Охарактеризуйте феноменологию как направление. Феноменология как течение в философии: что это такое

Феноменология –философское учение, согласно которому предметом исследования должны быть акты сознания самого по себе, познаваемые с помощью особого метода. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859-1938), а также таких выдающихся мыслителей XX в., как Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Макс Шелер, Морис Мерло-Понти и др.

Эволюция термина «феноменология»:

1. В 18 веке это означало теорию иллюзии. И. Кант, феноменология – это новое понимание философии. Г. Гегель, феноменология – это путь познания от предложений органов чувств до знания абсолютной идеи. Э. Гуссерль, феноменология – этометод существования, смысл структур и связей процесса познания всего окружающего мира.

Основные идеи феноменологии:

Э. Гуссерль в работе «Кризис европейского человека и философии» раскрывает след. идеи:

1. Исследование путей получения истинного знания не опираясь на психологические процессы отдельного человека.

2. Важно исследовать феномены сознания путем структурирования научного знания и исследования идей, которые предшествуют всякой науке.

3. Окр. мир сущ. реально, при его изучении нельзя следовать установившимся теориям – это возможность анализа «чистого сознания».

4. Сознание вырабатывает смысл предметов. Каждый осмысливает происходящее по своему и в этом смысл его свободы.

М. Хайдггер развивал след. идеи феноменологии в работе «Бытие и время»:

1. Задача человека не терять себя и быть самим собой.

2. Действия человека зависят от его построения: перед лицом смерти все ост. невозможно; радость от общения с любимым преображает мир; тоска, горе делают мир серым.

3. Изучение бытия человека – это не стремление покорить природу, а вникнуть в суть ее существования.

4. речь человека – это отражение его бытия. Язык поэзии более важен, чем язык науки.

Ж. П. Сартр развивал след. идеи феноменологии:

1. Человеку нельзя дать определение начально, он существует как «чистая доска», а позже становится тем, как сам себя формирует. Человек это определенный проект, в этом его свобода.

2. Человек высшая цель и ценность, но он всегда не завершен, главное что позволяет жить человеку это его действия.

М. Шелер «Человек как часть живой природы господствовать над собой и возвышаться».

М. Мерло-Понти. С точки зрения феноменологии идеи марксистской философии воспринимал с интересом, хотя критиковал их одностороннюю историческую проблематику.

Феноменологическая проблематика получила свое развитие по различным направлениям психологии, этики, эстетики, праве и социологии, религии, истории метафизики, философии математики и естествознании.

Философская герменевтика.

Герменевтика (греч.: hermeneutike - толкование) как способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования является одним из влиятельных философских на­правлений философского анализа XX в. Но постановка проблем в современной теории герменевтики остается непонятной без учета предшествующей герменевтической традиции.

По древнегреческому преданию бог Гермес - вест­ник Зевса, владыки богов и людей. Гермес должен был разъяснять людям послания Зевса, обеспечивать их понимание.

В науке понимание часто интерпретируют как подведение под понятие. Так делают, когда решают зада­чи по математике, физике, другим учебным дисцип­линам. Герменевтик считает, что здесь нет подлинного понимания, а присутствует всего лишь объяснение. По­нимание должно быть по-настоящему жизненным, оно должно иметь дело с сущим, а наука от многого просто-напросто абстрагируется.

Человек изначально находится в мире сущего, ис­пытывает интерес к нему (на латинском «быть среди сущего» - значит интересоваться им). Однако вещи закрыты от человека, у них есть свои границы. С другой стороны, свои границы есть и у каждого человека. Понимание будет достигнуто, и истина откроется, если удастся добиться слияния границ вещи и человека. Несколь­ко примеров пояснят нам ситуацию.

Допустим, у меня есть автомобиль. Как открыть его тайну? Дать ему возможность показать себя всесторон­не, в совершенстве. А для это им надо пользоваться. Но не любым образом, иначе он просто придет в негод­ность.

