Собор святого януария в неаполе. Собор Святого Януария (Duomo di San Gennaro)

Праздник Святого Януария в Неаполе в Италии (Festa di San Gennaro)

Святой Януарий – это мученик, почитаемый как католиками, так и православными. Он жил в конце 3 – начале 4 в., был родом из знатной семьи, в юном возрасте принял христианство и стал епископом Беневенто – города недалеко от . Те годы отмечены гонениями христиан римским императором Диоклетианом и одними из его жертв стали диаконы Прокл и Созий из города Поццуоли, так же расположенного рядом. Они были схвачены и посажены в темницу.

Тогда Януарий стал их тайно посещать и проводить с ними литургию. Но однажды он был пойман и арестован. После чего все трое были приговорены к смертной казни. Сначала их бросили в печь, но огонь их не повредил, затем – отданы на растерзание зверям, но и звери их не тронули. Тогда они были обезглавлены. Это произошло в 305 г. 19 сентября, епископу Януарию тогда было всего 30 лет.

Все трое были похоронены в Поццуоли и впоследствии были причислены к лику святых. В начале 5 в. мощи Святого Януария были перевезены неаполитанским епископом Иоанном I в катакомбы под . С тех пор все события в неаполитанской истории в сознании его горожан были связаны с покровительством святого. А день мученичества Святого Януария 19 сентября считается Днём города .

С этим днём связано Чудо Святого Януария , известное ещё с 14 в. Оно состоит в том, что кровь святого, собранная во время его казни и уже, естественно, засохшая, имеет свойство разжижаться и даже закипать под действием молитв. Она хранится в специальных ампулах в реликварии и 19 сентября выставляется на поклонение верующим.

Церемония проходит в 9 часов утра под громкий звук молитв на неаполитанском языке и в присутствии высокопоставленных чиновников – мэра города и президента Кампании, а также большого количества зрителей. Если чудо происходит, то об этом сразу оповещает залпом пушка на . Если – нет, то это считается очень плохим предзнаменованием. Такое случалось несколько раз за всю историю, в том числе – перед началом Второй мировой войны в 1939 г., перед извержением Везувия в 1944 г. и перед сильным землетрясением в 1979 г.

2012-2018 © Достопримечательности городов и стран и путеводители по ним. Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.

Собор Святого Януария или Собор Успения Святой Марии (Duomo di Santa Maria Assunta) – это главный кафедральной собор Неаполя. Он построен в честь Святого Януария – покровителя города, чей сосуд с кровью хранится в этом соборе со времен Средневековья.

Готический вид собора одновременно с его эклектическим интерьером производит яркое впечатление. Внутри собора находится много значимых реликвий, древних фресок и мозаик.

Удобное расположение храма – в самом центре Неаполя – сделает осмотр этой важной достопримечательности еще более интересной.

История возникновения собора Святого Януария

Храм строился почти на протяжении целого века. Первый камень был заложен Карлом I Анжуйским во второй половине 13 века в том месте, где раньше стояли древние базилики. Окончательно храм был построен в начале 14 века уже во время правления внука короля Роберта.

Собор впитал в себя направления различных стилей, но основным остается его готический облик.

На протяжении всей своей истории храм неоднократно реконструировался, поэтому его капеллы и базилики по своему архитектурному стилю отличаются друг от друга. Последние изменения здания были осуществлены в 1974 году.

Архитектура собора Святого Януария

В архитектуре собора Святого Януария можно проследить наличие различных стилей, начиная от 13 века и заканчивая 19 веком. Он выглядит очень монументально, а в ясную погоду его белоснежный фасад очень красиво смотрится под лучами солнца.

Фасад

Внешне собор смотрится достаточно мрачно и готично. При взгляде на фасад чувствуется, что каждая из временных эпох привнесла в его облик свои декоративные элементы. На сводах храма красуются различные мозаики и живописные работы, выполненные известными мастерами.

Последний раз фасад был обновлен в 19 веке. Архитектором был выбран Энрико Альвино. Скульптуры, установленные на портале 15 века, выполнены Тино да Камайно.

Внутри собора

Внутренний интерьер собора выглядит очень богато и пышно, внутри находится большое количество важных реликвий. Как и в большинстве католических соборов того времени, здесь можно увидеть несколько капелл, относящихся к разным временным периодам.

Капелла Святого Януария (Reale cappella del tesoro di San Gennaro)

Это главная достопримечательность храма. Ее строительство было начато в 1608 году, а завершено только в конце 17 века.

Капелла Святого Януария представляет собой настоящее произведение искусства. Над украшением купола работал выдающийся Доменикино (Domenichino). А внутри капеллы хранятся красивейшие фрески работы Джованни Ланфранко (Giovanni Lanfranco), Хосе де Риберы (José de Ribera) и других известных художников, а также скульптуры знаменитых мастеров.

