Все распинавшие христа умерли страшной смертью. Понтий пилат - биография, информация, личная жизнь

римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н. э., римский всадник

Не позднее 41

Краткая биография

По́нтий Пила́т (лат. Pontius Pilatus; др.-греч. Ποντίος Πιλάτος) - римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н. э., римский всадник (эквит). Тацит называет его прокуратором Иудеи, Иосиф Флавий - правителем (игемоном ) и наместником, однако найденная в 1961 году в Кесарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 годы, был в должности префекта.

Правление Пилата ознаменовалось массовым насилием и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых без всякого суда. Иудейский царь Агриппа I в письме императору Калигуле также перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость».

Понтий Пилат в христианской традиции

Согласно Новому Завету, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать Иисуса Христа смерти, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой.

… Но они кричали: Распни Его! Распни! Он в третий раз сказал им: Какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу.Но они продолжали с великим криком требовать чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их и отпустил им посаженного за возмущения и убийства в темницу, которого они просили, а Иисуса предал в их волю.

Ecce Homo (Се, Человек!) . На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата.

По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»).

После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.

Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в озере названном по его имени на высоте 1548 метров под Люцерном. На этом месте сегодня верховое болото. В Швейцарии эта легенда так широко известна, что даже главная гора Люцерна названа горой Пилата «Pilatusberg». По другим сообщениям, он был казнён Нероном. Во Вьене находится пирамидальная колонна цирка (ипподрома), которую долгое время выдавали за «гробницу Пилата».

Имя Понтия Пилата - одно из трёх (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры: «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого ». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате » - указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.

Апокрифы о Понтии Пилате

Первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов, а Эфиопская православная церковь даже канонизировала жену Пилата Прокулу (имя известно из ряда списков Евангелия от Никодима), которую стали отождествлять с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой у апостола Павла (2Тим. 4:21) - в результате возникло двойное имя - Клавдия Прокула. Эфиопская церковь почитает Пилата в лике святых и совершает его память вместе с его женой 25 июня.

Суд Пилата

Суд Пилата - описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса Христа подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца) - поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Исторические свидетельства

Помимо Нового Завета, Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. В 1961 году в средиземноморском порту Кесарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82×100×20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как:

…]S TIBERIÉVM…PON ]TIVS PILATVS..PRAEF ]ECTVS IVDA[EA ]E..́.

что, возможно, является фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам ». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.

При проведении раскопок рядом с городом Бейт-Шемеш был обнаружен вымощенный камнем участок древнеримской дороги протяжённостью около 150 м и шириной до 6 метров, на котором нашли монеты, отчеканенные римским префектом Иудеи Понтием Пилатом в 29 г. н. э.

Иосиф Флавий также упоминает имя Пилата в так называемом Testimonium Flavianum .

В целом, число исторических свидетельств о Понтии Пилате существенно уступает числу апокрифических текстов, связанных с его именем - начиная с «Донесений Пилата Тиберию», упоминания о которых встречаются уже у авторов II-III веков, и заканчивая подделками XX века - такими, например, как «Свидетельство грека Гермидия» (якобы служившего официальным биографом правителя Иудеи и записавшего подробности суда над Иисусом).

Пилат в искусстве и культуре

Образ Пилата нашёл отражение в культуре нового времени: в художественной литературе (например, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Прокуратор Иудеи» Анатоля Франса, «Евангелие от Пилата» Эрик-Эмманюэля Шмитта, «Кредо Пилата» Карела Чапека, «Смирительная рубашка» Джека Лондона , «Плаха» Чингиза Айтматова), «Воспоминания Понтия Пилата» Анны Берне, музыке (например, рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера, «Мастер и Маргарита» А. Градского, песня группы «Ария» «Кровь за кровь») и многих других; в изобразительном искусстве (например, «Христос перед Пилатом» (1634) Рембрандта, «Что есть истина?» (1890) Николая Ге, а также целый ряд полотен, посвящённых сюжету Ecce Homo («Се, человек»), в том числе работы кисти Иеронима Босха, Караваджо, Корреджо, Тинторетто, Михая Мункачи и многих других.

В кинематографе образ Понтия Пилата был представлен в десятках фильмов следующими актерами:

  • Зигмунд Любин («Игра страсти» «Passion Play» (Финляндия, 1898)
  • Сэмюэл Морган («From the Manger to the Cross» (США, 1912)
  • Амлето Новелли («Христос», «Christus» (Италия, 1916)
  • Вернер Краус («Иисус Назаретянин, Царь Иудейский» (I.N.R.I.), Германия, 1923)
  • Виктор Варкони («Царь царей», «The King of Kings» (Австрия, 1927)
  • Жан Габен («Голгофа», Франция, 1935)
  • Бэзил Рэтбоун («Последние дни Помпей», США, 1935)
  • Жозе Бавьера («Иисус из Назарета» «Jesus of Nazareth» (1942); «Мария Магдалина» «María Magdalena, pecadora de Magdala» (1946); «Дева Мария» «Reina de reinas: La Virgen María» (1948); «El mártir del Calvario» (1952) Мексика.
  • Лоуэлл Гилмор (Жизнь Христа «The Living Christ Series» (США, 1951)
  • Ричард Бун (« Плащаница» (США, 1953)
  • Бэзил Сидней («Саломея» «Salome» (США, 1953)
  • Жерар Тиши («Поцелуй Иуды» aka «El beso de Judas», Испания, 1954)
  • Алан Уитли («Иисус из Назарета», Великобритания, 1956)
  • Жан Маре («Понтий Пилат», Италия - Франция, 1956)
  • Фрэнк Тринг («Бен-Гур», США, 1959)
  • Хурт Хетфилд («Царь царей», 1961)
  • Алессандро Клеричи («Евангелие от Матфея», 1964)
  • Ян Кречмар («Пилат и другие», ФРГ, 1972)
  • Барри Деннен («Иисус Христос - суперзвезда», 1973)
  • Род Стайгер («Иисус из Назарета», 1977)
  • Харви Кейтель («Дело Назаретянина», 1986)
  • Дэвид Боуи («Последнее искушение Христа», 1988)
  • Збигнев Запасевич («Мастер и Маргарита», Польша, 1989)
  • Михаил Ульянов («Мастер и Маргарита», Россия, 1994)
  • Гэри Олдмен («Иисус», 1999).
  • Фред Йохансон («Иисус Христос - суперзвезда», 2000)
  • Христо Шопов («Страсти Христовы», 2004); «Расследование», 2006.
  • Кирилл Лавров («Мастер и Маргарита», Россия, 2005)
  • Скотт Смит («Пилат», 2008)
  • Хью Бонневилль («Бен-Гур», 2010)
  • Пилу Асбек («Бен-Гур» , 2016)


О его происхождении сведений нет, известно только, что он принадлежал к сословию всадников и, вероятно, сменил Валерия Грата в должности прокуратора в 26 н.э., оставив эту должность в начале 36.


