Стрельниковой а н полное имя. Дыхательная гимнастика А

В 77 лет Александра Николаевна Стрельникова носила облегающие платья 48-го размера и туфли на каблуках. Никакие диеты она не признавала и не соблюдала. Обожала сладкое и мучное, баловалась на ночь пирожными. К тому же не любила готовить, питалась где попало, чем попало и когда попало. При этом у нее никогда не было ни гастрита, ни колита. Сама она объясняет этот парадокс тем, что на протяжении многих лет несколько раз в день делала свою гимнастику...
Неожиданную нормализацию веса отмечали многие, кто занимался дыхательной гимнастикой по Стрельниковой. Эффект достигается за счет улучшения работы всех центров головного мозга, включая пищевой.
Парадоксальной же эту гимнастику называют потому, что в естественных условиях мы делаем вдох, когда распрямляемся или раскидываем руки. Здесь - все наоборот. На вдохе делается наклон, грудная клетка сдавливается, зажимается верхушка легких. Воздух идет в нижний отдел, и легкие наполняются на 100%. В кровь поступает гораздо больше кислорода.
Но делать правильный стрельниковский вдох нелегко. Тренироваться нужно активно, увлеченно, самозабвенно. Если техника безупречна, тело наслаждается движениями, а не изнывает от них. Основной комплекс - это 12 упражнений, каждое из которых в норме выполняется 96 раз. Тем, кто хочет сбросить лишние килограммы, обычно рекомендуют делать основной комплекс 3 раза в день (по 30 минут утром, днем и вечером).
Но начинать самостоятельно осваивать гимнастику не стоит - лучше посоветоваться со специалистом и учесть противопоказания. Например, при повышенном артериальном, внутриглазном давлении, камнях в печени, почках и близорукости более 5 диоптрий нельзя низко наклоняться, а при сердечно-сосудистых заболеваниях не рекомендуется высоко поднимать ноги.

ДЫХАНИЕ ВОСТОКА
Пожалуй, больше всего оздоровительных методик, основанных на дыхательных упражнениях и медитации, пришло к нам с Востока. Поэтичные названия, фанатичное упорство и погружение в восточную философию. Восток - дело тонкое.

Цигуи
Это самая сложная, пожалуй, система психофизического воздействия на человека. В двух словах о ней не рассказать. Снижение веса происходит за счет общей гармонизации организма, нормализации работы желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей. Цигун не подходит сердечникам, нельзя заниматься во время обострений хронических заболеваний, а также при болезнях, сопровождающихся кровотечением, гнойничках на коже.

Цзяньфэй
В переводе с китайсквго означает "сбросить жир". Те, кто занимался, утверждают, что первый килограмм уходит за 2-3 дня, еще 5-7 кг - спустя 2 месяца. Исчезает ощущение голода, удастся без особых усилий сократить количество пищи или вообще персстать на некоторое время есть. При этом ни ослабления организма, ни головокружений нет.
С помощью 3 видов дыхательных упражнений - "волна", "лягушка" и "лотос", которые нужно выполнять 3 раза в день по 30-40 минут, можно годами сохранять стройную фигуру и поддерживать прекрасное состояние здоровья. Так утверждают авторы, ссылаясь на то, что упражнения стимулируют кровообращение, обмен веществ, снимают усталость, поднимают тонус.
Упражнения в принципе не сложны, хотя и имеют ряд ограничений для тех, кто страдает сердечно-сосудистыми, желудочно-кишечными или другими серьезными заболеваниями. Женщинам в период месячных эта методика противопоказана.

ВОЛНА: лечь на спину, ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни стоят ровно, одну ладонь положить нэ грудь, другую на живот. При вдохе расправить грудь, втянуть живот. При выдохе, наоборот - втянуть грудь, надуть живот.
Частота дыхания должна приближаться к нормальной (если появляется легкое головокружение, дыхание нужно чуть замедлить). При желании упражнение можно делать стоя, сидя, даже при ходьбе или езде на велосипеде. Чтобы погасить голодный приступ, обычно хватает 40 полных вдохов-выдохов.
"Волну" гонят в первые дни занятий. Затем - лишь когда ощущается голод. Если же после 60 "волн" сильное чувство голода не уходит и возникают неприятные ощущения, значит, твой организм - крепкий орешек и даже девятому дыхательному валу не по силам.

Ноу-хау по-китайски
Не обязательно постигать сложности древних методик, утверждают современные китайские рефлексотерапевты. Пользу фигуре и здоровью можно принести, просто посвятив несколько минут в день упражнениям на мужской и женский тип дыхания (брюшное плюс грудное). Верхнее (грудное) дыхание насыщает кровь кислородом, а значит, усиливает обменные процессы и сжигает жир. Нижнее (брюшное) заставляет пищу лучше усваиваться, устраняет запоры, повышает тонус мышц брюшного пресса. В результате подтягивается живот и исчезают складки на бедрах.
Для глубокого вдоха сначала нужно выпятить живот, опуская диафрагму. Потом заполнить воздухом грудь приподнимая плечи. Затем надо держать дыхание на несколько секунд и приступить к выдоху. Начинать выдох нужно "сверху": oопуская плечи, сжимать грудную клетку и только потом втягивать живот (подтягивая под ребра диафрагму). Ни в коем случае нельзя делать ошибку, которую китайцы называют "песочные часы", когда при выдохе сначала подтягивается диафрагма, только потом опускаются плечи. Таким образом легкие сдавливают сразу с двух сторон и, с точки зрения древнекитайской медицины, пережимают "чудесный меридиан" - один из основных энергетических каналов нашего тела.

