Особенности полового воспитания подростков в приемной семье. Особенности полового воспитания ребенка

Термин «половое воспитание» подразумевает систему медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни. «Формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений» (Л.П. Бочкарева) «Воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля» (З.Г. Костяшкина)






Форум сайта ответственного родительства Дочка влюбилась в девочку. Помогите! Дочку стали интересовать мальчики. Дочь 7 лет задала интимный вопрос о наших с мужем сексуальных отношениях, как реагировать? У ребенка 3 лет интерес к половым органам. Сыну 4 года, везде вставляет слово «секс». Нашла у сына презервативы. Сын увидел, как мы с мужем занимаемся сексом.


Типы родительского отношения к вопросам полового воспитания Репрессивный тип отношения охватывает случаи, когда родители строго внушают детям, что секс это зло и непристойность. Обычно в такой семье запрещено произносить неприличные слова, двусмысленные шутки, ходить по дому в нижнем белье. Половое воспитание сводится к нескольким фразам: "это неприлично", "это опасно" и "подожди пока выйдешь замуж". При избегающем типе родители проявляют более разумное и терпимое отношение к сексуальности. Они рассматривают это явление скорее как полезное, нежели вредное, однако совершенно теряются, когда речь заходит о конкретных половых вопросах. Такие родители избегают прямого обсуждения этой темы со своими детьми или превращают такое обсуждение в нудную лекцию. Сами того не подозревая, они выхолащивают идею тепла, человечности и любви, которая неотъемлема от понятия сексуальности. Родители, чье отношение к половым вопросам можно охарактеризовать как экспрессивное, рассматривают секс как нечто естественное, при необходимости открыто обсуждают эту тему, но устанавливают разумные рамки для проявления сексуальной активности детей (точно так же, как всех других форм поведения). Они пытаются внушить детям, что сексуальность - это положительное и здоровое явление, не заслуживающее, однако, того, чтобы сосредоточивать на нем все свое внимание.




Этапы полового воспитания 1. Этап (дошкольный возраст): прививать элементарные гигиенические навыки и правила поведения; закаливать организм ребенка; формировать сознание принадлежности к определенному полу. Семья влияет на формирование психологической пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемой ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.


М. Хиглинг М. «Как беседовать с ребенком о сексе» Дошкольник, по мнению автора, должен знать: названия половых органов - пенис (половой член), яички, мошонка, задний проход (анус), вульва, половые губы, влагалище, клитор, матка, яичники; что зачатие происходит тогда, когда сперма (сперматозоид) мужчины соединяется с яйцеклеткой женщины в результате полового акта; что ребенок растет в матке; что ребенок рождается через влагалище; основные сведения о менструациях и ночных поллюциях как о чистых и здоровых процессах; что нельзя подбирать презервативы. «… знайте, что лучшее место для разговора с детьми от 10 до 20 лет - это автомобиль, где вашим слушателям некуда деться». Будьте разумны в выборе литературы по половому воспитанию! Помните, ребенок не только имеет право знать, но и имеет право не знать!


Интерес к половым органам Впервые он появляется, когда малыш 7-9 месяцев, оставшись без подгузника, вдруг начинает интересоваться своим телом. Пупок, живот, половые органы – все это осматривается и ощупывается с большим вниманием. Позже, получая удовольствие от прикосновений, ребенок может повторять эти действия. Задача родителей - не ругать ребенка, формируя негативное отношение ко всему, связанному с половыми органами (а в будущем и сексуальными отношениями), а стараться отвлечь его внимание на что-нибудь другое.


Памятка родителям ЧТО ДЕЛАТЬ: Отвлекать ребенка от действия, привычки. Если ребенок нервничает или испытывает стресс, то чаще обнимать, находиться рядом, стараться направить внимание ребенка на игры, общение. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ: Не ругать и не запрещать. Слова «не надо так делать» подразумевают то, что ребенок должен контролировать свои действия, чего он может еще не уметь. Не высмеивать привычку, не пошучивать над ней – это не только может усугубить проблему, но и вызвать у ребенка недоверие к взрослым, неверие в их помощь, поддержку и любовь.


Этапы полового воспитания 2. Этап (младший школьный возраст): учитывать физиологические и психологические особенности возраста и пола (стереотипы воспитания мальчиков и девочек). 3. Этап (период полового созревания): половое воспитание должно быть предельно деликатным, учитывающим в первую очередь происходящие в это время изменения в организме, а также личностные качества подростка.




«До экзаменов осталось 2 месяца, а сын влюбился. Что делать?» (с родительского форума) Приемные родители должны знать, что с лет мальчики и девочки становятся чрезвычайно влюбчивыми. Мальчики начинают хуже учиться, делаются непослушными и раздражительными. При половом воспитании мальчиков и юношей нельзя забывать и о необходимости поддерживать мужской авторитет.


Как же реагировать родителю? Независимо от возраста к чувству ребенка (впрочем, как и любого человека) следует отнестись бережно и тактично. Не стоит выспрашивать, выпытывать ребенка или подростка о его переживаниях, даже если отчасти любопытство и беспокойство мешает вашему спокойному сну. Также не стоит интересоваться данным вопросом, привлекая к беседе друзей, одноклассников, знакомых. Такое поведение воспринимается подростком как вмешательство в его личную жизнь в этом случае он будет стремиться защитить ее.


Как же реагировать родителю? Самое лучшее, что может сделать приемный родитель, это разделить чувства ребенка. Для начала можно ненавязчиво заметить его изменившееся состояние: «Ты выглядишь счастливым», «У тебя сияют глаза»; «Как приятно видеть тебя в таком настроении!». Обесценивание выбора объекта влюбленности, попытки раскрыть глаза дадут прямо противоположный результат: подросток, определяя вашу позицию как враждебную, будет стараться сохранить отношения с симпатичным ему человеком вопреки вашим усилиям.


Родителю важно: выразить свое мнение нейтрально, подчеркнув сильные (обязательно!) и слабые стороны объекта симпатии; не давать никаких оценок; подчеркнуть, что право выбора остается за подростком. Сам ответственный за свой собственный выбор, подросток будет оценивать ситуацию гораздо более реалистично. Если же объект симпатии подростка попросту представляет собой угрозу, например, активно употребляет алкоголь или наркотики, то, прежде чем предпринимать какие-либо действия, родителю следует выяснить, что привлекает вашего ребенка в этом человеке.


Вопросы полового воспитания приемного ребенка связаны с решением ряда проблем: 1. Вопросы пола в приемной семье должны рассматриваться в единстве с вопросами гигиены, а половое и гигиеническое воспитание - в единстве с воспитанием нравственности. 2. Половое воспитание и просвещение приемного ребенка нужно органично вплетать в систему социальных знаний. 3. Необходимо выработать систему представлений в приемной семье о должном и возможном, не только о праве что-то знать, но и праве чего-то не знать, исходя традиций отношения к проблемам пола, самобытности нашей культуры. 4. Определить приемным родителям, о чем говорить всем вместе с приемным ребенком, а о чем - наедине.


Около 40% российских подростков регулярно сталкиваются с изображениями сексуального характера в интернете По данным исследования Фонда развития интернета, 40% россиян в возрасте от 9 до 16 лет сталкивались с изображениями сексуального характера в интернете. При этом 6% видели их ежедневно, а 7,6 % - один-два раза в неделю. В исследовании также указывается, что 33% подростков сталкиваются с сексуальными изображениями на сайтах социальных сетей. Воспитанники интернатных учреждений начинают пользоваться интернетом позже сверстников и не подготовлены к подобным опасностям.


Считается, что самым главным и близким человеком для взрослеющего подростка является мать, а роль отца в сексуальном воспитании детей до сих пор сильно недооценивается. (отец рассматривается лишь как критерий «полноты» семьи или источник финансирования семьи). Исследование роли отца в формировании сексуального поведения подростков: Результаты анализа показали, что влияние отца играет огромную роль при формировании сексуального поведения подростка, параллельно с влиянием матери. Самое заметное влияние на взрослеющих подростков оказывали доверительные разговоры с отцами о сексуальной жизни, тогда как личное отношение отца к вопросам полового воспитания оказывало меньшее влияние. В целом, под влиянием советов отца подростки позже начинают половую жизнь и становятся более разборчивы в сексуальных связях. У таких детей также реже встречается подростковая беременность и половые инфекции. Причем, эта зависимость справедлива для подростков обоих полов.