пятый римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи при императоре Тиберии. О его происхождении сведений нет, известно только, что он принадлежал к сословию всадников и, вероятно, сменил Валерия Грата в должности прокуратора в 26 н.э., оставив эту должность в начале 36. Относительно длительный срок его

правления, по-видимому, должен свидетельствовать о его компетентности. Вместе с тем, по свидетельству Филона Александрийского (О посольстве к Гаю, De legatione ad Caium 38), правление Пилата было жестким, безжалостным и коррумпированным; он оскорбил религиозные чувства евреев, позволив своим солдат

ам внести в Иерусалим штандарты с римской символикой и изображениями и использовав средства, хранившиеся в священной сокровищнице, для строительства акведука. Его правление закончилось после учиненной им резни самарян, которые собрались на горе Гаризим, чтобы выкопать священные сосуды, которые, как

уверял некий самозванный мессия, закопал там еще Моисей. В результате Пилату было приказано возвратиться в Рим, и это – последнее, что мы знаем о нем из достоверных источников.

Пилат в суде над Иисусом и в осуждении последнего проявил себя как имперский чиновник, столкнувшийся с угрозой обществе

нному спокойствию. Апологетические тенденции евангелий, подчеркивающих его нежелание выносить обвинительный приговор Иисусу, возможно, объясняются тем, что древние христиане хотели возложить ответственность за смерть Иисуса на евреев. Так, согласно Марку (15:1-15), Пилат просто соглашается с пригово

ром синедриона и требованием народа, а Матфей (27:11-25) придерживается той же версии, прибавляя к ней эпизод с умыванием рук. В третьем и четвертом евангелиях (Лк 23:13-25; Ин 18:29; 19:16) Пилат постоянно говорит о невиновности Иисуса, однако отступает под сильным давлением первосвященников и толп

Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому, он был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической лег

енде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, и это произвело такое возмущение воды, что оно было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах. Впоследствии считалось, что Пилат ста

На протяжении 2000 лет, историки, писатели, художники пытаются разглядеть и изучить образ этого человека. Его имя мы ежедневно произносим в молитве «Символ Веры» — «…распятаго же за ны при Понтийстем Пилате »… Даже люди, далекие от Церкви и никогда не читавшие Евангелие, знают о Понтии Пилате по знаменитому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Что же из себя представлял человек, отправивший на Голгофу Спасителя?

Немного истории

Понтий Пилат (лат. Pontius Pilatus) - пятый римский прокуратор (правитель) Иудеи c 26 по 36 годы н.э., римский всадник (эквит). Его резиденция располагалась во дворце, построенном Иродом Великим, в городе Кесарии, откуда он и управлял страной.

Вообще, о Понтии Пилате известно не так много. Сегодня одним из важнейших источников о нём являются Евангелия и труды римского историка Иосифа Флавия. Есть также письменные свидетельства таких историков, как Тацит, Евсевий Кесарийский и Филон Александрийский.

По некоторым сведениям, Понтий Пилат родился в 10 году до Р. Х. в Лугдуне, в Галлии (ныне г. Лион, Франция). Pontius - это, по всей видимости, родовое имя Пилата, указывающее на его принадлежность к римскому роду Понтиев. Он был женат на незаконной дочере императора Тиберия и внучке императора Августа Октавиана Клавдии Прокулы (она позднее стала христианкой. В греческих и коптских церквях она причислена к лику святых, её память совершается 9 ноября (27 октября по старому стилю) ). Являясь покорнейшим слугой тестя-императора, Пилат отправился вместе с женой в Иудею, чтобы стать её новым римским префектом. На протяжении 10 лет, он управлял этой страной, предотвращал назревающие восстания и подавлял бунты.

Чуть ли не единственной характеристикой, данной Пилату его современником, являются слова Филона Александрийского: «природно жёсткий, упрямый и безжалостный… развратен, груб и агрессивен, он насиловал, надругался, неоднократно убивал и постоянно зверствовал ». О моральных качествах Понтия Пилата можно судить по его деяниям в Иудее. Как указывают историки, Пилат был ответственен за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда. Налоговый и политический гнёт, провокации, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся.

Своё правление на Святой Земле Пилат начал внесением в Иерусалим штандартов с изображением императора. Так он попытался продемонстрировать своё презрение к евреям и их религиозным законам. Но чтобы не подвергать напрасному риску римских солдат, эта операция была проведена ночью. И когда утром жители Иерусалима увидели римские знамёна, солдаты были уже в своих казармах. Эта история очень подробно описана Иосифом Флавием в «Иудейской войне». Побоявшись самовольно убрать штандарты (по всей видимости, этого только и ждали легионеры в своих казармах), жители Иерусалима отправились в Кесарию для встречи с прибывшим новым наместником Рима. Здесь, по свидетельству Иосифа Флавия, Пилат был непреклонен, ведь убрать штандарты было равносильно оскорблению императора. Но на шестой день демонстрации, то ли в силу того, что Пилат не хотел начинать вступление в должность массовым избиением мирного населения, то ли ввиду особых инструкций из Рима, он приказал вернуть штандарты в Кесарию.

Но настоящий конфликт между иудеями и римским наместником произошёл после принятого Пилатом решения построить в Иерусалиме акведук (водоканал, сооружение для централизованного снабжения города водой из загородных источников ). Для осуществления этого проекта прокуратор обратился за субсидированием к казне Иерусалимского Храма. Всё бы обошлось, если бы Понтий Пилат добился финансирования путём переговоров и добровольного согласия казначеев Храма. Но Пилат совершил беспрецедентный поступок - нужную сумму он просто изъял из казны! Понятно, что со стороны еврейского населения этот недопустимый ход спровоцировал соответствующую реакцию - восстание. Это стало поводом к решительным действиям. Пилат «распорядился переодеть (в штатскую одежду) значительное число солдат, дал им дубины, которые они должны были спрятать под платьем». Легионеры окружили толпу, и после того, как приказ разойтись был проигнорирован, Пилат «подал воинам условный знак, и солдаты принялись за дело гораздо более рьяно, чем то было желательно самому Пилату. Работая дубинами, они одинаково поражали как шумевших мятежников, так и совершенно невинных людей. Иудеи, однако, продолжали держаться стойко; но так как они были безоружны, а противники их вооружены, то многие из них тут пали мёртвыми, а многие ушли, покрытые ранами. Таким образом было подавлено возмущение».