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС!
Попробуйте самый простой и доступный комплекс, взяв 3 упражнения трех известных авторов: Г. Шаталовой, Г. Чайлдерс и Стрельниковой. Какие из этих упраж нений делать, как их комбинирован и сколько им уделять времени, решает каждый сам. Единственное, что может препятствовать дыхательным упражнениям, - тесная одежда.

1. Дыхание животом
Г С. Шаталова считает, что дыхание нижней частью живота - наиболее эффективное дыхательное упражнение. Такую гимнастику сидя или стоя надо выполнять 10 минут. Одну руку положите на грудь, другую - на среднюю часть живота. При глубоком вдохе носом максимально "надуваем живот", при выдохе через рот (губы в трубочку) медленно выпускаем воздух. Одновременно можно выполнять "незаметные" упражнения: сжимать-разжимать кулаки или менять попеременно позиции ног без движения торса.

2. Дыхание бодифлекс для плоского живота
медленно и равномерно выдохнуть через рот весь застоявшийся в легких воздух (губы в трубочку)
быстро и агрессивно вдохнуть через нос
резко выдохнуть весь воздух через рот, как можно ниже опуская диафрагму
закрыть рот, задержать дыхание и втянуть живот, считая мысленно до 10, наклонить вперед голову, подтягивая вверх желудок (представьте, как органы брюшной области буквально засовываются под ребра)
расслабиться и вдохнуть, почувствовав, как воздух врывается в легкие. На этапе выдоха и втянутого живота добавьте "незаметные" упражнения руками или ногами Эта дыхательная схема годится и при ходьбе.

3. Ладошки
Это одно из упражнений системы А. Н. Стрельниковой. Встать прямо, согнуть руки в локтях (локти вниз) и "показать ладони зрителю". Сделать подряд 4 резких ритмичных вдоха носом ("шмыгнуть" 4 раза), одновременно сжимая и разжимая кулаки. Опустить руки, отдохнуть 3-4 секунды. Еще 4 коротких, шумных вдоха - и снова пауза. Плечи должны быть неподвижны. Выполнять упражнение можно стоя и сидя.

ХРОНИЧЕСКИЙ НАСМОРК. АДЕНОИДЫ. ГАЙМОРИТ
БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА И БРОНХИТ — 100% помогает уже через месяц.
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ И НЕРВНЫЕ БОЛЕЗНИ: ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА
ГИПЕРТОНИЯ
ВЕГЕТОСОСУДИСТАЯ ДИСТОНИЯ
НЕВРОЗЫ. НЕВРИТЫ. ДЕПРЕССИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ:
САХАРНЫЙ ДИАБЕТ
НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИИ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА: ОСТЕОХОНДРОЗ
БОЛЕЗНИ СУСТАВОВ

Почему-то считается, что человека нужно учить правильно читать, петь, рисовать, а вот учить дышать не нужно. Но это в корне неверно! Большинство людей, к сожалению, дышат неправильно, и из-за этого у них возникает масса болезней.

«Будете заботиться о своем дыхании, проживете долго и счастливо» , - так сказал много веков тому назад один индийский мудрец. И это не пустые слова. Тысячи людей освоили методики правильного дыхания. И какие же замечательные слова благодарности они говорят тем, кто обучил их, как выздороветь без таблеток и дорогостоящего лечения!

Изучение механизмов дыхания и попытки взять под контроль этот важнейший физиологический процесс берут начало еще в первобытном обществе. Изучая себя как часть природы, человек отмечал неразрывную связь между характером дыхания и состоянием здоровья . Начало жизни человека и животного совпадало с началом дыхания, последний вздох убитого врага или умирающего соплеменника означал прекращение жизни.

История разработки метода

Дыхательная гимнастика Стрельниковой представляет собой несколько сотен быстрых движений тела, при которых вдохи выполняются в конце движений со сжатой или не имеющей возможности расширяться грудной клеткой. Вот почему методика называется «парадоксальная».

Этот метод открыла для себя мать Александры Николаевны - Александра Северовна Стрельникова, которая, так же как и дочь, была преподавательницей пения. Она занималась постановкой голоса, к ней старались попасть на занятия люди, работа которых была связана с пением. Первоначально Александра Северовна даже не предполагала, что ее дыхательная гимнастика сможет лечить людей.

Александра Николаевна Стрельникова в юности часто страдала от сердечных приступов; однажды ночью, когда невозможно было получить медицинскую помощь, начался один из самых тяжелых приступов. Тогда Александра Николаевна вспомнила о дыхательных упражнениях . Она стала дышать, как учила мать, превозмогая боль. К утру удушье отступило, сердечный ритм нормализовался. С той поры она стала регулярно заниматься парадоксальной гимнастикой и в преклонном возрасте не знала тех недугов, которыми страдает большинство пожилых людей: у нее не было проблем с сердцем, ее миновала болезнь века остеохондроз, у нее никогда не повышалось давление .

В послевоенные годы Александра Николаевна жила в Москве и работала в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, а затем педагогом-вокалистом в ДК железнодорожников. Она сама была прекрасной певицей, но же так, как мать, предпочла сцене обучение певческому искусству, используя семейную методику. Ей нравилось наблюдать, как развивались у людей, имевших посредственные от природы данные, прекрасные сильные голоса.

У матери и дочери Стрельниковых занимались многие из прославленных певцов и актеров (к ее помощи в разное время обращались Людмила Касаткина, Андрей Миронов, Алла Пугачева, Максим Штраух, Лариса Голубкина и многие другие) . Отзывы были такие впечатляющие, что Александра Николаевна решилась подать документы на получение патента на дыхательную гимнастику. Этот патент был ей выдан под названием: «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса». Но случилось это спустя полвека, в 1972 г.

