Рабочая тетрадь по коррекции дисграфии. Рабочая тетрадь по предупреждению оптической дисграфии

Ч – ТЬ № 1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – ТЬ

Ч № 8 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СТИХАХ

Ч №7 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ

Была теплая весна. скучно было Мише сидеть дома. Взял он сачок, позвал Жучку и пошел на луг. А там росли цветы и летали бабочки: белые, желтые, черные. Миша бегал по лугу и ловил бабочек сачком. А Жучка бегала за мальчиком. Весело мальчику, весело Жучке.

КУРОЧКА – РЯБА

Жили-были дед да баба. Была у них курочка-ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое, а золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка-ряба кудахчет:

Не плачь, дед, не плачь, баба, я вам снесу яичко не золотое, а простое.

Выучить наизусть:

Котик черненький присел

На печурочке.

И тихонечко запел

Песню Юрочке:

«Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Поднимайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.»

У речки овечка в колечках, И сказала девочке речка:

Колечки не падают в речку. «Ты не плачь о своем колечке,

А у девочки было колечко – За колечко потрогай овечку

Упало колечко в речку. И получишь свое колечко».

ПРО ЧЕРНОЕ

Черные чернила, Грач чернее ночи, С черненой собачонкой

Черные чулки, Черненький жучок, Мальчик заскочил,

Черные перчатки, Черный клюв у птички, Ее он через палочку

Черные очки. Черный червячок. Прыгать научил

Бабочка ночная Кошечка – чернушка Очень много черного

С черненьким крылом, На лавочке сидит, В маленьком стишке,

Белочка ручная Черненькими лапками Но зато научит он

Над черненьким дуплом. Клубочек шевелит. Различать звук «ч».

У чудесной елочки В ночи не кирпичи Подогрела чайка чайник,

Частые иголочки, Лопочут на печи. Пригласила восемь чаек.

Частые иголочки Лопочут на печи Прилетели все на чай!

У чудесной елочки В опаре калачи. Сколько чаек – отвечай!

Ча – тя ач – ать тя – ча – тя

Тя – ча яч – ять ча – тя – ча

Чо – тё ать – ач чо – тё – чо

Тё – чо ять – яч тё – чо – тё

Чи – ти оч – оть чи – ти – чи

Ти – чи ич – ить ти – чи – ти

Чу – тю уть – уч чу – тю – чу

Тю – чу еть – ечь тю – чу – тю

Челюсть, чинить, чистить, чистюля, чистотел, читатель, чуть-чуть, чуять, печать, молчать, качать, получать, лечить, учить, мочить, точить, мечеть, утечка, птичка, плотвичка, птенчик, учение, чтение, стечение.

Катится тачка. Теленок мычит. Учитель читает. Горячий утюг. Тяжелая пачка. Тесный чулан. Пять чеков. Плетеная бечевка. Темная ночь. Точить меч. Теплый калач. Получать сдачу. Полоть чечевицу. Погнуть ключ. Пять учебников. Тесная полочка. Теплый чайник. Пить чай. Топить печь.



Тема чистит ботинки. Петя сидит на печи. У тюльпана четыре тычинки. Птичка вылетела из клеточки. В темной комнате светится ночник. В чайнике почти не осталось воды. Тема починил тете чугунный котел. Надо послать Галочку на почту. Дети с увлечением кидали мяч. дети хотели качаться на качелях. По небу ползет черная туча. Девочка потеряла зонтик. Тема в темноте наткнулся на печку. Мяч закатился в чулан. Собака Чапа тявкала на зайчат и утят. Солдат чистил котел из-под ячневой каши. У тети есть котята, утята, телята, зайчата. Вечером, в темноте, Танечка и Олечка сбились с пути и налетели на плетень. Надо истопить печь и напечь гостям печенья. Пейте, дети, теплое молоко и ешьте печенье. Пойдите в чулан и возьмите чуточку мучки и чая. Учитель велел ученикам приготовить к понедельнику сочинение на свободную тему.