Здесь находятся сокровища Сан-Дженнаро. Наиболее примечательным экспонатом является богато украшенный бюст Святого Януария из серебра и золота, выполненный тремя французскими мастерами в 1305 году. Внутри бюста находятся мощи святого.

В 18 веке бюст был увенчан головным убором, вышитым изумрудами, бриллиантами и рубинами. Отдельного внимания заслуживает ожерелье, которое состоит из 13 золотых цепей и 4 крестов с драгоценными камнями, которые были принесены в дар правящими монархами.

Конечно, главное достояние крипты – это сосуд с кровью Святого Януария, впервые упомянутый в хрониках еще в 1389 году.

Базилика Святой Реституты и крестильня Святого Иоанна

Базилика вместе с крестильней находится слева перед алтарем и представляет собой самую древнюю часть храма.

Правда, современный вид базилики Святой Реституты – это уже значительно измененный вариант изначальной базилики, построенной в 13 веке. Так, в 18 веке под руководством архитектора Арканджело Гульельмелли вместо боковых неф были созданы капеллы, а на месте прежнего потолка появилась огромная фреска Джордано «Прибытие святой Реституты на Искью».

Также большое художественное значение имеет мозаика Лелло Орвиетского 1322 года — «Мадонна с младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой».

Кстати, мощи Святой Реституты до сих пор находятся в одной из капелл.

Изначально крестильня Святого Иоанна представляла собой часть базилики и была построена еще в 343 году во время правления императора Константина I Великого. Здесь интересны древние мозаики, относящиеся к 4 веку – «Явление Ангела женам-мироносицам», «Чудесное уловление рыбы», «Самаритянка и Брак в Кане», а также изображения апостолов и евангелистов.

Капелла семьи Капече (Cappella dei Capece Minutolo)

В капелле известного неаполитанского семейства Капече примечателен великолепный мозаичный пол 13 века, а также фрески, самые старинные из которых датируются 13 веком. Это фрески, созданные Монтано Аретинским под названием «Распятие» и «Святые Пётр и Павел».

В готической капелле также можно увидеть картины художников Джорджо Вазари «Святые покровители» и «Рождество», Луки Джордано «Новые святые покровители» и «Благовещение», Перуджино «Успение Богородицы».

Чудеса собора Святого Януария

В первую субботу мая и 19 сентября каждого года сосуд с кровью Святого Януария выносят на площадь и все пришедшие могут видеть, как закипает кровь в сосуде.

Чудо не произошло только два раза за всю историю со времени смерти святого – в 1527 году, когда на Неаполь обрушилась чума, и в 1979 году, когда произошло сильное землетрясение.

Считается, что, если кровь не закипает, то это дурной знак и стоит готовиться к худшему.

Как добраться до собора Святого Януария

Собор Святого Януария располагается по адресу Piazzetta Guglia del Duomo / Via Duomo в историческом центре Неаполя.

Часы работы

Собор открыт с 9.00 до 17.00 каждый день. Во время празднования Пасхи посетить собор можно до 14.00.

Стоимость посещения

По состоянию на 2019 год вход в собор бесплатный, кроме Капеллы Святого Януария, где хранятся сокровища.

Билет в Капеллу стоит 6 Евро без экскурсии и 8 Евро с экскурсией.

Официальный сайт собора Святого Януария www.museosangennaro.it .

Экскурсии по Неаполю

Хотите, чтобы экскурсию по собору Святого Януария для вас провел опытный гид? Да еще и показал Неаполь во всей красоте. Конечно, будет лучше, если ваш экскурсовод — местный житель, который познакомит вас с городом так, как никто иной.

Посмотрите самые интересные и необычные экскурсии на сайте .

В прошлом рассказе я уже упомянул, что помимо основного трехнефного пространства, построенного при Карле II Хромом, в состав собора Неаполя включен в качестве обширной боковой капеллы бывший кафедральный собор Санта-Реститута. На этом своеобразная матрешка не заканчивается: к правому нефу собора пристроено еще одно обширное здание, которое, стой оно отдельно где-нибудь в Н-ске, вполне сошло бы за собор. Эта пристройка называется Tesoro San Gennaro (не путать с одноименным музеем!), то есть Сокровищница святого Януария. Таким образом, кафедральный собор Неаполя состоит из трех по отдельности весьма больших зданий: 1) Санта-Реститута (IV век с последующими перестройками), 2)собственно собор (XIV век с множеством перестроек) и 3) Сокровищница святого Януария.
История почитания святого Януария в Неаполе - это предмет отдельного рассказа, без которого смотреть собор дальше будет неинтересно. Можно порекомендовать качественную статью в ПЭ: http://www.pravenc.ru/text/200381.html . Есть еще в русской Вики статья "Святой Януарий", но поскольку ее тоже писал я, ничего нового, по сравнению с тем текстом, который у вас перед глазами, Вы не почерпнете)))