Постепенно Александра Николаевна стала замечать, что ее метод не только помогает при восстановлении голоса, но и способствует оздоровлению всего организма, прежде всего органов дыхания. Особое внимание Стрельникова уделяла лечению бронхиальной астмы . Один из излеченных пациентов, Михаил Щетинин, стал ее учеником и последователем. Он до сих пор практикует этот метод, разработал новые комплексы упражнений для различных заболеваний и опубликовал собственные данные, полученные после усовершенствования метода.

До сих пор по поводу метода Стрельниковой врачи не имеют единого мнения. Однипризнают его и считают замечательным средством для лечения многих заболеваний, особенно заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной систем. Другие отрицают его пользу, стараясь не акцентировать внимание на тех случаях, когда гимнастика спасла людям здоровье. Третьи хотят получить то самое научное обоснование, которое так и не дала Александра Николаевна.

Она умерла более 20 лет назад, в сентябре 1989 г., а созданная ею гимнастика благополучно «самообосновалась». Теперь любой желающий может ее изучить и применить на практике.

Преимущества данного метода

По мнению многих специалистов, дыхательная гимнастика Стрельниковой хороша тем, что: . сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьбой, бегом, плаванием;.· восстанавливает функции органов, разрушенных болезнью; . является отличной профилактикой болезней, доступна всем людям;.· положительно влияет на организм в целом - в работу включаются все мышцы; . для занятий гимнастикой не требуется особых условий - специальной одежды (спортивный костюм,кроссовки и т. д.), помещения и пр.; . после первых занятий объем легких значительно увеличивается;. дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетки; . гимнастика показана и взрослым и детям. Рекомендуется гимнастика при следующих заболеваниях:

. астма и хронические заболевания бронхов и легких;
. риниты (хронический насморк);
. гаймориты, бронхиты;
. пневмонии;
. сахарный диабет и его осложнения;
. неврозы и неврогенные заболевания;
. гипертония;
. астеноневроз с гипотонией;
. язвенная болезнь (вне обострения);
. заикание;
. потеря голоса;
. стенокардия;
· ИБС.

Кроме того, дыхательная гимнастика активизирует иммунную систему и защитно-приспособленческие механизмы организма , способствует преодолению стрессовых состояний, избавлению от избыточного веса и никотиновой зависимости . Дыхательная гимнастика является эффективным дополнительным средством при использовании других методов терапии (традиционных и нетрадиционных), в особенности при лечении длительных хронических заболеваний.

Упражнения активно включают в работу все части тела : руки, ноги, голову, брюшной пресс, позвоночник. Поэтому гимнастика дает хорошие результаты при лечении детей и подростков , страдающих сколиозами: она ликвидирует сутулость, а тело делает более гибким и пластичным. Подросткам, отстающим в физическом развитии, гимнастика Стрельниковой помогает подрасти (способствует правильному формированию всех органов и систем, особенно в период полового созревания).

Излечивает гимнастика Стрельниковой и заикание, причем самое сильное, когда попытки помочь заикающемуся подростку со стороны логопедов и даже гипнотизеров оканчиваются неудачей. В этих случаях помимо дыхательной гимнастики необходимы еще и специальные звуковые упражнения для преодоления ларингоспазма, которые назначаются каждому заикающемуся индивидуально.

«Если систематически выполнять предлагаемые упражнения (дважды в день - утром и вечером - по 1200 вдохов-движений за одно занятие), - сказал в интервью газете „Помоги себе сам“ ученик Стрельниковой М. И. Щетинин, - результат не замедлит сказаться. Стрельниковская гимнастика лечит комплексно: благотворно влияет на общие обменные процессы, укрепляет нервную и иммунную системы, улучшает дренажную функцию бронхов.

Кроме того, она восстанавливает нарушенное носовое дыхание (без всякой хирургии!) , нормализует функционирование сердечно-сосудистой системы, улучшает кровообращение, тормозит развитие деформаций грудной клетки и позвоночника.

Помимо этого, упражнения нашей дыхательной гимнастики активно включают в работу все системы и органы: руки, ноги, голову, таз и плечевой пояс, брюшной пресс и т. д., вызывая положительную реакцию всего организма. А так как все упражнения выполняются с коротким и резким вдохом через нос при пассивном выдохе, усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода».

В чем суть дыхательной гимнастики Стрельниковой и ее принципиальное отличие от других методик?

Дыхательная гимнастика Стрельниковой названа парадоксальной, потому что во время вдохов грудная клетка не расширяется, как обычно, а сжимается (охватывается руками либо удерживается от расширения за счет наклонов и поворотов туловища). В традиционных же дыхательных упражнениях вдох делается на фоне движений, расширяющих грудную клетку (например, при разведении рук в стороны), а выдох - при движениях, ее сжимающих (например, при поворотах).

«Настороженность и даже недоверие к моей гимнастике были вызваны тем, что она идет вразрез со многими теориями, в том числе и с учением йогов, - говорила А. Н. Стрельникова. - Ведь дыхательные упражнения йогов рекомендуется начинать по возможности с наиболее полного выдоха. А их упражнение „Рубка дров“ состоит в основном из интенсивных выдохов. Ну а я рекомендую обратное…»<

Первое действие новорожденного - вдох . Выдох - результат вдоха. «Какой же смысл тренировать и причину, и следствие? - спрашивает себя Стрельникова и отвечает: - Достаточно тренировать причину, чтобы результат сам собою изменился» . Думая только о вдохе и оставляя выдох, так сказать, на произвол судьбы, Стрельникова создала гимнастику, сохраняющую естественную динамику дыхания и вырабатывающую самый удобный для задержки вдох.

