Игровые технологии в работе учителя логопеда. Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи»

Горенская Алина Геннадьевна
Игровые технологии в логопедической работе с детьми с особыми возможностями здоровья

Игровые технологии в логопедической работе с детьми

«Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто жить, готовясь, в детстве не живет.»

С. Я. Маршак

В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья . Острой проблемой для ДО, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с ограниченными возможностями здоровья . В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий , в том числе и игровых .

Во ФГОСе ДО написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» (п. 21) . Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу .

Но как это сделать, чтобы не навредить ребенку, чтобы ребенку было интересно, занимательно? В настоящее время в продаже имеется большое количество пособий для автоматизации поставленных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и так до свободной речи, т. к. основная масса логопатов проходит этап автоматизации поставленных звуков изолированно и в слогах быстро и незаметно. Но иногда, дети испытывают на этом этапе значительные трудности, в силу возраста или особенностей развития , а учитывая специфику логопедической работы очень трудно удержать ребёнка на одном месте и добиться от него многократного повторения одного и того же звука до его автоматизации. Что бы решить эту задачу и превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру, приходиться придумывать разнообразные способы , чтобы заинтересовать ребёнка игровыми сюжетами , моментами, приёмами, и желательно каждый раз новыми.

Я строю свою работу таким образом , чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе , вести диалог со взрослыми и другими детьми , уметь отстаивать свое мнение. Наши «трудные звуки» , «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач» (п. 13) . Содержание работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья , на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития.

Одними из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя- логопеда является :

Создание развивающей образовательной среды;

Осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном

возрасте.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса :

Усложнение научно – технического прогресса

Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров и других гаджетов, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.

Усложнение дефектов речи

Характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности :

1. Дефицит внимания;

2. Низкий уровень развития самоконтроля.

3. Низкий уровень познавательной активности.

4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность .

5. Особенности зрительно-пространственного восприятия.

6. Низкий уровень мотивации к обучению.

Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются игровые технологии . Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта.

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий . Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н . В. Бордовской и А. А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий : задачные, игровые , компьютерные, диалоговые , тренинговые.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий . Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры , ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого , эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

Выбор игровой технологии обосновано тем , что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы , развитие любознательности, интереса к русскому языку. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией , которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям :

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи ;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую ;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом .

Логопедические занятия проходят в игровой форме . В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме . Например : появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.) . За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т. п., что вносит соревновательный элемент. Дидактические игры. Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность , выполнить игровые действия , добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия , добиться результата. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли.

Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер : в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр : лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года?» , игры-предположения («Что было бы, если бы.?» ).

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях . Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания . Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия , а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Ежегодно проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию игр в коррекционной работе . Советы и рекомендации размещаются на сайте детского сада.

Игровые технологии в работе логопеда

Пояснительная записка

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Данные цели привели к постановке и решении задач :

Изучить и проанализировать литературу по теме.

Изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе.

Создать паспорт кабинета с перечнем настольно-печатных игр и пособий.

Подобрать методические пособия по теме игровой деятельности в логопедической практике.

Постоянно обновлять и пополнять картотеку словесных игр.

Подобрать игрушки для логопедической работы.

Разработать конспекты занятий в игровой форме.

Оказывать методическую помощь воспитателям по ведению профилактической работы с использованием игр.

Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.

Ожидаемые результаты :

Повышение мотивации к логопедическим занятиям.

Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.

Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте.

Подборка игрового материала: дидактических игрушек, игр, развивающих пособий для коррекционной работы.

Разработка необходимых наглядных пособий для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в игровой форме.

Разработка консультации для родителей и педагогов по теме использования разных видов игр для развития речи.

Разработка конспектов занятий в игровой форме с детьми старшей группы (занимающихся на логопункте) по формированию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, обогащению и активизации словаря, формированию навыка связного высказывания.

Адоптированные конспекты занятий для детей подготовительной группы (занимающихся на логопункте) С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Подборка игрового материала для работы с «неговорящими» детьми.

Разработка пособий для проведения в игровой форме артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Подборка игровых пособий и дидактических игр по развитию психологической бары речи.

Медиатека лицензионных компьютерных программ и игр, игровых учебных презентаций для логопедической работы.