Каждый второй подросток признает родителей примером поведения в сексуальной жизни Каждый второй подросток признает родителей примером поведения в сексуальной жизни Примером поведения в интимной жизни для детей являются вовсе не их сверстники, а родители, утверждают ученые из Канады. «78% матерей уверены, что их дети черпают свои знания о сексе из опыта друзей. Недостаток внимания со стороны отца, по их мнению, является негативным фактором в сексуальном воспитании подростков». Согласно результатам национального опроса, 45% подростков признают своих родителей примером поведения в сексуальной жизни. Лишь 32% считают авторитетами в этой области друзей, а 15% учатся на примере знаменитостей и звезд.


Большинство подростков, для которых авторитетами в вопросах секса являются родители, живут в семьях, где сексуальные вопросы обсуждаются открыто. Также подростки из таких семей более информированы о риске, сопряженном с незащищенным сексом, и последствиях заражения венерическими заболеваниями. «Хорошо налаженное общение в семье, и в особенности на сексуальные темы, связано с более ответственным поведением подростков», отмечают исследователи из университета Монреаля.


Будьте примером для своего ребенка – то, каковы отношения между родителями в семье, может стать прототипом модели поведения приемного ребенка. Основываясь на семейном опыте, он будет строить отношения с противоположным полом. Если родители любят друг друга, а также умеют выражать свои чувства открыто, не стесняясь (обниматься и целоваться на прощание, делать друг другу комплименты), то ребенок будет также чувствовать себя свободно и непринужденно.


Маленькие карапузы без всякого стеснения бегают голышом и задают родителями любые интересующие их вопросы. Но чем старше становятся дети, тем меньше они могут себе позволить, и тем больше секретов появляется в их жизни. Каковы же особенности полового воспитания детей? – вещь не из легких, и порой родители допускают ошибки, из-за которых дети замыкаются в себе и отдаляются, вместо того, чтобы идти на открытый диалог со взрослыми.

Я предлагаю Вам обсудить наиболее распространенные ошибки родителей, которые нужно постараться избежать, чтобы сделать половое воспитание в семье более естественным и доверительным.

Прежде всего, важно отметить, что половое воспитание не сводится только к разговорам о том, откуда берутся дети, и чем женщины отличаются от мужчин. Это также вопросы уважения личного пространства и чувств каждого члена семьи. Вы должны научиться уважать мысли и чувства своего ребенка, позволяя ему получать свой собственный опыт и открыто предоставляя ему всю интересующую информацию. Но в то же время Вы должны научить ребенка также уважать Ваше интимное пространство и как минимум стучать перед тем, как зайти в комнату родителей.

Половое воспитание дошкольников

Половое воспитание дошкольников включает в себя несколько основных моментов. Поговорим о них.

  • В возрасте 2-3 лет дети начинают активно исследовать собственное тело и проявлять интерес к своим половым органам. Даже если Вы в детстве этого не делали или не помните, Вы должны быть готовы к тому, что Ваш ребенок, возможно, столкнется с подобным опытом. В дошкольном возрасте мальчики, а иногда и девочки начинают трогать собственные половые органы, испытывая при этом дискомфорт или наоборот определенное наслаждение. И подобные эксперименты детей иногда заканчиваются тем, что малыши попросту занимаются мастурбацией. Для взрослых это звучит неприятно, но ведь дети не понимают всех непристойных интерпретаций этого занятия. Они просто знают, что если качаться, сидя на попе, или трогать себя – это приятно. И родители, которые сталкиваются с этой проблемой, порой очень грубо и жестко реагируют на действия ребенка. Крики и одергивания взрослых способны глубоко травмировать детскую психику. Поэтому ни в коем случае не стоит акцентировать на этом внимание. Просто постарайтесь переключить действия ребенка на что-то другое. А после спокойно поясните, что такого делать ненужно, это плохо для здоровья. Хотя на самом деле таким образом половая система малыша скорее всего сигнализирует о своем нормальном функционировании, просто слишком рано.
  • То, что реакция родителей на любые действия ребенка всегда должна быть спокойной, мы уже поняли. Теперь необходимо разобраться, как же взрослые должны реагировать на разнообразные вопросы детей. Ни в коем случае не уходите от ответа. Ведь вопросы малышей всегда очень естественны, поэтому стеснения здесь неуместны. Смело объясняем все как есть, конечно, учитывая возраст и интеллектуальные способности ребенка. Чтобы облегчить себе задачу, постарайтесь разделить обязанности. Половое воспитание девочек может взять на себя мама, ведь женщине намного проще объяснить дочери все особенности ее организма, а также причины всех грядущих преображений ее тела. А вот половое воспитание мальчиков – это чисто мужская работа. При этом если женщина воспитывает сына одна, лучше доверить разговор о половом созревании мальчика другу семьи или родственнику. Даже если это не родной отец, такая беседа все равно выйдет намного более спокойной и естественной, чем между мамой и сыном.
  • Существует одна распространенная ошибка взрослых, которые думают, что если ребенок молчит и не задает вопросы, то он уже сам все знает. Это не так. Если ребенок сам не заводит разговор, а Вы видите, что уже пора бы, начните разговаривать первыми. Обязательно убедитесь в том, что ребенок владеет всей необходимой информацией, соответствующей его возрасту и периоду полового развития.

Половое воспитание школьников

В подростковом возрасте темы бесед становятся более откровенными. Но это абсолютно не означает, что Вы должны посвящать ребенка во все нюансы интимной жизни. Половое воспитание школьников необходимо строить очень аккуратно. Постарайтесь избегать неприятных деталей. Например, не стоит описывать дочери всех подробностей родов или пересказывать сыну сцену насилия, о которой Вы услышали в новостях. Всегда бережно относитесь к психике ребенка.

Обязательно о всех аспектах взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Говорите о любви и взаимоуважении. Это не менее важно, чем контрацептивы и нежелательная беременность. Половое воспитание подростков – это целое искусство. Очень важно научить ребенка тому, как построить гармоничные отношения, создать счастливую семью и родить здоровых детей.

Разговаривайте постоянно. Не нужно организовывать серьезных бесед. Достаточно быть в курсе событий и ежедневно интересоваться чувствами и переживаниями своих детей. Постарайтесь, чтобы каждый Ваш разговор на любую тему был открытым и доверительным. Никогда не уходите от ответов и не говорите, что ребенку еще рано об этом знать. Если спрашивает, значить время уже пришло. От Вас не требуются нравоучения, только правдивая информация в доступном изложении.

И еще один очень важный момент. Многие родители, опасаясь непредвиденных последствий незащищенных половых актов, очень активно стараются вбить в голову своих детей мысль о том, что – это святое, и что беременность – это нечто ужасное и унизительное. Конечно, забеременеть в слишком раннем возрасте – это тяжелое испытание для девушки. Но все же постарайтесь говорить с детьми более мягко, чтобы в их сознании не отложился стереотип о нежелательной беременности, и не сформировалась в будущем боязнь иметь детей. Разговаривая на любые интимные темы, постарайтесь быть деликатными и внимательными. И тогда Ваш ребенок обязательно Вас услышит и поймет.

Здравствуйте, дорогие посетители нашего блога! Еще раз вернемся к вопросу про особенности полового воспитания ребенка. Расскажем когда надо говорить правду, а когда нужно обойтись общими фразами. Запомните главное — сексуальное воспитание детей нельзя пускать на самотек. Читайте подробности в статье.

Мир развивается, сексуальная революция продолжает свою работу, границы дозволенного постепенно расширяются, а родители на постсоветском (да и не только) пространстве все еще стесняются, краснеют и не могут обсуждать со своим ребенком абсолютно все темы. А при вопросах, относящихся к сексуальной сфере, и вовсе начинают заикаться и стараются избегать этой темы, будь то ребенок 3 лет или уже взрослый подросток.

Зачем вообще поднимать такие темы

Чтобы лучше понимать важность таких бесед (именно бесед, а не одной короткой лекции), достаточно разложить по полочкам, чего родитель может желать для своего ребенка. Любящий родитель не хочет, чтобы:

  • его ребенок стал жертвой педофила (или другого человека с психическими отклонениями);
  • его ребенок заразился ИППП;
  • его ребенок столкнулся с ранней или незапланированной беременностью;
  • его ребенок получил сексуальную травму;
  • его ребенок был несчастлив в дальнейшей жизни, сексуальной в том числе.

Конечно, очень сложно начинать такие щекотливые темы, если между родителями и ребенком нет доверительных отношений, теплоты. Ребенок не будет доверять родителям, которые не прислушиваются к нему, постоянно его затыкают, у которых вечно «нет времени» для своего ребенка. Не смогут верно донести нужную информацию родители, у которых отсутствует гармония в отношениях, где есть место насилию (моральному и физическому). У ребенка просто не будет складываться картинка из-за несоответствия увиденного и услышанного.