1. Сухие антикварные изыски.
Первое упоминание о Януарии относится к 431 году, когда один из неаполитанских клириков в письме назвал Януария "епископом и мучеником, славой Неаполя". В Болонских актах (датируются VII веком) содержится уже подробный рассказ о мученичестве Януария. В VIII-IX веках т.н. Ватиканские акты фиксируют житие Януария в том виде, которое будет пересказано ниже.
Мартиролог блаженного Иеронима (V век) сообщает 2 даты праздников в честь Януария и его товарищей по мученичеству.
Т.о., судьба Януария совпадает с судьбой многих известных мучеников: современных сообщений об их подвиге нет, почитание зафиксировано в V веке.
2. Житие.
Януарий происходил из знатной беневентанской (город - часа полтора на поезде от Неаполя) семьи, в юности стал христианином, а около 30 лет -епископом в родном Беневенте. Во время гонений Диоклетиана в Путеолах (Поццуоли, полчаса на метро, линия 2, от Неаполя) был арестован диакон Соссий, а затем был схвачен прибывший навестить узника Януарий со спутниками Фестом и Дезидерием. Далее сюжет до боли повторяет сотню таких житий: узники на суде объявляют себя христианами, не соглашаются отречься от Христа и за это подвергаются всяким мучениям. Их бросают в раскаленную печь, а они остаются целыми; их приговаривают к отсечению головы, но судья (или палач, версии разнятся) внезапно слепнет, а затем исцеляется по молитве мучеников; их бросают к зверям в Путеольском амфитеатре (есть такой, мы туда еще съездим), но зверям они не по вкусу. Наконец, узники взмолились к Богу о прекращении мучений, после чего им все-таки отсекают голову.
Казнь состоялась в окрестности Путеол, рядом вулканом Сольфатара (еще одно великолепное место - позже , даже кино будет). Там же мученики и были погребены. Последующие легенды (появились в XIV веке, о причине сами догадаетесь) сообщают, что некая благочестивая вдовица, которой Януарий явился во сне и исцелил от слепоты, собрала в сосуд пролитую кровь священномученика. На всякий случай, заостряю внимание: Януарий не родился, не жил и не умер в Неаполе. Он был епископом Беневента (сейчас Беневенто) и умер в Путеолах (сейчас Поццуоли)
3. Януарий путешествует во времени и пространстве.
Итак до начала V века о существовании Януария нет письменных известий. До V века у Неаполя патроном был первый епископ Агриппин, но он, вот незадача, не был мучеником. Дольняя неаполитанская церковь удачно прошла через гонения и не дала Церкви горней ни одного мученика)))
И вот неаполитанский епископ Иоанн I (414-432 годы) обрел в Путеолах мощи Януария и перенес их в находящиеся севернее городских стен Неаполя катакомбы. С этого момента начинается слава Януария. Уже в 431 году о нем впервые упоминают письменные источники. В катакомбах (они очень скоро стали именоваться его именем: ) находятся многочисленные изображения Януария, причем он, как и легко узнаваемые апостолы Петр и Павел, никогда не подписывается: его, очевидно, узнают "в лицо". Над гробницей Януария устраивается крипта епископов, в которой похоронены, судя по всему, все епископы - преемники Иоанна I, затем эта крипта становится пресвитерием огромной подземной базилики. Паломники прибывают, желающие быть похороненными рядом с мучеников - тоже (люди смертны).
И тут в 831 году происходит катастрофа: беневентский князь Сико (по-итальянски Sicone) осаждает Неаполь, хоть и неудачно, и забирает из катакомб мощи святого Януария. Неаполь, как мы помним, был полуавтономным дукатом (герцогством) Византии (см. ), а в Беневенто восседали лангобардские правители, желавшие вытеснить Византию с "сапога". А если добавить к этому, что Януарий был вообще-то епископом Беневенто, а Неаполь "присосался" к славе мученика, то действия Сико кажутся вполне объяснимыми. Лишившиеся главной святыни катакомбы Сан-Дженнаро постепенно приходя в упадок.
С этого момента судьба мощей распадается на две сюжетных линии.
3а. Голова святого Януария.
Этот ценнейший артефакт неаполитанцы сумели сохранить у себя. Одновременно со строительством нового кафедрального собора решил устроить и новый реликварий для святой головы. Около 1305 года провансальскими мастерами (Прованс также принадлежал Анжуйской династии) был изготовлен позолоченный серебряный реликварий в виде бюста, в голову которого (бюста, разумеется) и была помещена голова. Голову (вместе с реликварием, конечно) можно видеть в Сокровищнице святого Януария:

По мере того, как росла слава святого Януария, бюст все более украшался. Внимание: последующий абзац взят из местного путеводителя и лишь переведен мной на русский, поэтому за аутентичность местному письменному источнику отвечаю головой))) Хоть это и кажется невероятным, но
"В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами. В 1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье , состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:
— крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,

— крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,

— крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,

— крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий"
Только представьте себе, каким первым парнем казался Януарий в перенаселенном бедняками городе. При этом никто ни разу не посмел коснуться этих ценностей, настолько был велик страх перед святым покровителем. К сожалению, XX век породил чудовищ, ни во что не ставящих святого, и все эти бриллианты пришлось убрать подальше. Я был свято уверен, что именно эти побрякушки и показывают в музее Tesoro. Увы, это не так, поэтому идти туда в поисках золота-бриллиантов нет смысла.
3б. Мощи святого Януария.
Мощи, перенесенные, выражаясь языком официальном, а, если без церемоний, просто стибренные князем Сико, были помещены в . В 1154 году (так в путеводителе, по логике истории - в 1156 году) сицилийский король Вильгельм I Злой победил папу Адриана IV (с XI века Беневенто принадлежал папам) и экспроприировал экспроприированное: мощи были перевезены в бенедиктинское аббатство , где они и находились в безвестности. В 1497 году неаполитанский архиепископ Алессандро Караффа договорился с братом кардиналом Оливьеро, который был коммендатором аббатства, о возвращении мощей в Неаполь.
В настоящее время мощи находятся в крипте под главным алтарем собора. Там обустроен алтарь со стеклянной передней стенкой, куда и помещена терракотовая урна с костями:

В 1964 году мощи вскрывались и исследовались учеными. Установлено, что кости принадлежат мужчине средних лет, ростом 1,90 м; урна лангобардской работы выполнена в VI-iX веках. Так что явных противоречий с изложенной историей не обнаружилось.
Я к моменту приезда в Неаполь был наслышан о культе святого Януария, поэтому-то и нахожусь по сию пору в легком недоумении. Никаких следов какого-то особого почитания: свечей, вотивных подношений и стоящих на коленях богомольцев я так и не обнаружил. Неаполь, с таким трудом добывший мощи своего покровителя, сосредоточил всю свою любовь к святому на еще одном любопытнейшем артефакте.
4. Кровь святого Януария.
Первое упоминание об этом артефакте относятся к 1389 году, когда по сообщению хроники 17 августа произошло необъяснимое чудо. Но по порядку.
Кровь святого Януария представляет собой нечто, находящееся в запаянных ампулах. Ампулы хранятся в Сокровищнице святого Януария в особом хранилище, за серебряными дверями (дар короля Карла II Испанского, последнего из Габсбургов), ключи от которых хранятся у нескольких человек. Три раза в году (19 сентября - день смерти святого, 16 декабря - день чудесного избавления Неаполя от извержения Везувия, суббота перед первым воскресеньем мая - память пересения мощей из Путеол в Неаполь) ампулы извлекают из хранилища и помещают рядом с главой Януария (п. 3а). Из некоторых источников следует, что главу и ампулу в эти дни переносят из собора в базилику Санта-Кьяра, другие источники об этом умалчивают, так что этот вопрос еще для меня не прояснился. Как бы то ни было, но после соединения двух артефактов (главы и ампулы) нечто,находящееся в ампуле, разжижается, а иногда вскипает. Это и есть знаменитое чудо святого Януария.
Сам я этого чуда не видал, на youtube.com полно роликов, можете глянуть.
5. Неаполь и святой Януарий - странное партнерство.
Взаимная любовь города и святого, как и полагается, увенчалась законным союзом))) В 1527 году напуганные ужасами эпидемии и войны неаполитанцы, в лице своих 6 представителей, подписали со святым Януарием (вот уж не решился бы я ставить подпись за святого, а ведь кто-то это сделал) договор. И даже заверили нотариально. Горожане пообещали святому воздвигнуть достойную капеллу для хранения реликвий, а святой обещал за это всяческую помощь и споспешествование. В 1608-1646 году неаполитанцы выполнили свою часть договора: Сокровищница была построена.
Сама по себе капелла оставляет странное впечатление. Она настолько перегружена барочной живописью и серебряными изделиями, что трудно сосредоточить свое внимание на чем-то конкретно. Здесь есть Доменикино, здесь есть Рибера, здесь есть Лафранко. Все это обрамлено серебром и золотом, ярко освещено; в общем - великолепно, по частям - и фотографировать нечего.
Каждая приходская церковь Неаполя прислала тогда в Сокровищницу серебрянный бюст своего приходского святого. Эта свита (51 серебряная статуя) следовала за реликвиями святого Януария во время торжественных процессий. Вернуть себе статую на время приход мог, только оставив залог в размере стоимости самой статуи. Большинство статуй по-прежнему стоят на посту по обе стороны от алтаря святого Януария, некоторые перемещены в музей.