По ее словам, такая тренировка вдоха увеличивает самый важный резерв организма - воздушный, благодаря чему возрастает жизнеспособность организма. «Вот почему результаты нашей гимнастики, - говорит Александра Николаевна, - оказались куда значимее, чем мы ожидали».

Возникает вопрос: какой же вдох удобнее для задержки? По словам Стрельниковой, когда человек ждет какого-то важного события, внимательно за чем-то следит или, например, подкрадывается, прячется, он затаивает дыхание естественным образом.

Затаить дыхание - означает придержать запас воздуха, чтобы с его помощью пережить трудные мгновения и приспособиться . Александра Николаевна с матерью стали тренировать вдох мгновенный, ротовой, страстный. Так были найдены соответствующие вспомогательные движения, подсказанные инстинктом. Но ротовой вдох отрабатывается лишь в чистом и теплом воздухе, делать его надо очень точно, иначе горло будет сохнуть. Этот вдох шире и поверхностнее носового.

Носовой вдох глубже, не боится холода и пыли, отлично избавляет от насморка . Поэтому Стрельниковы начали тренировать носовой вдох на фоне тех же движений, что и ротовой, такой же эмоциональный. Это и определило основные постулаты парадоксальной гимнастики.

Эмоциональный вдох - активный и естественный. В естественных условиях нашим пращурам для выживания приходилось наблюдать, прислушиваться и не тянуть вдох, а тревожно принюхиваться. «Без зрения жить можно, - отмечает Александра Николаевна, - без слуха - можно, без дыхания - нельзя!

Принюхиваться ежеминутно теперь не нужно, поэтому современные люди ослабили активность вдоха, важнейшей функции организма. Парадоксальная гимнастика легко восстанавливает эту активность именно потому, что вдох в ней - эмоционален».

Итак, гимнастика Стрельниковой тренирует лишь вдох (выдох пассивный, самопроизвольный!), который производится в конце каждого физического движения, когда мышцы работают с наибольшей нагрузкой и когда, согласно традиционным дыхательным методикам, надо делать выдох.

Однако, несмотря на такой парадокс, упражнения не приводят к усталости и одышке, а, наоборот, урежают дыхание. Легочная вентиляция при этом возрастает в 5- 6 раз, но синхронная с вдохами интенсивная физическая нагрузка на многие мышцы удерживает углекислоту в организме на постоянном уровне, близком к физиологической норме.

Энергетический выход такого частого дыхания на фоне физической нагрузки высок. При шумном коротком вдохе носом идет активное насыщение коры головного мозга кислородом: ликвидируется спазм сосудов, исчезают хронические головные боли, улучшается память. Дыхание проводится на фоне движения. При этом сама мускулатура развивается, потому что получает нагрузку. Восстанавливается, как мы теперь говорим, энергетический баланс организма. Дыхание включает спящий процесс саморегуляции.

АРТРИТ
АРТРОЗ
ОСТЕОПОРОЗ
ТРАВМЫ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕЗАБОЛЕВАНИЯ МУЖСКОЙ ПОЛОВОЙ СФЕРЫ:
ПРОСТАТИТ
АДЕНОМА ПРЕДСТАТЕЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
ИМПОТЕНЦИЯ
ВАРИКОЦЕЛЕ
ФИМОЗ
КРИПТОРХИЗМ
ЭНУРЕЗ
БЕСПЛОДИЕ

тьей из сестер Стрельниковых, о существовании которой я и не подозревал. В очень преклонном возрасте живет она сейчас в Австралии, практически обездвижена, больна тяжелой неизлечимой болезнью. Более 60 лет Нина Николаевна пыталась разыскать свою мать и сестер. Уже после гибели Александры Николаевны прочитала о дыхательной гимнастике Стрельниковой в одной из российских газет, где, к счастью, был указан мой адрес и даже телефон.

Единственная оставшаяся в живых из троих сестер, Нина Николаевна написала мне о том, о чем так и не успела рассказать Александра Николаевна.

Их отец, Николай Дмитриевич Стрельников, был красивым мужчиной, старше своей жены - Александры Северовны. Ей было 17, а ему - 37, когда они познакомились на уроках пения у Давыдова... Мама, как пишет Нина Николаевна, удрала с уроков из школы, и они явились к родителям, уже обвенчавшись.

Лето 1919 года застало Александру Северовну и трех ее дочерей, Александру, Нину и Татьяну, во Владивостоке, куда их занесло революционной бурей. Сюда перебралась, спасаясь от красного террора и сестра Александры Северовны Лидия с мужем. А главу семьи, Николая Дмитриевича, девочки видели в последний раз на станции Зима. О дальнейшей его судьбе Нина Николаевна не могла мне больше ничего сообщить. В ее памяти только осталось, что отец много играл с дочерьми, любил сажать их себе на плечи...

В 1924 году Лидия Северовна с мужем уехали в Харбин, забрав с собой Нину - очень слабенькую девочку, чтобы помочь Александре Северовне содержать семью. С тех пор Нина Николаевна больше не видела мать и сестер.

"А ведь я когда-то собиралась переплыть Амур!" - сказала мне однажды Александра Николаевна (она всю жизнь была прекрасной пловчихой, а в юности - даже чемпионкой Новосибирска).
Теперь, спустя несколько лет после ее гибели, я узнал, почему она хотела это сделать! Она мечтала повидаться с сестрой! Но именно тогда она встретила "такие чудесные синие глаза" (из письма младшей Александры сестре Нине, которое та более чем через полвека после его получения переслала мне в Москву), что..."Из-за этих "голубых глаз", - напишет мне Нина Николаевна из Австралии, - Шурка раздумала переплывать Амур и удирать в Харбин. Вышла замуж. Но неудачно. Мама написала: "Шура несчастлива в браке, разошлась. И вообще забудьте о нашем существовании".