В этот час Чести золото не купит.

На всех часах Честный чести не

Тихий час, уступит.

Тихий час. Честь нужна ему как

Стрелки ходят свет.

На носках Рад продать ее

В этот час, бесчестный,

Тихий час. Но, как всякому известно,

У бесчестных чести нет.

Ты зачем примчалась, птичка?

К родничку, где льет водичка?

Прилетела я попить,

Малых птенчиков умыть!

Тема: Дифференциация звуков Ч – Ть в словах, словосочетаниях.

Цели и задачи : учить давать сравнительную характеристику звуков Ч – Ть; развивать навыки фонематического восприятия фонематического анализа; обогащать словарь; закреплять навыки словообразования при помощи суффиксов; развивать навыки ориентировки в пространстве, зрительное восприятие, навык письма.

Оборудование : буквы Ч – Ть, предметные картинки: черепашонок, утёнок, мяч, очки, чашка, ключ, чайник, бабочка, чёлн; карточки с записанными на них словами для составления словосочетаний.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Упражнения кинезиологической программы

2. Развитие слухового восприятия

ЛОГОПЕД: Послушайте пары слов и определите звуки, которыми они различаются. (Звуки Ч – Ть). Пара слов – это сколько слов?

ткач – ткать пугач* – пугать

Пугач – детская игрушка в виде пистолета.

3. Сформулировать тему занятия и записать её на доске

II. Основная часть

1. Произношение звуков и сравнение их по артикуляции

Ч – согласный, мягкий, глухой.

Ть – согласный, мягкий, глухой.

2. Знакомство с героями занятия (Черепашонок и утёнок)

Как назовём детёныша черепахи? Как назовём детёныша утки? Как вы думаете, какой из звуков выберет для себя черепашонок, а какой – утёнок?

3. Развитие зрительных ориентировок

ЛОГОПЕД: Малыши нашли картинки. Они хотят с вами поиграть, рассмотрите предметы и определите, что где находится. Ответьте на вопросы. КАРТИНКИ:

Что общего между этими предметами?

Какой предмет лишний и почему?

Где находятся очки?

Что находится под мячом?

Где находится чашка?

Что находится слева от ключа?

Найдите многозначное слово. Объясните его значение.

Какие предметы можно объединить в одну группу по

какому – либо признаку?

4. Развитие зрительной памяти

ЛОГОПЕД: Запишите названия предметов по памяти и укажите наличие звуков занятия.

5. Развитие логического мышления и словаря

ЛОГОПЕД: Однажды черепашонок и утёнок захотели отправиться в путешествие. Скажите, на чём они могут плыть? (Катер, лодка, корабль, плот, пароход. . .) Вы правильно выбрали предметы для путешествия, но друзья выбрали что – то иное. Что именно? Ответ на этот вопрос вы узнаете, если выполните задание.

Отгадайте загадки и сложите из первых букв отгадок новое слово. Загадки:

1. Отгадайте, это кто? 2. Иголки лежали, лежали

Ходит в костяном пальто? И под стол убежали?

(Черепаха) (Ёжик)

3.Из железа тучка, 4. На носу ношу я рог,

А у тучки – ручка. Называюсь. . . . (носорог)

Эта тучка по порядку

Обошла за грядкой грядку.(Лейка)

Какое слово у вас получилось? (Чёлн) Запишите это слово и сделайте звуковой анализ. Для этого используйте ручки красного, синего и зелёного цвета. ВЗАИМОПРОВЕРКА

6. Дифференциация Ч – Ть в словах.

ЛОГОПЕД: Черепашонок и утёнок сели в чёлн и поплыли по прекрасной реке. А чтобы было веселее, малыши придумали игру. Поиграйте вместе с ними, вставьте пропущенные буквы Ч – Т. Прочитайте получившиеся слова.

ту. . . ка по. . . та. . . ень пята. . . ок

све. . . а. . . игр. . . асы. . . яну. . . ка

п. . . и. . . ка. . . ита. . ть. . . еатр у. . . ята

Графический диктант. Логопед называет эти слова, дети записывают схему слоговую.