Многие родители совершают ошибки, отдаляя разговор, потому что боятся, что ребенок еще не готов, тема может навредить его психике, или же из-за собственной скованности. Про это необходимо забыть. Дети – открыты и чисты, они не пребывают еще во власти стереотипов и предрассудков, для них – все нормально, тело – объект исследования. Поэтому и важно, чтобы родители правильно направили ребенка.

К сожалению, во взрослом возрасте многие признаются, что в детстве были подвергнуты сексуальному насилию, но родителям не сказали. Причины следующие: боялись, что родители не поверят, не поймут, или просто не знали, что именно с ними происходит.

С какого возраста начинать

Чтобы обезопасить своего ребенка от такого, нужно не стесняясь еще в маленьком возрасте рассказать о строении тела. Малыш уже в 2-3 года, когда хорошо говорит и интересуется миром вокруг, заметит разницу между своим телом и телом родителя противоположного пола. И задаст резонный вопрос: «Что это?»

Особенности полового воспитания ребенка подразумевают, что в раннем возрасте можно ограничиться фразами типа «Мама и папа любят друг друга, обнимаются целуются, вместе спят и со временем у них появляются дети». Подросткам нужно уже объяснять и правильное название половых органов и для чего они служат. В том числе и для справления естественных потребностей. Подростки уже должны знать об опасностях раннего секса и нежелательной беременности девочек. Знать какую опасность могут представлять извращенцы и насильники.

Важно не выдумывать про «пестики и тычинки», а правильно, без прозвищ (типа морковка, цветочек и пр.), назвать ребенку части тела. Ребенок должен вместе со всеми остальными органами, уметь называть и половые. Ведь очень сложно понять, что девочка говорит о насильнике, когда рассказывает, всхлипывая, что сосед ей предлагал свою морковку (а что тут такого?).

По мере взросления ребенка начнут интересовать не только половые органы, но и «как малыш оказался у тети в животике? Почему мама с папой в кровати так обнимаются?» Чтобы заложить в голове модель здоровых сексуальных отношений, нужно обязательно поговорить с ним на эти темы. Если родители не открещиваются, а по полочкам раскладывают информацию о сексе, правилах защиты, его ребенка вряд ли настигнет возможность чем-то заразиться или рано забеременеть.

Не лишним будет подчеркнуть и вред раннего начала половой жизни: некоторые исследования говорят о более высоком риске развития миомы матки у девочек, которые рано вступили в сексуальные отношения.

Право на личную жизнь

Рекомендуем обязательно прочитать статью « ». Тема очень щепетильная. Мы постараемся рассказать, как правильно подойти к освещению этого вопроса. Когда начинать разговоры на эту специфическую тему, чтобы не допустить извращенной уличной трактовки этого вопроса. Читайте подробности в статье.

Вопросы для рассмотрения:

1. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

2. Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Поло-ролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье.

3.Половое воспитание в приемной семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: помощь Гражданам в понимании специфики полового развития и полового воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, и принятых на воспитание в замещающую семью.

Задачи:

Сформировать у Граждан знания:

  1. о закономерностях нормативного психосексуального развития ребенка и отличительных от проявлений нормальной детской сексуальности особенностях сексуализированного поведения у детей;
  2. о специфике формирования половой идентичности у приемных детей;
  3. о методах и приемах полового воспитания в приемной семье; способах разработки индивидуального плана защиты ребенка от сексуального насилия.

Вопросы для рассмотрения:

1 . Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

2. Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Поло-ролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье.

3. Половое воспитание в приемной семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.

4. Защита ребенка от сексуального насилия.

Ход занятия:

  1. Вводная часть
  2. Основная часть
  3. Заключительная часть

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, планшеты, шариковые ручки, фломастеры.

Вводная часть

Упражнение «Приветствие».

Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах:

Сказать дружно друг другу “Привет!;

Стукнуться кулачками;

Потереться спинками;

Обнимаемся.

Упражнение «Бумажные салфетки»

Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться, а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу. Участникам тренинга передаётся по кругу пачка бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, им предлагается рассказать столько самых счастливых событий из жизни их семьи, сколько у них в руках салфеток.

Основная часть

1. Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка (по Фрейду).

Современным родителям не приходится объяснять, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся взглянуть на мир глазами собственного чада. А как иначе понять кроху, помочь ему вырасти здоровой, полноценной личностью и просто хорошим человеком? Зная механизмы развития психики, сделать это, безусловно, легче.

Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.

С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.

Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:

  1. оральная стадия - от рождения до полутора лет;
  2. анальная стадия - от полутора до трех лет;
  3. фаллическая стадия - с трех до 6-7 лет;
  4. латентная стадия - с 6 до 12-13 лет;
  5. генитальная стадия - с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.

Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти "застревание", иначе говоря - фиксация.

Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни.

А детские травмы - это чаще всего неразрешенные конфликты между родителями и ребенком.

Оральная стадия развития.

Оральная стадия названа так потому, что главным органом чувств малыша в этот период является рот. Именно с помощью рта он не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Это начальный этап развития сексуальности. Малыш еще не способен отделить себя от мамы. Симбиотическая связь, которая существовала на протяжении всей беременности, продолжается и теперь. Малыш воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь - как продолжение себя самого. В этот период ребенок находится в состоянии аутоэротизма, когда сексуальная энергия направлена на самого себя. Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности.

Вот почему так важно на протяжении всего этого периода сохранять грудное вскармливание. Ведь для крохи просто не существует в мире ничего более важного, чем материнская грудь. Если же ситуация сложилась иначе, и малыш вынужден питаться искусственными молочными смесями, обязательно нужно брать его во время кормления на ручки, так, чтобы хотя бы частично воспроизвести ситуацию естественного вскармливания. Очень важен телесный контакт, кроха должен всем своим маленьким тельцем ощущать тепло мамы.

В этом возрасте карапузы часто беспокойны, когда мамы нет рядом. Они отказываются спать одни в кроватке, начинают кричать, даже если мама отлучается совсем ненадолго, постоянно просятся на ручки. Не отказывайте малышу. Приходя на его зов, выполняя его просьбы, вы не потакаете капризам, а подтверждаете его уверенность в себе и в окружающем мире. Строгость воспитания сейчас сыграет с вами и с ребенком злую шутку.

Фрейд выделил два крайних типа материнского поведения:

  1. излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка;
  2. чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.

Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих "материнского" отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.

Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность.

Во втором полугодии первого года жизни наступает орально-садистическая стадия развития. Она связана с появлением у ребенка зубов. Теперь к сосанию добавляется укус, появляется агрессивный характер действия, которым ребенок может реагировать на долгое отсутствие матери или отсрочку удовлетворения его желаний. Вследствие укуса стремление ребенка к наслаждению вступает в конфликт с реальностью. Людям с фиксацией на этой стадии присущи такие черты, как цинизм, сарказм, склонность к спорам, стремление доминировать над людьми с целью достижения собственных целей.

Слишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии.

Такие люди часто обладают депрессивным характером, для них характерно чувство нехватки, потери чего-то самого главного.

Анальная стадия развития

Анальная стадия развития наступает примерно в полтора года и продолжается до трех лет. В этот период и малыш, и его родители сосредоточивают свое внимание на... детской попке.

Большинство родителей именно в промежутке от 1,5 до 3 лет начинают активно приучать кроху к горшку. Фрейд считал, что малыш получает огромное удовольствие от акта дефекации и, в частности, от того, что может самостоятельно контролировать столь ответственный процесс! В этот период ребенок учится осознавать собственные действия, и приучение к горшку - это своего рода экспериментальное поле, где ребенок может проверить свои способности и вдоволь насладиться новым умением.

Необходимо понимать, что интерес ребенка к собственным испражнениям на этой стадии развития вполне естественен. Малышу еще незнакомо чувство брезгливости, зато вполне понятно, что фекалии - это первая вещь, которой ребенок может распорядиться по своему усмотрению - отдать или, напротив, оставить в себе. Если мама и папа хвалят малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как подарок родителям, и последующим своим поведением стремится получить их одобрение. В свете этого попытки карапуза измазаться какашками или испачкать ими что-нибудь приобретают позитивный оттенок.

Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребенка к горшку. Если они чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам), к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи, тогда у малыша формируется один их двух типов характера:

1. анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей;

2. анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров.

Людям первого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви.

Для представителей анально-удерживающего типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.

В ситуации, когда родители ведут себя более корректно и хвалят малыша за успехи, а к неудачам относятся снисходительно, результат будет иным. Ребенок, чувствуя поддержку со стороны семьи, приучается к самоконтролю, формирует позитивную самооценку. В будущем такого человека отличает щедрость, великодушие, желание делать подарки близким. Существует мнение, что правильный тип поведения родителей способствует развитию у ребенка творческих способностей.