Шел 1934 год, в СССР начинались сталинские репрессии.
На старых фотографиях, присланных мне с другой части земного шара, семья Стрельниковых запечатлена на даче с поваром-китайцем и на пикнике с друзьями - белогвардейскими офицерами. Детская память Нины Николаевны Стрельниковой на всю жизнь запечатлела портрет матери, где она изображена в полный рост рядом со стулом из черного дерева ("из спинок стульев мы, дети, пытались выковыривать фарфоровые медальончики в бронзовой оправе").

Александра Северовна Стрельникова была в молодости необычайно красивой женщиной. У моей наставницы на фортепиано стоял тот самый портрет ее мамы в молодости (к сожалению, портрет после гибели А.Н. Стрельниковой пропал). Чудом сохранилась любительская фотография, на которой один мой пациент заснял меня на фоне этого портрета.

Судьба пощадила А.С. Стрельникову и ее дочерей. Их не коснулись репрессии.
В довоенные годы Стрельникова-старшая уже применяла отдельные упражнения будущей уникальной системы дыхания. Просматривая старые бумаги Александры Николаевны, я обнаружил документ из Народного комиссариата здравоохранения, присланный на имя А.С. Стрельниковой, в котором говорилось: "Ваше предложение под названием "Метод лечения астмы дыхательной гимнастикой" поступило в бюро изобретений Техсовета Наркомздрава СССР 29 апреля 1941 года, зарегистрировано под № 4268 и направлено на заклю1-чение. Результаты Вам будут сообщены".

Но разразилась война, и было уже не до гимнастик.
Как же все началось? Из чего возникла эта уникальная система?

Бессчетное количество раз слышал я от Александры Николаевны одну и ту же фразу, которую она произшь сила на своих лекциях: "Когда я, молодая певица, потеряла голос, мама стала искать способ его восстанов-

ления. Так постепенно была изобретена гимнастика,". o Александра Николаевна не любила рассказывать о себе, и лишь по отдельным фразам, по некоторым замечаниям я смог представить себе, как все начиналось.

Они жили тогда с мамой в Сокольниках, в старом одноэтажном доме, в котором когда-то были "конюшни. Мать и дочь Стрельниковых знали лишь в узком кругу столичных певцов. Их дыхательная гимнастика улучшала красоту тембра, расширяла диапазон голоса у тех, для кого пение было профессией, и "делала" голос тем, кто хотел петь, не имея на это особых природных данных.
Стрельникова-младшая в то время была очень больна. От тяжелых, упорно повторяющихся, всегда с равной периодичностью, приступов боли в груди у нее начало сдавать сердце. Стрельниковы имели обширные связи в медицинском мире Москвы, но, увы, никто из врачей, даже самых известных, не в силах был помочь Александре Николаевне.

И вот однажды, осенней ночью, Стрельникову-дочь Вывела из забытья резкая боль в груди, сковавшая все тело и комом подступившая к горлу. "Мама! - закричала Александра Николаевна. - Я задыхаюсь!"

Телефона в доме не было, до ближайшего автомата - целый квартал, Александра Северовна в ужасе распахнула на-етежь все окна в комнате, чтобы дочери было легче дышать. Но легче не стало... И тогда, судорожно ловя ртом воздух, младшая Александра вдруг подумала: "Стрельниковская гимнастика!" Не "моя", не "наша", а именно стрельниковская! Собрав последние силы, со стиснутыми зубами, она стала шумно нюхать воздух, делая по 4 коротких, резких вдоха; И через несколько мгновений поняла, что доживет до утра.

Именно в эти страшные минуты мать и дочь осознали, что создали не только дыхательную гимнастику, возвращающую голоса актерам и певцам, но что-то го-

раздо большее, что-то, что может сделать человека здоровым! Так было положено начало новой оздоровительной системе.

МАТЬ И ДОЧЬ

Перед войной Александра Северовна жила в Новосибирске, она работала в местной филармонии педагогом-вокалистом, а Стрельникова-младшая проживала в Москве, ее пригласили петь в Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Когда началась война, Александра Николаевна переехала к матери в Новосибирск. Здесь она руководила художественной самодеятельностью, разъезжая с агитбригадой по Новосибирской области,

В 1953 году Александра Николаевна вернулась в Москву, привезя троих учеников-вокалистов. Двое из них поступили в Московскую консерваторию, третий - в Институт имени Гнесиных. Чуть позже перебралась в столицу и Александра Северовна. Дочь стала работать педагогом-вокал истом в Центральном Доме культуры железнодорожников, а мать - с артистами Московской государственной эстрады.
Молва об удивительной гимнастике, благодаря которой голос звучит чище и звонче, постепенно распространялась по Москве. К Стрельниковым на уроки пения стали приходить известные певцы и драматические артисты.

Народная артистка СССР Людмила Касаткина (тогда уже известная всей стране актриса, снявшаяся в фильме "Укротительница тигров"), побывавшая на уроках у Стрельниковых, убедила руководство Театра Советской Армии взять в штат этих уникальных педагогов, за считанные дни ликвидировавших у нее кровоизлияние в голосовые связки, которое поликлиника Большого театра не могла вылечить в течение нескольких месяцев. Из этой же поликлиники к Стрельниковым начинают направлять певцов и актеров хирург-фониатр В.А. Загорянская-Фельдман и врач-оториноларинголог Д.А. Шахова. Из лоркабинета Института имени Гне-синых к Стрельниковым стали приходить студенты-вокалисты, а также дикторы, учителя с "сорванными" голосами, направляемые фониатром В. Л. Чаплиным.

