Тема ягоды в подготовительной. «Ядовитые грибы и ягоды» план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Что такое ягоды?

Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по лесам и садам и поговорим об удивительных лакомствах — ягодах.

Что такое ягоды? Кто знает?

Ягода — небольшой сочный плод кустарников, мелких кустарничков и травянистых растений, растущих в лесах и садах.

Послушайте стихотворение.

Ягодки, как шарики,

Россыпями бус.

Яркие фонарики,

Сочные на вкус.

Ягодки все разные:

Голубые, красные,

Кислые и сладкие,

Ворсистые и гладкие.

Соком ягоды полны.

И целебны и вкусны!

Какие ягоды вы знаете?

Верно! Брусника, голубика, земляника, калина, клюква, крыжовник, малина, смородина, черника — это ягоды. В зависимости от места произрастания их называют лесными или садовыми.

К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках. К ним относятся брусника, голубика, калина, клюква, черника.

Садовые ягоды — те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду. Например, клубника, крыжовник, малина, смородина.

Некоторые ягоды встречаются и в лесу, и в саду. Постарайтесь припомнить их.

Правильно! Малина бывает и садовой и дикой. Садовая малина крупнее, слаще, а дикая хотя и помельче, но зато витаминов в ней больше.

Смородина и земляника тоже бывают садовыми и лесными.

Когда в садах и лесах созревают ягоды, у ягодников много забот! «В ягодный год — дел невпроворот!» — говорится в народе.

Ягоды нужно собрать, перебрать, промыть и тут же сварить варенье, джем или компот, приготовить мусс, желе или сок.

Залесными ягодами ягодники отправляются с корзинками, туесками*, лукошками и ведрами в лес.

Самой первой наливается соком, становится душистой и сладкой «царица ягод» земляника.

«Первую ягодку кладут в рот, а вторую в кузовок», — примечают люди. На вырубках, возле еловых и сосновых пней, на солнечных косогорах, опушках, полянах зажигаются алые огоньки земляники. Манит, зовет земляника ребятишек в лес!

Послушайте стихотворение.

Прогулка в лес

Хорошо в лесу зеленом,

Травы стелются ковром,

А резные листья кленов

Укрывают нас шатром.

Мы идем лесной тропою,

Смотрим мы по сторонам.

Пахнет мхами, пахнет хвоей,

Бродят тени по стволам.

Огонечки земляники

Загораются в траве.

Золотою рябью блики

Пробегают по листве.

Скоро выйдем на опушку,

Сядем на упавший ствол

И послушаем кукушку,

Поглядим на танцы пчел.

Чуть позже поспевает малина, следом за ней — черника. «Когда черника созревает — озимых хлеб к жатве готов», — примечали крестьяне в старину.

Зреет черника под песни комариные. В самом деле, когда поспевает эта ягода — лето в зените. Дни долгие, теплые, солнечные, омытые сверкающими звонкими ливнями. Комарам и мошкам — приволье! «Много мошек — готовь для ягод лукошко», — гласит народная примета.

В августе созревает и брусника на травяных кочках высохших болот. Когда алым соком нальется эта кисло-сладкая целебная ягода — то и овес в поле созрел. Это тоже народная примета.

В конце августа — начале сентября поспевают в лесах гроздья калины, а на болотах краснеют клюквенные россыпи.

Лакомства из ягод очень любят дети, ведь недаром говорится: «У кого детки, у того и ягодки». В лесных ягодах содержится много полезных веществ: и витамины, и фруктовый сахар.

Любят лакомиться лесными ягодами звери: и косолапый мишка, и красавец-лось, и бурундук — полосатая спинка, и лесная мышь. Птицы — снегири, свиристели и прочие — клюют в осенних лесах ягоды рябины и калины. От инея калина становится не только ярче, но и слаще!

Перед отлетом в теплые края за синие моря длинноногие журавли бродят между болотными кочками, лакомятся клюквой. Не хотят родное болото покидать, пока клюквы-ягоды не попробуют. Потому и зовется она «журавлиной ягодой».

Чтобы собрать хороший урожай ароматных и сочных ягод, садоводу приходится немало потрудиться.

Еще зимой приходится начинать заботиться о будущем урожае. В сильные морозы, если снега выпало немного, его нужно подгребать к кустарникам, чтобы защитить их корни от вымерзания. После обильного снегопада, снег нужно стряхивать с ветвей, особенно если он тяжелый и влажный.

Ранней весной в саду развешивают домики для птиц — скворечники и дуплянки, ведь садоводы знают, что пернатые друзья, уничтожая вредных гусениц, мошек и жуков, помогают им собрать хороший урожай ягод.

