Критерии обязательного аудита. Как и кем осуществляется аудит в сфере закупок? Конкурс на аудиторские услуги по 44 фз

Мероприятия по проведению аудиторской проверки операций в сфере закупок регламентированы Законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ в ст. 98 и Законом от 05.04.2013 г. под № 41-ФЗ. Аудиторы дают экспертную оценку эффективности работы закупочной системы и ценообразования, уровню профессионализма участников сделок.

Проведение аудита в сфере закупок

Инициирование аудиторских мероприятий – один из элементов государственного контроля эффективности и правильности реализации всех этапов госзакупок. Через экспертное мнение аудитора определяются слабые места системы, ошибки, допущенные участниками процедур, и причины возникновения недочетов.

СПРАВОЧНО! Аудит может выступать и как самостоятельная проверка, и как один из этапов комплексной проверки деятельности заказчиков.

Проверка может быть направлена на проверку обоснованности действий государственных органов, унитарных учреждений, бюджетных предприятий и автономного типа организаций. Аудит состоит из трех этапов:

  1. Подготовка.
  2. Основные проверочные мероприятия.
  3. Подведение итогов.

Подготовительные процедуры представлены действиями по изучению предмета и объекта проверки, анализу их специфики. Формирование такой информационной базы необходимо для определения методики исследования и уточнения потенциальных рисков. Аудиторы в процессе подготовки к работе составляют перечень нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере закупок, список вопросов для анализа, определяют источники получения данных.

После обобщения предварительных задач и целей проверка разбивается на условные этапы. Для каждого действия устанавливается срок выполнения, назначаются ответственные аудиторы. На подготовительном этапе вся информация берется проверяющими из публичных источников:

  • сведений из единой инфосистемы в сфере закупок;
  • официальных сайтов компаний и контролирующих органов;
  • торговых площадок в интернете.

Итогом подготовительного этапа является разработка программы аудита. Следующий шаг – проведение основных аналитических работ. Их суть заключается в проверке законности действий вовлеченных в процессы закупок участников, обоснованности понесенных издержек и их эффективности. Проверке подлежит прогнозируемая результативность по расходным операциям. Аналитические выводы основываются на итогах проверки информации по всем реализованным закупкам в рассматриваемом периоде.

Закупочные мероприятия для целей аудита должны быть систематизированы:

  • по контрактам;
  • по количественным и стоимостным признакам;
  • с учетом количества поданных заявок и процента их отклонения.

ВАЖНО! Если закупки были произведены у единственных поставщиков, то их надо разделить на две группы: с общей ценой сделки до 100 тысяч рублей и свыше этого лимита.

Аудиторы после обобщения предоставленной им информации осуществляют проверку целесообразности затрат в рамках закупочной деятельности: определяются государственные нужды, для устранения которых была реализована закупка, сверяется соответствие трат нормируемым ограничениям и плановым показателям. При оценке обоснования аудиторы анализируют объемы поставок, оценивают качество продукции.

Дополнительным элементом анализа является проверка своевременности производимых расчетов между контрагентами. На этом этапе анализируются условия контрактов, порядок их исполнения, реальность оговоренных сторонами сроков, изучаются пути минимизации бюджетных затрат. Аудиторы при проведении мониторинговых мероприятий должны корректировать получаемые результаты на фактор сезонности, продолжительности производственного цикла и необходимость обеспечения непрерывного технологического цикла по отдельным предметам сделок.

Эффективность затрат оценивается путем анализа плановой и контрактной документации.

Аудиторы проверяют надежность выбираемых предприятием поставщиков, обоснованность устанавливаемых ими цен.

На этом этапе проводится сравнительная сверка условий сотрудничества с избранными и потенциальными контрагентами. При оценке результативности издержек фиксируется степень удовлетворения нужд организации в экономическом и социальном аспектах.

На заключительной стадии аудита происходит обобщение аналитической информации, ее отражение в отчете. В итоговом документе обозначаются обнаруженные проблемы и риски, нарушения. Задачей аудитора является не только поиск недостатков, но и путей их устранения. В отчетной форме должны содержаться предложения по совершенствованию деятельности в сфере закупок.

Органы аудита

Проверяющие органы должны руководствоваться федеральными законами и внутренними регламентами. В роли аудиторов могут выступать:

  • Счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные структуры муниципального и регионального подчинения.