Понять текст - это значит найти в нем ответы на ряд вопросов, определяемых границами вопрошаемого, его образованием, вкусом (эстетическим, например), талантом, традиционностью. Согласно немецкому фи­лософу Гадамеру, которого считают основателем со­временной герменевтики, тщетны попытки видеть смысл текста в сознании его творца (ибо создатель тек­ста сам есть часть мира, к тому же мы хотим познать непосредственно данное, точнее: заданное для нахождения ответа). У текста нет собственного смысла вне его интерпретации, а в рамках этой интерпретации неуме­стен субъективный произвол, ибо сам текст не произ­волен. Итак, понимание достигается в обеспечении сли­яния горизонтов текста и человека. При этом надо иметь в виду так называемый герменевтический круг . Чело­век должен понять то, внутри чего он с самого начала находится, круговая зависимость связывает целое и его часть. Мы можем понять текст только как часть цело­го, о котором у нас есть некоторое пред-понимание до начала интерпретации текста. Наконец следует учесть, что понимание исторично, преходяще, временно, а это означает изменчивость самих горизонтов понимания. Каж­дое новое поколение интерпретирует по-своему. Для герменевтики самое главное - это познать суть дела.

Основные идеи герменевтики:

1. Познание и жизнь человека протекает по пути одних текстов к другим с учетом современной социокультурной ситуации.

2. Язык общения – основа для получения диалогового философского знания.

3. Познание опирается на знание.

4. Особенность процесса понимания основа для разъяснения. Для религиозного понимания текста – основой является вера.

5. Важно преодолеть односторонность фактов науки, подвергать их критике, опираясь на множество точек зрения и проявляя субъективизм.

6. Возможны различные варианты толкования одного и того же текста, не совпадающие даже с мнением авторов.

7. Сущ. сложность в понимании природы, ибо она безмолвна.

8. Не каждый факт науки может быть проверен опытным путем.

9. Для понимания и истолкования целого необходимо познать его составные части.

10. В любой теории важен подбор определенных фактов, которые порождают эту теорию.

11. Многообразие форм существования языка: жесты, мимика и др.

Феноменология – это направление философии, появившееся в 20 веке и определившее своей целью описание феномена, под которым философы понимали какое-либо событие, опыт или явление, основанные на принципе трансцендентального Я и включающего в себя первичный опыт сознания.

Основатели феноменологии

На сегодняшний день основоположником этого философского течения считается Эдмунд Гуссерль , хотя исследователи отмечают значительный вклад в развитие феноменологии со стороны Карла Штумпфа и Франца Бертрано.

В книге "" Гуссерль провозгласил тезис "Назад, к самим вещам!", с которого, как считает современная философия, началось активное становление феноменологии. Что означал этот тезис? Во время написания вышеуказанной книги были очень модны такие лозунги, как, например, "Назад, к Гегелю!", под которым понимался возврат к традиционной диалектике. Эдмунд Гуссерль своим тезисом противопоставляет себя модным тенденциям в философии и фактически призывает отвергнуть диалектику и дедуктивные философские системы, перейти к упрощению изучаемых явлений и редукции сознания и непосредственно исследовать причинно-следственные связи и опыт, полученные сознанием.

Характерные черты этого философского учения

Понятие сознания настолько важно для феноменологии, что философы, придерживающиеся этого течения в философии, отказываются признавать сознание неким предметом, который могут изучать другие науки, например, психология. Напротив, сознание для них – это "трансцендентальное Я" или же "чистое смыслообразование ". Феноменологи придерживаются идеи, что сознание должно изучать вещь или явление, не придерживаясь каких-либо шаблонов мышления, без проникновения в его строение или функции.

Для сторонников Гуссерля важен догмат об отказе от любого рода сомнительных предпосылок, на которых может строиться дальнейшее познание, поскольку это течение в философии стремится охватить фундаментальные основы бытия человека и обязательно строго обосновать их, чтобы в учении отсутствовали логические изъяны.

Центральное понятие и задачи феноменологии

Ядро этой философского течения заключается в понятии "интенциональность". Под этим словом феноменологи понимают свойство, которым обладает человеческое сознание, сфокусированное на определённых вещах, явлениях или предметах. Иными словами, интенциональность представляет собой заинтересованность индивида найти и изучить философский аспект какого-либо объекта бытия.

Основными задачами , стоящими перед его философским учением, Эдмунд Гуссерль считал разработку и построение так называемой "универсальной науки", в которую должны были также входить универсальная онтология и универсальная философия. Такая универсальная наука была нужна, чтобы, по словам Гуссерля, познать "всеобъемлющее единство сущего". Выполнив эту задачу, она могла бы стать абсолютным обоснованием для всех других наук и для познания в частности. Разумеется, Гуссерль полагал, что роль подобной универсальной науки может играть только феноменология.