Каких еще помощников садовода вы знаете?

Верно! Это ежи, любители слизней и гусениц, жабы, лягушки и маленькие ловкие жуки-жужелицы, поедающие толстых зеленых гусениц-огневок, которые портят ягоды крыжовника и смородины.

Для ежей садоводы даже ставят под кустами блюдечко с молоком.

Послушайте стихотворение.

Приходи-ка, ежик, в сад

— Кто поставил под кустом

Блюдце с теплым молоком?

Дядя Вася, садовод!

В гости он ежа зовет:

«Приходи-ка, ежик, в сад,

Приведи с собой ежат.

Угоститесь молоком,

Закусите слизняком,

Чтоб не съели слизняки

Молодые стебельки».

Для жужелиц насыпают немного древесных опилок, смешанных с землей. Там они строят норку и выводят малышей, а потом всей дружной семьей поедают вредных жуков и их личинок.

Для лягушек и жаб жарким и засушливым летом выкапывают в земле неглубокую яму и ставят в нее корытце с водой. Ведь жабы и лягушки очень любят влагу! Жабы охотятся ночью, а лягушки — и ночью и днем, уничтожая гусениц, слизней, многоножек, личинок вредных бабочек и жуков.

Послушайте стихотворение.

Квакушка — помощница садовода

Растут возле кадушки

Густые лопухи.

Скрываются лягушки

Там в жаркие деньки.

Когда жучок иль мушка

К кадушке прилетит,

То на обед к лягушке

Тотчас же угодит.

Квакушка помогает

Растить нам сладкий плод,

Ее оберегает

Любитель-садовод.

Некоторые растения тоже помогают садоводу собрать хороший урожай. В ягодниках между плодовыми кустарниками садоводы разбивают клумбы и грядки, на которых пышно цветут нарядные золотисто-оранжевые и пурпурные бархатцы, душистый табак, крупные садовые ромашки или яркие ноготки.

Послушайте стихотворение.

Ноготки

Я возьму лопатку

И вскопаю грядку.

Прополю я сорняки

И посею ноготки.

Пусть цветут ноготки —

Золотые огоньки!

Эти цветы выделяют фитонциды — особые защитные вещества, убивающие микробов. Сильный, терпкий аромат ноготков очень не любят садовые вредители и улетают из сада подобру-поздорову.

Весной и летом опытные садоводы опрыскивают ягодники настоем растений, запах которых отгоняет вредных насекомых: бабочек-огневок и стеклянниц, листоверток, тлей, паутинных клещей и плодожорок. Эти вредители грызут корни кустарников, поедают их листья, портят цветы и ягоды.

Настои горькой полыни, пижмы, тысячелистника, календулы, чеснока и луковой шелухи — прекрасное средство, помогающее сберечь урожай ягод.

Осенью, когда ягоды собраны, у садовода появляются новые заботы. Нужно обрезать засохшие ветки и сжечь их вместе с опавшей листвой. Землю в саду перекапывают крупными пластами, не разбивая их граблями или тяпкой, чтобы почва промерзла и погибли зарывшиеся в нее на зимовку вредные насекомые.

Ответьте на вопросы

Какие плоды называют ягодами?

Какие ягоды созревают в саду?

Какие ягоды люди собирают в лесу? На болоте?

Какие ягоды можно встретить и в саду и в лесу?

Какая ягода самой первой созревает в лесу?

Какие народные приметы связаны с созревающими лесными ягодами?

Какие полезные вещества есть в ягодах?

Какие звери и птицы любят лакомиться ягодами?

Почему клюкву называют журавлиной ягодой?

Как надо ухаживать за ягодными кустарниками в саду?

Какие помощники есть у садоводов?

План - конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему "Ягоды. В данном конспекте представлены:

Цели и задачи занятия;

Организационные моменты;

Физкультминутки;

Рефлексия, обобщение материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ЯГОДЫ».

В конспекте предлагается материал для знакомства детей с садовыми и лесными ягодами.

Тема: «Ягоды»

Цели и задачи: Знакомство с названиями ягод, различие садовых и лесных ягод, значение ягод в жизни людей.

Описание непосредственно образовательной деятельности

  1. Здравствуйте ребята! Сегодня нас ждет удивительное приключение! Мы с вами отправимся на поиски очень вкусных, полезных и богатых витаминами продуктов. Эти продукты и будут темой нашего занятия. В нашу группу пока нас с вами не было, приходил волшебник и оставил для нас задания и подсказки, которые помогут нам в поисках. Давайте попробуем найти что - то интересное.