фонотека для проведения логоритмических упражнений и пальчиковой гимнастики.

Использование игровой технологии в логопедической работе

Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий на логопедическом пункте подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.

Использование игрушек

Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в старшей группе «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке выучить его любимый звук У и т.п.

Для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗРР, с ОНР 1 или 2 уровня используются сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.

Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.

Игровая форма занятий

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент.

Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.

Для индивидуальных и подгрупповых занятий используются рабочие тетради. В старшей группе - тетради Н.Э. Теремковой, в подготовительной к школе – С.П. Бец, Л.Л. Цуканой «Я учусь говорить и читать». Занимательные сюжеты, предложенные авторами пособий, очень нравятся детям. В каждой тетради есть постоянные герои, которые поддерживают игровой сюжет на протяжении всего периода обучения.

Подгрупповые логопедические занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся в старшей и подготовительной к школе группах. Для облегчения усвоениия учебного материала изготовлены несколько дидактических пособий. В кабинете висят замки звуков, в которых постепенно поселяются девочки – гласные звуки и мальчики – согласные звуки. Для обозначения этапов занятия, последовательность выполнения упражнений, заданий изготовлено пособие «Тропинка испытаний».

Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке», гимнастика со Смешариками.

Дидактические игры

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:

Игрушки,

Реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,

Объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

Расширять и уточнять знания детей,

Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),

Совершенствовать речь,

Развивать все психические процессы.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? »).

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. Некоторые игры, такие как «Электронная викторина, «Логико-малыш», позволяют ребёнку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.

В кабинете есть настольно-печатные игры, которые используются с детьми разного возраста по разным направлениям логопедической работы. Некоторые игры адоптированы для работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Кабинет оснащён компьютером, который даёт возможность использовать ИКТ в логопедической работе. Самостоятельно разработаны 3 игровые презентации «Звук Ц», «Звуки С-З», «Весёлые поворята». В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются логопедический программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».

Ежегодно проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию игр в коррекционной работе. Советы и рекомендации размещаются на сайте детского сада и сайте логопедического пункта.

Торгашова Ольга Павловна
Учебное заведение: Детский центр «АБВГДейка – СК» при ТОО «АБВГДЕЙКА». логопед
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-12-05 Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Торгашова Ольга Павловна Детский центр «АБВГДейка – СК» при ТОО «АБВГДЕЙКА». логопед Аудитория: дети 6 – 7 лет. Цель занятия: развитие интеллектуальных возможностей ребенка, и привитие интереса к логопедическим занятиям в детском центре.

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи».

Аудитория: дети 6 – 7 лет.

Цель занятия: развитие интеллектуальных возможностей ребенка, и привитие интереса к логопедическим занятиям в детском центре.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

· Совершенствовать лексико – грамматический строй речи;

· Развивать глагольный словарь;

· Совершенствовать навыки построения сложного предложения;

· Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).

Коррекционно-развивающие:

· Развивать высшие психические функции: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление;

· Совершенствовать речевое дыхание, мелкую и общую моторику, мышцы артикуляционного аппарата;

· Учить координировать речь с движениями;

· Развивать творческие способности детей.

Коррекционно-воспитательные:

· Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности на занятии.

· Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать друг друга.

Коррекционно-оздоровительные:

· Развивать двигательную активность.

· Способствовать сохранению и укреплению психофизического здоровья детей путём использования гимнастики для глаз, релаксации.

Оборудование: компьютер, сладкие призы всем участникам.

Используемые технологии:

· игровые;

· ИКТ;

· Здоровьесберегающие.

Предполагаемые коррекционно-развивающие результаты:

· развитие фонематического слуха;

· расширение активного словаря;

· развитие мышления, памяти, внимания;

· развитие учебной мотивации.

Билингвальный компонент: голова – бас, тело – дене, рука – қол, нога – аяқ.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Логопед: – Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наше занятие мы назвали логопедическая игротека.

В течение всего занятия нас будет сопровождать весёлый, неутомимый, озорной… (появляется слайд с изображением Незнайки, дети называют его) Незнайка. МОЖНО ПРОИГРАТЬ НЕЗНАЙКУ.