Для органов, наделенных контролирующими и счетными функциями, законодательно предусмотрена организационная автономность. Постоянно действующей структурой в области финансового мониторинга является высший орган госконтроля – Счетная палата. Ее представителям дано право использовать широкий набор аналитических приемов, запрашивать детальную информацию от лиц, вовлеченных в проверяемые процедуры. Этот орган обладает материальной независимостью, на его деятельность не оказывает влияние состояние политической конъюнктуры.

Задачи, методы

Задачи аудиторской проверки сводятся к получению таких сведений:

  • наличие или отсутствие противоречий законодательным нормам в осуществленных мероприятиях в сфере закупок;
  • степень правильности ведения бухучета;
  • оцениваются полнота и достоверность отчетных форм;
  • поиск путей оптимизации налоговой базы;
  • проверка правильности оформления договорных отношений:
  • анализ достоверности осуществленных работ по оценке имущественных активов;
  • выявление уровня эффективности в использовании ресурсов предприятия;
  • анализ ценовой политики.

Конечной целью является определение достоверности и точности показываемых в отчетности данных, обоснованности расходов и выявление резервов для повышения результативности работы.

КСТАТИ, дополнительно аудиторы могут оказывать консультационную поддержку руководящего персонала проверяемых учреждений.

Методика аудиторской проверки строится на определении ряда абсолютных и относительных показателей. В числе количественных критериев выводится уровень потенциальной экономии средств бюджета. При оценке конкурентной среды рассчитываются такие величины:

  • средний объем заявок по каждой закупке;
  • количество допущенных заявок в расчете на одну закупку;
  • процентное соотношение закупок у единственных поставщиков и сделок на конкурсных условиях.

Получаемые данные по предприятию сравниваются со средними показателями по стране и субъекту РФ. Уровень профессионализма оценивается по численности специалистов со спецподготовкой в сфере закупок.

Объекты проверки

Аудиторские проверки могут затрагивать деятельность таких структур:

  • государственные органы власти;
  • государственные корпорации;
  • казенные учреждения;
  • автономные и бюджетные организации;
  • внебюджетные фонды;
  • унитарные предприятия;
  • юридические лица, которые принимают участие в капитальном строительстве на основе инвестиций за счет привлечения средств из федерального бюджета.

Оформление результатов

Результатом проведенной аудиторской проверки является оформленный контролирующим органом отчет (акт). В нем содержатся систематизированные данные по доказательной базе, полученным выводам. В этом документе аудиторы обозначают выявленные проблемы и недостатки, приводят практические рекомендации по исправлению ситуации. В отчетном бланке должны быть такие сведения:

  • критерии аудиторской проверки;
  • оценка эффективности и правильности организации закупочной деятельности на предприятии;
  • характеристика отклонений;
  • факты ограничения доступа к информации (при наличии);
  • степень значимости недостатков в работе госоргана;
  • отражение потенциальных рисков, которые могут быть спровоцированы выявленными проблемами.

Если аудиторы указывают на наличие в действиях проверяемой структуры состава административного правонарушения, инициируется внеплановая комплексная проверка. Обращение в прокуратуру возможно при условии, что проверкой будут установлены факты финансовых преступлений или коррупционных действий. Акт аудита должен быть доведен до руководства проверяемых структур и опубликован на сайте ЕИС.

Аудит закупок — особый вид внешнего государственного контроля. Впервые данное понятие было введено Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Аудит в сфере закупок осуществляется 44-ФЗ как самостоятельно, так и в рамках комплексных проверок финансово-хозяйственной деятельности заказчиков.

Целями такого контроля являются:

  • проверка обоснованности и эффективности расходов по контрактам при проведении тендеров;
  • определение причин выявленных нарушений;
  • систематизация полученной информации;
  • подготовка рекомендаций по совершенствованию контрактной системы.

Аудиторы проводят проверку, анализ и оценку результатов закупок, уровня обеспечения государственных нужд и эффективности использования бюджетных средств. В ходе мониторинга изучаются все этапы закупочного цикла, начиная с планирования закупок и заканчивая исполнением контракта. Оценивается деятельность заказчиков, контрактных управляющих, закупочных комиссий, служб внутреннего контроля.

Эта процедура проводится в отношении государственных органов, унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений.