Отдельные чудеса святого Януария, изображенные в Сокровищнице, вызывают восхищение, но некоторые истории я бы назвал стебными и, как бы помягче выразиться, попахивающие пусть не язычеством, но по крайней мере не-христианством. Вот, например, что произошло в 1631 году. Началось извержение Везувия, причем поток лавы направлялся к городу. Неаполитанцы бегут в собор с требованием поскорее извлечь из хранилища реликвии Януария и пойти с ними крестным ходом навстречу лаве. Как помним, двери хранилища нужно было открывать несколькими ключами, находившимися у разных честных людей. Проблема была в том, что сии достойные мужи давно сбежали, бросив обреченный город.на произвол стихии. Чтобы скрыть сей постыдный факт, каноник объявил собравшимся, что святой Януарий - прирожденный аристократ и не будет выходить из своего храма по требованию какой-то черни. В возмущенной толпе послышались крики, что в отличие от Януария Христос - приемный сын плотника, и Он-то несомненно поможет Неаполю. К такому повороту событий каноники были не готовы, и им пришлось взять Святые Дары и пойти навстречу гибели. Увы, продолжает легенда, Дары не помогли. И тут (внимание!) Януарий посрамил своих нетерпеливых подопечных. На пути лавы был мост со статуей святого, и вдруг на глазах паникеров статуя подняла руку, и... извержение прекратилось.
Не знаю, насколько эта история учит христиан быть христианами, но случившееся стало причиной установления третьего праздника в честь святого Януария - 16 декабря.

Я думаю, все читатели уже провел мысленные параллели с еще одним повторяющимся ежегодно событием, о нем же срамно и глаголати. Параллели можно проводить и далее. Как и в случае с БО, неслучившееся чудо предвещает, по мнению неаполитанцев, немыслимые бедствия. Такое несколько раз случалось: кровь святого Януария так и не вскипела накануне начала Второй Мировой, перед последним крупным извержением Везувия в 1944 году и (только не смейтесь!) проигрышем Napoli в финале Кубка Италии. Поэтому если чудо почему-то запаздывает, в соборе поднимается шум и гвалт. Местные приходские ведьмы, называющие себя родственницами святого Януария, осыпают его немыслимой бранью. Обычно святой Януарий уступает таким необычным мольбам.

В истории был случай чуда не по расписанию. На рубеже 1798-1799 годов французская революционная армия генерала Шампионне овладела Неаполем, король Фердинанд IV бежал на Сицилию, и в городе была провозглашена Партенопейская республика. За республику и французов выступало незначительное меньшинство горожан, а большинство только и ждало случая расправиться с "вольтерианцами" (вкратце просходившее описано здесь: ). Тогда Шампионне приказал соборному духовенству выставить для поклонения ампулы с кровью святого Януария и молить его о незапланированном чуде, причем если чудо бы чудо не произошло, клирики подллежали расстрелу. Чудо произошло ко всеобщему ликованию 24 января 1799 года, после чего горожане поголовно стали республиканцами.
6. Вместо эпилога.
Как я уже говорил, чудо регулярно происходит по сей день три раза в год, по установленному расписанию. Попытки объяснить происходящее предпринимались неоднократно. Самым удачным было предположение, что в ампуле находится вещество, переходящее из твердого в жидкое состояние в результате встряхивания (неизбежно при извлечении из хранилища), но в таком случае неясно, почему иногда чудо так и не происходит. Защитники чуда утверждают, что на спектрограмме отчетливо видно присутствие внутри ампулы гемоглобина, а, значит, там действительно кровь. Отслеживание баталий защитников и противников чуда не входит в круг интересов автора этого рассказа, так что Вам, дорогие читатели, предоставляется возможность делать выводы самим. Или не делать никаких выводов. Тем более, что ампулы никогда не вскрывали. Тем более, что чудо продолжает регулярно совершаться.

Еще раз напомню, что музей Tesoro San Gennaro - очень дорогой, а ожидаемых сокровищ там почему-то не показывают. Вполне можно сэкономить трудовые евро, тем более, что в других местах их придется отдавать - иначе много интересного пропустите.

В следующий раз мы с тобой, читатель, пойдем по средней Декумане - виа Трибунале и посмотрим таящую сюрпризы церковь Сан-Лоренцо-Маджоре. Строгая готика, величественные гробницы, античные развалины под ногами ничего не подозревающих прохожих ожидают и манят...

Кровь святого Януария не превратилась в жидкость.
Католики уверены: Это знамение грядущей катастрофы

В субботу 21 декабря 2016 года в день памяти священномученика на церемонии в Неаполе, не произошло вскипание святой крови великомученика Святого Януария. Чудо не свершилось,засохшая кровь, которая находится в герметичной стеклянной ампуле не превратилась в жидкость.
Данное событие навело верующих на мысли о грядущих бедствиях в 2017 году.
В Католической церкви чудо разжижения крови святого совершается три раза в год в день его памяти:
в субботу перед первым воскресением мая - первое перенесение мощей Януария из Поццуоли в Неаполь (V век),
19 сентября в день мученичества святого Януария,
16 декабря (спасение Неаполя от извержения Везувия в 1631 году).