2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Логопед: – Он очень рад нашей встрече! Наш Незнайка, хочет посмотреть с каким настроением детки приходят в центр. Давайте покажем.

Логопед: – Упражнение «Мое настроение»:

Мы умеем улыбаться

Мы умеем удивляться.

Мы умеем сердиться.

Мы умеем огорчаться.

Мы умеем улыбаться.

Логопед: – Какие вы красивые, когда улыбаетесь! Подарите улыбку нашим гостям. Молодцы!

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Логопед: Все мы очень любим играть. Значит нас сегодня ждут разнообразные, увлекательные, интересные задания, где каждый сможет проявить себя. За каждый правильный ответ вы будете награждаться цветным жетоном, и в конце занятия мы определим нашего победителя.

4. ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ.

Логопед: Итак, мы начинаем!

Однажды буквы поиграли,

Не по порядку в слове встали,

Но как им место отыскать?

Слова совсем нельзя понять.

И плачут буквы громко, дружно:

Кто нас расставит так, как нужно?

(На слайде появляются слова: СЕНЬО – осень, ЛАШКО – школа, БЯТАРЕ – ребята, ЖБАДРУ – дружба, ДОРАСТЬ – радость. )

Логопед: Видите, ребята, какие замечательные слова у нас появились. Как важно, чтобы каждая буква в слове стояла на своём месте.

5. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

Логопед: Ребята, нам пришло срочное письмо. Кто же его автор? Мы узнаем это быстро, если отгадаем первые буквы названий картинок. (На слайде появляются картинки поочерёдно: Нос, енот, звезда, нота, арбуз, йогурт, конь, аист ).

– Я думаю, что вы догадались. Конечно, это…. (Незнайка ) Правильно, это наш озорник и выдумщик Незнайка. Что же он пишет? Ничего понять нельзя! Опять всё перепутал Незнайка:

– ПИСЬМО НЕЗНАЙКИ (Что за сутки? Еду я вторые шутки! Хочется к тигрятам мне быстрей попасть, в центре им отгадки трудные задать !)

– Молодцы! Видите, нужно употреблять слова в правильном значении. Сразу всё становится ясно.

6. КОНКУРС ЗАГАДОК ОТ НЕЗНАЙКИ:

Шёл урок, а он молчал-

Перемену, видно, ждал.

Только кончился урок,

Громко прозвенел…. (звонок)

Будем весь урок писать,

Пригодится нам ……(тетрадь)

Он трудился весь урок,

От старания скрипел.

Отдохнуть на доску лёг.

Ну, конечно, это….(мел)

Все рисунки вмиг сотрёт,

Если в ход пойдёт она. (Резинка)

Она в учебнике живёт,

Страницы нужные находит,

И знает, видно, наперёд,

Какую тему мы проходим. (Закладка).

Логопед: Ребята, на какую тему выбрал наш Незнайка загадки? (О школе)

5. ФИЗМИНУТКА.

Логопед: Вместе с Незнайкой нам сегодня помогает наш друг-компьютер. И сейчас он поможем отдохнуть нашим глазкам. (слайд с тренажёром для глаз под музыку ).

6. ОБОЩЕНИЕ. ИГРА НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Логопед: А чтобы вам получить заряд бодрости, мы с Незнайкой приготовили для вас весёлые стихи. Вы должны быть очень внимательными и отвечать «да» или «нет». Готовы? (Да!)

В рифму дайте мне ответ

Словом«да» иль словом «нет».

Только вы не торопитесь,

На крючок не попадитесь!

В школе есть урок труда? (Да)

Борщ- полезная еда? (Да)

После завтрака обед? (Да)

Есть колёса у ракет? (Нет)

С улыбкой к зубному идём мы в кабинет? (Нет)

Нужен вечером нам свет? (Да)

Ест бензин велосипед? (Нет)

Вы весёлые всегда? (Да!)

7 . РЕБУСЫ, ШАРАДЫ.

Логопед:

А теперь пришла пора

Отгадать нам, детвора,

Ребусы, шарады,

Чтобы все мы были рады! (Слайд с ребусами о школе )

– Разгадывание шарад и ребусов – это интересная игра! Они тренируют на ум, память и внимание! Сейчас мы станем двумя командами, и каждая команда получит своё задание. (Логопед загадывает по 1 шараде, и ребусу каждой команде ) Шарады Можно Найти и Полегче!