Для того чтобы возвыситься над другими науками, феноменологии необходимо было выявить все сущностные черты и феномены сознания, в которых, по её мнению, отражается существующий объективный мир.

Ещё одной важной задачей, решению которой Гуссерль придавал большое значение, является не только осознание и описание мира , но и создание истинного настоящего мира, в котором единственным центром будет человек.

С точки зрения основателя феноменологии эта цель может быть достигнута, поскольку философия – это не наука о высоких материях, находящихся за пределами понимания многих людей, а способ создания человеческих установок, т.е. идей и образов, которые могут привлечь внимание человека и увлечь за собой его сознание. В свою очередь, это приведёт к изменению практической жизни людей, появлению новых, не существовавших ранее материальных предметов, а также к формированию сообществ индивидов, связанных вместе общими духовными интересами.

Вопрос познания в феноменологии

Под познанием феноменологи понимают поток сознания, который никак не зависит от личности субъекта познания или осуществляемой им деятельности. Как считал Гуссерль, сознание целостно и внутренне организованно. Поэтому субъект познания не является субъектом, который получает информацию о мире эмпирическим путем . До взаимодействия с объектом познания он не имел о нём никакого представления, поэтому, по определению Гуссерля, он будет трансцендентальным субъектом, обладающим априорными истинами.

Согласно такой установке феноменологов, субъект не познаёт свойства вещи или явления, а наделяет их смыслом, который данные предметы приобретают, взаимодействуя с сознанием субъекта, и никак иначе. В итоге предметы становятся по терминологии этого философского течения так называемыми феноменами.

Предмет феноменологии

Гуссерль стремился достичь априорных знаний, чистых истин, которые, по его мнению, заключены в переживаниях сознания и словах. После нахождения чистых истин, по мысли Гуссерля, становится возможным понять смысл изучаемого явления , которое прежде было скрыто от сознания за пеленой неверных оценок, поверхностных суждений, неправильных слов или предвзятых мнений.

Методы, используемые феноменологией в исследованиях

  • Очевидность;
  • Феноменологическая редукция.

Под очевидностью феноменологи понимали непосредственное созерцание предметов или явлений как с помощью органов чувств, так и с использованием интуиции. Отсюда можно сделать однозначный вывод, что феноменология в сущности является описательной или дескриптивной философией , поскольку признаёт только интуитивное и прямое наблюдение сущностей и вещей окружающего мира.

Что касается второго метода познания, то Гуссерль выделял три разновидности феноменологической редукции:

  • Феноменологи не обращают особого внимания на внешний мир и не поощряют погружение в него, но сосредоточиваются на самом переживании сознания, в котором отражается объективное бытие, называемое сторонниками Гуссерля феноменолого-психологическая редукция.
  • Переживания сознания воспринимаются философами-феноменологами как некие идеальные сущности, а не конкретные определённые факты. Так в феноменологии описывается эйдетическая редукция.
  • Затем Гуссерль затрагивает ещё более глубокие явления и редуцирует сознание из сферы материального в сферу духовного, доходя до уровня чистого сознания и осуществляя трансцендентальную редукцию.

Таким образом, исходя из описанных выше методов, применяемых последователями феноменологии, можно сделать вывод, что в традиционном философском споре "Что первично: бытие или сознание?" это философское течение уверенно отдаёт пальму первенства чистому сознанию с сущностями и явлениями, переживаемыми им, а бытие вторично по отношению к нему .

Как феноменологи проводят исследование?

В начале исследования задаётся критерий действительности изучаемых вещи, предмета или явления, которым является очевидность. Те ценные свойства и характеристики чего-либо, познаваемые в процессе непосредственного созерцания, должны обладать аподиктичностью. Другими словами, то, что очевидно нам сейчас, позднее может стать сомнительным, иллюзией или видимостью.

Например, феноменологи утверждают, что мир не является аподиктичной сущностью, так как возможно сомневаться в его существовании . Используя метод редукции, нетрудно понять, почему последователи этого течения в философии поддерживают такую точку зрения. Феноменологи понимают мир как феномен и некий опыт, которому предшествует первичное бытие, а именно: бытие чистого сознания и принадлежащих ему переживаний. Это, с точки зрения сторонников Гуссерля, и является искомой аподиктичной сущностью.

Применение достижений феноменологии в современном мире

Философия Гуссерля оказала значительное влияние на науки, занимающиеся познанием человека и общества. На сегодняшний день методика феноменологии активно используется в таких областях знаний, как:

  • Социология;
  • Литературоведение;
  • Психиатрия;
  • Эстетика.