Но даже при положительном течении этапа приучения к горшку остается элемент конфликта этой стадии, поскольку с одной стороны фекалии воспринимаются родителями как подарок, а с другой - к ним не разрешается притрагиваться, от них стремятся как можно быстрее избавиться. Это противоречие придает анальной стадии развития драматичный, амбивалентный характер.

Фаллическая стадия.

Начинается примерно с трех лет. Ребенок активно интересуется собственными половыми органами. Он узнает, что мальчики и девочки непохожи друг на друга. Кроху занимают вопросы отношений между полами. Именно в этот период дети задают сакраментальный вопрос: "Откуда берутся дети?" Не нужно воспринимать повышенный интерес ребенка к "запретной" теме, многочисленные "неприличные" вопросы и желание лишний раз потрогать собственные гениталии как ужасающее подтверждение того, что в семье растет маленький извращенец. Это нормальная ситуация развития, и лучше всего отнестись к ней с пониманием. Строгие запреты, ругань и запугивания лишь нанесут малышу вред. Ребенок все равно не перестанет интересоваться темой полов, а страх быть наказанным может превратить его в невротика и в будущем сказаться на интимной жизни.

Самые разные школы психологии, говоря о развитии психики ребенка, называют 3-летний возраст критическим. Психосексуальная теория Фрейда не исключение. По его мнению, в этот период ребенок переживает так называемый Эдипов комплекс - для мальчиков; или комплекс Электры - для девочек.

Эдипов комплекс - это бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола. Для мальчика это желание занять место отца рядом с матерью, стремление ею обладать. В этот период мальчик воспринимает мать как идеал женщины, положение отца в семье вызывает у ребенка зависть и желание соперничать. "Мама, я хочу на тебе жениться!" - вот фраза, говорящая сама за себя. Ощущение превосходства отца и страх быть наказанным рождают у мальчика так называемый страх кастрации, который заставляет его отказаться от матери. В возрасте 6-7 лет мальчик начинает идентифицировать себя с отцом, а зависть и желание соперничества сменяется стремлением походить на отца, стать таким же, как он. "Мама любит папу, значит, я должен стать таким же смелым, сильным, как он". Сын перенимает у отца систему моральных норм, что в свою очередь создает предпосылки для развития супер-эго ребенка. Этот момент является заключительным этапом прохождения Эдипова комплекса.

Комплекс Электры - вариант Эдипова комплекса для девочек - протекает несколько иначе. Первым объектом любви для дочери, так же, как и для сына, является мать. Фрейд считал, что женщины уже в детстве испытывают зависть по отношению к мужчинам оттого, что последние обладают пенисом - олицетворяющим силу, власть, превосходство. Девочка обвиняет мать в собственной ущербности и бессознательно стремится обладать отцом, завидуя тому, что у него есть пенис и что он имеет любовь матери. Разрешение комплекса Электры происходит аналогично разрешению Эдипова комплекса. Девочка подавляет влечение к отцу и начинает идентифицировать себя с матерью. Становясь похожей на собственную мать, она тем самым увеличивает вероятность в будущем найти мужчину, похожего на отца.

Фрейд считал, что травмы в период Эдипова комплекса могут стать источником неврозов, импотенции и фригидности в будущем. Люди с фиксациями на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, не упускают случая выставить его на показ, любят красиво и вызывающе одеваться. Мужчины ведут себя самоуверенно, иногда нагло. Любовные победы они ассоциируют с жизненным успехом. Постоянно стремятся доказать себе и окружающим свою мужскую состоятельность. При этом в глубине души они далеко не так уверены, как стараются казаться, ведь их все еще преследует страх кастрации.

Женщинам с фиксацией на этой стадии свойственна склонность к беспорядочным половым связям, постоянное желание флиртовать и обольщать.

Латентная стадия.

С 6 до 12 лет сексуальные бури на время затихают, и энергия либидо направляется в более мирное русло. В этот период основное внимание ребенок уделяет социальной активности. Он учится устанавливать дружеские отношения со сверстниками, много времени посвящает освоению школьной программы, активно интересуется спортом, различными видами творчества. Формируются новые элементы структуры личности ребенка - эго и супер-эго.

Когда малыш появляется на свет, все его существование подчинено единственному компоненту личности, которое Фрейд назвал "Оно" (Id). Оно - это наши неосознаваемые желания и инстинкты, которые подчиняются принципу удовольствия. Когда стремление к наслаждению вступает в конфликт с реальностью, из Оно постепенно начинает появляться следующий элемент личности "Я" (Ego). Я - это наши представления о себе, осознаваемая часть личность, которая подчиняется принципу реальности.

Как только социальное окружение начинает требовать от ребенка соблюдения определенных правил и норм поведения, это приводит к возникновению последнего, третьего элемента личности - "Сверх-Я" (Super-ego). Сверх-Я - это наш внутренний цензор, строгий судья нашего поведения, наша совесть. На латентной стадии развития все три компонента личности сформированы. Таким образом, на протяжении всего этого периода идет активная подготовка к завершающему этапу психосексуального развития - генитальной стадии.

Генитальная стадия

Начинается с момента полового созревания, когда происходят соответствующие гормональные и физиологические изменения в организме подростка, и развивается примерно до 18 лет. Символизирует становление зрелой, взрослой сексуальности, которая остается с человеком до конца жизни. В этот момент происходит объединение сразу всех предыдущих сексуальных стремлений и эрогенных зон. Теперь целью подростка является нормальное сексуальное общение, достижение которого, как правило, сопряжено с рядом трудностей. По этой причине на протяжении всего прохождения генитальной стадии развития могут появляться фиксации на различных предыдущих стадиях. Подросток как бы регрессирует к более раннему детству. Фрейд считал, что все подростки в начале генитального развития проходят гомосексуальный этап, который, однако, не обязательно носит ярко выраженный характер, а может проявляться в простом стремлении общаться с представителями своего пола.

Для успешного прохождения генитальной стадии необходимо занимать активную позицию в решении собственных проблем, проявлять инициативу и решительность, отказаться от состояния детской инфантильности и пассивности. В этом случае у человека формируется генитальный тип личности, который в психоанализе считается идеальным.

В заключение необходимо добавить, что психоаналитическое учение практически исключает благополучное прохождение всех стадий психосексуального развития. Каждый из рассмотренных этапов наполнен противоречиями и страхами, а значит, при всем нашем желании оградить ребенка от травм детства на практике это не представляется возможным. Потому правильнее было бы сказать, что у любого человека существуют фиксации на каждой из перечисленных стадий развития, однако у одного в большей степени преобладает и считается оральный тип личности, у другого - анальный, у третьего - фаллический.

При этом одно не подлежит сомнению: имея представление об особенностях протекания психосексуального развития, мы можем значительно снизить риск получения серьезных травм на той или иной стадии развития, способствовать формированию личности малыша с минимальным для него ущербом, а значит, сделать его немножко счастливее.

2. Формирование половой идентичности у ребенка. Методы и приемы полового воспитания в семье.

Кто родится? Мальчик или девочка?» - вопрос, который очень волнует большинство будущих родителей. Появление девочки в семье сопровождается приобретением розовой одежды, кукол, мальчику покупают машинки. В нас прочно сидя общественные стереотипы - представления о том, как воспитывают девочку или мальчика. От девочки и мальчика ожидаются разные стили модели поведения. Девочка? А почему она обожает футбол, рыбалку, упрямо отказывается носить платья и дружит только с мальчишками? А у вас мальчик? Но как получилось, что он без мамы шагу не ступит, обидчив, раним, не умеет драться, не интересуется футболом, хоккеем и теряется при общении с мужчинами?

Именно родители с самого детства начинают влиять на формирование половой идентичности ребенка, которая заключается в единстве поведения и самосознания, причислении себя к определенному полу и ориентации на требования соответствующей половой роли. Осознание ребенком своей половой роли (идентичности) включает в себя, с одной стороны, полоролевую ориентацию, представление ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли, а с другой - полоролевые предпочтения, какую половую роль (идентичность) ребенок предпочитает. Половая роль при этом выступает в виде системы предписаний, модели поведения, которые должен усвоить индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной (мальчиком, девочкой).

Как указывал И. С. Кон в работе «Вкус запретного плода» (1991), первичное сознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к полутора годам. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию.

В три-четыре года он уже осознанно различает пол окружающих людей (интуитивно это делается гораздо раньше), но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками, например с одеждой, и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. Четырехлетний москвич Вася спрашивает: «Мама, когда ты была маленькой, ты кто была, мальчик или девочка?», и еще: «Вот когда я вырасту большой, я стану папой. Понятно. Ну а когда же я буду женщиной?»