Чудо происходит при извлечении закрытого сосуда, в котором хранится кровь, и помещении её вблизи реликвария с главой Януария в кафедральном соборе Неаполя.
Ритуал проходит таким образом.
Местный епископ берет в руки драгоценную реликвию собора - прозрачную чашу с красно-бурым порошком, читает молитву, и порошок превращается в пенящуюся густую жидкость, по виду напоминающую кровь.
Весь ритуал может занимать от нескольких минут до многих часов.
И происходит это при огромном скоплении верующих и туристов.
Ведь в католическом мире «чудо святого Януария» сравнимо с православным схождением Благодатного огня на Пасху в иерусалимском храме Гроба Господня.
Ампулу выставляют на всеобщее обозрение примерно на сутки, пока жидкость снова не превратится в порошок.
Однако в двадцатом веке были случаи, когда чуда не происходило:
в 1939 году - перед началом Второй мировой войны,
1944 году - перед извержением Везувия,
в 1980 году - перед сильным землетрясением.

В связи с последним случаем в среде верующих появились опасения, что отсутствие чуда разжижения крови святого, то есть отсутствие реального чуда является зловещим предзнаменованием будущих общественных или природных катаклизмов.
Хотя настоятель неапольской часовни Винченцо Де Грегорио поспешил успокоить паству и предостерег от уныния: «Мы не должны думать о катастрофах и бедствиях. Мы люди веры, и мы должны продолжать молиться».
Но, учитывая складывающуюся ситуацию в Италии и Европе – с политической ситуацией, социальной напряженностью, упадком Веры во Всевышнего, нагнетанием СМИ псевдоугрозы со стороны России, миграцией народов с Ближнего Востока … становится наверное понятно предостережение Господне для западной толерантной и самой демократичной цивилизации о том, что вы встали на шаткий путь!
Святой Януарий традиционно считается покровителем Неаполя, и жители города всегда ждут этого чуда.
Святой Януарий жил в конце III – начале IV века н.э. Он происходил из аристократической семьи, в молодости принял христианство и стал первым епископом Беневенто, города в итальянском регионе Кампания.
Во время правления римского императора Диоклетиана епископ подвергся гонениям за веру.
Епископа Януария и его сподвижников арестовали и бросили в печь, но они остались невредимы. Затем их отдали на растерзание львам, но звери не стали на них нападать.
В конечном итоге было решено обезглавить Януария и других христиан.
Это событие произошло 19 сентября 305 года.

Ну, что же! Будем ждать вытекающих событий из-за отсутствия вышеуказанного чуда!

Послесловие.
Ученые неоднократно пытались разобраться с кровью Святого Януария. В 2005 году 19 сентября исполнилось 1700 лет со дня казни мученика. Примерно через тридцать минут после начала молитвы кардинал Микеле Джордано объявил о свершении чуда - «кровь стала жидкой». В городе начались празднества. Но хорошее настроение горожанам и туристам испортили ученые из итальянского комитета по изучению паранормальных явлений (аналог нашей Комиссии по борьбе с лженаукой при Российской академии наук). Представители комитета доктор Маргарита Хак и Луиджи Марколло объявили, что сумели повторить это чудо в лабораторных условиях, используя ингредиенты, «которые были доступны даже древним алхимикам».

- «Чудо» происходит от того, что священник, беря в руки ампулу, встряхивает ее, - рассказывает доктор Хак. - И в этом весь секрет. Ведь сам процесс превращения порошка или затвердевшей пасты в жидкость в результате механического воздействия ученым известен давно.
Он называется тиксотропия от греч. thixis - прикосновение и trop - изменение.
Нам оставалось найти подходящие вещества заявили представители от науки.

У Ватикана была возможность подтвердить чудо, - утверждал Луиджи Марколло. - Мы несколько раз обращались с просьбой предоставить нам частичку «крови» для исследования. Но получали отказ.

Подобно алхимикам, ученые начали проводить эксперименты «на ощупь», проверяя десятки различных компонентов из числа тех, которые могли быть в наличии у экспериментаторов 600 - 700 лет назад. Единственное, в чем они были точно уверены, - жидкость в ампулах похожа на кровь - имела красно-бурый цвет.
Значит, в ее состав должно было входить железо. Как и в человеческую кровь.
Изготовить тиксотропную жидкость-пасту, напоминающую по цвету и плотности кровь и превращающуюся в жидкость от сотрясения, ученым удалось еще в 1991 году.
Но тогда они использовали вещества, которые не могли быть получены в XIV веке, - ведь первое «явление крови святого Януария» произошло в 1389 году.