(Дети ищут в группе подсказки).

Находят в группе лист бумаги с изображением машины. Далее им нужно искать игрушечную машину и подсказку в ней. В кабине машины они находят другой листок, на котором написано слово с перевернутыми буквами - кухня. Им необходимо догадаться, как прочитать его. С помощью воспитателя они находят правильный выход из ситуации и подносят листок к зеркалу. Читают слово и идут искать на кухню (детская кухонная мебель в группе).

Воспитатель: Ребята, перед тем как мы с вами продолжим поиски давайте немножечко разомнемся.

  1. Физкультминутка.

Солнечным погожим днем

Мы с друзьями в лес идем.

Мы с собой несем корзинки…

Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте)

Собираем землянику, (Наклоны вперед)

Ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику,

Кисловатую бруснику.

А вокруг полно малины –

Пройти мимо не смогли мы,

Собираем по кустам… (Повороты влево - вправо)

Здесь отличные места!

Снова мы идем по лесу, (Ходьба на месте)

А вокруг – так интересно !

Отдохнуть пора, дружок,

Мы присядем на пенек! (Потягивание, руки в стороны) .

  1. Воспитатель: А теперь можно и продолжить наш путь.

Воспитатель: Я вам сейчас прочитаю загадку. Отгадав ее, вы узнаете, что мы с вами искали.

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками... (малина).

Дети: Малина.

Воспитатель: Правильно. Мы с вами нашли малину. Это ягода, которая растет в лесу. А какие еще ягоды, которые растут в лесу, вы знаете?

Дети: Земляника, черника, ежевика, брусника, клюква и т.д.

Воспитатель: Правильно. А ягоды, которые растут в саду как называются?

Дети: Садовые ягоды.

Воспитатель: Молодцы! А какие садовые ягоды вы знаете?

Дети: Смородина, вишня, клубника, малина, крыжовник и т.д.

  1. Воспитатель: Я приготовила для вас интересную игру. И мне нужно поделить вас на две команды. (Делит детей на две команды).

На двух столах лежат картинки с ягодами и две корзинки. По команде воспитателя дети подходят к своему столу. Одна команда к одному, другая к другому и начинают сортировать ягоды. В одну корзинку они собирают лесные ягоды, в другую – садовые. Побеждает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы прекрасно с правились с заданием.

А скажите мне, пожалуйста, чем лесные ягоды отличаются от садовых, как вы думаете? (показать иллюстрации лесных и садовых ягод)

Если дети затрудняются с ответом рассказать им об отличиях.

Лесные ягоды мельче садовых; кустики и листья садовых ягод крупнее, чем у лесных; за садовыми ягодами ухаживает человек, а лесные растут сами.

  1. Воспитатель: Ребята, а какую же пользу приносят ягоды для человека?

Дети: Их можно есть, они полезные, там много витаминов.

Воспитатель: Правильно. Ягоды - очень полезный продукт богатый витаминами и полезными веществами. А некоторые из них мы используем в качестве лекарства при простуде (малина).

  1. Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались?

О чем мы с вами говорили?

Что нового вы сегодня узнали?

Что вам больше всего понравилось?


Кириллова Ю., учитель-логопед .

ТЕМА: “ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;

- закрепление понимания и практическое употребление в речи
предлогов;

- закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, “собирать”


Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего.)
средними пальцами по столу.)
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

2. Введение в тему . Игра “Прогулка в лес”. (Картинка с изобр. леса.)
Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.
Собираемся в лес. “Кого ты увидишь в лесу?” или “Что ты увидишь в лесу?”
Дети отвечают: “Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды”.
Называем грибы (по картинкам)- белый гриб, подберезовик, сыроежка, опенок, лисички, подосиновик – съедобные грибы; мухомор, бледная поганка- ядовитые грибы.
Называем лесные ягоды (по картинкам)- брусника, малина, черника, клюква, голубика, ежевика, земляника.

3. Игра “Большой- маленький”
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек птица- птичка
Цветок- цветочек ветка- веточка.

4. Игра “Один- много”
Гриб- грибы ягода- ягоды
Дерево- деревья куст- кусты
Лист- листья птица- птицы
Цветок- цветы ветка- ветки
Сук- сучья ствол- стволы.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

6. Игра “Что приготовим?”.
Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье

7. Игра “Что это?”(закончить предложение и повторить его полностью).
Береза, осина, дуб – это…(деревья).
Орешник, шиповник, сирень – это…(кусты).
Ромашка, василек, незабудка – это…(цветы).
Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).
Комар, кузнечик, жук – это…(насекомые).
Кукушка, сова, орел – это…(птицы).
Заяц, лиса, волк – это…(дикие животные).