В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с резким усилением половой дифференциации поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стили поведения и т. д.

И. С. Кон отмечает недостаточную ясность признаков, на основании которых дети определяют свою и чужую половую принадлежность. Уже в три-четыре года половая принадлежность ассоциируется с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемая им значимость и соотношение таких признаков могут быть различными.

Приемы и методы полового воспитания.

Проблемы полового воспитания должны быть тесно связаны с общей системой нравственного воспитания. Некоторые считают, что обсуждать эти проблемы неприлично. Взрослые стараются обойти молчанием вполне естественные вопросы, которые интересуют детей и подростков. Неподготовленность и неосведомленность подростков в вопросах пола нередко оборачиваются потерей здоровья и тяжелыми жизненными драмами.

Неосведомленные в вопросах пола подростки часто пугаются физиологических изменений, которые происходят в их организме, стыдятся их. Обследования показывают, что многие мальчики и девочки получают сведения о половой жизни из случайных источников. Поэтому очевидно, что половое воспитание надо начинать уже в раннем детстве и проводить его индивидуально с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей. Поэтому при всей сложности и деликатности проблемы полового воспитания родители, педагоги и медработники должны согласованно, своевременно и правильно, не противореча друг другу, отвечать на все вопросы, волнующие подрастающее поколение, знать все этапы сексуального развития и уметь отличать нормальные проявления сексуальности от патологических.

При проведении бесед на эту щекотливую тему необходимо соблюдать определенные правила.

1. Доброжелательно относиться к любым вопросам. Нельзя обрывать ребенка, высмеивать его, применять окрики, угрозы и наказания.

2. Нельзя уходить от разговора (мол, мал еще) и отмахиваться от ребенка.

3. Должна быть сохранена тайна разговора, ребенок должен быть уверен, что его вопрос не станет известен другим детям или взрослым.

4. На все вопросы давать конкретные ответы, идти от простого к сложному, но на всех этапах оставаться правдивым.

5. Программа сексуального воспитания должна быть согласована между учителями, родителями и врачами.

Для дошкольников и младших школьников основой воспитания является общение со взрослыми. В возрасте 2-3 лет у детей постепенно формируется сознание принадлежности к определенно полу. Процесс этот протекает естественно, без всякой связи с сексуальностью под воздействием слов взрослых и повседневного быта. «Ты - мальчик», «ты - девочка» - дети вначале принимают эти утверждения на веру, не требуя особых доказательств. И родители, и воспитатели много и охотно толкуют ребенку об отличиях девочек от мальчиков в поведении, профессиональной ориентации, роли в семье и т.д. Зачатки интереса к вопросам пола появляются как следствие естественного процесса познания окружающего мира. Случайно увидев в яслях, в саду, что строение его половых органов не такое, как у соседа (соседки), ребенок спрашивает об этом у родителей. Запреты говорить об этом, а тем более угрозы и шлепки неуместны, потому что ребенок начинает недоумевать, почему рассматривать свои и чужие руки, ноги, носы можно, а половые органы - нельзя. У него появляется мысль, что они, видимо, таят в себе особый смысл и с ними связано что-то нехорошее. Это побуждает ребенка еще усерднее их изучать, но уже тайком от взрослых. Запреты и наказания фиксируют внимание детей именно на нежелательных моментах, формируют у ребенка негативное отношение к вопросам пола, переводят их из естественных в постыдные, запретные, а то и грязные. По мнению специалистов, в этом следует искать источник будущей женской половой холодности.

Нежелательна и противоположная крайность - не только родительская вседозволенность, но и несдержанность чужих взрослых, их «свободное» поведение, что может заострить внимание ребенка на сексуальности. Недопустимо нахождение ребенка в одной постели со взрослыми во время взаимных ласк, а тем более полового акта. Нежелательно также, чтобы ребенок был свидетелем обнажения взрослых, особенно противоположного пола. Если же он оказался в такой ситуации, то взрослые должны отвлечь внимание ребенка каким-нибудь поручением, быстро (но не панически) прикрыть наготу. Отсутствие смущения со стороны взрослых, как правило, не обостряет сексуального интереса ребенка.

Нередко родителей волнует появление напряжения полового члена у мальчиков в раннем возрасте. Чаше всего оно бывает обусловлено переполнением мочевого пузыря и лишь изредка - воспалительными процессами в половой сфере. В любом случае это не имеет отношения к сексуальности, и ребенок не связывает напряжение полового члена с сексуальными мотивами, если ему в этом не «помогают» взрослые фиксированием внимания, угрозами, запретами. Необходимо приучать детей, и не только мальчиков, спать, положив руки поверх одеяла или «под щечку», в пижаме или длинной ночной рубашке. Надо следить, чтобы у ребенка не было глистов, чтобы перед сном опорожнился мочевой пузырь и т.д.

Особый страх у родителей вызывают вопросы, относящиеся к «тайне» появления детей на свет, в том числе и самого себя. Бояться их не нужно, ибо они вполне естественны. Следует отвечать просто и доступно, без смущения и волнения, не детализируя, не прибегая к вымыслам и сказкам об «аистах» и «капусте». Дети младшего возраста довольствуются ответами матери: «Я родила тебя в роддоме» или «Ты вырос у меня в животике». Отказ отвечать на вопросы лишь подогревает интерес ребенка, заставляет искать ответ у более осведомленных старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступает разоблачение таких уловок, порождающее недоверие детей к родителям и дальнейшее активное стремление «просветиться» относительно таинственной и тщательно скрываемой от них стороны жизни.

Для объяснения факта рождения ребенку дошкольного возраста можно привести сравнение из жизни животных. Если дети случайно становятся свидетелями рождения, например, котят, надо обратить их внимание на ярко выраженные материнские инстинкты кошки, позволить им ухаживать за котятами. Важно добиться у ребенка уважения ко всему, что связано с рождением, в первую очередь - почтительного отношения к матери. Все эти несложные объяснения и воспитательные меры можно и нужно проводить как можно раньше: упустить время - значит способствовать появлению у детей недоверия и критического отношения к родителям.

Уже в старших группах детского сада, то есть к 5-6 годам, ребенок должен четко осознавать, что его половая принадлежность требует от него и соответствующего поведения как представителя мужской или женской половины человечества. Огромную роль в этом играют микроклимат в семье, отношения, сложившиеся между матерью и отцом, которые ребенок наблюдает постоянно.

Повышенный интерес к вопросам пола наблюдается у младших школьников, причем если по форме задаваемые вопросы могут быть почти аналогичными тем, которые задавались 2-3 года тому назад, то по содержанию в них больше внимания уделяется деталям. Это касается прежде всего таких физиологических явлений, как менструации и поллюции. Многие специалисты считают, что более правильно взрослым самим начать разговоры на эти темы, не дожидаясь вопросов. Лучше, если ребенок узнает об этих явлениях на год раньше, чем на час позже.

В возрасте 7-9 лет обычно происходит «раскол» взаимоотношений между мальчиками и девочками, повышается интерес к представителям своего пола. В семье это находит выражение в большем влечении мальчиков к отцу, а девочек - к матери. Этот важный момент необходимо использовать для дальнейшего воспитания межличностных отношений. Задушевные доверительные беседы, совместные занятия «мужским» или «женским» делом сближают детей и родителей, дают толчок к откровенным разговорам, помогают детям делиться со взрослыми своими сокровенными тайнами и мечтами.

Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиками и девочками в этот период важно формировать у них такие нравственные понятия, как стыдливость, сдержанность, готовность всегда прийти на помощь.

Половое воспитание девочки и девушки преследует одну цель - воспитать готовую к семейной жизни женщину. Это означает, что она должна своевременно осознать себя представительницей женского пола, освоить навыки гигиены, а также уметь правильно, адекватно вести себя с представителями противоположною пола в детском, подростковом, юношеском возрасте и когда станет взрослой. Для того чтобы половое воспитание принесло максимальный эффект и осуществлялось полноценно, родители, прежде всего мать, должны хорошо знать фазы периода полового созревания организма дочери и происходящие в это время изменения в организме и личности. Бесспорно, наиболее важный момент в половом воспитании девочки в возрасте 9-10 лет - это рассказ о менструациях, которые, к сожалению, для значительного числа девочек оказываются полной неожиданностью, а потому часто их пугают. Очень важно, чтобы правильное представление о половом развитии и гигиенических навыках девочки получили от матери, а не от случайных знакомых. Матери должны научить девочек правилам туалета при менструациях, рассказать о физиологии этого явления, об одежде, питании и режиме в этот период.