Окрыленная поддержкой научных светил и своим успехом, Александра Николаевна решается подать во Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы (ВНИИГПЭ) заявку на изобретение.

Ей было что регистрировать. Ее дыхательная гимнастика не только восстанавливала певцам дыхание и голос, но и вообще необычайно благотворно воздействовала на организм в целом.
28 сентября 1973 года ВНИИГПЭ впервые в истории музыки зарегистрировал авторское право преподавательницы пения на "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса", установив его приоритет от 14 марта 1972 года. Свидетельство было зарегистрировано под № 411865.
Сколько раз потом этот документ будет выручать А.Н. Стрельникову! Сколько раз она будет мне говорить: "Какое счастье, что у.меня есть авторское свидетельство, иначе меня бы уже давно стерли с лица земли!"...

Применение стрельниковской дыхательной гимнастики на практике показало, что спектр болезней, при которых она помогает, очень широк. Об уникальной целебной гимнастике стала писать центральная пресса. Но вместе с народным признанием росло и неприятие официальной медицины. Высокопоставленные чиновники из Минздрава не хотели мириться с тем, что какая-то "самозванка", у которой не только медицинского, но и педагогического образования, в общем-то, не было, посмела проникнуть на их "территорию" и делать то, что им самим не удавалось. Используя предоставленное в их распоряжение новейшее медицинское оборудование для различных исследований, пульмонологи тем не менее оказались, как сейчас выражаются, неконкурентоспособными перед методикой Стрельниковой.

Александры Северовны Стрельниковой уже не было в живых. Через несколько лет после получения дочерью свидетельства, закрепляющего за ней право на изобретение "Способа лечения болезней, связанных с потерей голоса", Стрельникова-старшая в возрасте 88 лет скончалась от тяжелых травм, полученных в результате наезда автомобиля. (Страшное совпадение: ее дочь смерть тоже будет подстерегать на улице.)

К сожалению, я не знал Александру Северовну, так как познакомился с Александрой Николаевной в начале 1978 года. К тому времени она переехала из Сокольников в крохотную квартирку на улице Тухачевского. Видел лишь хранившуюся у Александры Николаевны старую любительскую кинопленку, на которой ее мать выходит в сад и садится в кресло-качалку. Кадры длятся несколько секунд.
- Маму любили все, - рассказывала мне Александра Николаевна. - И она очень по-доброму относилась к людям. Я - совсем другая, я не могу любить всех!
- Шуренька! - сказала как-то Людмила Ивановна Касаткина, когда мы с Александрой Николаевной были у нее в гостях. - Вы знаете, как я к вам отношусь...
Но какая у вас была мама! Она была святая!

Только через несколько лет после моего знакомства с Александрой Николаевной она как-то призналась, что незадолго до смерти Александра Северовна сказала ей:

Через год к тебе придет мальчишка, его будут звать так же, как и твоего мужа (второй муж Александры Николаевны, Михаил, погиб в 1943 году). Научи его всему, он будет лечить после нас!
- Почему ты сказала "ко мне", мама? - спросила удивленно Александра Николаевна. - Почему не "к нам"?
- А меня уже не будет в живых, дочка! - ответила старшая Стрельникова.

"ЯЗЫЧНИЦА"

Александра Николаевна Стрельникова не только была замечательным педагогом, но и сама обладала прекрасным голосом. Она считала, что это в немалой степени заслуга дыхательной гимнастики.
Когда в 1953 году в Московской консерватории прослушивали ее учеников-вокалистов, консерваторские светила засомневались: "То, что они все прекрасно поют и владеют хорошей школой, еще не доказывает правильности методики... Вы, Александра Николаевна, просто собрали лучших самодеятельных певцов Москвы!"

И тогда Стрельникова встала и затянула "каторжное" по сложности исполнения ариозо Кумы ("Глянуть с Нижнего") из оперы П.И. Чайковского "Чародейка". Все оцепенели... Замерев от восторга, слушали женщину, чьи заслуги они еще несколько минут назад отвергали. Ну как же! Какая-то выскочка говорит о собственной методике постановки голоса, идущей вразрез со всеми общепринятыми рекомендациями, традиционными для певческих школ Англии, Франции и даже Италии!
Декан вокального факультета Гуго Натанович Тиц буквально впал в прострацию, а бывшая солистка Большого театра профессор Елена Катульская воскликнула: "Боже! Какая певица!.. Я отказываюсь участвовать в этой гнусной травле!"...

Каждый раз, присутствуя на домашних "сабантуях" у Александры Николаевны, где собирались певцы и актеры, которым мать и дочь Стрельниковы когда-то "чинили" голоса или которых просто учили петь, я давился слезами, слушая, как исполняет Александра Николаевна неаполитанские народные песни и романсы Вертинского... А так, как пела она русскую народную песню "Ноченька", не споет больше никто и никогда! Она обладала таким темпераментом и страстью, что, казалось, будто ее энергия может сокрушить все на своем пути.

Стройная, порывистая, стремительная... Рассыпанные по плечам рыжие волосы, пронзительный, демонический взгляд горящих глаз...
И голос, этот необычайный голос... Те, кому довелось его слышать, будут помнить всю жизнь.
Когда она пела, хотелось плакать... Она пела так, как будто ее сжигали на костре!
"Язычница!" - говорила она о себе.