7. Грамматическое оформление словосочетаний

ЛОГОПЕД: Черепашонок и утёнок увидели на берегу насекомых и захотели с ними поиграть. Кто же эти насекомые, в названии которых есть звук Ч? (Светлячок, кузнечик, паучок, пчела, червячок). Новые знакомые дали задание нашим героям и вам. Соедините слова из левого столбика со словами из правого столбика линиями.

ТЁПЛАЯ ЧЕМОДАН

ТЁМНЫЕ КОТЁЛ

ЧУЖОЙ КОТЁНОК

КОРИЧНЕВЫЙ ОЧКИ

ЧУГУННЫЙ ПЕЧКА

III. Итог занятия

Какие звуки изучали на занятии?

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить и исправлять ошибки в употреблении личных окончаний глаголов.

Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Ч] - [Т’].

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать слухо-речевую память ребенка.

Упражнять в словообразовании.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Исправь ошибки». Взрослый читает предложение, а ребенок исправляет ошибки и произносит правильный вариант.

Он летишь на самолете. Мы пишет письмо. Мама кормишь ребенка. Мальчик идем в школу. Дети смотрю кино. Люди идем по улице. Часы идет точно. Собака громко лаем. Кошка ловлю мышку. Девочка пою песню.

Задание 2 . Дифференциация звуков [Ч] - [Т’] Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков) и объяснить почему оно лишнее:

Чудо, чайка, телефон , чижик; тётка, тело, Тима, чайник.

Сравнить артикуляцию звуков [Ч] - [Т’] (общее и различное), вспомнить характеристику и обозначение.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ч]»:

Тьчм – нь – ч – ть; ма – ча – тё- чоить – ич;

чайка, тетрадка, Тима, Чужой, мять, мяч......

Задание 3. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ча-тя, чу-.,., ач-ать, оч...

Повторить за взрослым серию слогов:

ча-ча-тя, тя-тя-ча, тя-ча-тя, тя-ча-ча, ча-тя-тя, ча-тя-ча.

Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии которых есть звук [Ч], и предметы, в названии которых есть звук [Т ’ ]. Определить место звуков в словах, разделить их на слоги. Придумать с каждым словом предложение.

Задание 4. Взрослый называет 3-5 слов со звуком [Ч] ([Т"]) а ребенок должен прослушать внимательно и повторить их в той же последовательности.

Подобрать как можно больше слов со звуками [Ч] и [Т"].

Заменить звук [Ч] на звук [Т] в словах. Какие слова получились? Составить с каждой парой слов предложения.

Мяч - мять, бич - ..., челка - ..., печка - ..., ткач - ...,

четко - ..., речка - ..., печь - ..., вечер - ..., зачем - ...

Вспомнить загадки, чистоговорки со звуками [Ч] и [Т"] (см. темы № 10, 35).

Задание 5 . Исправить ошибки, обратить внимание ребенка на изменение смысла всего предложения при замене звуков [Ч] и [Т ’ ] в словах.

Печка сидит на Петьке. У редьки растет речка.

Мальчик начал печь песню. Мама собралась петь пироги.

Подобрать родственные слова к словам:

писать (писатель, писательница, переписчик...),

учить (учитель, учительница, ученик...),

Вспомнить слова: со звуком [Ч], со звуком [Т ’ ], со звуками [Ч] и [Т"] одновременно.

Повторить за взрослым предложения:

Петька сидит.

Мальчик Петька сидит.

Мальчик Петька сидит на печке.

Большой мальчик Петька сидит на печке.

Большой мальчик Петька сидит на теплой печке.

Большой мальчик Петька с самого утра сидит на теплой печке.

Большой мальчик Петька с самого утра сидит на теплой печке без дела.

Задание 6 . Вспомнить буквы, которыми на письме обозначают звуки [Ч] и [Т ’ ].