Роль ксо в формировании социально-трудовых отношений современной организации. Роль ксо в формировании социально-трудовых отношений современной организации Социальная ответственность и социально трудовые отношения

ПЛАН

КСО и социальная защита занятого населения

КСО и социально-трудовые отношения

КСО – это во многом социальная защита занятого населения, то есть часть социально-трудовых отношений. Прежде чем определить место и роль КСО в системе социально-трудовых отношений, представим наше видение самой категории «социально-трудовые отношения ».

Понятие трудовых отношений

Понятие социально-трудовых отношений логично связано с дефиницией «трудовые отношения». Согласно ст.15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения – это «отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором». Таким образом, основными признаками трудовых отношений становятся выполнение работником определенной трудовой функции, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, возмездный характер выполняемого труда, обеспечение работодателем условий труда. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Трудовые отношения или отношения в сфере труда регулируются не только трудовым законодательством, что также видно из определения. Вопросы оплаты труда, обеспечение работодателем безопасных условий труда, содержание трудового договора, многие другие аспекты трудовой деятельности регулируются не только ТК РФ, но и иными федеральными законами. «На рынке отношения между работником и работодателем только начинаются, проявляясь далее в процессе труда и касаясь таких важных для субъектов трудовых отношений вопросов, как организация и нормирование труда, система заработной платы и т.д.»1.

По мере развития трудовых отношений между работником и работодателем в процессе перехода к социально-трудовым отношениям к двум субъектам трудовых отношений, работодателю и работнику, добавляется третий субъект, выступающий гарантом, координатором и арбитром происходящих в трудовой сфере событий. Речь – об органах государственной власти. Эту мысль подтверждает Б.Г.Збышко - «государство рассматривается не только как полноправный третий партнер, активно участвующий в процессе воспроизводства рабочей силы и его семьи, но и в обеспечении социальной защиты человека в обществе в целом». С появлением в трудовых отношениях государства категория «трудовые отношения» тесно переплетается с категорией «социально-трудовые отношения».



Сущность социально-трудовых отношений

Если трудовые отношения выражают отношения в сфере труда, то социально-трудовые отношения означают «объективно существующие взаимосвязь и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни». Экономическая сущность социально-трудовых отношений проявляется в поддержании и повышении уровня жизни работников, измеряется системой экономических и социальных параметров, в первую очередь, показателями распределения результатов общественного производства среди работников.

До настоящего времени не определен единый подход к определению категории «социально-трудовые отношения», что доказывают различные толкования данной категории. В табл.1.1 приведен ряд формулировок категории с указанием авторов и источников, где данные определения опубликованы.

Таблица 1.1 Некоторые трактовки категории «социально-трудовые отношения»

Определение Источник
Социально-трудовые отношения – это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Меликьяна Г.Г., Колосовой Р.П. М., 1996. С.10.
Социально-трудовые отношения – разнообразие экономических, психологических и правовых взаимосвязей индивидуумов и социальных групп, возникающих в процессах трудовой (производственной) деятельности, обеспечения рабочими местами и в связи с распределением и потреблением произведенного национального продукта Социальное партнерство. Краткий словарь-справочник. Издание второе, исправленное и дополненное. М., 2002. С.239.
Социально-трудовые отношения – комплекс взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, нацеленных на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, коллектива и общества в целом Золотарев В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь. Мн., 2003, С.511.
Социально-трудовой называется та сфера социально-экономических процессов и отношений, в которой доминируют отношения по поводу общественных и производственных условий труда, по поводу его осуществления, организации, оплаты, дисциплины, по поводу трудовой этики, формирования и функционирования трудовых общностей и т.п. Экономика труда: Социально-трудовые отношения. Под ред. Волгина Н.А., Одегова Ю.Г. М., 2003. С.246.


Общим в представленных определениях является организованное взаимодействие работников и работодателей в процессе улучшения условий труда и повышения уровня жизни занятых на предприятиях.

Социальное партнерство

Для эффективного функционирования и развития социально-трудовых отношений необходимо избрать форму взаимодействия всех партнеров данных отношений: работника и работодателя как сторон трудовых отношений, и государства. Такая форма в соответствии с логикой исторического развития названа социальным партнерством .

Отвлечемся на историческую ретроспективу. О том, что социальное партнерство является оптимальной формой взаимодействия между трудом и капиталом, говорили многие русские экономисты и общественные деятели. Например, В.В.Берви-Флеровский, в 1869 г. в исследовании «Положение рабочего класса в России» сформулировавший концептуальные основы социально-трудовых отношений, призывал к солидарности между трудом и капиталом, говоря, что «между трудом и экономией должно быть равенство, между работниками и капиталистом – товарищество». Впоследствии В.В.Берви-Флеровский за критику господствовавшего тогда общественного порядка был объявлен сумасшедшим, посажен в дом умалишенных, а затем сослан в Астрахань.

Другой яркий представитель русской экономической школы М.И.Туган-Барановский, анализируя роль государства в формировании новых социально-трудовых отношений, писал, что «именно фабричное законодательство во многом изменило положение рабочих к лучшему»2, а потому высоко оценивал политику государственного патернализма в сфере социально-трудовых отношений.

Еще один русский экономист, Председатель российского Кабинета министров в 1897-1895 гг. Н.Х.Бунге подчеркивал, что необходимо в принципе изменить отношения между работодателями и работниками: «Надо, чтобы первые убедились, что прочной будущности для потомков они не создадут путем легкой наживы... Надо, чтобы вторые прониклись сознанием, что только опираясь на капитал, а не враждуя с ним, они могут достичь улучшения не от государства, а от своего труда и дружной деятельности с предпринимателями, подающими им руку для совместной деятельности».

В наши дни теория социального партнерства, как цивилизованная форма разрешения противоречий между трудом и капиталом, стала реальной предпосылкой для разработки существующих законодательных документов в сфере регулирования социально-трудовых отношений.

Определение социального партнерства, данное в ст.23 ТК РФ, звучит так: социальное партнерство – это «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений». В ст.25 ТК РФ отмечается, что органы государственной власти и местного самоуправления являются сторонами в социальном партнерстве, когда они выступают в качестве работодателей или их уполномоченных представителей, а также в других предусмотренных трудовым законодательством случаях.

Сторонами социального партнерства, как и в трудовых отношениях, выступают прежде всего работники и работодатели. Органы государственной власти и местного самоуправления при заключении договоров или иных программных документов не берут на себя никаких обязательств (за исключением случаев, когда они выступают работодателями или их представителями). Вместе с тем, участие органов власти в качестве третьего партнера в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, регулировать и координировать развитие социально-трудовых отношений, коррелировать законодательные и договорные аспекты соглашений.