Кто проводит аудит

Аудит в сфере закупок осуществляют:

  • Счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные органы субъектов РФ;
  • контрольно-счетные органы муниципальных образований.

Счетная палата — постоянно действующий орган внешнего финансового контроля. Его деятельность регулируется Законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ, а также регламентом Счетной палаты.

Региональные и муниципальные контролеры образуются из представителей государственной власти субъектов РФ и муниципалитетов. Общие принципы их работы определяются Законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ, а также соответствующими регламентами.

Счетная палата РФ работает в тесном взаимодействии с муниципальными и региональными контролерами.

Сроки проведения плановых проверок определяются ежегодными графиками. Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено, что контролеры обязаны уведомить организацию о плановой проверке не позднее чем за три рабочих дня до ее начала, внеплановой — не позднее чем за 24 часа.

В ходе мониторинга аудиторы используют данные из открытых источников, а также запрашивают материалы у должностных лиц проверяемой организации. За непредоставление запрашиваемых сведений либо предоставление заведомо ложной информации законодательством установлена административная и уголовная ответственность.

Заказчику нужно быть готовым предоставить документы, подтверждающие правомерность своих действий в ходе закупочной деятельности:

  • документы-обоснования потребности в определенных товарах, работах, услугах;
  • порядок формирования НМЦК;
  • положение о нормировании;
  • оригиналы контрактов;
  • отчетные документы по оплаченным контрактам и другое.

Особое внимание контролеры обращают на тендеры, проводимые неконкурентными способами.

Результаты проверок

В результате проведенных контрольных мероприятий аудиторы составляют акт.

Руководитель проверяемой организации вправе приложить к акту свои возражения и пояснения.

В случае выявления нарушений аудиторы выдают предписание об их устранении и передают информацию в контрольные или правоохранительные органы: ФАС, Казначейство, Прокуратуру и др. Кроме того, информация о результатах мониторинга направляется в соответствующие региональные или муниципальные органы власти. Отчеты о проведенных проверках публикуются на сайте ЕИС.

Что представляет собой аудит в сфере закупок?

Аудит закупок,согласно ч. 12 ст. 14 закона «О счетной палате РФ» от 05.04.2013 № 41-ФЗ, проводится для того, чтобы оценить обоснованность всех действий на этапах планирования и проведения госзакупок, а также для проверки их эффективности и выполнимости. Оценивается реализация условий заключенных в результате конкурса госконтрактов по цене, количеству, качеству, объемам и срокам выполнения. Также анализируется порядок образования цен и то, насколько результативно работает система управления госконтрактами.

При выполнении аудита в сфере закупок осуществляетсяанализ и проводится оценка результативности совершенных госзакупок (ч. 2 ст. 98 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Выясняется, были ли достигнуты цели проведения торгов, предусмотренные различными государственными и международными программами и иными нормативно-правовыми актами (ст. 13 закона). Для достижения перечисленных выше целей аудита проверяющие при получении экспертно-аналитических сведений и других необходимых данных проводят проверки, анализируют и оценивают полученные сведения о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности и результативности затрат по госконтрактам, которые только планируются к подписанию, уже заключены или исполнены (ч. 3 ст. 98 закона № 44-ФЗ).

При проведении аудита уполномоченные органы выявляют нарушения, определяют причины возникновения, готовят рекомендации по их устранению. Впоследствии проверяющие систематизируют полученную информацию об исправлении обнаруженных недостатков и реализации направленных предложений. По итогам проведенных проверок сводная информация размещается в единой информсистеме.

Кто проводит аудит закупок по закону № 44-ФЗ

Аудит в сфере закупок выполняется Счетной палатой РФ, а также региональными и муниципальными контрольно-счетными органами, осуществляющими контрольно-ревизионные функции (ч. 1 ст. 98 закона № 44-ФЗ).

Счетная палата — это высший в России внешний орган для осуществления госконтроля. Она действует постоянно, обладает полной функциональной и финансовой независимостью и не прекращает свою деятельность из-за роспуска Госдумы (ст. 2 закона № 41-ФЗ).

Органы, осуществляющие контрольно-счетные функции, обладают организационной независимостью и ведут свою деятельность самостоятельно (ч. 4 ст. 3 закона «Об общих принципах…» от 07.02.2011 № 6-ФЗ). Это постоянно действующие органы финконтроля, образованные соответствующими властными субъектами (ч. 1-3 ст. 3).