В мире существует несколько центров, занимающихся исследованиями в области феноменологии. Крупнейшие из них расположены в Германии, Чехии, США, Бельгии и России.

Феноменология понимается, прежде всего, как метод, основанный на интуитивном усмотрении сути вещей (вернуться «к самим вещам»), через очищение сознания от эмпирических деталей и словесных наслоений. Основатель феноменологии Э. Гуссерль, автор работ – «Логические исследования» (1901), «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936). Уже в ранних работах он пытается выявить очевидные основания научного познания (математики). В процессе анализа Гуссерль приходит к необходимости устранения психологических аспектов из познавательного процесса и выявления его абсолютных истоков, чистой логики. Для очищения сознания субъекта, выявления его абсолютных оснований Гуссерль предлагает достаточно сложный метод – феноменологическую редукцию , в процессе которой из сознания устраняются предмет, субъект, сам акт постижения. Остается лишь бессубъективная структура отношений (или «трансцендентальное сознание»).

Важный аспект процедуры редукции – «эпохе» (воздержание от суждений о существовании предметов). Для характеристики структуры очищенного сознания Гуссерль использует термин «интенциональность» (направленность на предмет). В неестественности процедуры редукции – главная сложность феноменологического метода. После устранения из сознания мыслей и переживаний о субъекте и предмете познания остаются только смыслы возможных предметов («ноэмы» ) и отношения к этим смыслам («ноэзис») . Эта структура абсолютных смыслов и отношений исследуется феноменологией. По сути, это структура «трансцендентального Я», структура мира культуры, универсальные, независимые от конкретного опыта характеристики опыта человека (не только научного, но и жизненно-повседневного). Прослеживается связь с кантианством, но Гуссерль выделяет бессубъектные структуры любого видения мира, независимого от субъекта опыта. В более поздних работах он исследует взаимоотношения различных восприятий, отношения «Я» и другого «Я». Гуссерль критикует науку Нового времени как оторвавшуюся от своих оснований, от жизненного мира (мира жизненных смыслов). В этом он видит причину кризиса европейской науки и основанной на ней культуры. Феноменологический подход и призван преодолеть односторонность науки, выйти к новым горизонтам.



23. Герменевтика: генезис, основные идеи и представители.

Под герменевтикой (от греческого слова hermeneutike - искусство разъяснения, толкования) в широком смысле понимают теорию и практику толкования текстов. Своими корнями она уходит в древнегреческую философию, где практиковалось искусство толкования различного рода иносказаний, высказываний, содержащих многозначные символы. Прибегали к герменевтике и христианские теологи для толкования Библии.

Понимание и правильное истолкование понятого - таков в общем плане герменевтический метод получения гуманитарного знания. Отсюда постижение, усвоение смысла текста являются процедурами, качественно отличными от метода объяснения природных и общественных закономерностей. Так как предметной основой гуманитарных наук является текст, то мощным средством его анализа выступает язык, слово как существенный, системообразующий элемент культуры. Отсюда герменевтическая методология гуманитарных наук тесно связана с анализом культуры, ее феноменов.

Современная герменевтика, как она сложилась в XX веке, включает не только конкретно-научный метод исследования, применяемый в гуманитарном познании. Это и особое направление в философии. Идеи философской герменевтики были развиты на Западе прежде всего в трудах немецкого философа, представителя философии жизни Вильгельма Дильтея, итальянского представителя классической герменевтики Эмилио Бетти (1890-1970), одного из крупнейших философов XX века Мартина Хайдеггера, немецкого философа Ханса Георга Гадамера (1900- 2002).

В. Дильтей заложил основы философской герменевтики, стремясь обосновать специфику наук о духе (то есть гуманитарных наук) в их отличии от естественных наук. Такое отличие он усматривал в методе понимания как непосредственного, интуитивного постижения некоторой духовной целостности (или целостного переживания). Если науки о природе прибегают к методу объяснения, который имеет дело с внешним опытом и связан с деятельностью рассудка, то для постижения письменно фиксированных проявлений жизни, для изучения культуры прошлого, согласно Дильтею, необходимы понимание и истолкование ее явлений как моментов целостной духовной жизни той или иной эпохи, что и определяет специфику наук о духе.

24. Философия жизни .