В состав первой «лабораторной крови Януария» входят вода, хлорид натрия, карбонат кальция и один из хлоридов железа. Процесс изготовления занимает несколько дней. Нужно лишь знать концентрации веществ. Хлорид натрия и карбонат кальция достать не проблема. Первый добывают на солевых месторождениях - это обычная поваренная соль; второй - обычный мел или толченые морские ракушки. Но вот нужный хлорид железа в природе, по крайней мере в Италии, не встречается.
Заменить хлорид железа ученым-скептикам было нечем. Дело о «крови Януария» пришлось прекратить на десять лет. Пока на глаза не попался геологический доклад, где говорилось о том, что в застывшей лаве Везувия найден минерал молизит, состоящий как раз из нужного вещества! Везувий расположен примерно в 12 километрах от Неаполя. Вулкан до сих пор считается действующим и за последние 2000 лет извергался около 60 раз.

Вода, соль, порошок из ракушек и застывшей лавы... Кровь Януария получилась как настоящая.

Косвенным доказательством нашей правоты, - добавлял Марколло, - является странная концентрация всевозможных религиозных «кровяных» артефактов в окрестностях Неаполя. Сохранились свидетельства, что в средние века существовало еще несколько сосудов с «оживающей кровью» разных святых. Но к ХХ веку все они куда-то исчезли. Наша версия: в основе подобных чудес - одна и та же технология с использованием лавы Везувия. Впрочем, это лишь мое предположение. Я не желаю оскорбить чувства верующих, но хочу докопаться до истины, получить для анализа частицу подлинной крови святого Януария из неапольского собора.

Но поддаваться на провокацию ученых католическая церковь конечно не собирается. Распечатывать ампулы для проведения исследований никто тоже не будет.
Кардинал Микеле Джордано объявил, что в 1989 году реликвии уже показывали ученым. Несколько итальянских химиков проводили спектральный анализ «жидкой крови». Ампулу освещали светом и «ловили» лучи на выходе. По изменению спектра света можно определить примерный состав вещества, сквозь который он проходил. Заключение было таково: в ампуле присутствует гемоглобин - основа человеческой крови. Впрочем, известно, что химики, проводившие анализ, были далеко не атеистами. Наоборот, ревностными католиками. Возможно, от этого скептики остались неудовлетворенными. Более того, намекнули, что в состав гемоглобина входят белок и ионы все того же железа. Так что спектрометрия не может дать точного заключения.
Единственный выход - вскрыть ампулу и взять вещество на анализ.
Но, увы! Пока этого не дано!

Одно понятно, что когда кровь святого не вспенивается грядут несчастья, поэтому натуральный там порошок крови в пузырьках или творчески обработанный гениями древности состав – это не умоляет чуда и соответственно последствий в отсутствии его.

В Неаполе, на протяжении множества столетий ежегодно происходит дивное явление, так называемое «чудо крови» святого Януария. Мученик сей за веру Христову пострадал в 305 году по Рождеству Христову. Как гласит предание, одна из благочестивых жен, присутствовавшая при казни, собрала в пузырек некоторое количество крови.

Этот сосуд она сохраняла дома в реликварии. С тех времен и берет начало этот необъяснимый феномен. А именно, свернувшийся сгусток вдруг «оживает» и переходит в жидкое состояние. Научные исследования показали, что это настоящая человеческая кровь, имеющая все свойства крови живого человека. Это чудесное явление повторяется ежегодно 19 сентября в день мученической кончины святого, а также в первое воскресенье мая, иногда 16 декабря и еще в случаях особых событий.

Если верить легендам, святого Януария было не так-то легко убить. В 305 г. римский император Диоклетиан приказал бросить его в очаг, который пылал в течение трех дней, но Януарий вышел оттуда целым и невредимым. Его бросили диким зверям, но они принялись лизать его ноги. И тогда он был обезглавлен. Некоторое время спустя одному неаполитанцу явился призрак Януария и указал, где находится его отрубленная голова (которая во время казни закатилась в густые заросли). Не успели соединить голову с туловищем, как появилась та самая женщина со склянками крови. Когда она подошла ближе к телу, затвердевшая кровь начала пузыриться и снова стала жидкой.

Это чудо противоречит элементарным законам физики и физиологии человека. Ученые стоят перед сложной загадкой, пытаясь что-либо пояснить. Высохшая за период, прошедший с IV-го века, кровь внезапно переходит в жидкое состояние! На глазах многих паломников она изменяет цвет, объем, плотность… И все это происходит в определенные дни, из года в год, независимо от погодных «оживает» порой прямо при открытии металлического реликвария, где пребывает святыня. Такое изменение крови случается самопроизвольно, несмотря на просьбы и устремления людей. Так, в 1976 году, после 8 дней моления у святыни сотен христиан, кровь святого Януария осталась в свернутом состоянии.

Феномен святого Януария, которого сами итальянцы называют Дженнаро, наблюдается уже 600 лет. Если кровь остается сухой, обычно следует трагедия. Так, в 1527 году разразилась чума, унесшая 40 тысяч жизней, а в 1979 году - последний раз, когда чуда не произошло, - 3 тысячи человек погибли в результате сильного землетрясения на юге страны.