В рамках аудита закупок Счетная палата и государственные (муниципальные) контролирующие органы оценивают и анализируют обоснованность госзакупок, законность их проведения, эффективность заключения контрактов.

Таким образом, аудит в сфере закупочной деятельности проводится органом финансового контроля — Счетной палатой на федеральном уровне, а также муниципальными контрольно-счетными органами на уровне регионов и отдельных населенных пунктов. Указанными органами проводятся проверки, анализируются нарушения и даются указания по их устранению.

П ункт 7 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ прямо указывает на то, что данный закон не регулирует отношения, связанные с проведением обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика. Таким образом, по Закону № 223-ФЗ закупка данного вида услуг не осуществляется.

Как следует из ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон № 307-ФЗ), договор на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации должен заключаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд о контрактной системе, т. е. в рамках Закона о контрактной системе. Однако данное требование распространяется только на организации, относящиеся к одной из перечисленных категорий:

  • организация, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%;
  • государственная корпорация;
  • государственная компания;
  • государственное унитарное предприятие;
  • муниципальное унитарное предприятие.
Условия проведения обязательного аудита в рамках Закона о КС

Частью 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ определены следующие условия заключения договора:

  • договор заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором;
  • периодичность проведения открытого конкурса: не реже чем один раз в пять лет;
  • способ и форма закупки: открытый конкурс;
  • установление требований к обеспечению заявок на участие в конкурсе, а также к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Кто должен проводить обязательный аудит

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности следующих категорий организаций, а также аудит консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями :

  • организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;
  • иные кредитные и страховые организации;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%;
  • государственные корпорации;
  • государственные компании.

Это означает, что аудит отчетности организаций, относящихся к перечисленным в ч. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ категориям, а также аудит консолидированной отчетности (вне зависимости от категорий организации, перечисленных в ч. 3 и 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ) должен проводиться исключительно аудиторскими организациями, несмотря на то, что ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ для аналогичных категорий организаций, например, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственные корпорации, государственные компании, предусмотрена возможность проведения аудита индивидуальным аудитором.

Как правило, у заказчиков есть разработанная типовая документация, где при предъявлении требований к участникам закупки прописывается стандартная формулировка, предусматривающая участие в закупке физических лиц. Поэтому с учетом требований ч. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в конкурсной документации о закупке услуг по проведению обязательного аудита следует не забывать указывать, что участником закупки может быть только юридическое лицо (или группа юридических лиц).

Способ и порядок определения поставщика

Закупка по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности в силу ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ не может осуществляется иным способом, кроме открытого конкурса .

Периодичность проведения данной процедуры - не реже чем один раз в пять лет. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 307-ФЗ обязательный аудит проводится ежегодно. Как часто в таком случае следует объявлять конкурс? Открытый конкурс на проведение обязательного аудита можно проводить как ежегодно, так и раз 2–5 лет. Например, предмет может быть сформулирован так: «Проведение открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению аудита консолидированной финансовой отчетности АО „ХХХ“ в соответствии с МСФО за 2014, 2015, 2016 гг.». В случае если открытый конкурс проводится раз в 2–5 лет, удобнее выделять этапы проведения аудита (1 год - 1 этап), где также документацией и проектом договора предусмотрен поэтапный порядок оплаты на основании закрывающих этап (а не договор) документов.

Поскольку открытый конкурс на проведение обязательного аудита должен осуществляться в порядке, установленном Законом о контрактной системе, то при разработке критериев оценки и сопоставления заявок участников в конкурсной документации заказчикам следует руководствоваться правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085. Кроме того, Закон о контрактной системе предусматривает вскрытие конвертов с заявками участников, рассмотрение и оценку таких заявок конкурсной комиссией. Следовательно, помимо норм Закона о контрактной системе, касающихся порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов, которые содержатся в ст. 48–58 названного закона, заказчику необходимо также создать комиссию для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в порядке, предусмотренном ст. 39 Закона о контрактной системе. Вместе с тем по общему правилу при проведении конкурсов (по Закону о контрактной системе) заказчик обязан устанавливать требование к обеспечению заявок (ч. 1 ст. 44 Закона о контрактной системе).