Мой первый слог найдёшь тогда,

Когда в котле кипит вода,

ТА- слог второй,

А в целом – школьный столик твой(Парта)

Начало деревом зовётся,

Конец- читатели мои,

Здесь в книге целое найдётся,

И в каждой строчке есть они. (Буквы).

Первое предлог,

Второе- летний дом,

А целое порой

решается с трудом. (Задача)

Мне не пройти в ветвистый лес –

Мои рога в ветвях застряли,

Но обменяй мне Л на С –

И листья леса все завянут (Олень-осень)

В тетради я бываю

Косая и прямая.

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю. (Линейка)

8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. СКОРОГОВОРКИ.

Логопед: Наш Незнайка, видя, как здорово вы отгадали все его загадки, справились с трудными ребусами и шарадами, хочет стать таким же умным и знающим. Давайте сейчас дадим ему полезные советы. А помогут нам, конечно, русские пословицы.

– Следующая игра-конкурс на знание русских пословиц. Закончи пословицу (слайд с началом пословиц об учении ):

Ученье – свет, а неученье- тьма.

Учиться- всегда пригодится.

Что твёрдо выучил, долго помнится.

Догадка хороша, а знание лучше.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

Логопед: – Школа… Какую роль она играет в нашей жизни? (В школе мы учимся читать и писать, мы приобретаем новые знания ). Я думаю, что пословицы о роли знаний в жизни человека пригодятся не только Незнайке, но и вам.

9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.

Логопед: Сегодня на занятии мы с вами много говорили о школе. Даже Логопедическая игротека заставила нас задуматься о многом. Давайте подумаем, о каких важных вещах шёл сегодня разговор?

Выводы:

· Все буквы должны находиться на своих местах в слове, их нельзя путать;

· Нужно употреблять слова в нужном значении, тогда тебя все поймут;

· Необходимо много трудиться, чтобы стать грамотным.

– А теперь давайте выразим свои мысли и чувства о логопедической игротеке (слайд Логопедическая игротека-это… Дети придумывают слова, которыми хотели бы выразить свои эмоции от занятия: интересно, здорово, увлекательно и т.д.)

Логопед: Кто же стал у нас сегодня победителем нашей логопедической игротеки? (Подсчитываются жетоны, и победителю выдаётся медаль)

– Сегодня победителей гораздо больше, это и Незнайка, который захотел учиться в школе, и все ребята, которые принимали активное участие в нашем мероприятии. Молодцы! (Раздаются сладкие призы)

, . .

МБДОУ №22 «Синяя птица» Учитель – логопед Дунаева Н.С.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся хорошо известные технологии:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

В своей работе я широко использую игровые технологии. Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми.

Цель данной технологии направлена на развитие следующих навыков:

  • воображения
  • внимания
  • памяти
  • мышления
  • умения сравнивать
  • сопоставлять
  • находить аналогии.

Использую следующие виды игр:

  • Дидактические
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Словесные
  • Игры на развитие психических процессов
  • Фонематического слуха и звукового анализа
  • Слоговой структуры, по обучению грамоте.

В результате работы мы добьёмся следующих результатов:

  • Повышение познавательной активности
  • формирование мотивации учебной деятельности
  • Улучшения речи и.т. д

Применение компьютерных игр, программ может стать ещё одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции её недостатков.

Программно-дидактический комплекс «Логомер 2» является принципиально новым продуктом на российском образовательном рынке. Данная инновация в коррекционном процессе сразу дала положительные результаты по работе над звукопроизношением, лексико-грамматическим строем речи, связной речью и при обучении элементам грамоты, то есть по всем направлениям работы логопеда. Это дало возможность работать над процессами высшей психической деятельности: памятью, вниманием, мышлением. Эффективно повысилось у детей желание заниматься.