Следующее сообщение о жестокости Пилата содержится в Евангелии от Луки: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лк. 13:1). Очевидно, что речь шла об известном в то время событии — резня прямо в Иерусалимском Храме во время уставного жертвоприношения…

Однако Понтия Пилата стал одним из самых известных в истории не благодаря своей жестокости или постройке иерусалимского акведука. Все его жестокости и коварства затмил единственный поступок – суд над Иисусом Христом и последовавшая казнь. Из Священного Писания нам определённо известно, что Господь был приговорён к смерти именно Пилатом, представлявшим в то время высшую римскую власть в Иудее. Смертный приговор был также приведён в исполнение когортой римских солдат. Спаситель был распят на Кресте, а распятие на кресте - это римская традиция смертной казни.

Суд над Иисусом Христом

В канун иудейской Пасхи Пилат получил от синедриона приглашение в Иерусалим на праздник. Его временной резиденцией в Иерусалиме являлась претория , которая, вероятно, находилась в бывшем дворце Ирода у башни Антония. Претория представляла собой обширные и великолепные палаты, где находилось не только жилище Пилата, но также и помещение для его свиты и воинов. Перед преториею находилась также небольшая площадь, где областной правитель производил суд. Именно сюда доставили Иисуса для суда и вынесения приговора.


Резиденция Пилата в Иерусалиме — претория

Предварительное «дознание» в доме Анны

Всё начинается в ночь с четверга на пятницу, когда Иисуса Христа взяли под стражу в Гефсиманском саду после его моления о чаше. Сразу же после ареста Иисуса привели в синедрион (высший судебный орган иудеев). Сначала Христос предстал перед Анной.

Великий Синедрион состоял из 71 судей. Членство в синедрионе было пожизненным. Мы знаем имена только 5 членов иерусалимского синедриона: первосвященник Каиафа, Анна (утративший к тому времени права первосвященства ), святые праведные Иосиф Аримафейский, Никодим и Гамалиил. До покорения Иудеи римлянами Синедриону принадлежало право жизни и смерти, но с этого времени власть его была ограничена: он мог произносить смертные приговоры, но для исполнения их требовалось согласие римского правителя. Возглавлял синедрион первосвященник Каиафа. Среди членов суда, имевший большой вес, был также бывший первосвященник Анна, находившийся до Каиафы во главе синедриона свыше 20 лет. Но даже после отставки он продолжал активно участвовать в жизни общества Иудеи.

С Анны начался суд над Иисусом Христом. Первосвященники и старейшины хотели смерти Спасителя. Но с учетом того, что решение синедриона подлежало утверждению римским прокуратором, нужно было найти такие обвинения, которое возбудили бы у римского правителя политические опасения. Бывший первосвященник хотел подвести дело к тому, чтобы обвинить Иисуса Христа в заговоре мятежа и руководстве тайной общиной. В этом был коварный умысел. Анна начал спрашивать Христа о его учении и его последователях. Но Иисус разрушил план отставного первосвященника: Он утверждал, что всегда проповедовал открыто, не распространял никакого тайного учения и предложил выслушать свидетелей его проповедей. Т.к. предварительное дознание не удалось, Анна, не имея власти вынести приговор, отправил Христа к Каиафе.

Заседание синедриона в доме Каиафы

Первосвященник Каиафа хотел смерти Спасителя и больше других приложил сил, чтобы исполнить это. Сразу же после воскрешения Лазаря он, опасаясь, что все уверуют в Иисуса, предложил убить Спасителя: «вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб » (Ин. 11:49–50).

В ту ночь в доме Каиафы и во дворе было многолюдно. Состав первого заседания синедриона, собравшегося судить Спасителя, был неполным. Отсутствовал Иосиф из Аримафеи и Никодим. Первосвященники и старейшины пытались ускорить суд, чтобы подготовить всё необходимое для другого, утреннего полного заседания синедриона, на котором они могли бы официально вынести Иисусу смертный приговор. Они спешили всё «провернуть» за пятницу, т.к. следующий день был субботний — заседание суда проводить запрещалось. Кроме того, если суд и исполнение приговора не будут произведены в пятницу, придется ждать неделю из-за празднования Пасхи. А это могло вновь нарушить их планы.

Священники хотели выдвинуть два обвинения: богохульство (для обвинения в глазах иудеев) и подстрекательство к бунту (для обвинения в глазах римлян). «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли » (Мф. 26:57–60). Без свидетелей судебное решение невозможно. (Господь, дав на горе Синай богоизбранному народу Закон, установил и правила относительно свидетелей: «По словам двух свидетелей или трех свидетелей должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля » (Втор. 17:6).)

Наконец пришли два лжесвидетеля, которые указали на слова, произнесенные Господом при изгнании торгующих из храма. При этом они злонамеренно переиначили слова Христа, вложив в них другой смысл. В начале Своего служения Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его » (Ин. 2:18–19). Но и такое приписанное Христу обвинение не было достаточным для серьезного наказания. Иисус не произнес ни единого слова в Свою защиту. Таким образом, ночное заседание, длившееся, без сомнения, несколько часов, основания для смертного обвинения так и не нашло. Молчание Христа раздражало Каиафу, и он решил вынудить у Господа такое признание, которое дало бы повод осудить Его на смерть, как богохульника. Каиафа обратился к Иисусу: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос — Сын Божий? » Христос не мог не отозваться на эти слова и ответил: «Ты сказал! » то есть: «Да, ты верно сказал, что Я — обещанный Мессия », и прибавил: «Отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных. » Слова Христа разозлили первосвященника и, разодрав свои одежды, он сказал: «На что еще нам свидетелей, вот, теперь вы слышали богохульство Его! » И все осудили Иисуса за богохульство и приговорили Его к смерти.

Но решение синедриона, осудившего Иисуса на смерть, не имело юридической силы. Судьбу обвиняемого должен был решать только прокуратор.

Суд Пилата


Иисус Христос на суде у Пилата

Иудейские первосвященники, осудив Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без его утверждения римским наместником. Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё «чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху». Представителю римской власти принадлежало право утвердить или отменить приговор синедриона, т.е. окончательно решить участь Узника.