Однако следует отметить, что, несмотря на указанную норму Закона о контрактной системе, заказчик все же вправе в силу ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ данное требование при проведении открытого конкурса по проведению обязательного аудита отчетности не устанавливать, как и (или) не устанавливать требование к обеспечению исполнения контракта.

В силу требований ч. 5 ст. 5 Закона № 307-ФЗ организациям, в которых объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий отчетному год не превышает 1 млрд руб., необходимо проводить отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Следовательно, и заключать договор нужно только с субъектами среднего и малого предпринимательства. Поэтому в документацию следует включать требование о соответствии участника требованиям ст. 4 Закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Однако возникает вопрос: можно ли проводить закупку на общих основаниях и заключать договор с контрагентом, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства, в случае если на открытом конкурсе не было заявок от таких субъектов? По смыслу ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ заключение контракта в данном случае возможно только с участником, являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства.

Последствия признания открытого конкурса несостоявшимся

Статья 55 Закона о контрактной системе в случае признания конкурса несостоявшимся, помимо проведения повторного конкурса или новой закупки (ч. 2 ст. 55 Закона о контрактной системе), предусматривает также заключение договора с единственным поставщиком в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона (ч. 2 ст. 55 Закона о контрактной системе) и осуществление закупки путем проведения запроса предложений (ч. 4 ст. 55 Закона о контрактной системе). Возможно ли в таком случае осуществление закупки данного вида услуг у единственного поставщика или путем проведения запроса предложений?

По мнению автора статьи, нет, т. к. закупка по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности в силу ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ не может осуществляться иным способом, кроме открытого конкурса. Заключение договора на проведение обязательного аудита по итогам проведения закупок такими способами, как запрос предложений и единственный поставщик, противоречило бы императивной норме Закона № 307-ФЗ, которая также является специальной по отношению к нормам Закона о контрактной системе.

Кроме того, при организации и проведении открытых конкурсов по выбору поставщика аудиторских услуг автор статьи рекомендует заказчикам руководствоваться материалами, принятыми с целью улучшения практики таких конкурсов, Советом по аудиторской деятельности (приказ от 18.09.2014 № 18), а именно:

  • Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
  • примерный договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Минфин России в письме от 30.09.2014 № 07-04-12 /48814 информирует о том, что указанные материалы размещены на официальном интернет-сайте Министерства www.minfin.ru в разделе «Аудиторская деятельность» («Общая информация» - «Обязательный аудит» и «Общая информация» - «Деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов»).

Полезно также будет ознакомиться с презентацией, подготовленной Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России, на тему «Методические материалы по организации закупки аудиторских услуг». Данная презентация также доступна для ознакомления на сайте Минфина .

Нарушение порядка проведения аудита

Обратимся к административной практике при рассмотрении дел о нарушении порядка проведения закупки услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Информацию о проведении открытого конкурса с целью обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности во избежание риска обжалования процедуры следует размещать в разделе Официального сайта, предназначенном для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (по Закону о КС).

Для этого организации, зарегистрированной на Официальном сайте в качества заказчика, по Закону № 223-ФЗ в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития России № 506, Казначейства России № 13н от 10.08.2012 , необходимо пройти регистрацию в соответствующем разделе сайта (по Закону о КС) в порядке, предусмотренном приказом Казначейства России от 25.03.2014 № 4н.

Если на организацию не распространяется действие Закона № 223-ФЗ, однако в силу ст. 5 Закона № 307-ФЗ она обязана проводить открытый конкурс в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, то такой организации также следует для начала пройти регистрацию на Официальном сайте в порядке, предусмотренном приказом Казначейства России от 25.03.2014 № 4н.

Как уже было сказано, Закон № 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с осуществлением Заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако некоторые заказчики, игнорируя п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, разрабатывают документацию в рамках Закона № 223-ФЗ и утвержденного в соответствии с данным законом положения о закупке, что является неправомерным. Данная позиция находит свое отражение в решениях Калмыцкого УФАС от 18.08.2014 № 08/2254, Ивановского УФАС от 15.09.2014 № 10126, Татарстанского УФАС от 20.11.2014 по делу № Т04-201 /2014 и др.