Определение социального партнерства, данное в ТК РФ, хотя и является законодательным, не единственное в научной литературе, посвященной вопросам социально-трудовых отношений. Например, В.А.Михеев дает такое толкование социального партнерства: «Социальное партнерство – это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем заключения договоров, соглашений и стремления достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития». В дальнейших исследованиях В.А.Михеев отмечал, что «социальное партнерство – это одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно, властных структур, профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей. Социальное партнерство – это система отношений его основных субъектов и институтов по поводу положения, условий, содержания и форм деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей, слоев».

Ст.26 ТК РФ конкретизирует уровни социального партнерства:

ü федеральный уровень - основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

ü межрегиональный уровень - основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

ü региональный уровень - основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

ü отраслевой уровень - основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли или отраслях;

ü территориальный уровень - основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

ü локальный уровень - обязательства работников и работодателя в сфере труда.

В ст.27 ТК РФ раскрываются формы социального партнерства:

· коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

· взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· участие работников и их представителей в управлении организацией;

· участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Механизм социального партнерства представлен на рис.1.1.

Рисунок 1.1. Механизм социального партнерства

Говоря о социальном партнерстве, нельзя не сказать, что в ряде российских регионов (Алтайском крае, Башкортостане, Москве, Самаре, Татарстане и других) принятых специальные муниципальные Законы о социальном партнерстве, подробно описывающие механизм социального партнерства на региональном уровне.

К отличительным особенностям региональных законов отнесем то, что в них представлены свои определения социального партнерства. Например, в Законе города Москвы «О социальном партнерстве» социальное партнерство представляется как «основа взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), органами власти, органами местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира, общественного развития, опирающаяся на международные нормы, законы Российской Федерации и Москвы и выражающаяся во взаимных консультациях, переговорах, в достижении и заключении сторонами соглашений, коллективных договоров и принятии совместных решений».

Определение социального партнерства, представленное в Законе Алтайского края «О социальном партнерстве в Алтайском крае», более лаконично и основано на обозначении целей: «социальное партнерство – система отношений, обеспечивающая соблюдение конституционных прав, достижение баланса социальных и экономических интересов работников, работодателей и государства».

Во всех региональных Законах закреплена система регионального социального партнерства, особенности заключения соглашений и коллективных договоров, представлены права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства. Отметим, что в региональных Законах указано, что сторонами соглашений являются работники, работодатели, а также органы исполнительной власти и местного самоуправления данного региона в лице их полномочных представителей. Иными словами, в региональных законодательных актах органы государственной власти и местного самоуправления представлены третьей стороной в социальном партнерстве, что в целом соответствует парадигме общественного развития.

Социально-трудовые отношения являются частью социально-экономических отношений, поэтому стандарты и нормы социально-экономических отношений неизбежно накладывают свой отпечаток и на социально-трудовые отношения. Эволюция социально-экономических отношений, в определенное время господствующих в обществе, предполагает два пути трансформации социально-трудовых отношений: развитие в рамках одних и тех же социально-экономических отношений и радикальную смену социально-трудовых отношений, обусловленную кардинальными изменениями в национальных социально-экономических отношениях.

Глобализация

Термин «глобализация» возник в 1983 г. и в первоначальном варианте обозначал процесс слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными и транснациональными корпорациями. В 1997 г. в ежегодном экономическом обозрении Международного валютного фонда глобализация была представлена как «растущая взаимосвязь стран всего мира, являющаяся результатом увеличения объема и разнообразия сделок на пересекающие границы товары и услуги, движение капитала по всему миру, а также более быстрое распространение техники». Определяющим явлением, сопутствующим глобализации, следует признать выход внутриотраслевой конкуренции за границы отдельных стран. Глобализация способствует процессу трансформации национальных производственных систем с одновременным разрушением страновых производственных комплексов, что порождает применительно к социально-трудовым отношениям ликвидацию рабочих мест и нарушение общей стабильности в обществе. Движущие силы глобализации «выходят из-под контроля, унижая правительство, ослабляя профсоюзы и другие группы гражданского общества, создавая чувство чрезвычайной уязвимости для личности, сталкивающейся с силами и процессами принятия решений, на которые правительство никак не может влиять».

С учетом глобальных тенденций при рассмотрении современных социально-трудовых отношений концепции КСО уделяется значительно больше внимания. Поворотным моментом в решении проблемы уравновешивания устремлений бизнеса и более широких общественных интересов, частью которых являются социально-трудовые отношения, стал «Саммит Земли» 1992 г., где основным вопросом стал поиск путей совмещения тенденций глобализации и расширения влияния транснациональных корпораций с все возрастающими требованиями повышения уровня жизни со стороны работников отдельных предприятий и всего общества.

Концепция социального партнерства стала отходить на второй план в связи с тем, что зачастую один и тот же работодатель владеет производственными мощностями и выступает одной из сторон в трудовых отношениях в разных странах и разных отраслях. В этих условиях потребовалась новая концепция взаимодействия работодателей с работниками и обществом. Новые общественные реалии, связанные с констатацией приоритета человеческого фактора, необходимостью учитывать условия жизни и труда всех членов общества, а не только работников определенного предприятия, увеличение ценности интеллектуального потенциала граждан стали предпосылками для дальнейшего совершенствования концепции КСО.

То, что КСО охватывает не только социально-экономические и социально-трудовые отношения, подтверждается включением в число ее приоритетов экологических ценностей, а это свидетельствует о возрастающей роли общества в формировании, координации и регулировании взаимоотношений экономики и социума.

Место КСО в системе современных социально-трудовых и социально-экономических отношений заключается в виде одного из основных элементов механизма социальной защиты занятого населения. Роль КСО в регулировании социально-трудовых отношений состоит в развитии персонала, охране здоровья, создании безопасных условий труда, реализации социальных программ для работников предприятий и членов их семей.

Однако говорить, что КСО становится новой формой социально-трудовых отношений, было бы неверным. КСО – это концепция взаимоотношений между бизнесом и обществом, причем, бизнес и общество являются двумя взаимозависимыми институтами. Скорее, КСО и социально-трудовые отношения взаимодополняют друг друга, обогащаясь за счет развития каждой системы отношений. Ни концепция КСО, ни проявление новых качеств социально-трудовых отношений невозможны по отдельности. КСО и современные социально-трудовые отношения образуют новую систему социально-экономических отношений в обществе, созвучную происходящим в мире изменениям.