Игровые задания направлены на формирование слухового восприятия навыков правильного произношения звуков родного языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения. Играя, ребенок расширяет знания об окружающей действительности, увеличивает словарный запас, развивает зрительное и логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Развивающие игры включают в себя следующие разделы:

  • Дыхание, воздушная струя (8игр)
  • Фонематический слух, звуко-буквенный анализ (12 игр)
  • Неречевой слух (7 игр)
  • Звукоподражание (4 игры)
  • Грамматический строй (6 игр)
  • Слоговая структура слова (5 игр)
  • Звукопроизношение (16 игр)
  • Связная речь (6 игр)
  • Моторика (3 игры)
  • Логика и внимание (9 игр)
  • Лексика (13 игр)

Для проведения занятий с детьми я подбираю задания по степени сложности, соответствующей возрасту и развитию ребенка.

Особенности программы:

развитие и коррекция речи;

все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи;

красочная графика, множество звуковых файлов;

несколько уровней сложности в каждом задании для детей с разным уровнем речеслухового развития;

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Конспект логопедического занятия по звукопроизношению и обучению грамоте с использованием
социо - игровых технологий.
Тема: Буква Р. Звуки Р, Рь.
Подготовила:
Учитель - логопед-
Кабатова Е.В.
Конспект логопедического занятия по звукопроизношению и обучению грамоте с использованием социо - игровых технологий.
Тема: Буква Р. Звуки Р, Рь.
Цель: развивать культуру общения детей в совместной деятельности.
Коррекционно-образовательные цели. Формировать у детей графический образ и зрительное восприятие буквы Р. Закреплять умение детей находить букву Р в тексте. Делать звукобуквенный анализ слова «Радуга». Автоматизировать звук Р в словах, в чистоговорках. Закрепить фонематическое представление детей о звуке – Рь, Р, закрепить умение определять позицию звука в слове.
Коррекционно-развивающие цели: Развивать у детей: фонематический слух, восприятие, общую, мелкую и артикуляционную моторику. Развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать инициативность, самостоятельность. Воспитывать сотрудничество между ребенком и логопедом, положительное эмоциональное состояние детей, доброту, активность, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в подгруппе детей, по парам и индивидуально. Воспитывать у детей умение общаться, договариваться друг с другом.
Оборудование: Сундук с подарком, ключ из 5 частей, картинки для определения места звука в слове, домики для картинок, разрезная буква Р- 2 штуки, карточки с текстом 6 штук, разрезные буквы слова «Радуга» 2 набора, карточки к схеме слова «Радуга» 2 набора, простые карандаши 7 штук, лист с образцом печатания буквы –Р, 2 мольберта,1 магнитная доска.
Ход занятия:
-Ребята, сегодня, я предлагаю поиграть. Но для начала давайте с вами поздороваемся.
Игра «Поздороваемся».
Для этого вам нужно разделиться по парам.
А теперь возьмите за руки друг друга, улыбнитесь, погладьте друг друга по голове, по плечам, пожмите друг другу руки, обнимитесь.
У меня есть для вас сюрприз, но он закрыт в сундуке. Открыть его может Волшебный ключ. А как же нам можно собрать ключ?
Дети: Выполнить все задания.
-За каждое правильно выполненное задание Вы будете получать часть ключа, и собирать его на магнитной доске. А отправимся мы с вами в страну буквы Р, звука Р, где нас ждут интересные задания. Возьмите эмблемы, разделитесь на команды, а название команд угадайте по эмблемам. Что обозначают эти цвета для буквы Р?
Артикуляционная гимнастика.
- Дети что нужно сделать для того, чтобы наш язычок мог чётко произносить звук Р?
Дети: Артикуляционную гимнастику.
«Лошадка»
«Качели»
«Грибок»
«Почистим зубки»
«Барабанщик»
- Чтобы чёткий был звук Р, где должен быть язычок? (на верху у потолочка).
- Ребята, мы готовы, отправимся в путь. А поедим мы с вами на автобусе.
Каждая команда поедет на своем автобусе. Занимайте места в соответствии со своими эмблемами.
- Заводим свои моторчики, послушайте друг друга, все правильно рычат?