В период полового созревания у девочек (но значительно реже, чем у мальчиков) возможны явления онанизма. Особого вреда организму это не принесет, но беседы о морально-этическом облике должны быть проведены.

У девочек чаще, чем у мальчиков, появляется интерес к своей внешности. Многие девочки и девушки в погоне за «стандартом» начинают ограничивать себя в еде или использовать различные неполноценные диеты. Этого нельзя допускать. Добиться же формирования красивой фигуры можно без ущерба, а наоборот, с пользой для организма за счет занятий физкультурой или гимнастикой.

В этот период у девушек возникают желание нравиться окружающим, и в первую очередь мужчинам, стремление к сопереживанию, любви, ласке и усиливается интерес к «тайнам» любви. Поэтому половое воспитание девочек переходного периода не должно ограничиваться только информацией о менструациях, угрях, питании. Наступление регулярных менструаций свидетельствует о происходящей перестройке всего организма и, разумеется, об изменениях психофизиологического состояния, в связи с чем именно с этого возраста необходимо дать девочке первые сведения о половой жизни. Лучше это сделать при каком-нибудь подходящем случае, однако слишком долго ждать его не следует - можно опоздать. К такому разговору с дочерью надо хорошо подготовиться. В результате этого разговора дочь должна осознать всю важность половой жизни для любого человека, особенно для девушки.

Девочкам по мере их взросления необходимо прививать чувство собственного достоинства, девичьей чести, стыдливости. Все это - довольно сложные понятия, их трудно дозировать, ведь иногда передозировка чувства собственного достоинства превращает девушку в гордячку, а осознание женской исключительности - в обыкновенную белоручку и эгоистку. Еще труднее с воспитанием необходимого понятия о чести и девичьей стыдливости. Стоит здесь «недодать» - и не останется для девушки ничего святого, стоит «передать» - и возникнет почва для будущих семейных конфликтов.

Очень важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. Девочки в половом отношении созревают несколько раньше своих сверстников-мальчиков, а потому и тянутся в основном к юношам старше себя. И это в ряде случаев приводит к нежелательным последствиям, таким, например, как употребление спиртных напитков и курение. Необходимо убедить девушку в том, что любовь - выше чисто телесных наслаждений. Тем более, если учесть, что последние в юношеском возрасте в большинстве случаев приводят к горю, а не к радости.

Одной из задач полового воспитания является воспитание целомудренности. Причем не той целомудренности, символом которой является ненарушенная девственная плева, а целомудренности помыслов, отношений, встреч. Девушка должна вести себя так, чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни, тем более, у случайных знакомых не возникло и помыслов о том, что с данной девушкой им будет легко добиться интимной близости. Очень часто неправильное поведение девушки приводит к серьезным психотравмам, к изнасилованиям, к неисчислимым бедам надломленной личности.

Приучение девочки или девушки к опрятности, к утренней гимнастике, к соблюдению личной гигиены также относится к половому воспитанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем остальные, непосредственно связанные с половой жизнью моменты.

Половое воспитание подростков и юношей. В личности подростка особенно выражена дисгармония между процессом полового созревания и уровнем зрелости. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы правильное представление о половом развитии и гигиенических навыках он также получил от родителей, а не от случайных знакомых. Прежде всего в период полового созревания мальчиков необходимо подготовить к появлению поллюций, так как наступление первых поллюций часто застает их врасплох и вызывает ряд неприятных, а порой и трагических последствий. Мальчики должны знать, что поллюции - это закономерное, естественное явление, при котором важно соблюдение элементарных правил гигиены.

В период полового созревания надо оберегать подростка от преждевременного пробуждения чувственности, и в этом решающую роль играют условия жизни подростков в семье, в школе, на улице. Нездоровая атмосфера в семье формирует распущенность, цинизм. Возбуждающе действуют на детей эротические сцены в кино, в жизни, а также неконтролируемое чтение соответствующей литературы. Совершенно недопустим алкоголь, крайне пагубно влияющий на формирующийся организм ребенка. Если в отношении физиологической перестройки организма и мер личной гигиены в этом возрасте родителям еще удастся найти общий язык с подростком, то относительно оценки некоторых форм сексуальности подросткового возраста взрослые нередко допускают серьезные ошибки.

Прежде всего это касается одного из самых трудных вопросов, с которыми приходится сталкиваться родителям и многим педагогам, - вопроса об онанизме - половом самоудовлетворении. Вполне понятна тревога матери, когда она узнает, что ее сын занимается этим «постыдным делом». Чрезмерная сексуальность в этом возрасте обусловлена выработкой очень большого количества половых гормонов. В таком состоянии многие предметы и явления начинают рассматриваться подростком через своеобразную призму сексуальности, что вызывает определенное психическое напряжение. Освобождение от этого напряжения многие подростки и находят в онанизме. Как правило, первые акты онанизма совершаются под влиянием неясных, неосознанных побуждений, однако в дальнейшем подросток начинает четко осознавать свои желания. Большое значение в возникновении полового желания имеет половая сексуальная фантазия, которая у юношей развита больше, чем у девушек. У некоторых юношей сила психического напряжения настолько велика, что половое желание начинает играть превалирующую роль над прочими чувствами, что ведет к постоянной фиксации внимания на сексуальной сфере. Онанизм же снимет половую возбудимость на более или менее продолжительное время. Как правило, занятия онанизмом прекращаются с началом регулярной половой жизни. Обнаружив, что подросток занимается онанизмом, родители ни в коем случае не должны прибегать к карательным мерам, а тем более требовать обещаний или клятв, что он больше этого делать не станет, запугивать страшными последствиями. Скорее всего, желание окажется сильнее его воли, но при этом каждый акт онанизма будет сопровождаться еще большим раскаянием и страхом расплаты. Правильность поведения родителей в данной ситуации зависит от множества условий. Большое значение имеет и то, существует ли доверие между родителями и ребенком, как давно он занимается онанизмом, что ему уже известно об этом. Но в любом случае разговор должен быть спокойным, без унижения личности и без угроз.

Однако неправильна и другая крайность - оставление без внимания занятий онанизмом подростками. Может быть, не всегда надо вести на эту тему беседы, но родители обязаны тактично помочь сыновьям в этой сложной ситуации, подумать об организации их досуга, привлечь к выполнению посильной физической работы, добиться регулярных занятий спортом, что в конечном итоге способствует гармоничному развитию организма, снижает силу сексуального влечения и если не приводит к полному прекращению занятий онанизмом, то значительно уменьшает частоту мастурбационных актов. Если организация режима в этот период правильная и жизнь подростка заполнена увлекательными делами, чрезмерного интереса к вопросам пола не возникает.

Весьма волнующей для родителей является проблема юношеской дружбы мальчиков с девочками. К тому же известно, что именно в подростковом возрасте приходит к человеку первая любовь. Родители оказываются перед выбором: или оградить собственного ребенка от этого счастья, или закрыть на все глаза и довериться сознательности своих детей, их разуму. Конечно, если половое воспитание на предыдущих этапах осуществлялось правильно и родители исподволь научили своего сына или дочь контролировать сексуальный инстинкт, они могут не беспокоиться - никаких неприятных последствий первая любовь не принесет.

Мальчики становятся чрезвычайно влюбчивыми с 13-14 лет. Правда, в абсолютном большинстве случаев предметом мечтания становится поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается. Мальчики присматриваются к девочкам, кажутся или стараются казаться взрослее, нередко перенимают привычки взрослых (курение, алкоголь), начинают хуже учиться, становятся нервными, раздражительными. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Все это сопровождается эротическими снами, поллюциями и онанизмом.

Важно также суметь разумно переключить сексуальные интересы в область трудовых и культурных интересов, разумно включая задачи полового воспитания в систему общего трудового и нравственного воспитания. Ну, а когда приходит юность? Здесь приведем слове А. С. Макаренко: «Прямые разговоры без всяких прикрас с молодежью 17-18 лет - это не только можно, а нужно, нужно учить любви. Как это ни странно звучит, а есть такая наука... Девушек нужно учить большому уважению к себе, своей женской гордости».

Предупредить раннее проявление полового чувства - вовсе не значит подавить половое чувство вовсе. Основная цель воспитания подростка - научить его сознательно управлять половым чувством, воспитать в себе моральную устойчивость ко всяким развращающим влияниям.

3. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка.

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фундаментом сферы чувств личности. Семья воспитывает ребёнка не какими-то «мероприятиями», а всем образом своей жизни.

Сталкиваясь с проявлениями интереса подростков к вопросам секса, родители часто теряются в этой ситуации.