Суд Пилата - описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца) - поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Пилат был недоволен тем, что его вмешивают в это дело. Согласно евангелистам, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать смерти Иисуса Христа, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой. Иудеи, увидев желание Пилата уйти от ответственности и не участвовать в том деле, с которым они пришли, выдвинули против Иисуса новое обвинение, имевшее чисто политический характер. Они сделали подмену — только что оклеветав Иисуса и осудив Его за богохульство, представили теперь Его Пилату опасным для Рима преступником: «Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем » (Лк. 23:2). Члены синедриона хотели перевести дело из религиозной области, которая Пилата мало интересовала, в политическую. Первосвященники и старейшины надеялись, что Пилат осудит Иисуса за то, что Он считал Себя Царем Иудейским. (Со смертью в 4 году до Р. Х. Ирода Старшего титул царя Иудеи был уничтожен. Управление перешло римскому наместнику. Реальное притязание на власть Царя Иудейского по римским законам квалифицировалось как опасное преступление. )

Описание суда Пилата над Иисусом приводится у всех четырёх евангелистов. Но наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна.

«Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, - да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.» (Ин.18:29-38)

Основной вопрос, который Пилат задал Иисусу был: «Ты Царь Иудейский?» Этот вопрос был обусловлен тем, что реальное притязание на власть в качестве Царя Иудейского согласно римским законам квалифицировалось как опасное преступление. Ответом на этот вопрос стали слова Христа - «ты говоришь», что можно рассматривать как положительный ответ, так как в еврейской речи словосочетание «ты сказал» имеет положительно-констативный смысл. Дав такой ответ, Иисус подчеркнул, что он не только по родословию имеет царское происхождение, но и как Бог имеет власть над всеми царствами.

Евангелист Матфей сообщает о том, что во время суда над Иисусом жена Пилата послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него » (Мф. 27:19).


Клавдия Прокула — жена Понтия Пилата

Бичевание

Прежде чем окончательно уступить иудеям, Пилат приказал подвергнуть Узника бичеванию. Прокуратор, как свидетельствует святой апостол Иоанн Богослов, повелел это сделать воинам, чтобы унять страсти иудеев, вызвать у народа сострадание ко Христу и угодить им.

Иисуса отвели во двор и сняв с него одежду били. Удары наносились тройными бичами, на концах которых были свинцовые шипы или кости. Затем Его одели в шутовской наряд царя: багряницу (плащ царственного цвета), дали в правую руку трость, ветку («царский скипетр») и возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), шипы которого впивались в голову Узника, когда воины били Его тростью по голове. С этим соединялись моральные страдания. Воины глумились и надругались над Тем, Кто вмещал в Себе полноту любви ко всем людям - вставали на колени, кланялись и говорили: «радуйся, Царь Иудейский! », а после плевали на него и били тростью по голове и лицу (Мк.15:19).

При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов (при этом у иудеев допускалось наносить не более 40 ударов - Втор.25:3): 59 ударов бича с тремя концами, 18 - с двумя концами и 21 - с одним концом.

Окровавленного Христа в терновом венце и багрянице Пилат вывел к иудеям и сказал, что не находит в Нём никакой вины. «Се, Человек! » (Ин. 19:5), - произнес прокуратор. В словах Пилата «Се, Человек! » видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Но народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: «Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? ». При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать «да будет распят ».


На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата

Видя это, Пилат вынес смертный приговор - приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего ». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших » (Мф.27:24-25). Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор.21:1-9)…

После распятия

В текстах раннехристианских историков можно найти сведения, что спустя 4 года после казни Назарянина прокуратор был низложен и сослан в Галлию. Что касается дальнейшей судьбы Понтия Пилата после отъезда из Иудеи в конце 36 года, никаких достоверных сведений не имеется.

Сохранилось множество гипотез, которые, несмотря на различие деталей, сводятся к одному - Пилат закончил жизнь самоубийством .

По некоторым сведениям, Нерон подписал распоряжение о казни Понтия Пилата как приспешника Тиберия, после того как тот был сослан в Галлию. По всей видимости, никто не смог заступиться за бывшего римского прокуратора Иудеи. Единственный покровитель, на которого Пилат мог рассчитывать, - Тиберий - к этому времени умер. Существуют также легенды, согласно которым воды реки куда бросили Пилата после совершенного им суицида, отказались принять его тело. В конце концов, согласно этому повествованию, тело Пилата пришлось бросить в одно из высокогорных озёр в Альпах..

Апокрифы о Понтии Пилате

Имя Понтия Пилата упоминается в некоторых раннехристианских апокрифах II века.

Многие апокрифы допускали даже, что Пилат впоследствии раскаялся и стал христианином. К числу таких псевдодокументов, датируемых XIII века относятся «Евангелие от Никодима», «Письмо Пилата Клавдию Кесарю», «Возношение Пилата», «Письмо Пилата Ироду Тетрарху», «Приговор Пилата».

Примечательно, что в Эфиопской Церкви помимо жены прокуратора Клавдии Прокулы, к лику святых причислен и сам Понтий Пилат.

Понтий Пилат в романе «Мастер и Маргарита»

Понтий Пилат - центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928-1940). Сын короля-звездочета, жестокий прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат по прозвищу Золотое Копье появляется в начале 2-й главы: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат» .

Изучив роман можно сделать вывод, что образ Понтия Пилата очень противоречив, он не просто злодей и трус. Он человек, которого социальные условия, сложившиеся до него держат в определенных рамках. Михаил Булгаков в своем романе показал прокуратора как жертву, как человека терзающегося муками совести. Пилат наделен сочувствием к Иисусу, в проповедях которого он не видит никакой угрозы общественному порядку.

Суровый, хмурый, но и не лишенный человечности игемон, готовый отказать синедриону в осуждении странного проповедника из Назарета, он все-таки посылает Иешуа на распятие. Он даже ссорится из-за праведника с иерусалимским первосвященником. Однако страх быть обвиненным в том, что он покрывает врагов кесаря, к которым священники отнесли Назарянина, заставляет его пойти против совести… Казнь Иешуа Га-Ноцри становится главным событием в жизни Пилата и Совесть не даёт прокуратору покоя всю оставшуюся жизнь. Он не может избавиться от видения казненного Иешуа и мучается две тысячи лет, мечтая встретиться с Ним. Вот, собственно, и все, что мы узнаем из романа Михаила Булгакова.

Образ булгаковского Пилата одинок, в романе ничего не говорится о жене игемона Клавдии — единственным другом всадника является преданный пёс Банга.

У Булгакова в романе очень много отступлений от Евангелия. Так, перед нами иной образ Спасителя — Иешуа Га-Ноцри . Вопреки изложенной в Евангелии длинной родословной, восходящей к роду Давидову, ничего не известно ни об отце, ни о матери Иешуа. У него нет братьев. «Я не помню моих родителей», – говорит он Пилату. И еще: «Мне говорили, что мой отец был сириец… » Писатель лишает своего героя семьи, быта, даже национальности. Убирая все, он формует одиночество Иешуа…

В числе существенных изменений, внесенных Булгаковым в евангельское предание, – и Иуда . В отличие от канона, в романе он не апостол и, следовательно, не предавал своего учителя и друга, поскольку ни учеником, ни другом Иешуа не был. Он – профессиональный соглядатай и доносчик. Это его форма заработка.