Физики и гематологи согласны, что пребывание крови на протяжении 1690 лет в морфологически неизменяющемся состоянии, а также внезапные изменения в объеме и плотности, переход в жидкое состояние и возвращение к исходному сгустку - все это невозможно оценить с научных позиций. Современная наука не может дать ни одного более или менее толкового объяснения происходящего таинственного явления. Многочисленные пробы лабораторного воспроизведения этого феномена потерпели фиаско.

Иногда сгусток растворяется, лишь в незначительной степени изменяя объем. Бывает, что кровь поднимается значительно и заполняет весь сосуд, а бывает - занимает лишь небольшое пространство. Для ученых шокирующим остается факт, что временами изменяется также плотность крови. Цвет может варьировать от ярко-алого до темного или ржавого цвета. Парадоксальным представляется сам процесс перехода крови из сгустка в жидкое состояние. Иногда это происходит мгновенно, а иногда процесс длится несколько минут или целый день Все эти факты являются очевидным противоречием элементарным законам физиологии и физики. Каждый прекрасно понимает, что в тепле кровь быстро сворачивается и высыхает. Но не наоборот!

Спектрографический анализ крови показал, что это настоящая артериальная человеческая кровь без всяческих химических или иных примесей. Версия добавления к крови еще во времена средневековья каких-либо субстанций полностью отпадает, поскольку археологические исследования доказывают, что сами флакончики и их пробки относятся к IV-му веку и что флакончики невозможно вскрыть иначе как разбить. Кровь святого Януария дивным образом не подчиняется элементарным законам природы, а если бы подчинялась, то давно уж испортилась и обратилась бы в прах.

Итальянский ученый Гастон Ламбертини после многолетних исследований пишет: «Закон сохранения энергии, основы поведения коллоидов (желеобразование и растворение), теория старения органических коллоидов, биологические эксперименты, касающиеся уплотнения плазмы - на таком фоне субстанция на протяжении многих столетий бросает вызов всякому закону природы, не могущему объяснить того, что сверхъестественно. Кровь святого Януария это сгусток, который живет и дышит, это не просто реликвия, а знамение жизни вечной и воскресения».

Один из очевидцев события в свою очередь отмечает: «Оживание крови - это знак существования жизни вечной и призыв к вере в Воскресение Христа и воскресение плоти всех людей, когда-либо живших на земле».

Святой Януарий потому и принял мученический венец, что Христос был для него наивысшей Ценностью. Историки утверждают, что это произошло в 305 году в городе Поццуоли. Он был епископом города Бенвенуто. Во времена гонений первохристиан при императоре Диоклетиане (234 - 313 года) был схвачен диакон Соссус. Епископ Януарий возмущенно запротестовал против несправедливого ареста своего диакона. В ответ на это наместник той области Драконций взял под стражу самого епископа и вынес ему смертный приговор. Во время казни 19 сентября 305 года одна женщина из христиан собрала во флакончики его кровь. Ныне кровь святого Януария хранится в кафедральном соборе Неаполя, в часовне, возведенной в честь чудесного избавления города от чумы 1526 года. В середине металлического шкафа находится мастерски исполненный реликварий, а в нем две ампулки IV-го века. Одна из ампулок побольше и на две трети заполнена кровью. В меньшей ампулке крови совсем немного. Оба сосуда запечатаны чрезвычайно твердой мастикой шестнадцать столетий назад.

Все научные изыскания в этой связи могли производится лишь при помощи спектрального анализа. Каждый год 18 сентября, в дни мученической кончины святого Януария около собора в Неаполе собираются толпы народа, чтобы на следующий день стать очевидцами дивного явления «оживания» крови святого. Кровь остается в жидком состоянии еще восемь последующих дней. Ну а после, на поверхности появляются пузырьки и кровь тайным образом превращается в сгусток.

Конечно же, есть и вполне прозаические объяснения феномена. Так, например, в конце XVIII в. Неаполь захватили войска Наполеона. Солдат заинтересовали легенды о превращении застывшей крови в жидкость, а когда священники принесли свое сокровище, армейский химик заявил, что предполагаемая кровь - это воск, который плавится, когда его незаметно подносят к пламени свечи, французы разбили священные реликвии, но позднее они были восстановлены и торжественные церемонии возобновились.

В 1921 г. английский врач Фредерик Ньютон Уильямс, будучи в Неаполе, посетил больничную аптеку. В это время в аптеку пришел прислужник из собора и попросил сделать «обычную микстуру для завтрашнего праздника». Аптекарь приготовил смесь из бычьей желчи и сульфата натрия, а своему гостю сказал: «Как видите, чудеса бывают и в наши дни. Только теперь они творятся в аптеках».