Социальная защита населения

В современной экономической литературе нет общепринятого определения категории «социальная защита», в соответствии с которым можно было бы представить толкование социально-экономического содержания категории «социальная защита занятого населения». Например, в Экономической энциклопедии под редакцией академика Л.И.Абалкина социальная защита определена как «важная функция государства по обеспечению основных социальных прав человека на основе международных и национальных норм»2.

Чересчур общее определение логически подвигает к рассмотрению содержания дефиниции «социальные права человека», а также к уточнению «международных и национальных норм», при этом основная роль в обеспечении социальной защиты отводится к государству, что с учетом рассмотрения численности экономически активного населения является не совсем корректным. Государство вместе с работниками и работодателями должно принимать паритетное участие в создании и развитии системы социальной защиты, особенно в части трудозанятого населения.

Слишком общее определение социальной защиты представлено и в учебно-методическом пособии В.П.Юдина «Социальная защита: понятие, сущность, границы»: «деятельность государства по обеспечению развития личности»3. Добавим, что в данном определении речь идет в большей степени о развитии всей социальной сферы общества, включая образование, культуру и искусство, физкультуру и спорт, нежели о минимизации негативного влияния определенных социальных факторов, на случай реализации которых разрабатывается система социальной защиты.

Некоторые ведущие специалисты в области социального обеспечения дают свои определения категории «социальная защита», наполняя их собственным детализированным представлением. Так, Н.М.Римашевская считает, что «системы социальной защиты – это фактически механизмы, с помощью которых обычно перераспределяются доходы от некоторых «финансирующих» групп общества (как правило, особенно активных) в пользу «получающих» подгрупп, т.е. больных, пожилых, нетрудоспособных, безработных, бедных».

При рассмотрении данной трактовки кроме отсутствия конкретизации «групп-доноров», может вызывать вопросы состав «нуждающихся» подгрупп, в который не вошли трудоспособные родители или опекуны, получающие пособия на детей, работники предприятий, пользующиеся льготными ссудами на улучшение жилищных условий, различные категории государственных служащих, в исполнении обязанностей которыми государство заинтересовано не менее, чем в обеспечении полной занятости способного трудиться населения.

Представим определение еще одного ведущего специалиста в области социальной защиты населения В.Д. Роика: «Социальная защита – это система экономических, социальных, правовых, организационных, медицинских и технических мер по защите работников от неблагоприятных факторов (социального и профессионального риска), ухудшающих качество их трудовой жизни, с целью охраны здоровья, трудоспособности работников, их материального положения с помощью создания на предприятиях, в регионах и государстве специальных механизмов, фондов, включая страховые, и институтов социальной защиты, в случаях и на условиях, установленных законодательством и трудовыми соглашениями». В определении В.Д.Роика речь идет о социальной защите именно трудоспособного населения, то есть из него выпадают дети, учащиеся, беженцы, мигранты, пострадавшие от стихийных или техногенных бедствий. Кроме того, «качество трудовой жизни работников» – лишь одна сторона системы социальной защиты, другая сторона – общественная жизнедеятельность человека. Положительна заключительная часть определения, в которой раскрывается механизм социальной защиты трудоспособного населения.

Акцентирование внимания на последствиях реализации социальных рисков, прослеживающееся у В.Д.Роика, обнаруживается и у С.М.Березина, который определяет социально-экономическое содержание категории «социальная защита» как «совокупность институтов и механизмов, призванных поддерживать и обеспечивать приемлемый (сложившийся) уровень жизни населения при наступлении социальных рисков».

Рассмотрим толкования категории «социальная защита», данные авторитетными международными организациями. Так, Организация Объединенных Наций (ООН) трактует социальную защиту следующим образом: «Под социальной защитой в целом понимается комплекс стратегий и программ государственного и частного сектора, осуществляемых обществом в связи с различными непредвиденными обстоятельствами в целях компенсации отсутствия или существенного сокращения доходов от трудовой деятельности, оказания помощи семьям с детьми, а также обеспечения людей медицинским обслуживанием и жильем». Определение МОТ гласит: социальная защита – это «защита, которую общество обеспечивает своим членам посредством набора общественных мер от экономических и социальных бедствий, которые обусловлены прекращением или снижением заработка в результате болезни, родов, производственных несчастных случаев, безработицы, инвалидности, старости и смерти, обеспечение медицинской помощи и обеспечение субсидий семьям с детьми».

Трактовка ООН включает комплекс социальных программ и государства, и частного сектора, тогда как в определении МОТ источник разработки и осуществления мероприятий по социальной защите назван более широко – общество. Вызывают интерес цели, ради достижения которых призвана функционировать система социальной защиты.

В представлении ООН - это компенсация отсутствия или существенного сокращения трудовых доходов, помощь семьям с детьми, обеспечение людей медицинским обслуживанием и жильем. МОТ полагает, что социальная защита кроме целей, определенных ООН, направлена на прекращение или снижение заработка в результате болезни, родов, производственных несчастных случаев, безработицы, инвалидности, старости и смерти. Однако МОТ дает перечень социальных рисков, которые могут быть застрахованы, а ООН рассматривает цели социальной защиты более широко, поскольку, например, возникновение проблем с жильем застраховать невозможно.

Таблица 1.2 Классификация форм и видов социальной защиты занятого населения по источникам финансирования

Как видно из таблицы 1.2, наименее исследованным и одновременно наиболее затратным направлением социальной защиты занятого населения являются социальные программы предприятий, состоящие из корпоративного социального страхования, корпоративных социальных программ, безвозмездного корпоративного финансирования мероприятий в поддержку окружающего сообщества. В той или иной форме предприятия также участвуют в реализации осуществлении обязательного социального страхования и индивидуальных социальных программ работников. Особая роль, присущая хозяйственным системам при осуществлении социальной защиты работников, послужилаотправной точкой формирования нового направления в системе социальной защиты – корпоративной социальной ответственности.