Практическая, витальная активность выступает в «философии жизни» как основа бытия. К этому широкому неоформленному течению относят немецких философов В. Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Ницше, французского мыслителя А. Бергсона.

Философское учение Ф. Ницше (1844-1900) непоследовательно и противоречиво, но оно едино по духу, тенденции и цели. Оно не исчерпывается рамками философии жизни. Его основные работы: «Так говорил Заратустра» (1885), «По ту сторону добра и зла» (1886) и другие. Ранний Ницше находился под влиянием Шопенгауэра, но в отличие от последнего вопросам бытия и познания уделял гораздо меньшее внимание. Его творчество в основном посвящено критике европейской культуры и проблемам морали. Нерациональная воля, «жизнь» в ее противоположности научному разуму образует исходную реальность. Мир есть мир нашей жизни. Независимый от нас мир не существует. Мир рассматривается в процессе непрерывного становления, это мир постоянной борьбы за существование, столкновения воль. Ницше, как и другие философы-современники, биологизирует мир, который для него в основе – «органический мир». Становление его - проявление воли к власти, которая и порождает относительно устойчивый порядок действительности, так как большая воля побеждает меньшую. В отличие от Шопенгауэра Ницше исходит из плюрализма воль, их борьба формирует действительность. «Воля» понимается конкретнее – как воля к власти. Наконец, он отстаивает необходимость укрепления воли, критикуя Шопенгауэра за его стремление успокоить последнюю. Необходимо стремиться не к небытию, а к полноте жизни – таков принцип философии Ф. Ницше. Он критически относится к идее развития: есть лишь становление и «вечное возвращение». Периодически наступает эпоха нигилизма , воцаряется хаос, отсутствует смысл. Возникает необходимость воли, появляется примирение с самим собой и мир снова повторяет сам себя. Вечное возвращение – судьба мира, на ее основе складывается «любовь к року». Познание мира недоступно логике, обобщающей науке, познание - средство овладения миром, а не получения знания о мире. Истина – лишь «полезное заблуждение». В процессе познания мы не проникаем в сущность мира, а лишь даем интерпретацию мира, воля к власти проявляется в создании своего «мира» человеческим субъектом.

Критикуя современную ему культуру, Ницше отмечает особое историческое место своей эпохи. Это эпоха, когда «Бог умер», и Ницше провозглашает новую эру прихода сверхчеловека . Его Заратустра – пророк этой идеи. Современный человек слаб, он есть «нечто, что нужно преодолеть». Христианская религия как религия сострадания – религия слабых, она ослабляет волю к власти. Отсюда антихристианство Ницше (при высокой оценке личности Иисуса). Христианская церковь, считает он, все перевернула («любую истину превратила в ложь»). Необходима «переоценка ценностей». Переоценке подлежит и традиционная мораль. Современная мораль – эта мораль слабых, «рабов», это орудие их господства над сильными. Один из виновников морального переворота - Сократ, и поэтому Ницше идеализирует досократиков, у которых мораль не была еще извращена. Ницше превозносит аристократическую мораль, которой присущи отвага, щедрость, индивидуализм. В ее основе - связь человека с землей, радость любви, здравый рассудок. Это и есть мораль сверхчеловека, сильного, свободного человека, который освобождается от иллюзий и реализует высокий уровень «воли к власти», возвращаясь «к невинной совести хищного зверя». Декларируемый Ницше «аморализм» и связан с заменой «морали рабов» на «мораль господ». Новая мораль, по сути, - новая интерпретация мира. Философия Ницше нередко получала неоднозначные оценки: ее пытались использовать идеологи фашизма, в ней видели идеологию империалистической буржуазии. В то же время она оказала влияние на ряд течений в современной философии и культуре.

Феноменология

Представители феноменологии

  • Франц Брентано (1838-1917)
  • Эдмунд Гуссерль (1859-1938)
  • Мартин Хайдеггер (1889-1976)
  • Морис Мерло-Понти (1908-1961)
  • Густав Шпет (1879-1837)
  • Альфред Шюц (1899-1959)

Брентано (Brentano) Франц (1838-1917)

  • австр. философ
  • профессор Вюрцбурского и Венского ун-тов
  • поставил задачу – возродить философии как науку
  • опирался на взгляды Аристотеля и Декарта
  • работы:
  • «Очерк о познании»,
  • «Von der Klassifikation der psychologischen Phanomene» и др.