В романе «Мастер и Маргарита» всё сосредоточено на опровержении сути Евангельского События – Страстей Христовых . Сцены казни Иешуа Га-Ноцри лишены непомерной жестокости. Иешуа не мучили, не издевались над ним, и умер он не от мук, которых, как видно из текста, и не было, а был убит по милости Понтия Пилата. Нет и тернового венца . И бичевание заменено одним ударом бича кентуриона Крысобоя. В романе нет и тяжкого несения креста. И крестного пути, стало быть, фактически нет . Есть повозка с тремя осужденными, смотрящими вдаль – туда, где их ждет смерть, на шее каждого из них доска с надписью «Разбойник и мятежник». И еще повозки – с палачами и необходимым, увы, рабочим инвентарем для произведения казни: веревками, лопатами, топорами и свежеотесанными столбами… И все это отнюдь не потому, что солдаты добры. Просто им – и солдатам и палачам – так удобней. Для них это будни: у солдат – служба, у палачей – работа. Царит привычное, незаинтересованное равнодушие к страданию и смерти – со стороны властей, римских солдат, толпы. Равнодушие к непонятному, непризнанному, равнодушие к подвигу, состоявшему зря… Иешуа казнен не распятием гвоздями на кресте, символе скорби, как Иисус Христос (и как было предсказано пророками), а просто привязан веревками к ”столбу с поперечными перекладинами. В смертный час нет не только группы апостолов и женщин, скорбно застывших вдали (по Матфею, Марку и Луке) или плачущих у подножия креста (по Иоанну). Нет и толпы, насмехающейся и кричащей: «Если ты Сын Божий, сойди с креста ». У Булгакова: «Солнце сожгло толпу и погнало ее обратно в Ершалаим ». Нет и двенадцати апостолов. Вместо двенадцати учеников – один Левий Матвей… А что говорит Иешуа Га-Ноцри, умирая на кресте? В Евангелии от Матфея: «…около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Илu, Илu! ламa савахфанu? То есть: Боже мой, Боже мой! для чего ты меня оставил? » Похожая фраза в Евангелии от Марка. У Иоанна короче, одно слово: «сказал: совершилось ». У Булгакова последнее слово казнимого: «Игемон…»

Кто же он такой – Иешуа Га-Ноцри в романе «Мастер и Маргарита»? Бог? Или человек? Иешуа, которому, кажется, открыто все – и глубокое одиночество Пилата, и то, что у Пилата мучительно болит голова, заставляя его помышлять о яде, и то, что гроза будет позже, к вечеру… Иешуа ничего не знает о своей судьбе. У Иешуа нет божественного всеведения. Он человек. И это представление героя не богочеловеком, а человеком бесконечно беззащитным…

Придется признать, что Булгаков сочинил другого Пилата, не имеющего ничего общего с историческим прокуратором Иудеи Понтием Пилатом.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

"В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат. " Эту цитату из романа М.

А. Булгакова "Мастер и Маргарита" знают все. Кроме того, Пилат упоминается в Библии как человек, вынесший смертный приговор Иисусу Христу. Так был ли булгаковский и библейский Понтий Пилат похож на реального Пилата?

Настоящая дата рождения Понтия Пилата неизвестна. Зато доподлинно известно, что будущий прокуратор Иудеи появился на свет на территории современной области Абруцци (Центральная Италия) . Официально должность Пилата называлась префект Иудеи . Прокуратором он стал в сочинениях Тацита . Иосиф Флавий же называл Понтия правителем (игемоном) и наместником. Эти два названия сплелись в романе Булгакова. Но в 1961 г. в Кесарии была найдена табличка с высеченным фрагментом, из которого видно, что Пилат все же был префектом.

В роли Понтия Пилата - Ян Кречмар. Кадр из телефильма Анджея Вайды "Пилат и другие" (ФРГ, 1972 г.)

Итак, в 26 г. н. э. Пилат стал префектом Иудеи . Его правление отличалось репрессивностью (практика массовых казней), усилением налогового гнета, преследованиями и попиранием лично Понтием иудейской веры. Все это вызывало протесты населения и приводило к ожесточенным народным выступлениям, подавлявшимися римской армией. Современники Пилата, в частности, философ Филон Александрийский называл его жестоким и продажным самодуром, виновным в многочисленных казнях, совершенных без всякого суда.

Збигнев Запасевич в роли Понтия Пилата. Кадр из телефильма Мацея Войтышко "Мастер и Маргарита" (Польша, 1989 г.)

Понтий Пилат более известен тем, что он упоминается в сцене суда над Христом в Новом Завете. Если основываться на нем, то в честь праздника Песаха по традиции префект миловал одного из преступников, осужденных на смерть. В тот год преступников было четверо - Дисмас , Гестас , Варрава и Иисус Христос . Сам Пилат хотел помиловать Иисуса, ибо не видел в нем преступника. Однако, синедрион во главе с первосвященником Каифой был против решения префекта. Конфликт интересов должен был решить народ. Пилат выводил Христа к народу два раза. Народ был за освобождение Варравы. В Евангелии от Луки (23:21) сказано:

… Но они кричали: Распни Его! Распни! Он в третий раз сказал им: Какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их и отпустил им посаженного за возмущения и убийства в темницу, которого они просили, а Иисуса предал в их волю.

В итоге, Иисуса распяли, а Пилат "умыл руки" после народного решения (причем, в буквальном смысле).

Понтий Пилат в исполнении Михаила Ульянова. Кадр из фильма Юрия Кары "Мастер и Маргарита" (Россия, 1994 г.)

Карьера Пилата в качестве префекта Иудеи кончилась в 36 году . Причиной отставки стала жалоба самаритян римскому легату в Сирии Виттелию на кровавую расправу, учиненную Понтием. Виттелий принял решение отправить экс-префекта в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна. Есть легенда о его самоубийстве в 41 году из-за трудных жизненных обстоятельств. Другая легенда гласит, что его тело после самоубийства было выброшено в Тибр. Но в Тибре были такие возмущения воды, что тело достали и утопили в Роне, но там наблюдались аналогичные явления, как на Тибре. В конце концов, тело Пилата бросили в озеро на высоте 1548 м под Люцерной. В наше время там находится верховое болото. Согласно еще одной версии, Пилата казнил Нерон. Но проверить все эти версии не предоставляется возможности. Будем надеяться, что ученые разгадают тайну жизни Пилата, личности довольно интересной в плане изучения.