Лекция № 2. КСО, социально-трудовые отношения и социальная защита занятого населения

Развиваемые компетенции:

знать

  • основные положения современных теорий регуляции трудового поведения, социального благополучия, качества жизни, здорового образа жизни, обеспечивающие практическую реализацию концепции КСО;
  • основные права человека в сфере труда и трудовые практики, связанные с риском для прав работника;
  • взаимосвязи понятий: "ценности", "интересы", "смыл жизни", "качество жизни", "свобода", "сознательность", "совесть", "долг", "благодарность", "самопожертвование" в рамках КСО;
  • предметные области социальной ответственности работников;

уметь

  • выявлять и анализировать социально значимые проблемы работников;
  • выстраивать процессы развития и саморазвития личности работников с учетом их КСО;
  • организовывать и мотивировать лидерство с учетом КСО;

владеть

  • методами мотивации честного и добросовестного труда;
  • навыками должной предусмотрительности в работе и избегания соучастия в социально безответственных мероприятиях;
  • методами предотвращения девиантного и оппортунистического поведения работников.

Социально ответственное поведение работников

Не место красит человека, а человек место! сказал человек, придя в пустынные края. И построил храм. И с тех пор место стало красить человека.

А если точнее его душу .

Ответственность, накладываемая на работника групповыми, корпоративными, служебными локальными обязанностями, представляется как подотчетность, или "необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках" . Такая ответственность ограничена рамками регулятивных систем. Однако работник может быть ответственен и в рамках выше этих систем. Например, когда он бескорыстно инициативен, творчески подходит к своей работе, добровольно принимает на себя роль лидера, благотворительствует и т.п. В этих случаях говорят о социальной ответственности работника. Под таковой понимается "нравственная и поведенческая установка личности, группы или социального слоя, опирающаяся на осознание и учет возможности негативных для других людей и групп (как непосредственного окружения, так и более широкого) последствий своих действий, стремление и готовность избежать таких последствий" .

Основной характеристикой социальной ответственности является ее добровольность. Работник принимает ее самостоятельно в качестве личного и универсального долга. Осознавая собственное долженствование, он предъявляет себе дополнительные требования и/или накладывает на себя дополнительные ограничения при отсутствии явного внешнего принуждения. Однако отсутствие этого принуждения не означает его отсутствие вообще. В социуме всегда действует моральное принуждение, например, в форме утверждения добродетели вопреки страху, наслаждению, пользе, славе .

Работники по-разному осознают ценность социальной ответственности. Они могут реализовывать эту ценность как личность или как представители профессии, компании, сообщества и т.д. Поэтому в аналитических оценках их поведения важно уметь распознавать виды социальной ответственности (табл. 22.1).

Таблица 22.1

Основные виды социальной ответственности работников

Признак различия

Виды социальной ответственности

Субъект отчета

Перед своей совестью, обществом, страной, компанией, коллегами по работе, потребителями продукции, семьей, собой, последующими поколениями

Последствия деятельности компании, результаты труда, взаимоотношения, экология, нуждающиеся в помощи люди, состояние собственной души

Политическая активность, организационное гражданство, социальное партнерство, профессиональное мастерство, лидерство, творчество, волонтерство, материальная и моральная поддержка близких, благотворительность, сочувствие страждущим, участие в социальных программах, покаяние, молитва

Проявление

Вера, трудолюбие, дисциплинированность, инициативность, креативность, добропорядочность, нравственность, справедливость, честность, сдержанность характера, лояльность к корпорации, любовь к людям, милосердие, умеренность в потреблении благ

Значение

Гражданское, нравственное, духовное, профессиональное качества

Способ несения

Дополнительные требования и самоограничения

Одни работники воспринимают социальную ответственность как сознательное самопожертвование, другие – как самопрезентацию в социуме через приобщение к социальной дисциплине. В первом случае мотивация добровольной ответственности состоит в получении урожая плодов духовного роста, а во втором – в автономии личности дисциплинированного человека, его независимости от "суровых" норм, правил, санкций. В обоих случаях действия социально ответственных работников имеют моральный смысл, однако при условии, что человек уверен в правильности своего поведения.

Содержание и формы социальной ответственности часто меняются с возрастом человека по мере осознания им ценностей и смысла жизни. Свое чувство социальной ответственности работники могут реализовать в различных предметных областях. На них лежит ответственность за планирование личного развития, формирование и реализацию лидерских качеств, эмоционального и социального интеллектов , творческое отношение к труду и др.

Социальная ответственность работника может иметь не только качественные, видовые, характеристики, но и количественные. Например, ее значение как профессионального качества тем больше, чем шире круг людей, чье физическое и моральное благополучие зависит от качества трудовой деятельности работника .

Необходимость ответственности порождают осознанность действия и свобода воли (выбор). Следовательно, ответственность, осознанность и свобода – сопредельные понятия. Сознание проявляется в оценках человеком себя и своих поступков, а свобода указывает возможность действовать в осознанном направлении . Взаимосвязи трех категорий вытекают из такого соотношения: мера ответственности человека задается мерой его свободы и степенью осознанности им своего поведения (рис. 22.1).

При высокой степени сознательности и широких рамках свободы человека его социальная ответственность увеличивается. При низкой степени сознательности и широких рамках свободы человека его социальная ответственность уменьшается. При ограничении свободы сознание может гаснуть либо протестовать, а социальная ответственность – уменьшаться либо гипертрофированно расти до уровня борьбы за освобождение человечества. При низком уровне сознания ограничение свободы этически оправдано.

Уровень соотношения сознательности, свободы и социальной ответственности работника влияет на качество его жизни, что проявляется в пробуждении у него интересов к новому образу жизни и изменениях поведения, отношения к работе и окружающим людям. Удовлетворительное качество жизни характеризуется гармонией в социально-трудовых отношениях и поведении работников. Такая гармония возникает при определенном балансе в указанном соотношении, который может достигаться на разных уровнях развития личности. Высшее качество жизни, характеризующееся приоритетом этических и духовных потребностей, доступно

духовно свободной и ответственной личности, сознание которой одухотворено обретением высших ценностей и добродетелей. Улучшению качества жизни работников, реализации мудрой ее философии способствуют системы регуляции их социально ответственного поведения.

Самостоятельная работа

Постройте логические конструкции суждений о том, какое влияние оказывают факторы, указанные на рис. 22.1, на уровень соотношения сознательности, свободы и социальной ответственности работников, а также на их качество жизни.