Также некоторые заказчики разрабатывают документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а извещение о проведении закупки размещают на Официальном сайте в разделе, предназначенном для размещенияи нформации о закупках отдельными видами юридически хлиц (по Закону № 223-ФЗ). В данной ситуации позиция антимонопольного органа в разных регионах по поводу правомерности подобных действий не столь однозначна. Так, Московское УФАС (решение от 03.12.2014 по делу № 1-00-1795 /77–14), Ивановское УФАС (решения от 15.09.2014 № 10126, от 13.11.2014 № 10313) считают, что не имеет значения, в какой части Официального сайта размещается извещение, поскольку поиск требуемого предмета закупки не может быть затруднен, т. к. при наборе в поисковой строке слова «аудит» информация обо всех закупках выходит на обозрение вне зависимости от раздела в информационном ресурсе, на котором размещена информация. Однако Татарстанское УФАС (решение от 20.11.2014 по делу № Т04-201 /2014), Пензенское УФАС (решение от 22.08.2014 по делу № 3–09/34–2014), Калмыцкое УФАС (от 18.08.2014 № 08/2254) придерживаются противоположной позиции, мотивируя это тем, что размещение извещения о проведении открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в разделе Официального сайта, предназначенном для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц, является нарушением порядка определения победителя открытого конкурса, что может привести к ограничению числа участников конкурса.

Если закупка аудита не осуществляется в рамках Закона о КС

Есть определенная категория заказчиков, подпадающих под действие Закона № 223-ФЗ, которые обязаны проводить обязательный аудит, но не входят в перечень случаев, когда его проведение необходимо осуществлять в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе. Правомерно ли в таком случае проводить закупку в рамках Закона № 223-ФЗ и размещать информацию на Официальном сайте в разделе, посвященному ему? По-нашему мнению, поскольку Закон № 223-ФЗ (в силу п. 7 ч. 4 ст. 1) не регулирует закупку данного вида услуг, то документацию следует разрабатывать вне рамок указанного закона. Если организация осуществляет свою закупочную деятельность в рамках Закона № 223-ФЗ и прошла на Официальном сайте процедуру регистрации в соответствующем разделе (по Закону № 223-ФЗ) в качестве заказчика и в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития России № 506, Казначейства России № 13н от 10.08.2012 , то технически, конечно, у таких организаций есть возможность разместить извещение о проведении закупки аудиторских услуг на Официальном сайте, но правомерно ли это?

По мнению автора статьи, это неправомерно. Информация о закупке публикуется на Официальном сайте в силу того, что ее размещение предусмотрено Законом № 223-ФЗ, но в силу п. 3 постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» (далее - Постановление № 908) не допускается размещение на Официальном сайте информации, опубликование которой не предусмотрено этим законом. Следовательно, информация о закупке, которая осуществляется вне рамок Закона № 223-ФЗ, не подлежит размещению на Официальном сайте.

Однако данная позиция не всегда находит свое отражение в решениях антимонопольных органов при рассмотрении дел о нарушении заказчиком порядка проведения процедуры открытого конкурса, предметом которого является отбор аудиторской компании на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой отчетности). Так, жалоба заявителя, который указывал на то, что открытый конкурс, предметом которого является закупка услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, должен был осуществляться в рамках Закона о контрактной системе и соответственно информация о закупке также должна размещаться в соответствующем разделе Официального сайта, была признана Калужским УФАС необоснованной (решение от 11.09.2014 по делу № 02-31т /2014). Комиссией УФАС было установлено, что нормы ч. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ не могут быть применены в отношении такого организатора торгов, поскольку общество не является государственной корпорацией, государственной компанией, государственным унитарным предприятием или муниципальным унитарным предприятием, а доля государственной собственности в уставном капитале общества составляет менее 25%. Мотивировав (по-нашему мнению, совершенно справедливо) данными обстоятельствами отказ об удовлетворении жалобы заявителя, Калужское УФАС тем не менее все же не выявило нарушение п. 3 Постановления № 908, несмотря на то, что организатор торгов в своем пояснении прямо указал на то, что общество проводило вышеуказанный конкурс на добровольной основе, не основываясь и на нормах Закона № 223-ФЗ в силу п. 7 ч. 4 ст. 1 вышеуказанного закона. Заказчик обосновал это тем, что размещение информации о проведении открытого конкурса производилось на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru в разделе, посвященном Закону № 223-ФЗ, с целью привлечь как можно больше потенциальных участников конкурса, т. к. публикация информации о проведении открытого конкурса только на Официальном сайте общества снизила бы круг потенциальных участников открытого конкурса.