А еще эта талантливая женщина писала стихи. Вот одно из поздних ее четверостиший:

На пороге Зимы я хочу
Увлекаться на час, опьяняясь...
Не торгуясь - за все заплачу!
И ни в чем никогда не раскаюсь!

У Александры Николаевны было какое-то сверхъестественное внутреннее чутье: она не могла объяснить, по каким признакам, но совершенно точно определяла болезнь человека, достаточно ему было сделать несколько упражнений гимнастики.

Уже потом, через несколько лет совместной работы, я понял, что по тому, как человек двигается, как он дышит, как он смотрит, она могла сказать, чем он болен.

Но были и другие случаи настоящего ясновидения, Помню, как-то летом мы отдыхали с Александрой Николаевной в Крыму, в Судаке. Вдруг неожиданно на пляже ее охватило сильное беспокойство. Я спросил, в чем дело.

Что-то случилось, - сказала Александра Николаевна и, немного подумав, глядя на морской горизонт, добавила: - Случилось в театре... - и еще через несколько секунд уверенно и твердо произнесла: - В Театре Моссовета...

Тут надо уточнить, что последние лет пятнадцать-двадцать Стрельникова работала педагогом-вокалистом в Театре Сатиры и в Театре имени Моссовета.
На следующий день утром я купил в киоске газету "Советская культура". Когда я вслух прочел: "Умерла Фаина Георгиевна Раневская", Александра Николаевна вздрогнула, лицо ее на несколько мгновений" помертвело...

Однажды вечером, придя домой из Театра Сатиры, она сказала:
- Миронов и Папанов изменили манеру игры, и ЭТО мне не нравится.
Я понял, что ей не нравится не сама новая манера игры вьщающихся актеров, а те причины, которые заставили ее изменить. Вскоре, возвратившись с работы поздно вечером, не раздеваясь, в прихожей, она сообщила каким-то странным, неестественно глухим голосом:
Умер Папанов, - и, прислонившись спиной к двери, глядя остановившимся взглядом в глубь комнаты, тихо и обреченно произнесла: - И мне кажется, следующим будет Андрюша...

Она медленно сползла по двери на пол и несколько минут сидела так в прихожей, глядя невидящими глазами куда-то в пустоту. Затем тяжело встала (это при ее-то легкости и порывистости!) и, не раздеваясь, прошла в комнату.
Андрея Миронова не стало очень скоро...

Доброго времени суток, дорогой читатель!

В этой статье Вы узнаете о биогафии Александры Николаевны Стрельниковой.

Александра Николаевна Стрельникова родилась в 1912 году. Отец – Николай Дмитриевич, мать – Александра Северовна, сестры — Нина и Татьяна. Отец – Николай Дмитриевич Стрельников был очень красивым мужчиной, когда он женился на Александре Северовне, ему было 37 лет, а ей 17 лет.

Лето 1919 года застало семью Стрельниковых во Владивостоке, куда их занесло революционной бурей. Сюда же перебралась сестра Александры Северовны Лидия с мужем, скрываясь от красного террора. Последний раз главу семьи Николая Дмитриевича, его семья видела на станции Зима. Больше его никто не видел и никаких сведений о нем в семью не поступало. По воспоминаниям младшей сестры Нины, их отец много играл с дочерьми и катал их на плечах. Также из воспоминаний младшей сестры Нины, мама писала: «Шура несчастлива в браке, разошлась». Сама Александра Николаевна ничего о себе не любила рассказывать.

С 1920 года Александра с матерью и двумя сестрами жила во Владивостоке у старшей сестры своей матери – Лидии. Через некоторое время Лидия Северовна с мужем, забрав младшую сестру Нину, уехали в Харбин.

Александра Стрельникова стала оперной певицей. Она пела в труппе Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, а Александра Северовна Стрельникова – ее мать, работала в Новосибирской филармонии педагогом-вокалистом.

Еще в довоенные годы А.С. Стрельникова применяла отдельные упражнения из своей будущей уникальной системы дыхания. В 1941 году Александра Северовна Стрельникова обращалась в Народный комиссариат здравоохранения и предлагала рассмотреть ее изобретение под названием «Метод лечения астмы дыхательной гимнастикой». Техсовет Наркоздрава СССР рассмотрел и зарегистрировал 29 апреля 1941 года за № 4268 и направил на заключение, написав письмо о том, что результаты будут сообщены. Но началась война, и стало не до этого. И все было отложено на неопределенное время.

После войны А.Н. Стрельникова вернулась в Новосибирск и взялась за руководство художественной самодеятельностью, разъезжая по Новосибирской области с агитбригадой. В 1953 году вернулась в Москву и привезла с собой трех своих учеников. Один из ее учеников поступил в Институт имени Гнесиных, а двое других поступили в Московскую консерваторию. После приезда матери в Москву, Александра начинает работать педагогом-вокалистом в Центральном доме культуры железнодорожников, а Александра Северовна — ее мать – в Московской государственной эстраде. Жили они в этот период в Сокольниках в старом одноэтажном доме. Мать и дочь Стрельниковы общались со столичным кругом певцов. Дыхательная гимнастика творила чудеса, она улучшала красоту тембра, расширяла диапазон голоса тем, для кого это было профессией, и «делала» голос тем, кто очень хотел петь, но не имел особых природных данных.