проблема

«Слышимый звук», «видимый ландшафт» - это физические или психические феномены? «Как является нам наше сознание, отличаются ли явления сознания от явления внешнего опята?»

Суть позиции

  • Различает два класса феноменов: «психические» и «физические»
  • Науки различает по предмету и способу его проявления:
  • Естественные науки – изучают физические феномены, даны во внешнем опыте
  • Психология – изучает психические феномены, даны во внутреннем опыте (т.е. их нельзя наблюдать «извне»)

Гуссерль (Husserl) Эдмунд (1859-1838)

  • немецкий философ, основатель феноменологии
  • Профессор ун-тов Галле, Геттингена, Фрейбурга
  • работы:
  • «Логические исследования»,
  • «Философия как строгая наука»,
  • «Кризис европейских наук» и др.

проблема

«Что является условием возможности научного познания (научной теории)?»

Суть позиции:

  • Предлагает различать:
  • Психологию – наука о фактах (психических феноменах)
  • Логику – нормативная теоретическая наука; основа наукоучения
  • Феноменологию – науку о сознании

Сознание характеризуется:

  • Непредметностью;
  • Интенциональностью – направленность на предмет; акт придания предметам смыслов и значений;
  • Установками:
  • естественной, наивной, объективная
  • рефлексивной, феноменологической переход, к которой возможен благодаря - (эпохе)

Феноменология Э. Гуссерля

  • различает:
  • созерцание – непосредственное восприятие
  • сигнификацию (от лат. signum – знак)
  • адеквацию – совпадение созерцания и сигнификации
  • вводит фундаментальные различия
  • между предметом и его значением
  • между значением и знаком
  • между значением и наглядным образом

«Кризис европейских наук»

«Как связан «жизненный кризис европейского человечества» с бурным успехом точных наук?» «В чем заключается «инаковость» наук о духе, культуре, человеке?»

Шюц (Schutz) Альфред (1899-1959)

  • австр.-амер. философ и социолог
  • профессор социологии и социальной психологии Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке
  • Работы:
  • «Смысловое строение социального мира»,
  • «Формирование понятий и теория в общественных науках»,
  • «Структура повседневного мышления» и др.

  • восстановить связь абстрактных научных понятий с «жизненным миром»
  • проанализировать переход от непосредственно глубокого индивидуального переживания индивида к социальности как объективному феномену
  • вычленить стадии такого перехода

Стадии перехода от внутренних переживаний к социальности

  • индивидуальное сознание конструирует «значимые единства» из непосредственного потока переживаний
  • эти значимые единства объективируются во взаимодействии с другими индивидами
  • «другие» выступают носителями типических свойств, которые объективно существуют в «точках пересечения» практических целей интересов взаимодействующих индивидов

«конечные области значений»

  • Специфические относительно изолированные сферы человеческого опыта:
  • Религия
  • Научное теоретизирование
  • Художественное творчество
  • Мир душевных болезней
  • Повседневность
  • переход от одной сферы к другой предполагает переориентацию восприятия на другую реальность

Прагматизм Представители:

  • Чарльз Пирс (1839-1941)
  • Уильям Джеймс (1842-1910)
  • Джон Дьюи (1859-1952)
  • Ричард Рорти (1931-…)

Пирс (Peirce) Чарльз (1839-1914)

  • американский логик, математик, философ
  • участник Метафизического клуба при Гарвардском университете
  • работы:
  • «Как сделать наши идеи ясными»,
  • «Закрепление верований» и др.

Основная проблема

  • Соотношение веры, знания и действия

Суть позиции

  • прагматизм – совокупность практический следствий, которые с необходимостью выводятся из знаний
  • знание – система верований – убеждений, которые определяют привычку действовать определенным образом
  • подвергает принцип сомнения Р. Декарта
  • процесс познания есть переход от сомнения к верованию

Суть позиции

  • критерием выбора верований – соответствие желаемой цели
  • истина не есть соответствие знания предмету, а общезначимое и принудительное верование-убеждение
  • указывает на 4 способа закрепления верований: метод упорства, метод авторитета, априорный метод, научный

Джеймс (James) Уильям (1842-1910)

  • амер. философ и психолог
  • профессор Гарвардского ун-та
  • работы:
  • «Прагматизм»,
  • «Психология»,
  • «Многообразие религиозного опыта» и др.