Несмотря на отсутствие у некоторых заказчиков обязанности осуществлять закупочную деятельность в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ или Законом о контрактной системе, тем не менее в целях экономии средств услугу по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности можно закупить путем проведения конкурентных способов определения поставщика. В таком случае имеет смысл использовать свою типовую закупочную документацию и доработать ее с учетом особенностей закупки данного вида услуг. Если у организации нет типовой документации, то можно воспользоваться опытом других заказчиков, которые публикуют подобного рода извещения на Официальном сайте. Информацию о проведении закупки, в т. ч. извещение, документацию, проект договора, можно опубликовать на корпоративном сайте организации. В случае отсутствия соответствующего раздела на таком сайте, а также в целях привлечения наибольшего количества участников извещение о проведении закупки можно разместить на одной из коммерческих электронных площадок.

Итак, при желании организация может объявить о проведении открытого конкурса на право заключения договора по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности даже в случае отсутствия обязанности проводить данную процедуру в порядке, предусмотренном действующим законодательством в сфере закупок. Однако извещение о закупке следует размещать либо на собственном корпоративном сайте, либо на торговых площадках, либо в любых других средствах массовой информации, но не на Официальном сайте, как рекомендует автор статьи. При этом закупка может осуществляться любым другим способом (аукцион, запрос предложений и т. п.) и в любой другой форме, в т. ч. и электронной.

Под типовой документацией понимается шаблон документации, который используют заказчики при размещении различных закупок, т. к. разрабатывать новую документацию для каждой закупки довольно трудоемко. У каждого заказчика есть, как правило, своя типовая документация, которая периодически дорабатывается и изменяется.

Для закупки обязательного аудита финансовой отчетности действуют особые правила. Помимо законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, проверку бухгалтерской и финансовой отчетности регулирует статья 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В совместном письме ФАС и Минфин разъяснили, как правильно провести закупку данной услуги.

Ряд организаций обязаны заказывать аудит финансовой и бухгалтерской отчетности не реже одного раза в пять лет. Отбор аудитора проводят по Закону № 44-ФЗ. В список включены:

  • организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности - не менее 25 процентов;
  • государственные корпорации;
  • государственные компании;
  • публично-правовые компании;
  • государственные унитарные предприятия;
  • муниципальные унитарные предприятия.

Организации перечислены в части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Государственные компании и корпорации, публично-правовые компании, организации с долей государства в капитале выше 25 процентов закупают товары, работы, услуги по Закону № 223-ФЗ. ГУП и МУП - по Закону № 44-ФЗ, но есть исключения.

Юридические лица, которые указаны в списке и работают по 44-ФЗ, закупают обязательный аудит по таким же правилам, что и другие услуги. Авторы письма подчеркивают: в статье 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ обеспечение заявок и контрактов не обязательно, но это правило не действует для заказчиков по 44-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ определяют поставщика обязательного аудита на основании Закона № 44-ФЗ. Возможна единственная форма закупки: открытый конкурс. Условие действует и на повторную закупку.

Пример 1. Госкорпорация провела конкурс. Объект закупки: услуги по уборке помещений. При выборе исполнителя учреждение следует нормам Закона № 223-ФЗ. Все заявки не отвечают конкурсной документации. Заказчик проводит запрос предложений.

Пример 2. Госкорпорация провела конкурс. Объект закупки: аудит бухгалтерской отчетности. При выборе исполнителя учреждение следует нормам Закона № 44-ФЗ. Все заявки не отвечают конкурсной документации. Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ предусмотрен единственный способ закупки: открытый конкурс. Заказчик снова проводит открытый конкурс на аудиторские услуги.

Разрешено закупать аудит у единственного поставщика. Условие: только одна заявка отвечает Закону № 44-ФЗ и конкурсной документации. Закупку у единственного поставщика не нужно согласовывать с контрольным органом. Нормы 44-ФЗ применяют только для определения поставщика. Планировать закупки и исполнять заключенные контракты нужно по Закону № 223-ФЗ.

В совместном письме ФАС и Минфин объяснили, как исполнителям обжаловать закупку обязательного аудита. На заказчика по 223-ФЗ жалобу составляют в порядке, который установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3. На заказчика по 44-ФЗ - в порядке, который установлен главами 5, 6 Закона № 44-ФЗ.