8. Игра “Мозаика” (из 6 треугольников выложить гриб).

9. Игра “Кто, где, откуда” (ответы на вопросы по картинке).
Где гусеница? И т.п.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
На поляне у дубка крот увидел два грибка,
А подальше, у осин, он нашел ещё один.
Кто ответить мне готов, сколько крот нашел грибков?

ТЕМА: “ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить образовывать существительные род. падежа;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, “собирать”;
- обучение пересказу;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением леса, грибов, ягод, мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Игра “Подскажи словечко ”.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. (обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу.)

2. Игра “Чего в лесу много?” (составление предложений)
Например: “В лесу много грибов. В лесу растут грибы”.
Гриб- грибы - много грибов ягода- ягоды –много ягод
Дерево- деревья - много деревьев куст- кусты – много кустов
Лист- листья- много листьев опенок - опята – много опят
Цветок- цветы- много цветов ветка- ветки – много веток.

3. Игра “Что приготовим?” (по картинкам)

Я приготовлю из грибов грибной суп.
Я сварю из малины малиновое варенье.
Я сварю из черники черничное варенье.
Я сварю из земляники земляничное варенье.
Я сделаю из клюквы клюквенный морс.
Я сварю из брусники брусничное варенье. И т.п.

4. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

5. Обучение пересказу. Я.Тайц “По грибы”.
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
В: Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?

- Куда пошли Надя с бабушкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?
- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Что сказала Надя?
Повторное чтение.
Пересказы детей.
Анализ рассказов.

6. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,
Две лисички, боровик и зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Лес. Ягоды»

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:

Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи, учить состав­лять предложения; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закрепить употребление предлогов;

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Наборное полотно, картинки с изображением осенних примет, корзинка с плоскостными изображениями ягод, картинки с изображением ягод, тетради, цветные карандаши, мяч.

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто назовет названия грибов.

– Где растут грибы?

– А что еще в лесу растет?

– О чем мы сегодня будем говорить?

2. Пальчиковая гимнастика «За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.
В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными

За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу.
За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого.
Землянику мы найдем,
И братишке отнесем.
3. Введение в тему. Игра «Прогулка в лес»

– Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.
Собираемся в лес. «Кого ты увидишь в лесу?» или «Что ты увидишь в лесу?»
Дети отвечают: «Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды».
Дети называют лесные ягоды (по картинкам)- брусника, малина, черника, клюква, земляника.

4. Упражнение «Скажи какая ягода»

Брусника какая? Красная, кислая, мелкая.

Малина какая? Розовая, крупная, сладкая, сочная.

Черника какая? Синяя, сладкая, мелкая.

5. Упражнение «Эхо»

– Мы с вами заблудились в лесу. Давайте покричим «АУ!»

Девочки кричат громко, а мальчики тихо.

6. «Чего не стало?»

– Посмотрите на картинки, внимательно.

Теперь закройте глаза, я убираю одну картинку. Чего не стало?
7. Игра «Большой – маленький»

ягода- ягодка малина – малинка
земляника – земляничка черника – черничка

куст- кустик клюква – клюковка
лист- листочек птица- птичка
цветок- цветочек ветка- веточка

8. Игра «Один – много» (с мячом)
Гриб – грибы ягода – ягоды
Дерево – деревья куст – кусты
Лист – листья птица – птицы
Цветок – цветы ветка – ветки

9. Физкультминутка «Сбор ягод»

С веток ягоды снимаю Действия выполнять по тексту.

И в лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

А потом еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать.

10. Игра «Что приготовим?»
Из грибов – грибной суп.
Из малины – малиновое варенье.
Из черники – черничное варенье.
Из земляники – земляничное варенье.
Из клюквы – клюквенный морс.
Из брусники – брусничное варенье.

11. Игра «Что это?» (закончить предложение и повторить его полностью).
Береза, осина, дуб – это…(деревья).
Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).
Малина, черника, земляника – это…(ягоды)
12. Игра «Придумай предложение о ягодах»

Ребята. Посмотрите на картинки. Каждый из вас выберет себе ягодку и придумает о ней предложение. Я помогу вам:

Мы собрали много клюквы.

В лесу растет много земляники.

На кустиках поспевает черника.

Мама сварила варенье из малины.

Папа привез из леса много брусники.

13. Итог занятия.

Вспомнить о чём говорили.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"