  • Книга притчей Соломоновых // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Библейские общества, 1995. Пр. 16. Ст. 15. С. 606.
  • Монах Варнава (Санин ). Воздаяние. Указ. соч. С. 172.
  • Управление персоналом. Энциклопедия / под ред. проф. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 290.
  • Там же. С. 414.
  • Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учебник. М.: Гардарики, 2000. С. 259, 278.
  • Классификация видов социальной ответственности работников предложена Н. В. Родионовой.
  • Эмоциональный интеллект – это знание человека о том, что он чувствует, и его способность управлять этими чувствами, не давая им захлестнуть [душу]; способность мотивировать себя к творческому выполнению работы на высшем уровне; понимание того, что чувствуют другие и эффективное управление взаимоотношениями. Социальный интеллект – способность понимать эмоциональный характер других людей и умение учитывать их эмоциональные реакции. Эти способности и умения предполагают наличие таких компетенций, как эмпатия, умение выращивать и поддерживать талантливых людей, способность воспринимать другие культуры, ценить разнообразие и ориентация на клиентов и потребителей. (

1. Основные подходы к системе социальной защиты занятого населения

Место КСО в системе современных социально-трудовых и социально- экономических отношений заключается в виде одного из основных элементов механизма социальной защиты занятого населения. Роль КСО в регулировании социально-трудовых отношений состоит в развитии персонала, охране здоровья, создании безопасных условий труда, реализации социальных программ для работников предприятий и членов их семей.

Однако говорить, что КСО становится новой формой социально-трудовых отношений, было бы неверным. КСО – это концепция взаимоотношений между бизнесом и обществом, причем, бизнес и общество являются двумя взаимозависимыми институтами. Скорее, КСО и социально-трудовые отношения взаимодополняют друг друга, обогащаясь за счет развития каждой системы отношений. Ни концепция КСО, ни проявление новых качеств социально-трудовых отношений невозможны по отдельности.

КСО и современные социально-трудовые отношения образуют новую систему социально-экономических отношений в обществе, созвучную происходящим в мире изменениям.

КСО – это прежде всего социальная защита занятого населения.

Современный период российской истории, характеризующийся переходом от плановой формы хозяйствования к рыночным отношениям, выдвинул проблему разработки адекватной социальной политики государства в число первоочередных задач. В п.1 ст.7 Конституции Российской Федерации декларируется: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Процесс становления и развития социальной защиты, стержневой основы государственной социальной политики, должен охватывать все стороны жизнедеятельности человека, учитывать как особенности социально-трудовых отношений, так и проблемы нетрудоспособного населения. «Развитая система социальной защиты становится политическим содержанием массовой демократии. Политическая система не в состоянии добиться беспредельной лояльности масс и поэтому для придания легитимности своим действиям должна предлагать государственные и социальные программы, выполнение которых подлежит контролю».

Формирование системы социальной защиты работников становится одним из приоритетов проводимой социальной политики государства.

Вместе с тем, во многих современных исследованиях, посвященных социальной стороне жизни общества, социальная защита именно работающего населения незаслуженно игнорируется. Отчасти объяснение данному факту кроется в тексте самой Конституции РФ, в п.2 ст.7 которой направления социальной защиты обозначены так: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». В Конституции социальная защита работников обозначена схематично, в виде установления минимального размера оплаты труда и отдельных социальных гарантий при реализации некоторых социальных рисков.



Социальная защищенность - это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Социальная защита – это более конкретное понятие и сводится к работе по реализации прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» эти законы работать.

В мировой практике обозначились два подхода к решению проблемы социальной защиты граждан. В развитых капиталистических странах господствует позитивный подход, т. е. необходимость социальной защиты признается и практика выработала соответствующие механизмы ее решения.

В этих странах достигнута защищенность высоких стандартов. Она явилась результатом взаимодействия многих факторов, главные из которых следующие:

Функционирование экономики на основе рыночного механизма;

Постоянное проведение в стране эффективной законотворческой деятельности;

Деятельность правительства, направленная на обеспечение функционирования принятых законодательных актов;



Взаимодействие предпринимателей и профсоюзов в решении социально-экономических проблем.

2. Факторы, влияющие на социальную защищённость

Социальная защита во многом зависит от того, как эффективно взаимодействуют политические, экономические и социальные факторы, формирующие пространство жизнедеятельности людей. Политические факторы охватывают идеологию, законодательство, институциональную структуру государства и общества. Экономические (материально-вещественные) факторы определяют уровень материального благосостояния страны и ее населения. Социальные факторы (социально-психологические, морально-этические, религиозные компоненты жизнедеятельности) – степень гармонизации отношений между государством, обществом и индивидом.

В рыночной экономике эгоистические побуждения предпринимателей к получению максимально возможной прибыли определяют существующую тенденцию к минимизации издержек производства, включая заработную плату и социальные выплаты. Данная тенденция вне рамок внешних ограничителей и регуляторов приводит к ухудшению материального положения наемного персонала, а крайние ее формы ведут к деградации условий жизнедеятельности работников и членов их семей. Противостояние эгоистическим интересам предпринимателей, удержание на приемлемом уровне социального положения зависимых (а, следовательно, уязвимых) наемных работников является одной из основных политических функций государства. Целеполагающий смысл этой функции состоит в обеспечении устойчивого и динамичного развития общества, что предполагает сбалансированный учет интересов всех слоев и классов общества как целостного социального образования. Критериями эффективности функционирования государства являются показатели материального положения населения, продолжительность жизни граждан, отсутствие массовых социальных конфликтов и проявлений социального иждивенчества.

Необходимость гармонизации различных интересов наглядно видна при анализе трудовых отношений, в которых переплетены интересы, общие для работодателей и работников (по поводу необходимости обеспечения непрерывного процесса производства как основы их материального благополучия) и противоречащие друг другу:

Работодатель заинтересован в повышении прибыли (за счет экономии материальных и трудовых ресурсов);

- наемный работник - в безопасных условиях труда, достойной зарплате, приемлемой трудовой нагрузке и т.п.

В Конституции Российской Федерации сформулированы основные положения в области социальной защиты граждан. В частности, в ст.7 сказано: "В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированная минимальная оплата труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

Таким образом, конституционное, трудовое и социальное право представляют собой, по существу, национальную доктрину социальной защиты. Подобной точки зрения придерживается и аналитики, которые считают, что развитая система социальной защиты становится политическим содержанием массовой демократии. Политическая система не в состоянии добиться беспредельной лояльности масс и поэтому для придания легитимности своим действиям должна предлагать государственные и социальные программы, выполнение которых подлежит контролю.