Уже в это время у Александры Николаевны Стрельниковой было больное сердце, она страдала приступами удушья. Светила московской медицины того времени не могли ей помочь. Болезнь прогрессировала. Однажды Александра Николаевна почувствовала боль в груди и приступ удушья такой, что думала, не доживет до утра. Мать открыла все окна настежь, но ничего не помогало. До ближайшего телефона-автомата был целый квартал, но мать боялась оставить дочь в таком состоянии. Алексанра Николаевна стала дышать, по четыре раза с перерывом (используя принцип своей гимнастики) и тут она поняла, что она доживет до утра. Именно в эту страшную для них обеих ночь они поняли, что создали гимнастику не только возвращающую певцам и актерам голос, но и что-то гораздо большее, что поможет вернуть людям здоровье. Она разработала собственную систему дыхания. Спустя какое-то время она скажет о своем изобретении так:

28 сентября 1973 года Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы впервые зарегистрировал авторское право преподавательницы пения на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса», установив его приоритет от 14 марта 1972 года (авторское свидетельство № 411865).

Впервые сведения о необычной дыхательной гимнастике напечатал журнал «Изобретатель и рационализатор» (№ 7 за 1975 год), где была фотография Андрея Миронова, выполнявшего упражнения, а уже в № 8 за 1976 год был опубликован комплекс упражнений Стрельниковой. Также в 1975 году сановный журнал «Советский союз», издававшийся еще в нескольких странах на западе, выпустил небольшую заметку о Стрельниковой, и ее уникальной дыхательной методике. Минздрав СССР воспринимал эту методику, скажем так, в штыки.

Исследования по эффективности гимнастики Александры Стрельниковой проводились в Клинико-диагностическом центре детской городской поликлиники № 69, в Центральной поликлинике № 1 МВД России, в Центральном НИИ туберкулеза РАМН и в 9-ой гарнизонной поликлинике Министерства обороны РФ.

Сказать о том, что путь к признанию методики был трудным, это значит не сказать ничего. Много чего пришлось преодолеть Александре Николаевне, но благодаря ее сильному характеру и служению людям эта методика получила признание и ее сейчас успешно развивает и также несет людям здоровье ее ученик и последователь Михаил Николаевич Щетинин.

В свои годы, а ей было 77 лет, Александра Николаевна Стрельникова была абсолютно здоровым человеком, она была прекрасной пловчихой и в день гибели, она возвращалась после плавания в реке, в которой она плавала, пока река не покрывалась льдом. Собравшись после плавания, она переходила дорогу, как вдруг два пьяных парня на мотоцикле на большой скорости сбили ее и, потеряв управление, врезались в столб и погибли сами. Три нелепые смерти одновременно.

Погибла в сентябре 1989 года в результате дорожно-транспортного происшествия.

Ученик Алекандры Николаевны Стрельниковой – Михаил Николаевич Щетинин посвятил своей учительнице книгу «Дыхательная гимнастика Стрельниковой», которую он написал, собрав весь накопленный опыт по этой методике. В ней очень подробно изложено, какие упражнения, в каком количестве и как, надо делать при различных заболеваниях. Теперь каждый может воспользоваться этой методикой для восстановления своего здоровья и нужно для этого всего на всего один квадратный метр площади и открытая форточка.

Биография А.Н. Стрельниковой в википедии очень скупа, при составлении использована книга «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» ученика и последователя в деле всей ее жизни М. Н. Щетинина. Кликнув « «, вы пройдёте на страницу, на которой есть видео, как делать эту гимнастику.

Пользуйтесь методикой, она на самом деле чудодейственна!

С уважением, Столбунец Лидия

Александра Николаевна Стрельникова

Кадр из фильма «Эта парадоксальная гимнастика…» (1986).
Основная информация
Дата рождения
Место рождения
Дата смерти сентябрь
Место смерти
Страна
Профессии , ,
strelnikova.ru
Произведения этого автора

Алекса́ндра Никола́евна Стре́льникова (1912—1989) — оперная певица, педагог. Наряду со своей матерью Александрой Северовной Стрельниковой является соавтором комплекса дыхательной гимнастики, известного как «дыхательная гимнастика Стрельниковой» .

Семья

Отец — Николай Дмитриевич Стрельников, в последний раз его видели в 1919 году. Мать — Александра Северовна, преподаватель пения в Московском оперно-драматическом театре им. Станиславского, потом работала педагогом-вокалистом в . Также было две сестры — Нина и Татьяна. В молодости Александра вышла замуж, но брак быстро распался.

Биография

Родилась в 1912 году. С 1920 года жила с сёстрами и матерью во у тёти (старшей сестры своей матери) Лидии. Затем Лидия Северовна переехала с одной из племянниц в .

Александра Николаевна Стрельникова стала оперной певицей. Перед она пела в труппе . Ещё в довоенные годы Александра Николаевна применяла отдельные упражнения своей будущей системы дыхания.

После войны Стрельникова переехала в и стала руководить художественной самодеятельностью, разъезжая с агитбригадой по . Вернулась в Москву в 1953 году и привезла трёх своих учеников. Двое из них поступили в , третий — в . Когда к Александре переехала её мать, она стала работать педагогом-вокалистом в , а мать — в Московской государственной эстраде. Жили в Сокольниках.

У Александры Стрельниковой в это время уже было больное сердце. Спасая себя от приступов удушья, вместе с мамой разработала собственную систему дыхания. Позже она так говорила о своём изобретении:

Погибла в сентябре 1989 года в результате .

Дыхательная гимнастика

Авторское свидетельство с приоритетом от 14 марта 1972 года получила в конце концов её дочь Александра Николаевна. Изобретение называлось «Способом лечения болезней, связанных с потерей голоса » . Первым о дыхательной гимнастике рассказал в 1975 году журнал « », поместивший фотографии , выполняющего упражнения . Спустя год там же был опубликован весь комплекс упражнений .