Роль сверстников в половом воспитании обычно определяется тем, чего не делают взрослые. Именно они оказываются основным источником информации о половых различиях и сексуальном поведении. Эта информация немедленна, откровенна, реалистична, но очень неточна, часто опошлена. Мы не можем не признать существования особой, преимущественно скрытой от глаз взрослых, детской субкультуры. Характерная её черта «...демонстративное противопоставление «правильному» миру взрослых и даже пародирование этого мира, позволяющее детям почувствовать свою самостоятельность, утвердить собственные нормы и ценности (Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований. Советская этнография, 1983, № 3, стр. 36).

Именно в среде сверстников ребёнок может испытывать себя как представителя: пола, апробировать усваиваемые полоролевые установки. Поведение будет силы зависеть от того, каковы правила в данной конкретной компании.

Сюда присоединяется мощное влияние СМИ, которые грубо искажают реальность сексуальной любви. Подчёркивается именно физиологическая сторона сексуальных отношений.

Сторонники второго подхода к половому воспитанию, сводящие его к вопросам полового просвещения; исходят из убеждения, что бессмысленно призывать подростка изменить своё поведение, и поэтому основное внимание надо уделять физиологическим аспектам полового созревания, сексуальных отношений и вопросам контрацепции. Применение такого подхода в США показало, что сексуальная активность стала выше на 50%. Это произошло потому, что внимание акцентировалось на данной теме, а нравственной базы нет.

Мы считаем наиболее целесообразным подход к половому воспитанию через аспекты нравственности. Необходимо не только и не столько половое просвещение, сколько именно половое воспитание в широком смысле, который в данном случае надо понимать как процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, установок личности определяющих отношение человека к представителям другого пола.

Нужно стремиться, чтобы у учащихся появилось чувство социальной ответственности во взаимоотношениях между людьми, выработалось адекватное понимание взрослости, таких понятий, как мужественность и женственность.

При таком подходе половое воспитание включает:

1.Анатомо-физиологическую и гигиеническую часть:

Половое созревание,

Личная гигиена.

Информация о ЗППП.

2.Социально-психологическая часть:

Понятие мужественности и женственности,

Психология межличностных отношений,

Культура общения,

Нравственные основы отношений юношей и девушек,

Любовь как высшее человеческое чувство,

Брак и семья,

Понятие готовности к браку.

То есть всё то, что воспитывает целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологически особенности, устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни (общественная жизнь, супружество, родительство, досуг и т.д.), составляет половое воспитание.

Главным его результатом должно стать умение решать возникающие в жизни реальные проблемы, связанные с отношением полов.

Для того, чтобы достигнуть этой цели, такого рода воспитание должно начинаться раннего возраста и должно быть систематичным.

Чем лучше отношения в семье, чем больше эмоционального тепла подросток получает именно в семье, тем меньше вероятность того, что он будет искать эмоционального тепла вне семьи. Послушайте высказывания уже взрослых людей по поводу атмосферы их семы насколько это важно и насколько сильно это влияет на последующие взгляды человека.

«Мои родители относились ко мне и друг к другу с нежностью и любовью, всегда были откровенными и весёлыми. Я бы хотела, чтобы и в моём браке была любовь, как у них» (жен., 22г.). «К сожалению, у меня иногда складывается впечатление, что мои родители против секса или, по крайней мере, не очень уверены в этом отношении. Во всяком случае, они, очевидно, хотели бы, чтобы этим не занимались, и говорить с ними на эту тему невозможно. В будущем со своими собственными детьми я обязательно буду вести себя по-другому» (муж., 16). Я вижу свою проблему в том, что у меня много комплексов, которые вытекают из воспитания родительском доме. Так как тема секса была объявлена табу, я не мог обратиться к родителям за разъяснениями по этому вопросу» (муж., 30). «Прямых проблем в области сексуальных партнёрских отношений у меня нет, т.к. мои родители очень откровенно просветили меня в мои юные годы действительно обо всех проблемах. Если у меня возникали какие-то вопросы, то мне всегда давали ясные ответы. Теперь, когда я помолвлена и счастлива и у меня сложились хорошие отношения с родителями жениха, я разговариваю с ними точно так же, как со своим собственными родителями» (жен., 18) («Развитие сексуальности до 30 лет», сборник).

4. Защита ребенка от сексуального насилия.

Сексуальное насилие (или развращение) - это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Жертвами сексуального насилия могут быть дети любого возраста: примерно 25 % находятся в возрасте от 0 до 5 лет, 35 % - от 6 до 11 лет и 40 % - от 12 до 17 лет.

Имеющиеся статистические данные говорят о том, что чаще страдают девочки, но, учитывая секретность, окружающую эту форму насилия, можно предположить, что случаи сексуального насилия мальчиков реже выходят на поверхность.

Выявление сексуального насилия часто бывает затруднено, т. к. в большинстве случаев оно не оставляет физических симптомов или признаков, а если даже они и имеются, то не являются специфическими только для сексуального насилия. Поэтому при диагностике этой формы жестокого обращения с детьми следует рассматривать все факторы в комплексе, обращая особое внимание на психологические последствия, а также на рассказ ребенка.

К физическим индикаторам сексуального насилия относятся следующие травмы и расстройства:

Повреждения генитальной, анальной областей в виде кровоподтеков (синяков), ссадин, припухлостей, разрывов, пигментации, кровотечений, нарушения целостности девственной плевы;

«зияние» ануса;

Заболевания, передающиеся половым путем, начиная от банальных вульвовагинитов и кончая сифилисом. Поданным Центра «ОЗОН», у 60 % детей в возрасте от 3,5 до 18 лет, проходивших обследования в связи с подозрением на сексуальное насилие, имелись болезни, передаваемые половым путем (БППП);

Инфекции мочевыводящих путей;

Беременность;

Энурез и/или энкопрез (недержание мочи и кала);

Нервно-психические расстройства;

Психосоматические болезни (необъяснимые хронические боли внизу живота, дерматиты и др.).

Психологические последствия сексуального насилия можно разделить на: эмоциональные расстройства, проблемы поведения, нарушения межличностных отношений и расстройства когнитивной сферы.

Эмоциональные расстройства включают беспокойство и страх, поскольку сам факт насилия является событием, угрожающим безопасности ребенка. Страх часто провоцируется обстоятельствами, связанными с насилием, например, боязнь темноты или паника при виде людей, внешне напоминающих насильника.

Гнев также является частым последствием сексуального насилия у детей. Поскольку ребенку трудно выразить гнев в словесной форме, он проявляется в неадекватном поведении: необъяснимых приступах ярости, агрессии, направленной как на других людей или животных, так и на себя (самодеструктивное поведение). Хотя такое поведение является криком о помощи, как правило, оно осуждается окружающими и приводит к еще большей изоляции пострадавшего.

У старших по возрасту детей наблюдаются депрессивные состояния.

Когнитивные расстройства проявляются в виде низкой самооценки, идей самообвинения, восприятия себя как уродливого, беспомощного. Люди делают выводы о себе и об окружающем их мире на основании того, чему они научились в детстве. Если пережитый опыт был связан с сексуальным насилием, то заключение о себе и восприятие самого себя у ребенка будут основаны на переоценке всего негативного и недооценке собственной ценности.

Нарушения поведения. Наиболее специфичным для перенесенного сексуального насилия следует считать так называемое сексуализированное поведение, являющееся следствием травматической сексуализации, когда психосексуальное развитие ребенка под влиянием неадекватной стимуляции идет по дисфункциональному пути. Ребенок начинает преувеличивать значение сексуальных аспектов человеческих отношений.

Различают три степени тяжести сексуализированного поведения:

  1. 1 степень - дети демонстрируют повышенную осведомленность, проявляют большой интерес к сексуальным вопросам (сексуальная озабоченность);
  2. 2 степень - дети совершают сексуальные действия, направленные на себя: мастурбация, демонстрация половых органов и т. п.;
  3. 3 степень - дети вовлекают в сексуальные отношения других детей или взрослых.

Следствием ранней сексуализации могут быть такие отклонения в поведении, как беспорядочные половые связи (промискуитет), проституция.

Из других нарушений поведения у детей, перенесших сексуальное насилие, следует отметить агрессивность, побеги из дома, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, криминальную активность.

Нарушение межличностных отношений. Как следствие предательства взрослых, у ребенка, пережившего сексуальное насилие, отсутствует доверие к другим людям, поэтому он не имеет друзей. Иногда, напротив, ребенок становится чрезмерно зависимым от других. Он чувствует себя не похожим на окружающих его сверстников. У мальчиков, ставших жертвой сексуального насилия, могут возникнуть затруднения с половой идентификацией. Часто они идентифицируют себя с насильником, и причиной насильственного вовлечения ими других детей в сексуальные отношения является стремление к власти и контролю над ситуацией, а не желание получить сексуальное удовлетворение.