В соответствии с имеющимися базовыми положениями международных документов, отечественной законодательной базой в рассматриваемой области можно выделить важнейшие принципы социальной защиты работников:

Социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, реализацию его прав на свободный труд, выбор профессии, места работы и обучения, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности;

Социальная справедливость в области трудовых отношений – равное вознаграждение за равный труд, право на безопасность и гигиену труда, сохранение здоровья, трудоспособности граждан, на социальные пособия в случае болезни, на высокий уровень компенсации постоянной утраты трудоспособности, обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве,

Всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально-экономического развития общества,

Минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации, обеспечение безопасности и достижение социального согласия в обществе по поводу установления уровней профессиональных и социальных рисков,

социальных гарантий по их минимизации и компенсации;

Многосубъектность социальной защиты, субъектами которой должны выступать государство (в лице министерств и ведомств), работодатели, профессиональные ассоциации и объединения (товарищества по страхованию), региональные органы управления;

Государственные гарантии, связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;

Заинтересованность всех основных субъектов защиты (государства, предпринимателей, товариществ социального страхования и широкого круга профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании соответствующих систем;

Солидарность всех субъектов социальной защиты на основе "социальных договоров", касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;

Экономическая и социальная свобода работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями профессиональных и социальных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциации, т.е. право объединяться в профессиональные союзы, товарищества и другие подобные организации в целях защиты своих прав;

Личная ответственность работников за сохранение своего здоровья и работоспособности, правильный выбор профессии, места работы с определенными уровнями профессионального и социального рисков;

Многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты;

От государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп, что позволяет реализовать дифференцированный подход к разным категориям защищаемых;

Многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты.

Объектами социальной защиты должны стать персонифицированные работник, а опосредованно - условия и оплата их труда, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты трудоспособности и реабилитационные услуги.

Корпоративная социальная ответственность - это во многом социальная защита занятого населения, т.е. часть социально-трудовых отношений.

Понятие социально-трудовых отношений логично связано с дефиницией «трудовые отношения». Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы в должности в соответствии со штатным расписанием, профессиий, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка (при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором) .

Таким образом, основными признаками трудовых отношений становятся выполнение работником определенной трудовой функции, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, возмездный характер выполняемого труда, обеспечение работодателем условий труда. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Если трудовые отношения выражают отношения в сфере труда, то социально-трудовые означают объективно существующие взаимосвязь и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.

Заметим, что до настоящего времени не определен единый подход к определению категории «социально-трудовые отношения», что доказывают различные толкования данной категории. В табл. 7.1 приведен ряд формулировок категории «социально-трудовые отношения».

Общим в представленных определениях является организованное взаимодействие работников и работодателей в процессе улучшения условий труда и повышения уровня жизни занятых на предприятиях.

Определение

Социально-трудовые отношения - это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни

Колосова Р.П., Меликьян Г.Г.

Социально-трудовые отношения - разнообразие экономических, психологических и правовых взаимосвязей индивидуумов и социальных групп, возникающих в процессах трудовой (производственной) деятельности, обеспечения рабочими местами и в связи с распределением и потреблением произведенного национального продукта

Збышко Б.Г.

Социально-трудовой называется та сфера социально-экономических процессов и отношений, в которой доминируют отношения по поводу общественных и производственных условий труда, по поводу его осуществления, организации, оплаты, дисциплины, по поводу трудовой этики, формирования и функционирования трудовых общностей и т.п.

Волгин Н.А., Одегов Ю.Г.

XXI в. характеризуется общемировой тенденцией интеграции национальных и международных норм и требований в области социально-трудовых отношений. Социальная политика многих индустриально развитых стран имеет единый вектор движения в сторону решения проблем достойного труда, повышения уровня жизни, безопасности, улучшения экологии .

Развитие социально-трудовых отношений происходит с учетом международных правовых основ, сформулированных в документах Организации Объединенных Наций, Международной организации труда, Европейского союза, наиболее эффективных законодательных и нормативных актов отдельных государств. Безусловный приоритет в разработке и совершенствовании основополагающих документов в области социально-трудовых отношений принадлежит Международной организации труда (МОТ).

Созданная в 1919 г. на основании Версальского мирного договора МОТ в качестве основной цели определила обеспечение мира во всем мире и устранение социальной несправедливости посредством улучшения условий труда. В настоящее время ее членами являются более 180 государств мира. Одна из основных форм деятельности МОТ - разработка и принятие на международных конференциях труда конвенций и рекомендаций по основным вопросам социально-трудовых отношений. Конвенции и рекомендации согласно уставу МОТ обязательны для представления органам законодательной власти каждой из стран .

Конвенции МОТ подлежат ратификации странами-членами и после этого становятся обязательными к применению в законодательной практике. Каждый член организации обязан в течение одного года после закрытия конференции, на которой была принята соответствующая конвенция, сообщить генеральному директору МОТ о ее ратификации и принятых законодательных актах.

За годы своего существования МОТ приняла множество конвенций. Основными принятыми и ратифицированными в области социально-трудовых отношений являются:

  • Конвенция № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947);
  • Конвенция №95 «Об охране заработной платы» (1949);
  • Конвенция № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949);
  • Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964);
  • Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973);
  • Конвенция № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981);
  • Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983);
  • Конвенция № 160 «О статистике труда» (1985);
  • Конвенция № 162 «Об охране труда при использовании асбеста» (1986);
  • Конвенция № 179 «О найме и трудоустройстве моряков» (1996);
  • Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999).

Количество ратифицированных конвенций МОТ отражает степень

демократичности трудового законодательства, цивилизованного регулирования социально-трудовых отношений в стране.

В отличие от конвенций рекомендации МОТ не носят статуса обязательного документа и ратификации не подлежат, однако каждая страна-участница представляет принятые рекомендации в соответствующие органы своей страны для оформления в виде закона или принятия других законодательных и нормативных мер реагирования. Рекомендации предназначены для создания ориентиров при выработке государствами - членами МОТ политики в сфере социальнотрудовых отношений, а также при разработке национального законодательства и практических мероприятий.

Наличие системы обратной связи позволяет МОТ контролировать процесс обязательного применения конвенций и отслеживать развитие трудового законодательства в отдельных странах. Приоритет МОТ в разработке и распространении среди стран-участниц теоретических и методологических принципов формирования социально-трудовых отношений дополняется значительной аналитической базой по развитию трудового законодательства и обобщающим накопленным опытом по решению наиболее острых проблем в сфере труда.

Одной из задач МОТ является оперативное реагирование и учет новых тенденций в экономике, производительных силах и социальнотрудовых отношениях в мире. В настоящее время дополнительным фактором, усложняющим рассмотрение направлений развития социально-трудовых отношений, стала глобализация.