Кирилл Лавров в образе Понтия Пилата. Кадр из телесериала Владимира Бортко "Мастер и Маргарита" (Россия, 2005 г.)

В статье использованы материалы английской википедии и сочинения Иосифа Флавия

Римские прокураторы в Иудее

После смещения Ирода Архелая Август присоединил его владения (а ими были земли Самарии, Иудеи, Идумеи) к провинции Сирия. В отличие от других провинций и колоний римской империи, евреям были пожалованы особые права автономии, благодаря которым некоторые внутренние вопросы решались с меньшим влиянием Рима. Специальные прокураторы назначались непосредственно императорами для того, чтобы служить посредниками между римскими правителями Сирии и еврейской общиной.

Географически Иудея располагалась на прямом пути по суше на африканский континент. Экономически ее аграрное и финансовое развитие были равны или превосходили другие районы римского мира. Торговля оливковым маслом, прекрасными винами, финиками и орехами из рощ и виноградников, развившаяся там еще с самых ранних библейских времен, была очень важна для римлян, также как и для предшествующих им греков и персов. Евреи, однако, сохранили уникальную независимость в ведении торговли и коммерции. Их промыслы включали в себя кроме огромного количества сельхозпродукции предметы изобразительного искусства из стекла и бронзы.

Римляне, зная историю, понимали, что признание еврейской культуры и ее независимого характера было более выгодно, чем политика полного господства и влияния. Это было доказано великолепными торговыми отношениями, установленными ранее между Иудеей и Персией. Птолемеи благодаря учету культурных особенностей евреев тоже были щедро вознаграждены.

К сожалению, римские прокураторы часто были людьми, не обращающими внимания на особенности и различия, которые существовали между Иерусалимом и другими районами Империи под римским протекторатом. Взаимные трения и усугубление этих социальных и культурных различий привели к полному разрыву отношений. Рим победил в нескольких Иудейских войнах: в частности, Первое восстание (66-70 гг. н.э.), Война 115-117 г. н.э. (Kitos War), Восстание Бар Кохбы (132-135 г.г. н.э.) Однако войны обходились дорого и сильно раскачивали Империю, отнимая силу и прибыль, которые могли бы отсрочить ее упадок на столетия.

Накопленные противоречия между римлянами и евреями привели к снижению значимости Иерусалима. Прокураторы выбрали Кейсарию, из которой и правили страной. Это еще больше усугубило дистанцию между ними и еврейскими иерархами Иерусалима.

Всего было 14 прокураторов между 6 и 66 гг. н.э. Последовательность лишь единожды была прервана во время правления Агриппы I с 41 по 44 гг. н.э. Только некоторые из прокураторов чеканили собственные монеты. Эти монеты, несущие на себе имена первых пяти римских императоров, были, за редким исключением, уникальными еврейскими по типу. На еврейских прутах, чеканенных прокураторами, никогда не изображалось бюстов императоров, римских богов или языческих храмов. Они были единственно и специально отчеканены исключительно для еврейской общины и являются одними из наиболее редких среди всех римских колониальных монет.

Первыми прокураторами в Иудее при императоре Августе. были Копоний (6-9 г. н.э.) и Марк Амбибул (9-12 г. н.э.) Монеты, отчеканенные при их правлении отличаются только датой. На них изображены традиционные символы: ячменный колос и пальма. Все в соответствии с еврейской традицией.

Копоний

Он был, как и последующие прокураторы, знатного рода, и «имел власть жизни и смерти» При его администрации произошло восстание Иуды Галилеянина, причиной которого была не столько личность Копония, сколько появление в стране римских солдат. Кроме того, в процессе преобразований в Иудее, проводилась перепись населения, которая также вызывала недовольство.
При Копонии произошел следующий инцидент: Во время праздника Пейсах, когда двери Храма были открыты в полночь, некий самаритянин вошел в первую дверь Храма и раскидал человеческие кости по колоннаде. Вскоре после этого случая Копоний был отозван в Риму, и заменен Марком Амбибулом. Вероятно, из-за этого случая одна из дверей Храма получила название «двери Копония». Относительно личного отношения Копония к евреям не известно ничего определенного.

Марк Амбибул — изначально римский всадник, получил должность прокуратора Иудеи и Самарии в 9 н.э. и управлял до 12 н.э, когда его сменил Анний Руф. Иосиф упоминает о нем в Иудейских Древностях 18.31.

Третий прокуратор — Анний Руф (12-15 г. н.э.) — монеты не чеканил.
Его срок пребывания был, очевидно, без происшествий, не считая единственного случая, о котором сообщает Иосиф — смерть Августа в Риме в 14 г. н.э.

Следующим прокуратором стал Валерий Грат в 15 г. н.э.

Правление Грата в основном примечательно частой сменой Первосвященников. Сначала был утвержден Анна, следом Исмаэль, сын Фабии (Fabi), затем Элизар, сын Ариана (Arianus), далее Симон, сын Камифы (Camith), и наконец Иосиф Каиффа, зять Анны. (Иудейские древности. книга 18, гл. 2.) Он подавил две большие банды грабителей, наполнивших Иудею в течение его правления, убив своей собственной рукой главаря одной из них, Симона, бывшего раба Ирода Великого. Грат также помогал проконсулу Квинтилию Вару в подавлении восстания евреев. (Иудейская война, книга 2. глава 5.)

В отличие от первых двух прокураторов, которые чеканили еврейские пруты только в течение трех лет на двоих и только одного типа, Валерий Грат оставил большое разнообразие монет. Все его монеты были вполне приемлемы для евреев, многие из этих новых типов исключительно привлекательны и редки. На монетах изображались разные символы, такие как венок, рог изобилия. Все это уже использовалось Хасмонеями и Иродом

Понтий Пилат (26-36 г.г. н.э.)

Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи и четвертый из прокураторов, чеканивших монеты, много сделал для того, чтобы спровоцировать трения и плохие отношения с евреями. Именно он спровоцировал преследование Иисуса и последующее распятие. Он назначил Ирода Антипу на ведущую роль в драме, которая в дальнейшем привела к расколу среди евреев. В это время множество различных еврейских сект, в том числе и христиане, создавали различные новые догмы. Давление со стороны Пилата стало поводом к дальнейшему разделению еврейской культуры. Его жестокие пытки Христа привели к распространению христианства, многократно увеличив ряды новообращенных. Конфискация сокровищ Храма, гнетущие налоги и засилье жестокости и террора в Самарии привели к его отзыву.

Еврейские пруты Понтия Пилата также отражают его неуважение и назойливые нападки на еврейскую культуру. Он был единственным прокуратором, который изображал языческие символы на своих монетах, что, разумеется, оскорбляло религиозные чувства. .