Сексуальное насилие позволяют распознать особенности состояния и поведения ребенка:

Ночные кошмары, страхи;

Несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

Стремление полностью закрыть свое тело;

Депрессия, низкая самооценка;

Проституция, беспорядочные половые связи.

Как защитить ребенка от сексуального насилия?

Объясните ребенку, что Вы хотите обсудить с ним тему безопасности, чтобы он знал что делать, если окажется в сложной ситуации. Советы как защищать ребенка от сексуального насилия:

1. Объясните ребенку, что это неправильно со стороны взрослых принуждать ребенка к сексуальным действиям. Используйте простой, понятный для возраста детей язык.

2. Заверьте ребенка, что он может спокойно говорить Вам абсолютно все, особенно если это касается других взрослых.

3. Попробуйте познакомиться с людьми, с которыми ребенок проводит время. Это могут быть родители друзей, тренеры, руководители и соседи.

4. Расскажите ребенку о его теле. Помогите ему назвать различные интимные части тела и подчеркните, что никто не может прикасаться к ним без его разрешения.

5. Убедитесь в том, что Вы четко знаете, где ребенок находится в любое время, когда его нет рядом с Вами. Познакомьтесь с друзьями ребенка и узнайте у него о тех местах и домах, которые он посещает. Сделайте правилом обязательно сообщать Вам, когда он приходит или уходит откуда-то, или когда планы меняются.

6. Никогда не оставляйте ребенка одного в машине, независимо от того стоит она или движется. Научите ребенка НИКОГДА не приближаться к машине и не вступать в разговор с теми, кого они не знают, и никогда не ходить с кем-либо без получения разрешения от Вас.

7. Участвуйте в деятельности детей, такой как спорт и внешкольные занятия. Будучи активным участником у Вас будет больше возможностей понаблюдать, как учителя обращаются с Вашим ребенком.

8. Слушайте своих детей. Обратите внимание, говорят ли дети, что они хотят быть с кем-то или где-либо. Это может означать наличие личного конфликта или отсутствие интереса к занятиям или мероприятиям.

9. Обратите внимание, если кто-то уделяет Вашему ребенку или всем детям повышенное внимание или дарит им подарки. Найдите время поговорить с ребенком об этом человеке, и узнайте, почему к детям проявляется такое внимание.

10. Скажите ребенку, что он имеет право сказать НЕТ любому непрошенному, неприятному или смущающему жесту, действиям или прикосновениям других людей.

11. Будьте чувствительными к любым изменениям в поведении ребенка или отношении. Смотрите внимательно за любыми происходящими изменениями в поведении ребенка, таким как отказ от любимых видов деятельности или излишняя привязанность к родителям. Мягко поговорите о том, что происходит.

12. Проверьте нянь и воспитателей. Попробуйте навести справки. Спросите детей, как им понравилась няня, и внимательно выслушайте их ответы.

13. Потренируйте основные навыки по технике безопасности. Научите ребенка пользоваться телефоном, чтобы в случае необходимости он мог с Вами связаться. Обозначьте с ним круг людей, к которым он может в случае необходимости обратиться за помощью.

Заключительная часть

Упражнение “Плодородный сад”.

На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные – положительные эмоции и красные – отрицательные эмоции), на которых все пишут ответ на вопрос: Что вы думаете о прошедшей нашей встрече?

Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам тренинга и пожеланиями на будущее.

Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшней нашей встрече.


Родители первыми начинают половое воспитание своих детей, даже если сами об этом не знают или не хотят этого. Родители часто не осознают, что происходит процесс воспитания, поскольку большая часть информации передается не в словесной форме, а на примере поведения самих родителей и через их установки.

Раньше, когда обманывали детей аистом или капустой, ребёнок, узнавая от сверстников “правду” о взаимоотношениях полов, чувствовал обман со стороны родителей и подозрение, что его родители занимаются “грязными” делами и скрывают это от него. Тогда пропасть между ним и родителями углублялась ещё больше. Но это - не самое худшее, и со временем “уляжется”, а вот замкнутость и брезгливость, воспитанные в нём, могут серьёзно помешать в его будущей супружеской жизни.

Родителям не надо забывать, что половое воспитание не должно резко выделяться из общего воспитания и носить наставительно-навязчивый характер. Нельзя выделять эту тему и особой интонацией или необычными эмоциями. Эта тема не должна чересчур отличаться от других.

Хорошим подспорьем в половом воспитании дошкольников и младших школьников могут стать современные детские энциклопедии и книжки типа “Откуда я взялся?”, в которых не только текст, но и иллюстрации доступно и однозначно рассказывают как о деторождении, так и о половом акте родителей. А так как в этом возрасте у детей нет эротических ассоциаций, то новые знания - даже о сексе - особо не фиксируются в их мозгу, вернее - не выделяются из общего потока новых знаний.

"Как бы нам ни хотелось иного, дети рождаются сексуально-мотивированными, и родители постоянно дают им уроки полового воспитания, сознательно или бессознательно. Стержневой вопрос полового воспитания состоит в том, как родители воспринимают прирожденную сексуальность ребенка и в какой степени дают ей развернуться. Отношение родителей к этой проблеме гораздо важнее для формирования полового поведения ребенка, чем вся информация или дезинформация, которую они могут предоставить по данному вопросу.

Имеются четыре основные типа отношения родителей к вопросам пола, которые проявляются в семейной жизни, назвав их соответственно репрессивным, избегающим, навязчивым и экспрессивным (авторы исходили из того, что взгляды обоих родителей на эту проблему совпадают, хотя это случается не всегда).

    Репрессивный тип отношения охватывает случаи, когда родители строго внушают детям, что секс - это зло и непристойность. Обычно в такой семье запрещено произносить неприличные слова, двусмысленные шутки, ходить по дому в нижнем белье. Половое воспитание сводится к нескольким фразам: "это неприлично", "это опасно" и "подожди пока выйдешь замуж".

    При избегающем типе родители проявляют более разумное и терпимое отношение к сексуальности. Они рассматривают это явление скорее как полезное, нежели вредное, однако совершенно теряются, когда речь заходит о конкретных половых вопросах. Такие родители избегают прямого обсуждения этой темы со своими детьми или превращают такое обсуждение в нудную лекцию. Сами того не подозревая, они выхолащивают идею тепла, человечности и любви, которая неотъемлема от понятия сексуальности, однако дети очень быстро распознают этот пробел.

    При навязчивом типе отношения к сексуальности родители смотрят на секс как на полезное и здоровое явление, но перегибают палку и ставят секс в центр всей семейной жизни. Они чересчур либеральны во всем, что касается сексуальной активности и иногда столь явно выставляют напоказ свою половую жизнь, что приводят в недоумение и замешательство собственных детей. (Например, могут открыто говорить о своих интимных отношениях или своей коллекции видеокассет с эротическими фильмами.) Чрезмерное внимание к половым вопросам может раздражать детей или вызывать у них чувство подавленности. Так, например, если отец 8-летнего мальчика будет каждый месяц показывать сыну "Плейбой", ребенку станет неприятен сам вид этого журнала.

    Родители, чье отношение к половым вопросам можно охарактеризовать как экспрессивное, рассматривают секс как нечто естественное, при необходимости открыто обсуждают эту тему, но устанавливают разумные рамки для проявления сексуальной активности детей (точно так же, как всех других форм поведения). Они пытаются внушить детям, что сексуальность - это положительное и здоровое явление, не заслуживающее, однако, того, чтобы сосредоточивать на нем все свои помыслы.

К сожалению, лишь немногие родители способны правильно организовать половое воспитание детей. Даже в тех случаях, когда школа уделяет достаточно внимания половому воспитанию, от родителей требуется активное проведение аналогичной работы в домашних условиях. Только совместные усилия школы и семьи позволяют ребенку вырасти в сексуально образованного и отвечающего за свои поступки подростка, а потом и взрослого человека. Практические советы, которые могут оказаться полезными при проведении этой работы, приведены выше. Залог успеха в половом воспитании - такая обстановка в семье, когда ребенок может свободно задавать интересующие его вопросы родителям, не боясь выслушать вместо ответа нравоучительную лекцию.

Хотя многие родители полагают, что половое воспитание - это доведение до ребенка определенной информации в виде лекций; оно на самом деле представляет собой непрерывный процесс, который во многом определяется примером родителей, их реакцией на проявления сексуальности растущего ребенка и, конечно, характером получаемой информации. Половое воспитание в семье - важный инструмент, с помощью которого родители могут направить развитие детей в определенное русло, заложив тем самым основы сознательного полового поведения подростков.