Целью международно-правового регулирования труда является защита трудовых прав работников и их профессиональных организаций, улучшение условий труда и быта работников путем установления юридических и фактических гарантий этих прав. Это регулирование следует рассматривать как добровольно-обязательное и дополнительное к национальному законодательству в области трудовых отношений. Оно основывается на ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Россия. В основном это связано с деятельностью ООН, МОТ, СНГ. Кроме того, это достигается путем заключения Россией двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами либо включения международных норм в текст российских законов.

Основными правами каждого человека являются право на: труд, ассоциацию, свободу от дискриминации в трудовых отношениях, свободу от принудительного труда и некоторые другие. Свое правовое закрепление эти права находят в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. и вступил в силу 3 января 1976 г.).

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем международные договоры, подписанные и ратифицированные Россией, имеют приоритет перед внутренним законодательством [ 1 ].

Субъектами международно-правового регулирования труда на региональном уровне или на двусторонней основе могут выступать различные объединения государств. Так, в настоящее время отдельными полномочиями по этому вопросу обладают члены СНГ, образованного в 1991 г.

Источниками международно-правового регулирования трудовых отношений служат акты ООН и МОТ, региональных объединений государств Европы, Америки, Африки, Ближнего Востока, двусторонние и многосторонние договоры.

Во Всеобщей декларации прав человека, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., содержится ряд положений, касающихся трудовых отношений. Так, п. 2 ст. 21 Декларации провозглашает право каждого человека на равный доступ к государственной службе, ст. 22 - право на социальное обеспечение, ст. 23 - право на труд и защиту от безработицы, равную оплату, удовлетворительное вознаграждение за труд, создание профсоюзов и вхождение в них, ст. 24 - право на отдых, включая ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск. Юридически Всеобщая декларация прав человека принята в форме резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и не обладает обязывающим характером. Однако моральный авторитет Декларации позволил ей оказать значительное влияние не только на национальное законодательство, но и на ряд международно-правовых документов договорного характера, посвященных вопросам труда .

Второй важнейший документ ООН, закрепляющий трудовые права человека, - это Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах человека, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. Вопросам охраны труда в нем целиком посвящены ст. 6-9 (право на труд, справедливые и благоприятные условия труда, ассоциацию и социальное обеспечение), а также положения п. 3 ст. 10 (охрана труда детей и подростков) и п. 2 ст. 13 (профессионально- техническое образование) .

На региональном уровне источниками международно-правового регулирования социального обеспечения являются акты, принятые европейскими региональными объединениями государств: Советом Европы (СЕ), Европейским союзом (ЕС).

Функции регулирования социально-трудовых отношений на государственном уровне в Российской Федерации выполняют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Данная совокупность формирует систему государственного регулирования социально-трудовых отношений.

Задачами системы государственного регулирования социальнотрудовых отношений являются:

  • законотворческая деятельность в трудовой и смежных сферах;
  • контроль исполнения законов;
  • выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране (включая вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, уровня жизни, условий труда, конфликтных ситуаций и т.д.). Следует отметить, что в условиях рыночной экономики государственное регулирование трудовых отношений имеет ограниченный характер и нацелено на обеспечение граждан социальными гарантиями. Это выражается прежде всего в установлении при помощи нормативных правовых актов границ, в рамках которых должны действовать субъекты социально-трудовых отношений.

К таким нормативным правовым актам относятся трудовое и пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан и т.д.

Целями трудового законодательства являются:

  • установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;
  • создание благоприятных условий труда;
  • защита прав и интересов работников и работодателей.

Основные задачи трудового законодательства - создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управлению трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
  • разрешению трудовых споров.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются :

  • свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
  • запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  • защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
  • обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них; обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

  • обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
  • обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Законотворчество в области регулирования социально-трудовых отношений осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Трудовое законодательство РФ состоит из Трудового кодекса Российской Федерации (принят 30 декабря 2001 г.), федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

Трудовые отношения регулируются также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

  • указами Президента РФ (например, Указ Президента РФ от
  • 11.04.2014 № 232 «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации»);
  • постановлениями Правительства РФ (например, постановление Правительства РФ от 17.10.2011 № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях», постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 -2015 годы»);
  • нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (например, приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.11.2012 № 918н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями»);
  • нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
  • коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами.

Государством также разрабатывается и реализуется ряд краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ с целью решения отдельных вопросов, лежащих в социально-экономической плоскости. Такие программы также подразделяются на федеральные (призванные решать проблемы общенационального масштаба), региональные (связанные со спецификой отдельных территорий) и отраслевые (нацеленные на решение проблем отдельных отраслей).

В Российской Федерации в механизме государственного регулирования трудовых отношений задействованы три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений. На федеральном уровне законодательная власть в России представлена Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

Исполнительная власть призвана обеспечивать исполнение законов. На федеральном уровне органом исполнительной власти является Правительство РФ, формируемое Президентом РФ. Деятельность Правительства РФ охватывает все сферы жизни современного российского общества и регулируется соответствующими федеральными и отраслевыми министерствами. До административной реформы 2004 г. вопросами регулирования социально-трудовых отношений занималось Министерство труда и социальных отношений РФ (Минтруд)-

Судебная власть осуществляет регулирование в области социальнотрудовых отношений на уровне осуществления правосудия, заключающегося в наказании нарушителей, разрешении проблем и конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебная власть представлена системой судов различного уровня, а также Министерством юстиции РФ, которое участвует в формировании и реализации государственной политики, в том числе в области социально-трудовых отношений.

Тема 4. Социальные программы российского бизнес-сообщества.

Роль социальных программ и проектов в организации. Типологические основания и виды социальных программ. Принципы разработки и реализации социальных программ на организационном уровне. Благотворительность. Филантропия. Спонсорство. Оценка эффективности социальных программ.

Тема 5. Социальная отчетность компании: зарубежный и отечественный опыт.

Корпоративный социальный отчет. Ключевые аспекты составления социального отчета компании. Формы распространения социальных отчетов компании. Основные стандарты нефинансовой отчетности. Система КСО в европейских странах. Американская модель КСО.

Стандарты нефинансовой отчетности, применяемые в России. Распределение отчетов по отраслевой принадлежности компаний. Экспертная оценка нефинансовых отчетов в России. Рейтинг социальной ответственности.

Тема 6. Корпоративная социальная ответственность в системе социального партнерства .

Основные субъекты в системе социального партнёрства. Эволюция отношений и стратегий взаимодействия властных и предпринимательских структур. Основные модели взаимодействия власти и бизнеса: «добровольно-принудительная благотворительность», «торг», «социальное партнерство».