«Радикальный эмпиризм» или «плюрализм»

  • «Мир есть великий цветущий, жужжащий беспорядок»
  • Вселенная незамкнута, незакончена, в ней царить случай и постоянно возникает новое
  • «Мой мир – это лишь один из миллиона»
  • Связь человека с миром носит индивидуальный характер
  • Истина – успешная и работоспособная идея, полезная для достижения какой-либо цели

Дьюи (Dewey) Джон (1859-1952)

  • амер. философ
  • профессор Мичиганского, Чикагского, Колумбийского ун-тов
  • работы:
  • «Психология и педагогика мышления»,
  • «Школа и общество»,
  • «Свобода и культура» и др.

«экспериментальная или инструментальная логика»

  • основное понятие – «опыт» - все многообразие отношений человека с миром
  • познание не процесс установления истины, а возможность эффективного решения проблем

Учение о феноменах

Феноменология, если вникнуться в расшифровку данного слова, то можно понять, что феноменология это то учение, которое занимается изучением феноменов. Учение о феноменах является направлением в философии $XX$ века. Феноменология определяет свою основную задачу в качестве беспредпосылочного описания опыта познающих сознаний и выделений в нём сущностной черты.

Замечание 1

Феноменология начинается с тезиса Эдмунда Гуссерля «Назад, к самим вещам!». Данный тезис противопоставлялся распространенным в то время цитатам «Назад, к Канту!», «Назад, к Гегелю!» и означал необходимость отказываться от построения дедуктивной системы философии, подобно гегелевской. И также нужно было отказываться от редукций вещей и сознаний к каузальной связи, которая изучается наукой. Таким образом, феноменология определяется обращением к первичному опыту, у Эдмунда Гуссерля она обращена к опытам познающих сознаний, где сознание представляется не как эмпирический предмет изучения психологии, а как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование», что ещё можно назвать интенциональностью.

Выявлению чистого сознания предполагается предварительная критика натурализма, психологизма и платонизма и феноменологических редукций, в соответствии с которыми человек отказывается от утверждения относительно реальностей вещественных миров, когда выносится его существование за скобки.

История феноменологии

Основателем данного направления является Эдмунд Гуссерль ($1859 – 1938$ годы). Предшественниками в этом содержательном течении считаются Франца Брентано и Карл Штумпф. Исходным пунктом феноменологических движений можно определить книгу Эдмунда Гуссерля «Логические исследования», основной категорией которой представляет собой понятие интенциональности.

Главные моменты

Главными моментами в развитии феноменологии является возникновение её разнообразных интерпретаций и противостояние её главных вариантов.

Учения Гуссерля и Хайдеггера, в свою очередь Хайдеггер относится противоречиво к феноменологической концепции. Через данные учения появляются концепции в сферах феноменологической психологии и психиатрии, эстетики, права и социологии. Тем самым, речь уже будет идти о феноменологической социологии А. Щюца, то есть о социальном конструктивизме. Также, следует упомянуть, концепции философии религии, онтологии , где можно зафиксировать таких личностей, как Ж.-П. Сартр, Р. Ингарден и Н. Гартман. Затрагиваются также другие течения и научные смыслообразующие концепции такие, как философия математики и естествознания, история и метафизика по Ландгребе, теория коммуникаций Вилема Флуссера, герменевтика Шпета. Влияния на экзистенциализм, персонализм, герменевтику и другие философские течения, широкие распространения в Европе, Америке, Японии и некоторых других странах Азии.

Центры феноменологии

Крупными центрами феноменологии можно назвать:

  1. архивы Гуссерля в Лувене, в Бельгии и в Кёльне, Германия;
  2. Международный институт перспективных феноменологических исследований и образования в США, издающий ежегодник «Analecta Husserliana» и журнал «Phenomenology Inquiry».

Задачи феноменологии

Эдмунд Гуссерль определяет цель построения универсальной науки, чтобы изучать универсальную философию и, универсальную онтологию в полном объёме. Следует также упомянуть об отношениях к «всеобъемлющему единству сущего», что может иметь абсолютное строгое обоснование и служит обоснованием всем остальным наукам, и познанию вообще. Такое содержание в науке должна иметь феноменология.

Замечание 2

Феноменология рассматривает и способствует приведению в систему априорного сознания, что можно свести априорное к «последним сущностным необходимостям», тем самым, она определяет главные понятия научным исследованиям. Задача феноменологии прослеживается «в познании полной системы образований сознания, конституирующих», то есть имманентно через объективный мир.