с любыми жанрами игр для девчонок: Пони, Девушки Эквестрии, Макияж, Кошка Анжелла, Одевалки, Ви


    «Учим букву Ц» – познавательная онлайн игра, которая поможет вашему ребенку познакомиться с двадцать четвертой буквой алфавита. Игра состоит из двух частей – обучения написания буквы и умения распознать ее среди множества предложенных вариантов. За правильное выполнение элементов


    С помощью онлайн игры «Учим букву Ф» ваш ребенок познакомится с двадцать второй буквой нашего алфавита. Присмотритесь повнимательнее – ее контуры обведены зелеными точками, надо только правильно обвести их. Затем задание усложнится – найти среди разбросанных вариантов буквы Ф дов


    Флеш игра «Учим букву У» – это прекрасная возможность познакомиться с новым материалом и закрепить его на практике. Контуры новой буквы обозначены зелеными кружочками, вашему малышу останется лишь обвести их. Затем нужно выполнить еще одно задание посложнее – найти среди предложе


    Подготовка к школе – занятие непростое, и начинать ее следует с изучения букв с помощью онлайн-игры «Учим букву О». Эта буква встречается в словах очень часто, так что важно научиться ее правильно писать. Обведите все зеленые точки, чтобы выучить новую букву алфавита. Затем надо


    «Учим букву З» – познавательная онлайн игра, которая поможет вашему ребенку познакомиться с девятой буквой алфавита. Игра состоит из двух частей – обучения написания буквы и умения распознать ее среди множества предложенных вариантов. За правильное выполнение элементов вам будут