И социально-трудовые отношения. Социальное партнерство и международное регулирование социально-трудовых отношений. Корпоративная социальная ответственность и социальная защита занятого населения. Влияние государства на объем и направленность социальных инвестиций предприятий.

Тема 7. Проблемы этики и современное управление.

Этические стандарты и поведение в организации. Технологии разработки этических стандартов: содержание, виды и основные этапы. Кодексы корпоративной социальной ответственности. Принципы разработки и механизмы формирования приверженности. Проблемы этики бизнеса на международном уровне в условиях глобализации.

Тема 8 . Влияние КСО на имидж компании.

Природа корпоративного имиджа. Внутренний и внешний имидж. Процесс создания имиджа. Позиционирование организации в социальном пространстве. Имидж организации. Доверие, репутация, солидарность. Формирование специфической корпоративной культуры.

Тема 9. Стандартизация КСО.

Эффективность КСО и методы ее оценки.

Международный стандарт ИСО 14000 (экология и безопасность окружающей среды). Международный стандарт ИСО 18000 (Охрана труда и техника безопасности на предприятии). Международный стандарт ИСО 26000 (Руководство по социальной ответственности).

Существующие методики определения уровня корпоративной социальной ответственности, используемые в России. Методика оценки количественного индекса социальных инвестиций Методика оценки качественного индекса социальных инвестиций. Критерии оценки уровня развития КСО. Социальный аудит. Оценка PR эффектов. Рейтинги деловой репутации.

Задания для самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку рефератов и докладов в форме презентаций, решении кейсов по предполагаемой тематике.

VIII. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

    учитывает последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);

    • способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

      владеет современными технологиями управления персоналом (ПК-14);

      учитывает аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16)

      умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

    способен оценивать экономические и социальные условия предпринимательской деятельности (ПК-50)

IX. Образовательные технологии

проведение лекционных и семинарских занятий с использованием мультимедийных технологий; обеспечение студентов сопутствующими раздаточными материалами; использование кейс-технологий; использование интерактивных обучающихся технологий: дискуссий, круглых столов.

X . Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

А. Темы рефератов и докладов

          Корпоративная этика в формировании корпоративной социальной ответственности.

          Кодексы корпоративной социальной ответственности

          Имидж-технологии в формировании корпоративной социальной ответственности.

          Технологии репутационного контроля в повышении корпоративной социальной ответственности

          Социальные программы и проекты в организации.

          Типы социальных программ.

          Управление корпоративными социальными программами

          Неоклассические, менеджералистские и государственнические интерпретации социальной ответственности.

          Роль государства в развитии и поддержании КСО – правовое регулирование, налоговая политика, институциональная политика.

          Проблемы этики бизнеса на международном уровне в условиях глобализации.

Б. Вопросы для подготовки к экзамену

          Корпоративная социальная ответственность: понятие, сущность, значение

          Корпоративная социальная ответственность и социально-трудовые отношения

          Социальное партнерство и международное регулирование социально-трудовых отношений

          Корпоративная социальная ответственность и социальная защита занятого населения

          Социальные инвестиции.

          Социально значимые отрасли

          Социальная хартия российского бизнеса.

          Типы социальных программ компании

          Оценка эффективности корпоративных социальных программ

          Корпоративный социальный отчет.

          Международный стандарт ИСО 14000 (экология и безопасность окружающей среды)

          Международный стандарт ИСО 18000 (Охрана труда и техника безопасности на предприятии)

          Международный стандарт ИСО 26000 (Руководство по социальной ответственности)

          Инструменты конструирования положительного имиджа компании.

          Основные международные определения корпоративной социальной ответственности.

          Использование концепции стейкхолдеров в управлении компанией в современных условиях.

          Существующие методики определения уровня корпоративной социальной ответственности, используемые в России.

          Методика оценки количественного индекса социальных инвестиций.

          Методика оценки качественного индекса социальных инвестиций.

XI. Учебно-методическое и информационное обеспечение

А.Основная литература

Название книги

Место издания

Издательство

издания

Благов Ю. Е..

Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции.

Высшая школа менеджмента

Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф..

Корпоративная социальная ответственность

Дашков и К,

Мескон М.Х., М. Альберт, Ф. Хедоури

Основы менеджмента

Симхович В.А.

Корпоративная социальная ответственность. Философско-управленческие аспекты современного бизнеса

Тульчинский Г.Л.

Корпоративная социальная ответственность: Социальные инвестиции, партнерство и коммуникации

Справочники Петербурга

Б. Дополнительная литература

Джонсон Д., Шоулз К., Уиттингтон Р.

Корпоративная стратегия.

Виханский О.С.

Стратегическое управление

Гардарика

Корпоративная социальная ответственность. Управленческий аспект.

Орлов Е.В.

Корпоративная социальная ответственность

Н.Новгород:

Перегудов С.П., Семененко И.С.

Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии

Прогресс-Традиция

Стрижов С.А.. М., 2009.

Механизмы корпоративной социальной ответственности

Черныш М.Ф. и др.

Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания.

Ассоциация Менеджеров

В. Интернет-ресурсы

/ - журнал «Социология»

/socio/scipubl/socjour.htm - «Социологический журнал»

/socio/scipubl/socis.htm - «Социологические исследования» (социс)

/l/library - Электронная библиотека социологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

– портал по социологии, экономике и менеджменту

Портал по общественным наукам

– Ассоциация менеджеров

– Ресурсный центр «Социальной программы российского бизнеса»

– Фонд «Институт экономики города».

– Executive (Сайт сообщества профессионалов и менеджеров)

– Торгово-промышленная палата Российской Федерации (Комитет по деловой этике)

– Российский союз промышленников и предпринимателей

На английском языке:

. Социальные стандарты

www.accountability.co.uk – The Institute for Social and Ethical Accountability

– Global Reporting Initiative

– The Social Accountability 8000

– The Sunshine Standards

– SustainAbility Ltd

– Business for Social Responsibility

– Corporate Social Responsibility Europe

Uk – Institute for Business Ethics

– UN Global Compact

www.glob – Global Sullivan Principles of Social

– Dow Jones Sustainability Indexes

– The Domini 400 Social Index

– Principles for Business, The Caux Round Table

www.keidanren.or.jp – Keidanren Charter for Good Corporate Behavior

XII. Материально-техническое обеспечение:

Учебно-вспомогательные аудитории:

    Компьютерный класс

    Специализированный кабинет с мультимедийным оборудованием.