Следующим стал Марцелл — друг Лакия Вителлия (губернатор провинции Сирия), который и назначил его после отзыва Пилата в Рим (36-37 гг.). Можно предположить, что Марцелл не был реальным прокуратором Иудеи, а только подчиненным Виттелия. Иосиф в обозначении статуса Марцелла, использует выражение epimeletes (ἐπιμελητής) = «надзиратель». И это единственный такой случай. Так что, нет никакой уверенности, имел ли Марцелл реальные полномочия прокуратора или был просто смотрителем. В 37 г., он был заменен на Марулла.

Марулл стал седьмым прокуратором Иудеи. В 41 году его полномочия были переданы царю Иудеи, внуку Ирода Великого Ироду Агриппе, который по совместительству был еще и другом римского императора Клавдия.

Но в 44 г. Агриппа скоропостижно умирает в Кейсарии. И должность прокуратора возвращается.

Куспий Фад был прокуратором Иудеи в 44-46 гг. Он упомянут Иосифом в Иудейских Древностях. (книга. 20)
Во время наместничества Фада в Иудее некий Февда, обманщик, уговорил большую массу народа забрать с собою все имущество и пойти за ним, Февдою, к реке Иордану. Он выдавал себя за пророка и уверял, что прикажет реке расступиться и без труда пропустить их. Этими словами он многих ввел в заблуждение. Однако Фад не допустил их безумия. Он выслал против них отряд конницы, которая неожиданно нагрянула на них, многих из них перебила и многих захватила живьем, остервенев, воины отрубили самому Февде голову и повезли ее в Иерусалим. Это было все, что случилось выдающегося у иудеев во времена наместничества Куспия Фада.

В 46 г. его сменил Тиберий Юлий Александр

Тиберий Юлий Александр, был видный римский всадник и генерал Римской империи. Рожденный в богатой еврейской семье в Александрии, но отказавшись от иудейской веры, он поднялся, чтобы стать прокуратором Иудеи (46-48 гг.) при Клавдии. Будучи наместником в Египте (66 — 69 гг.), он послал свои легионы против александрийских евреев, способствовал приходу к власти Веспасиана. В 70 г. он участвовал в осаде Иерусалима как заместитель Тита.

Вентидий Куман (Ventidius Cumanus) был прокуратором Иудеи с 48 по 52 г. н.э. Разногласие между различными источниками — еврейским историком Иосифом и римлянином Тацитом — делает неясным, была ли ему подконтрольна вся территория Иудеи или только часть. Прокураторство Кумана было отмечено враждой между его войсками и еврейским населением, а его отказ реагировать на еврейское убийство на территории Самарии привел к серьезному конфликту между евреями и самаритянами. После расследования, проведенного губернатором Сирии Гаем Уммидием, Кумана отправили в Рим. Император Клавдий посчитал его ответственным за насилие и приговорил к ссылке.

Марк Антоний Феликс стал прокуратором после Вентидия Кумана в 52 г. и был им до 60 г.

Он был младшим братом греческого вольноотпущенника Марка Антония Палласа (Pallas). Феликс также был освобожден Императором Клавдием, (согласно этой теории Иосиф называет его Клавдием Феликсом (Иудейские Древности, гл. 20, 7)), или его матерью Антонией Младшей, дочерью Марка Антония и Октавии и племяннице Императора Августа. Согласно Тациту, Паллас и Феликс ведут род от греческих царей Аркадии.
Жестокость и распущенность Феликса, а также взяточничество, привели к резкому увеличению преступлений в Иудее. Чтобы бороться с зелотами, он поддержал еще более радикальную секту — Сикариев («Люди кинжала»), с чьей помощью он спланировал убийство первосвященника Ионатана. Период его правления был отмечен внутренней враждой и беспорядками, которые жестоко подавлялись. У него были хорошие отношения с еврейской верхушкой, и он даже был женат на сестре Агриппы II. Отношения же с общиной были проблемными и ухудшались, ведя к Первому Восстанию.
Его роль в религиозных событиях того времени неоднозначна. Апостол Павел был арестован по его указанию, и держался в заключении в течение двух лет. Но решение о его судьбе он хитро оставил следующему прокуратору Фесту. По возвращении в Рим Феликс был обвинен в том, что использовал в своих интересах вражду между евреями и сирийцами (греками) Кейсарии, чтобы уничтожать и грабить жителей, но благодаря заступничеству его брата, имевшего большое влияние на императора Нерона, он ушел от наказания.

Что-то мы давно не говорили о монетах. Собственно, после Понтия Пилата и до Антония Феликса никто из прокураторов их не чеканил. Зато у последнего много разных видов.

Пруты Антония Феликса также отображают его двуличность, особенно это видно на разнообразных монетах, с одной стороны которых изображена пальмовая ветвь, а с другой римские щиты и копья. Одна сторона ясно отображает еврейскую тематику, а на другой — оружие завоевателей.
Интересно, что на монетах Антония Феликса встречаются имена Клавдия, его жены Юлии Агриппины, Нерона (ставшего в 54 г. императором) и младшего сына Клавдия — Британика.

Порций Фест (Porcius Festus) был прокуратором Иудеи в 58 — 62 новой эры, сменив Антония Феликса. Он унаследовал все проблемы своего предшественника в отношении римской практики раздачи отдельным представителям еврейской верхушки римского гражданства и соответствующих привилегий. Еще одной проблемой стали споры между Агриппой II и священниками в Иерусалиме относительно стены, установленной в храме, и портящей вид нового дворца Агриппы.
В течение его правления еврейская вражда к Риму резко усилилась. Чувства были пробуждены, и это сыграло важную роль в приближении первого еврейского восстания.
Фесту выпало принимать окончательное решение о судьбе Апостола Павла, который был выслан в Рим осенью 58 нашей эры.
При администрации Порция Феста был отчеканен единственный тип монет с именем Нерона.
После этого монеты прокураторами уже не чеканились