Автоматизация звука Р в чистоговорках.
- Вот мы и приехали в страну буквы Р. Посмотрите вокруг, какое задание будем выполнять первым?
Эта остановка «Остров чистоговорок». Чтобы узнать какие предметы нам здесь искать, надо чётко произнести чистоговорки. Команды поочереди по одному проговаривают скороговорки, соревнуясь, кто лучше проговорит. После того, как вы проговорите чистоговорку, подойдите к столу и выбираете нужную картинку.
Ра, ра, ра - мы ловим комара.
Ры, ры, ры - у нас синие шары.
Рок, рок, рок - потяните за шнурок.
Рок, рок, рок - покупаю я сырок.
Ар, ар, ар - купим новый самовар.
Ор, ор, ор - сели куры на забор.
Определение звука в слове. Лото «Необычный дом».
- Ребята, назовите картинки, которые у вас в руках. Что на них изображено? (комар, шар, забор, шнурок, сырок, самовар)
- Какой звук есть в каждом слове? (звук Р).
На доске вы видите домики с окнами. Что можно сделать с этими картинками?
Дети: Определить места звука Р в слове и распределить картинки по домикам.
- Верно. Если в вашем названии предмета звук Р стоит в начале слова, вы помещаете картинку в домик, где живут слова в котором звук Р стоит в начале слов и т. д. Перепроверьте друг друга, правильно ли задания выполнены?
- Справились, вы не спеша, получите часть ключа.
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра «Собери букву».
- Следующая остановка.
У нас здесь рассыпалась буква, давайте ее соберем по командам, кто быстрей и посмотрим, какая буква здесь живет? (дети собирают по командам букву Р).
Какая буква получилась? На что она похожа?
(Показ буквы на доске логопедом с пояснением: «Букву –Р - писать не сложно. Сверху вниз проводим палку, справа осторожно пририсуем мы кружочек и получится флажочек».
-Как можно еще изобразить букву?- Давайте в воздухе рукой нарисуем букву – Р- (С проговариванием).
- Ребята, а кто может изобразить букву Р с помощью своего тела?- А теперь присядьте за столы и выполним с вами следующее задание «Найди букву Р». Перед вами карточки с текстом, в котором вы должны найти букву Р и зачеркнуть ее. Но сначала нужно подготовить наши пальчики.
Вы за столами, какое задание вы считаете здесь?Пальчиковая гимнастика «Крутим мы с трудом давно это толстое бревно,Вы ошиблись - это наш очень тонкий карандаш».
Игра «Найди букву».
-Пальчики готовы, сядьте красиво, возьмите правильно карандаши, приступайте к работе. Взаимопроверьте друг друга.- Справились вы хорошо, вот вам часть ключа ещё.(Дети сами вешают часть ключа).
Физминутка. Игра «Кто быстрее соберет предметы».
- Следующая остановка «Кто быстрее соберет предметы».
Играем по командам. Первая команда должна собрать предметы в названиях которых есть твердый звук Р, а вторая предметы в названиях которых есть мягкий звук Р. Давайте проверим правильно ли выполнили задание.
- Справились вы хорошо вот вам часть ключа ещё.
Игра «Шифровальщики».
- Следующая остановка «Схема слова».Как вы думаете, какое здесь задание?- А какого вот какого слова, вы узнаете, когда отгадаете ребус. Я вам буду называть слова, вы должны определить первый звук в слове и найти нужную букву. Таким образом у нас получиться слово. (рак, арбуз, дорога, ураган, гора, арка) (Радуга)
- Для начала, давайте вспомним, каким цветом бы обозначаем гласные звуки? Мягкие согласные? Твердые согласные?
А теперь возьмите карточки с нужным цветом и постройтесь в соответствии со схемой слова. Посмотрите, обе команды выполнили правильно?- Сколько слогов в слове (Три). Прохлопайте. - Почему? (Потому что в нём три гласных звука)Назовите гласные звуки.Какой первый звук в слове, дайте характеристику.Какие ещё твёрдые согласные есть в этом слове?- Справились вы хорошо, вот вам часть ключа ещё.
Итог занятия:
-Ключ сумели вы собрать. Для этого вы так старались, чем сегодня занимались? Какой звук нам встречался на пути? А теперь давайте вспомним слова, в названии которых есть звук Р, Рь. «Мяч передавай, слово называй».
А теперь откроем наш сундучок с сюрпризом (в сундуке интересная игра со звуком Р, в которую вы поиграете в группе с другими детьми). А теперь нам пора возвращаться в группу. Занимайте места в автобусе и поехали: Р-Р-Р.