Луций Альбин (Lucceius Albinus) был прокуратором Иудеи в 62 — 64 гг. н.э..
Назначенный Императором Нероном после смерти его предшественника, Порция Феста, Альбин вынужден был принимать трудные решения уже во время свой поездки из Александрии к месту назначения в Иудее. Первосвященник Анан Бен Анан, воспользовавшись смертью Феста, созвал Синедрион, на котором Яков, брат Иисуса (1), был обвинен в нарушении законов и приговорен к побитию камнями. Делегация, посланная недовольными этим гражданами, встретила Альбина прежде, чем он достиг Иудеи. Альбин ответил письмом к Первосвященнику, в котором говорил о незаконности действий последнего. Ввиду этого царь Агриппа II лишил Анана первосвященства уже три месяца спустя после его назначения и поставил на его место Иисуса, сына Дамнея
По прибытии в Иерусалим Альбин, стремясь обеспечить спокойствие в стране, начал воевать с сикариями. Иосиф также пишет о том, что Альбин стал другом Первосвященника Анана после получения от того ценного подарка. Сикарии, в ответ на действия Альбина, захватывая помощника священнику Элизара, сына Анана. Они требуют в обмен на его освобождение выпустить из тюрьмы десять своих сектантов. Альбин пошел на это, уступив просьбе Анана.
Когда Альбин узнал, что на его место едет новый прокуратор Гессий Флор, он он велел предать казни всех арестантов, которые заслужили смерть, тех же, кто сидели в тюрьме по каким-либо незначительным и маловажным причинам, он освободил за известную сумму денег. Таким образом, тюрьма, опустела, зато страна наполнилась разбойниками.

Гессий Флор (Gessius Florus) стал прокуратором в 64 г. Уроженец города Клазомен (Clazomenae), Флор заменил Луция Альбина Императором Нероном из-за дружбы его жены с женой Нерона Поппеей. Он был жаден и несправедлив к еврейскому населению. По мнению Иосифа именно он стал первопричиной Первого еврейского Восстания.
После вступления на пост в Кейсарии, Флор начал практику одобрения действий местного греческого населения города против еврейского населения. Местное греческое население заметило такую политику Флора и широко пользовалось такой благосклонностью в своих интересах. В частности, во время молитвы в синагоге греки зарезали при входе в нее несколько птиц, что было издевательство над иудейским законом и осквернением места и делало невозможным совершение в синагоге ритуальных действий. Евреи послали делегацию, чтобы просить заступничества у Флора. Несмотря на принятие оплаты восьми талантов за слушание дела, Флор вместо этого заключил в тюрьму просителей.

Флор же, как будто он специально нанялся для этого, нарочно раздувал пламя войны. Он послал за храмовой казной и приказал взять оттуда семнадцать талантов под тем предлогом, будто император нуждается в них. Весть об этом привела народ в негодование; с громкими воплями он устремился в храм, взывал к имени императора и молился об освобождении от тирании Флора. Некоторые из более возбужденных открыто хулили имя Флора, обошли толпу с корзинками в руках и просили милостыни, приговаривая: «подайте бедному, несчастному Флору!» Это, однако, не заставило его устыдиться своей жадности, а напротив подстрекало его на дальнейшие вымогательства. Вместо того, чтобы поспешить в Кесарею, потушить разгоревшуюся там войну и устранить причины неудовольствия, за что ему же заплатили,- он ринулся в Иерусалим с конницей и пехотой, чтобы силой римского оружия отстоять свои требования и страхом и угрозами волновать город.

3) Успокоение умов пришлось, однако, Флору не по сердцу. Он придумывал поэтому новые средства, чтобы возбудить их вновь. С этими мыслями он призвал к себе первосвященников и почетных граждан и объявил им: если они желают представить ему истинное доказательство в том, что иудеи не помышляют о мятеже, то пусть последние устроят торжественную встречу придвигающимся отрядам из Кесареи. (Две когорты были на пути к Иерусалиму). Но в то время, когда те были заняты в народном собрании, Флор отправил вестового с инструкцией к начальникам когорт, чтобы они приказали своим людям ничего не ответить на приветствия иудеев; в случае же, если последние позволять себе какое-либо слово против его личности, тогда они должны пустить в ход свое оружие. Между тем первосвященники созвали народ в храм и побуждали его выйти навстречу римским когортам и радостно их приветствовать, дабы избегнуть худших последствий. Жаждавшие мятежа отказались от этого предложения и народ, помня убитых, склонялся на сторону более решительных.
4) Тогда появились все коганы и все священнослужители, неся перед собою священные сосуды и одетые в облачение, которое они обыкновенно носили при богослужении; дальше шли игравшие на цитрах и храмовые певцы с их инструментами — все пали ниц перед народом и молили его сохранить им священное облачение и не довести до того, чтобы римляне разграбили посвященные Богу драгоценности. Самих первосвященников можно было видеть с пеплом на голове и с обнаженной грудью, так как они разорвали на себе одежду. Они обратились к некоторым знатным особам поименно и ко всему народу в целом и заклинали их не подвергать опасности родного города из-за упуще¬ния незначительной формальности и не отдать его на произвол тем, которые хотят погубить его. «Что же выиграют солдаты от приветствия иудеев, а с другой стороны, если они откажутся выйти им навстречу — поправится ли совершившееся уже несчастье? Если они по установившемуся обычаю дружелюбно примут приближающиеся отряды, тогда они отнимусь у Флора всякий повод к войне, сохранят отечественный город и в будущем не будут больше обеспокоены. Помимо того, было бы непростительной необдуманностью с их стороны дать руководить собою немногим беспокойным умам, вместо того, чтобы своим подавляющим большинством заставить тех присоединиться к ним».
5) Этими словами они не только смягчили народ, но — одних угрозами и других внушавшим уважение повелительным тоном-заставили умолкнуть даже коноводов. Спокойно и в праздничных нарядах народ подвигался навстречу солдатам и приветствовал их, когда те приблизились. Видя же, что солдаты оставляют приветствие без всякого ответа, некоторые из беспокойных стали поносить имя Флора. Это послужило лозунгом к нападению на иудеев. Солдаты их немедленно оцепили и начали бить кнутами; бежавших преследовали всадники и растаптывали их. Огромное число пало под кнутами римлян, но еще больше погибло в натиске своих же. Страшна была давка в воротах: каждый хотел опередить другого и вследствие этого замедлилось общее бегство; те, которые падали на землю, погибали самым жалким образом. Задушенные и раздавленные наступавшей на их тела толпой, они до того были изуродованы, что никто не мог отыскать трупа родных для погребения. Вместе с ними втеснились в город также и солдаты, не переставая бить всех, кого только застигали. Они старались загнать народ в Бецету (Предместье города) для того, чтобы, оттолкнув его в сторону, завладеть храмом и замком Антонией. В этом же расчете и Флор с своим войском прискакал из дворца и старался достигнуть цитадели. Но этот план ему уже не удался. Народ повернулся лицом, выдержал натиск римлян и, взобравшись на крыши, стал стрелять в римлян сверху вниз. Затрагиваемые этими выстрелами сверху и слишком слабые для того, чтобы пробиться чрез толпу, запрудившую тесные улицы, римляне потянулись назад в свои квартиры, близ царского дворца.